Критерии добросовестности рекламной информации о ценах на лекарственные средства

14 Серпня 2012 10:20 Поділитися
Как свидетельствует практика работы Антимонопольного комитета Украины, реклама, вводящая потребителей в заблуждение относительно цен на лекарственные средства, — явление достаточно частое.

Согласно Закону Украины «О защите от недобросовестной конкуренции» (ст. 1 и 151) недобросовестной конкуренцией является распространение информации, которая вводит потребителей в заблуждение, в том числе относительно цен и скидок на товары. Максимальный размер штрафа за недобросовестную конкуренцию может составить до 5% годового дохода субъекта хозяйствования от реализации всей его продукции (то есть размер штрафа не увязывается только лишь с доходами от реализации недобросовестно рекламируемого товара).

Обобщая практику решений Антимонопольного комитета Украины (далее – АМКУ) и Высшего хозяйственного суда Украины, можно выделить наиболее типичные нарушения, связанные с распространением в рекламе неправдивой информации о ценах.

НИЗКИЕ ЦЕНЫ

Наиболее распространенный случай рекламы, вводящей в заблуждение, — информирование потребителей о более низких ценах, чем у конкурентов, при отсутствии должного подтверждения таких сведений фактическими данными.

В большинстве случаев недобросовестной ценовой рекламы, выявленных АМКУ, субъекты хозяйствования не проводили специальных маркетинговых исследований, сравнивая цены (свои и конкурентов). Если же такое сравнение проводилось, то субъекты хозяйствования, как правило, учитывали только часть ассортимента рекламируе­мых товаров или рассчитывали средний показатель по определенной группе товаров, сравнивали цены на соответствующие товары разных производителей, или же такое сравнение не охватывало всего периода распространения рекламы.

Чтобы установить неправдивость информации, распространенной субъектом хозяйствования, органы АМКУ анализировали цены на товары отдельных конкурентов такого субъекта хозяйствования. Если их цены на часть товаров соответствующего ассортимента в период распространения спорной рекламы оказывались на том же уровне или ниже, чем у субъекта хозяйствования, АМКУ квалифицировал поведение такого субъекта хозяйствования по распространению информации о низких ценах как недобросовестную конкуренцию.

Для обоснования правомерности своего поведения при рекламировании цен субъекты хозяйствования, как правило, ссылались на то, что:

а) потребители не воспринимают спорную рекламу как относящуюся абсолютно ко всем товарам из рекламируемого ассортимента;

б) определенная неточность рекламной информации не оказывала никакого влияния на выбор потребителей;

в) органы АМКУ были необъективными в своих выводах, поскольку учитывали только цены отдельных конкурентов на ограниченный ассортимент рекламируемых товаров и за незначительный период распространения спорной рекламы.

В свою очередь, хозяйственные суды при разрешении споров относительно правомерности соответствующих решений АМКУ о наложении штрафов за недобросовестную конкуренцию чаще всего не соглашались с указанными выше доводами субъектов хозяйствования.

Таким образом, субъекты хозяйствования, рекламируя подобным образом свои товары, должны учитывать наличие у них объективной возможности подтвердить правдивость распространяемой информации о ценах фактическими данными.

СКИДКИ

Неоднократно органы АМКУ выявляли случаи информирования потребителей о скидках на лекарства без указания того, что в действительности такая скидка предоставляется только отдельным категориям потребителей или не во всех случаях, или только при определенных условиях.

По мнению АМКУ, в результате умалчивания указанных сведений у потребителей создается ошибочное впечатление, что соответствующая аптека реализует все медикаменты со скидкой любому потребителю. Поскольку это может повлиять на намерения клиентов приобрести лекарства именно в этой аптеке, распространение субъектами хозяйствования неполной информации о предоставляемых скидках является недобросовестной конкуренцией.

Таким образом, субъекты хозяйствования при информировании потребителей о скидках на свои товары должны обозначать условия ее предоставления (на весь ассортимент или только на отдельные товары; всем потребителям или только отдельным их категориям и т.д.).

Кроме этого, в случаях информирования потребителей о соответствующих выгодах при покупке товаров с использованием терминов «скидка», «распродажа» или других, аналогичных им по значению, необходимо учитывать требования Закона Украины «О защите прав потребителей». В частности, этот закон запрещает использовать указанные термины, если не определен конкретный временной период проведения такого рода распродаж/установления скидок. При этом цена реализации товаров в такой период должна быть ниже их «обычной» цены.

ЦЕНА ПРОИЗВОДИТЕЛЯ

Еще одним характерным примером недобросовестной конкуренции, выявленным АМКУ, является распространение аптеками информации о реализации лекарств по ценам производителя или по оптовым ценам:

  • «Широкий асортимент ліків за цінами виробника»;
  • «Качественные медикаменты по оптовым ценам».

По мнению органов АМКУ, такого рода сведения создают у потребителей впечатление, что в рекламируемых аптеках лекарства реализуются без торговой наценки и, соответственно, цена на такие лекарства ниже, чем в других аптеках. Однако, как было установлено АМКУ, цены на лекарства и в рекламируемых, и в конкурирующих аптеках были установлены практически на одном уровне и формировались с применением торговой наценки к цене поставщика (производителя).

Поэтому описанная практика свидетельствует, что информирование предприятиями розничной торговли своих потребителей о реализации ими товаров по ценам производителя или по оптовым ценам априори вводит потребителей в заблуждение и, соответственно, квалифицируется органами АМКУ как недобросовестная конкуренция.

СОЦИАЛЬНАЯ АПТЕКА

Сегодня наиболее оспариваемой является практика органов АМКУ относительно признания недобросовестной конкуренцией фактов распространения рекламы с использованием словосочетания «аптека социальная», которое является составной частью зарегистрированных торговых марок (ТМ).

По мнению органов АМКУ, использование словосочетания «аптека социальная» вводит потребителей в заблуждение относительно уровня цен на лекарства, поскольку соответствующие аптеки не были задействованы в социальных программах по распространению лекарств по сниженным ценам, при этом цены в отдельных соседних аптеках были ниже. Субъекты хозяйствования считают свои действия правомерными, поскольку спорные обозначения должным образом зарегистрированы как ТМ и используются в соответствии с положениями Закона Украины «О защите прав на знаки для товаров и услуг», а потребителей таким образом лишь информируют о том, что аптека является общественным учреждением, доступным каждому члену общества, независимо от социального статуса.

Хозяйственные суды, оставляя в силе оспоренные решения органов АМКУ, мотивировали свою позицию, в частности, тем, что исходя из коммерческой природы факта регистрации обозначений как ТМ, использование субъектом хозяйствования обозначения «социальная аптека» предназначено для формирования интереса потребителей к ценам на лекарственные средства в соответствующей аптеке; при этом в соответствии со ст. 17 Закона Украины «О защите прав на знаки для товаров и услуг», использование ТМ должно осуществляться добросовестно, то есть не вводить в заблуждение потребителей, не использоваться для нечестной конкуренции.

Таким образом, владельцы зарегистрированных ТМ и соответствующие лицензиаты при реализации прав, предусмотренных законодательством о ТМ, также должны учитывать требования законодательства об экономической конкуренции. При этом, как видно из описанных примеров, риск нарушения последнего возникает, если объектом зарегистрированной ТМ является комбинация связанных по смыслу слов (словосочетание или предложение), что, соответственно, требует учета особенностей хозяйственной деятельности пользователя ТМ.

Андрей Шимко,
юрист отдела налоговых
и юридических услуг, PwC Украина
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті