Новый мировой порядок на фармацевтическом рынке

Новый мировой порядок на фармацевтическом рынкеГлобальный финансовый кризис вызвал смещение центра притяжения на мировом фармрынке. Ни для кого не секрет, что существует прямая корреляция между спросом на фармпродукцию и макроэкономическими показателями, в частности темпами роста ВВП, потребительских и государственных расходов. Развивающиеся фармрынки по этим показателям демонстрируют высокую динамику даже в условиях всеобщего экономического спада. Ситуация на развитых фармрынках несколько иная — сформированные экономики этих стран весьма чувствительны к негативным последствиям кризиса, чтобы удержаться на плаву, они могут опираться на экономию имеющихся ресурсов, а не на использование резервного потенциала, как развивающиеся страны. Формируется новая модель мирового фармрынка, характеризующаяся смещением акцента с развитых на развивающиеся фармрынки и изменением товарной структуры с упором на перспективные узкоцелевые рынки и сокращением доли общих фармакотерапевтических групп. Настоящая публикация основана на данных, опубликованных на сайте мировой исследовательской компании «IMS Health», также приведены предварительные итоги развития мирового фармрынка за 2009 г.

СМЕЩЕНИЕ ЦЕНТРА МИРОВОЙ ФАРМЫ

По-прежнему фармацевтический бизнес концентрируется в таких ведущих регионах — США, Европа и Япония, которые аккумулируют около 70% мирового фармрынка. Вместе с тем кризис послужил катализатором кардинальных перемен, в частности наметилось изменение географической и товарной структуры современного фармрынка. Потенциал развития глобальной Фармы заложен в тех сферах, где неудовлетворен спрос и в региональном, и в товарном аспекте.

«Географически наиболее потенциальными по праву считаются развивающиеся фармрынки, среднегодовые темпы роста которых исчисляются двузначными цифрами. В этих странах стремительными темпами растет ВВП, усиливае­тся государственная поддержка в сфере здравоохранения. Немаловажной предпосылкой роста развивающихся фармрынков является увеличение численности населения, в частности в Китае и Индии, которое является мощной платформой формирования спроса. Что касается товарной структуры, мировой фармрынок испытывает нехватку биологических и узкосегментированных препаратов быстроразвивающихся фармакотерапевтических групп, в частности для лечения онкологических заболеваний», — поделилась мнением Диана Конми (Diana Conmy), корпоративный директор «IMS Market Insights» (www.social.eyeforpharma.com).

рис. 1

В 2008 г. объем мирового фармрынка оценивался в 773 млрд дол. США. Согласно расчетам «IMS Health» прогнозируется, что в 2010 г. общий объем мировых фармпродаж составит более 825 млрд дол., а в 2013 г. этот показатель превысит 975 млрд дол. По предварительным оценкам, в 2009 г. в общем объеме мировых фармпродаж в денежном выражении более 70% будет составлять суммарная доля развитых фармрынков — США, Канада, топ-5 европейских развитых фармрынков, таких как Франция, Германия, Италия, Испания, Великобритания, а также Япония (рис. 1). Однако их вклад в совокупный прирост продаж глобального фармрынка составит 16% в 2009 г., хотя еще в прошлом году этот показатель превышал 50%. В это же время вклад 7 развивающихся фармрынков, а именно Бразилии, Индии, Турции, Мексики, России, Кореи и Китая, в прирост глобальных фармпродаж достигнет 51%, притом, что на их долю приходится лишь 11% объема мирового фармацевтического рынка. Назовем эти 7 стран — развивающиеся фармрынки 1-го уровня. Другие 21 страны — развивающиеся фармрынки 2-го уровня, в частност­и Венесуэла, Вьетнам, Чили, Чехия и др.

Согласно предварительным данным «IMS Health» на долю развивающихся фармрынков 2-го уровня в 2009 г. будет приходиться 6% глобальных фармпродаж и 22% общемирового прироста (рис. 2).

рис. 2

В целом количество населения развивающихся фармрынков 1-го и 2-го уровня составляе­т 3 млрд человек, или 45% населения планеты. Именно на эти 28 наций возлагаются огромные надежды, они призваны стать драйверами мирового фармрынка XXI в.

Как уже было сказано, наметилась устойчивая тенденция к замедлению темпов роста объемо­в продаж на развитых фармрынках. Согласно прогнозам Мюррея Эйткена (Murray Aitken), вице-президента «Healthcare Insight» компании «IMS Health», в 2009 г. объе­мы фармпродаж в США увеличатся на 1–2% по сравнению с предыдущим годом (www.worldpharmaceuticals.net). Для топ-5 европейских развитых фармрынков М. Айткен предсказывает темпы роста на уровне 3–4%. В Японии темпы прироста фармпродаж в 2009 г. ожидаются несколько выше — 4–5%.

Согласно расчетам «IMS Health» прогнозируется, что в 2010 г. общий объем мировых фармпродаж составит более 825 млрд дол., а в 2013 г. этот показатель превысит 975 млрд дол.

Среднегодовые темпы роста объема продаж на развивающихся фармрынках 1-го уровня в 2008–2013 гг. составят 13–16% согласно расчетам «IMS Health». Объемы продаж на этих рынках увеличатся с 93 млрд в 2008 г. до 165–185 млрд дол. в 2013 г. (рис. 3). Особые надежды возлагаются на Китай и Индию, высокий потенциал фармрынка которых сопряжен со стремительно растущими темпами роста ВВП и численностью населения. Более того, в этих странах сфера здравоохранения обрела государственную поддержку — улучшение инфраструктуры и введение страховой медицины и систем реимбурсации. Еще одна общая перспективная черта этих двух развивающихся фармрынков — они являю­тся крупными производителями генерических препаратов.

рис. 3

рис. 4

Среди развивающихся фармрынков 2-го уровня наиболее динамичным в Латинской Америке является Венесуэла. Компания «IMS Health» прочит венесуэльскому фармрынку максимальные темпы прироста в Латинской Америке — в 2008–2013 гг. ожидается увеличение объема фармпродаж на уровне 31–34% (рис. 4). Хотя для этой страны отмечают относительно неблагоприятны­й бизнес-климат в фармацевтической отрасли в связи со слабым законодательством в отношении прав интеллектуальной собственности и политическим режимом, регулярно выступающим против частных предприятий. Тем не менее рост городского населения являе­тся одним из важных факторов, способствующих увеличению фармрынка страны. Наибольшее развитие в Венесуэле получил сегмент генерических препаратов. В целом Латинская Америка обладает существенным потенциалом в качестве рынка сбыта препаратов ингибиторов ангиотензинпревращающегося фермента и анальгетиков в силу широкого распространения в регионе гиперхолестеринемии, которая является повышенным фактором риска сердечно-сосудистых заболеваний, сообщается в аннотации маркетингового исследования развивающихся фармрынков (www.marketresearch.com).

В Юго-Восточной Азии наибольшие темпы прироста в 2008–2013 гг. прогнозируются для фармрынка Вьетнама на уровне 17–20%, Таиланд также продемонстрирует высокие темпы увеличения объемов продаж фармпродукции — 10–13%, сообщает «IMS Health».

В странах Африки и Ближнего Востока развитию фармбизнеса способствует улучшение инфраструктуры в сфере здравоохранения и создание более эффективной регуляторной среды. Среди наиболее динамично развивающихся рынков в этом регионе отмечают Южно-Африканскую Республику (ЮАР), Пакистан и Египет.

В 2008–2013 гг. среднегодовые темпы прироста объема продаж Румынии составят 13–16%, прогнозирует «IMS Health». Среди стран Центрально-Восточной Европы это наиболее высокий показатель. Темпы прироста, выраженные двузначными числами, в этом регионе также продемонстрируют Литва (12–15%) и Болгария (11–14%).

РЕЦЕПТ УСПЕХА

В отчете «IMS Health» были названы базовые рекомендации выхода на развивающиеся фармрынки и приведены несколько примеров успешной работы на них крупнейших мировых компаний.

При входе на развивающиеся фармрынки необходимо разработать гибкую стратегию, адаптированную под специфические особенности местных рынков. На первоначальном этапе необходимо ознакомиться с деталями развития системы здравоохранения страны, имеющейся инфраструктурой, с основными чертами национального менталитета, экономической ситуацией, а также особенностями государственного регулирования отрасли.

В ходе специальных маркетинговых исследований были выявлены 5 критических факторов, определяющих успех компании на развивающемся фармрынке:

1. Дифференцированный подход к сбыту продукции, которая необходима рынку и которая потенциально могла бы заинтересовать потребителей, но не обязательна;

2. Наличие доступа к самым свежим, точным и достоверным исследовательским данным/информации, необходимым для понимания развивающихся рынков;

3. Эффективная стратегия управления запасами, разработанная в соответствии с потребностями местного рынка;

4. Разработка и внедрение коммерческих моделей, с помощью которых можно повысить рентабельность бизнеса компании на развивающихся фармрынках и сократить сроки возврата инвестиций;

5. Понимание особенностей ценообразования и определения маржи, при которой достигается максимально возможная на отдельно взятом рынке рыночная стоимость продукции компании.

Многие мировые производители уже значительно преуспели на развивающихся фамрынках. Так, «IMS Health» приводит данные о работе крупнейших мировых компаний на развивающихся фармрынках 1-го и 2-го уровня и других.

Опыт «GSK» в Индии является примером успешной модели работы на развивающихся рынках. Компания избрала стратегию адаптации продуктового портфеля к требованиям местного рынка. На ранних этапах работы в Индии компания «GSK» представляла малообъемные лекарственные средства, которые на развитых рынках обладали низкой рыночной стоимостью, но соответствовали местным требованиям. Продуктовый портфель «GSK» в Индии существенно отличался от такового на мировых рынках. На сегодняшний день компания занимает 3-е место по объемам продаж на индийском фармрынке и продолжает наращивать обороты.

Среди приобретений «GSK» на развивающихся фармрынках — бизнес по производству генерических препаратов компании «Bristol-Myers Squibb» в Египте, 16% акций крупной африканской компании генерических препаратов «Aspen», на которую в настоящее время возложены функции маркетинга и дистрибьюции продукции «GSK» в ЮАР.

Наиболее потенциальными считаются развивающиеся фармрынки

В свою очередь компания «sanofi-aventis» приобрела бразильского производителя генерических лекарственных средств «Medley» и мексиканского — «Kendrick». Теперь «sanofi» позиционируется как лидер на фармрынках Латинской Америки.

Еще одним примером успешной работы на развивающемся фармрынке является деятельность «Schering-Plough» в Китае. Компанией была избрана агрессивная маркетинговая стратегия — в систему сбыта и маркетинга были направлены значительные инвестиции. Это позволило в течение 5 лет работы на китайском фармрынке увеличить объем продаж в пять раз — с 20 до 100 млн дол.

Еще одним примером является компания «Bayer», прирост объема продаж которой в последнее время обеспечивается преимущественно развивающимися рынками, такими как Китай и Турция.

РЕЗЮМЕ

В то время как глобальная фарминдустрия чувствительна к изменениям экономической ситуации, объемы ее продаж свидетельствуют о том, что степень воздействия на отдельные рынки зависит от краткосрочной и среднесрочной государственной политики, а также от уровня развития страховой медицины и системы реимбурсации. В условиях всеобщего экономического спада большие надежды возлагаются на развивающиеся фармрынки, где наметилась тенденция развития инфраструктуры и улучшения законодательно-правового поля в сфере здравоохранения. Увеличению объемов продаж на развивающихся фармрынках также способствуют высокие темпы роста ВВП и покупательской способности, увеличение численности населения, а также широкое распространение хронических заболеваний. Умелое использование неисчерпаемого потенциала этих многообещающих рынков может стать залогом успешного развития глобальной Фармы!

Анна Шибаева
При подготовке публикации
были использованы материалы сайтов
www.social.eyeforpharma.com;
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті