На чьи плечи ляжет возможный мониторинг цен на препараты?

1 марта в парламенте зарегистрирован законопроект «О внесении изменений в Закон Украи­ны «О лекарственных средствах» (относительно мониторинга цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения)» (№ 2432). Инициаторами законопроекта выступили народные депутаты, члены депутатской фракции Всеукраинского объединения «Батькивщина» А.В. Иванчук, С.И. Кубов, В.В. Шкварилюк, П.Д. Петренко и М.Ю. Бурбак.

Законом Украины от 21.06.2012 г. № 5007-VI «О ценах и ценообразовании» предусмотрено, что государственная ценовая политика является частью государственной экономической и социальной политики и направлена, в частности, на обеспечение противодействия злоупотреблению монопольным (доминирующим) положением в сфере цено­образования, а также социальных гарантий населению в случае роста цен.

С целью предотвращения нарушения норм законодательства о ценах и ценообразовании, соблюдения субъектами хозяйствования ценовой дисциплины соответствующие органы государственного контроля в сфере ценообразования осуществляют государственный надзор путем проведения мониторинга свободных цен (исследование динамики ценовых процессов на товарных рынках) и государственных регулируемых цен.

По результатам государственного надзора в сфере ценообразования определяются методы воздействия на экономические процессы и ценовую ситуацию на товарных рынках.

Так, постановлением КМУ от 13.06.2002 г. № 803 «О мерах по проведению мониторинга цен и тарифов на потребительском рынке» утвержден перечень социально значимых товаров и услуг, по которым проводится постоянный мониторинг цен и тарифов на потребительских рынках регионов. В этот перечень не включены лекарственные средства и изделия медицинского назначения.

В то же время приказом МЗ Украины от 29.12.2011 г. № 1000 утвержден обязательный минимальный ассортимент (социально ориентированных) лекарственных средств и изделий медицинского назначения для аптечных учреждений (далее — обязательный минимальный ассортимент). Он включает около 120 наименований основных препаратов и изделий медицинского значения для обеспечения минимального уровня медикаментозного обеспечения населения.

Таким образом, при реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения существует необходимость в противодействии необоснованному повышению цен на указанную продукцию, а также неуклонном соблюдении ценовой дисциплины для обеспечения социальных гарантий населению.

С этой целью предлагается дополнить Закон Украины «О лекарственных средствах» ст. 221, которая предусматривает внедрение мониторинга цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, включенные в обязательный минимальный ассортимент.

Планируется, что указанный мониторинг будет осуществляться центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере контроля цен, и его территориальными органами в порядке, определенном для проведения мониторинга цен и тарифов на потребительском рынке для социально значимых товаров и услуг. Согласно Указу Президента Украины от 30.03.2012 г. № 236/2012 таким органом является Государственная инспекция Украины по контролю за ценами (далее — Госценинспекция).

Мониторинг будет осуществляться с целью изучения уровня, структуры и динамики цен на препараты и изделия медицинского назначения, а также предоставления Министерству экономического развития и торговли, Антимонопольному комитету и Национальному банку Украины соответствующих заключений и предложений по улучшению ценовой ситуации.

Кроме того, в ст. 221, которой предлагается дополнить Закон Украины «О лекарственных средствах», содержится положение относительно того, чтобы центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере контроля качества и безопасности препаратов, обеспечивал осуществление мониторинга наличия в аптеках и фельдшерско-акушерских пунктах препаратов и изделий медицинского назначения, включенных в обязательный минимальный ассортимент.

Эта норма дублирует п. 4 приказа МЗ Украины № 1000, согласно которому такую функцию выполняет Государственная служба Украины по лекарственным средствам.

Как отмечено в пояснительной записке к законопроекту, отдельной проблемой в сфере ценообразования на лекарственные средства является неэффективность мониторинга цен на препараты зарубежного производства со стороны компетентных государственных органов. Как следствие, в Украине цены на одни и те же лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинскую технику в разы превышают таковые на соответствующие товары за рубежом.

В связи с этим заключительные положения законопроекта предусматривают, что правительство должно разработать механизм мониторинга цен на лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинскую технику за рубежом.

Порядок осуществления мониторинга цен и тарифов на потребительском рынке, утвержденный постановлением КМУ № 803, содержит понятие «мониторинг цен и тарифов». Таковым является оперативное исследование уровня цен и тарифов на отдельные товары и услуги в регионах, анализ и определение их динамики. Это исследование осуществляется на основании информации, а также первичных документов предприятий и не является проверкой соблюдения ими государственной дисциплины цен.

Такой мониторинг проводится по размерам розничных цен, в том числе размерам торговых (снабженческо-сбытовых) надбавок.

В случае, если изменяется уровень торговой (снабженческо-сбытовой) надбавки, проводится анализ составляющих расходов обращения (на транспортировку, хранение, реализацию с учетом обработки, сортировки и упаковки товаров, на заработную плату, содержание помещений и инвентаря, уплату процентов за пользование кредитом и т.п.), а также уровня рентабельности с учетом объемов товарооборота и товарных запасов.

В случае изменения уровня оптово-отпускных цен проводится анализ структуры и составляющих цены по экономическим элементам себестоимости — материальных затрат, расходов на оплату труда, отчислений на социальные мероприятия и т.д., а также налогов, сборов и других обязательных отчислений.

Стоит отметить, что некоторые субъекты хозяйствования уже отреагировали на данный законопроект, критично восприняв его положения. Ведь, по сути, исходя из определения «мониторинг цен и тарифов», таковой осуществляется на основании информации и первичных документов предприятий. То есть субъекты хозяйствования должны самостоятельно готовить и подавать в Госценинспекцию отчетную информацию по цене на каждый препарат и изделие медицинского назначения, включенные в обязательный минимальный ассортимент. Причем препараты из этого сегмента в отдельных случаях могут составлять немалую долю в общей номенклатуре лекарственных средств, реализуемых в аптеке.

В связи с этим у субъектов хозяйствования возникает вопрос — когда осуществлять отпуск препаратов посетителям аптек, занимаясь при этом:

Ведь с одной стороны предлагаемый депутатами мониторинг цен будет осуществляться с целью изучения уровня, структуры и динамики цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, а также внесения соответствующих предложений по улучшению ценовой ситуации. С другой стороны он может создать дополнительные трудности для реализации основной задачи аптечных учреждений — обеспечения населения, учреждений здравоохранения, предприятий и организаций препаратами путем осуществления розничной торговли, поскольку для достижения поставленных целей аптечным учреждениям потребуется дополнительное время и техническое обеспечение.

Екатерина Горбунова
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті