Налоговые аспекты деятельности фармкомпаний

Практический ФАРМ Конгресс 20098 декабря 2009 г. в бизнес-центре «Парус» состоялся Практический ФАРМ Конгресс 2009 (далее — Конгресс), собравший более 130 участников: представителей ведущих фармацевтических производителей, операторов розничного фармацевтического рынка, дистрибьюторов лекарственных средств и представительств зарубежных компаний. Организатором Конгресса выступила компания «Pharm Assistance».
Практический ФАРМ Конгресс 2009
Елена Макеева

В ходе Конгресса были представлены две практические секции — в первой рассматривались юридические, бухгалтерские и налоговые вопросы, во второй — управленческие вопросы, маркетинговые, стратегические и HR.

Напомним, что пилотным проектом перед проведением этого Конгресса был семинар-практикум для фармацевтических компаний по правовым и налоговым аспектам их деятельности («Еженедельник АПТЕКА» № 45 (716) от 16.11.2009 г., № 46 (717) от 23.11.2009 г.). Он был организован 29.10.2009 г. аудиторской фирмой «Аксенова и партнеры» совместно с «ЛИГА:Закон». Тогда подробно были рассмотрены вопросы ценообразования на фармацевтическом рынке, ответственности за нарушение законодательства о конкуренции и рекламе, импорта изделий медицинского назначения, формирования налогового кредита, порядка списания испорченного товара и т.д.

Главные темы юридической секции Конгресса:

  • «Правовые аспекты ценообразования в фармакологии» — Тимур Бондарев, старший партнер юридической компании «Arzinger».
  • «Несоответствие заявленных и фактических свойств лекарственных средств» — Сергей Шкляр, управляющий партнер юридической компании «Arzinger».

Эти доклады будут рассмотрены в следующей публикации.

Сейчас остановимся на докладе «Интеллектуальная собственность — нематериальный актив фармацевтической компании», который представила Елена Макеева, генеральный директор аудиторской фирмы «Аксенова и партнеры», сертифицированный аудитор, налоговый консультант.

Нематериальные активы: понятие и стоимость

Положение (стандарт) бухгалтерского учета 8 «Нематериальные активы» (утвержденный приказом Министерства финансов Украины от 18.10.1999 г. № 242) дает определение нематериальному активу (далее — НА). Это часть активов предприятия, которые обладают стоимостью и не имеют материальной формы.

Можно выделить 7 условий, необходимых для признания НА:

1) отсутствие физической, материальной формы;

2) возможность идентификации от другого имущества;

3) использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

4) использование в течение длительного периода (более 12 мес);

5) организация не предполагает последующей перепродажи этого имущества;

6) способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем и его стоимость достоверно определены;

7) наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т.п.).

При этом не признаются НА и подлежат отображению в составе расходов того отчетного периода, в котором они были осуществлены, расходы на:

  • исследование;
  • подготовку и переподготовку кадров;
  • рекламу и продвижение продукции на рынке;
  • создание, реорганизацию и перемещение предприятия или его части;
  • повышение деловой репутации предприятия, стоимость изданий и затраты на создание торговых марок (товарных знаков).

В соответствии с действующими нормативными документами приобретенные НА засчитываются на баланс предприятия по первоначальной стоимости, которая состоит из:

  • цены (стоимости) приобретения (кроме полученных торговых скидок);
  • пошлины;
  • непрямых налогов, которые не подлежат возмещению;
  • других расходов, непосредственно связанных с их приобретением и доведением до состояния, в котором они пригодны для использования по назначению.

При внесении НА в уставный капитал предприятия их стоимость оценивается по договоренности сторон или оценке независимого оценщика.

НА, полученный в результате объединения предприятий, оценивается по его справедливой стоимости (определенной рынком).

Первоначальная стоимость созданного НА включает:

  • прямые расходы на оплату труда;
  • прямые материальные расходы;
  • другие расходы, непосредственно связанные с созданием этого НА и приведением его в состояние пригодности для использования по назначению (оплата регистрации юридического права, амортизация патентов, лицензий и т.п.).

Первоначальная стоимость НА повышается на сумму затрат, связанных с усовершенствованием этого НА и увеличением его возможностей и срока использования, которые будут способствовать увеличению первоначально ожидаемых будущих экономических выгод.

Особенность бухгалтерского учета НА

В соответствии с п. 5 положения (стандарта) бухгалтерского учета 8 бухгалтерский учет НА ведется относительно каждого объекта по таким группам:

  • права пользования природными ресурсами — право пользования недрами, другими ресурсами естественной среды;
  • права пользования имуществом — право пользования земельным участком, право пользования зданием, право на аренду помещений и т.д.;
  • права на коммерческие обозначения, коммерческие (фирменные) наименования — права на торговые марки (знаки для товаров и услуг);
  • права на объекты промышленной собственности — право на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, сорта растений, породы животных, коммерческие тайны, в том числе ноу-хау;
  • авторское право и смежные с ним права — право на литературные, художественные, музыкальные произведения, компьютерные программы, программы ЭВМ, фонограммы, видеограммы, передачи (программы) организаций вещания;
  • незавершенные капитальные инвестиции в НА — капитальные инвестиции в приобретение, создание и модернизацию НА, использование которых по назначению на дату баланса не произошло;
  • другие НА — право на осуществление деятель­ности, использования экономических и других привилегий.

Переоценка НА. Амортизация

Переоценка НА — не обязательное мероприятие. Предприятие может осуществлять пере­оценку по справедливой стоимости на дату баланса только тех НА, относительно которых существует активный рынок.

Активным является рынок, которому присущи такие условия:

  • предметы, которые продаются и покупаются на этом рынке, являются однородными;
  • в любое время можно найти заинтересованных продавцов и покупателей;
  • информация о рыночных ценах обще­доступна.

В случае переоценки отдельного объекта НА следует переоценивать все другие активы группы, к которой принадлежит этот НА (кроме тех, относительно которых не существует активного рынка).

Переоценка НА той группы, объекты которой уже переоценены, в дальнейшем должна проводиться с такой регулярностью, чтобы их остаточная стоимость на дату баланса существенно не отличалась от справедливой.

Если остаточная стоимость объекта НА равна нулю, то его переоцененная остаточная стоимость определяется добавлением справедливой стоимости этого объекта к его переоцененной стоимости без изменения суммы накопленной амортизации объекта. Сумма дооценки остаточной стоимости объекта НА отображается в составе дополнительного капитала, а сумма уценки — в составе расходов отчетного периода.

Следует отметить, что если предприятием проведена переоценка объектов группы НА, то в дальнейшем они подлежат ежегодной переоценке.

В соответствии с положением (стандартом) бухгалтерского учета 8 начисление амортизации НА (кроме права постоянного пользования земельным участком) осуществляется в течение срока их полезного использования, который устанавливается предприятием при признании этого объекта активом (при зачислении на баланс).

При определении срока полезного использования объекта НА следует учитывать:

  • сроки полезного использования подобных активов;
  • предусматриваемый моральный износ;
  • правовые или иные подобные ограничения по срокам его использования;
  • ожидаемый способ использования НА предприятием;
  • зависимость срока полезного использования НА от срока полезного использования других активов предприятия.

Метод амортизации НА избирается предприя­тием самостоятельно, исходя из условий получения будущих экономических выгод. Если их определить невозможно, то амортизация насчитывается с применением прямолинейного метода. Расчет амортизации при применении соответствующих методов начисления осуществляется согласно положению (стандарту) бухгалтерского учета 7 «Основные средства».

Необходимо обратить внимание, что НА с неопределенным сроком полезного использования амортизации не подлежит.

Налоговый учет торговой марки

В этом вопросе существуют разногласия между нормами бухгалтерского и налогового учета. Так, в бухгалтерском учете расходы на создание торговой марки не вносятся в стоимость НА. А в соответствии с налоговыми нормами такие расходы в состав НА вносятся и соответственно амортизируются.

П. 1.2 ст. 1 Закона Украины от 28.12.1994 г. № 334 «О налогообложении прибыли предприятий» дает несколько отличное от положения (стандарта) бухгалтерского учета 8 определение: НА — объект интеллектуальной, в том числе промышленной, собственности, а также другие права, признанные объектом права собственности плательщика налогов.

Торговая марка — объект интеллектуальной собственности. Расходы на ее получение (изготовление) подлежат амортизации в порядке, предусмотренном подпунктом 9 п. 8.3 ст. 8 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» (для амортизации НА используется линейный метод).

В следующей публикации будут рассмотрены вопросы ценообразования в фармации, полномочий контролирующих органов, правовые аспекты контроля качества лекарственных средств, а также нарушения законодательства о защите прав потребителей.

Олеся Киселева, фото Любови Столяр
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті