II Украинский форум операторов рынка медицинских изделий. Часть 2

Часть 2. «Еженедельник АПТЕКА» продолжает освещать события II Украинского форума операторов рынка медицинских изделий, состоявшегося 21 марта в столичном отеле «Русь». Мероприятие, которое посетили более 100 представителей производителей и дистрибьюторов изделий медицинского назначения и медицинской техники, органов власти, фармацевтических и юридических компаний, профессиональных ассоциаций, организаций пациентов, было организовано компанией «МОРИОН» совместно с Ассоциацией «Операторы рынка медицинских изделий». В рамках данной публикации будет представлен обзор 2-й и 3-й сессий форума.

Игорь Хмилевский, финансовый аналитик, консультант, открыл 2-ю сессию «Рынок медицинских изделий в Украине. Основные параметры» докладом «Не пугайтесь! Это всего лишь макроэкономика», в котором проанализировал особенности мировой и национальной экономики. Прогноз Международного валютного фонда (IMF World economic outlook, 2013; МВФ) для экономики Еврозоны достаточно пессимистичен. В 2013 г. возможен неустойчивый рост ВВП на уровне менее 1%. Основными драйверами повышения показателя ВВП будут Германия и Франция, однако их прирост нивелируется снижением ВВП в таких странах, как Испания, Италия, Кипр. Наиболее перспективные регионы на мировой арене — Китай (8,2%) и Индия (5,9%). Для России МВФ прогнозирует рост ВВП на 3,7%, для США — на 2%.

По данным «The Conference Board Global Economic Outlook, 2013, November, 2012», среднегодовой темп прироста ВВП в последующие 5 лет составит около 3%. При этом в различных регионах мира его динамика будет значительно варьировать: около 1,5% в странах Европы, более 2% — в США, около 5% — в Китае и Индии.

И. Хмилевский обратил внимание участников форума на то, что для стран Африки данный показатель достаточно впечатляющий — более 4%. Что касается курса евро по отношению к доллару, то, по мнению докладчика, делать какие-либо прогнозы в этом случае бессмысленно, поскольку большинство мировых экономик, в том числе и европейские, управляются вручную и зависят от решений конкретных людей.

Более подробно были освещены тенденции развития США, Китая и России. Нестабильности в экономике США, несмотря на низкий прогнозируемый рост уровня ВВП, ожидать в ближайшее время не стоит — львиная доля (80%) мировых торговых операций производится в долларах США. Возможность управления мировой валютой позволяет этой стране не бояться за ближайшее будущее. Проблема безработицы, характерная для нее на протяжении нескольких лет, с точки зрения докладчика, также постепенно нивелируется.

Что касается Китая, то в ближайшем будущем экономический спад там не предвидится, однако использование модели рыночной экономики, в основе которой лежит кредитование, рано или поздно приведет к кризису. В этой стране на фоне снижения темпов прироста экспорта в структуре ВВП доля кредитов и инвестиций по итогам 2012 г. увеличилась. На данный момент объем кредитов превысил 100% ВВП.

Согласно информации, предоставленной Федеральной службой государственной статистики, наибольший вклад отраслей экономики в ВВП России обеспечивают добыча полезных ископаемых и обрабатывающее производство, а в товарной структуре экспорта лидируют минеральные продукты. Как отметил И. Хмилевский, экономическая ситуация в этой стране достаточно стабильна, поскольку зависит от цены на нефть, которая вряд ли будет существенно снижаться в ближайшее время.

Переходя к оценке экономической ситуации в Украине, докладчик подчеркнул, что сегодня мы живем в удивительное время математических казусов и статистических чудес. По данным Государственной службы статистики Украины, прошедший год продемонстрировал снижение индекса потребительских цен на 0,2% и положительную динамику ВВП (0,2%), однако при этом убыль наблюдалась по всем основным макроэкономическим показателям: промышленное производство — на 1,8%, машиностроение — на 6%, строительство — на 13,8% и т.д. Положительную динамику прироста показала только розничная торговля — 15,9%.

На протяжении нескольких последних лет курс гривны остается стабильным по отношению к доллару, однако какой ценой это достигается? На искусственное поддержание национальной валюты в 2012 г. Национальный банк Украины (НБУ) потратил около 6,4 млрд дол. При этом золотовалютные резервы НБУ из года в год уменьшаются, а государственный долг — увеличивается. В 2010 г. золотовалютные резервы страны покрывали внешний государственный долг на 100%, а уже в начале 2013 г. за их счет можно возместить 63,5% долга.

И. Хмилевский завершил доклад консенсус-прогнозом Министерства экономического развития и торговли Украины на 2013 г., согласно которому:

  • ВВП увеличится на 2,95%;
  • уровень инфляции составит 7,1%;
  • реальный располагаемый доход повысится на 4,8%;
  • индекс цен производителей промышленной продукции составит 8,4%. Что же касается курса гривны по отношению к доллару, то различные источники озвучивают разные цифры — от 8,3 до 10,4 грн. за дол. Как прокомментировал эксперт, в реалиях ручного управления экономикой невозможно четко прогнозировать решения представителей власти.

Обзор украинского рынка изделий медицинского назначения с практической точки зрения представил Павел Харчик, президент Ассоциации «Операторы рынка медицинских изделий» (далее — Ассоциация), директор ООО «Калина компания развития бизнеса».

Как отметил докладчик, 2012 г. для отечественного рынка изделий медицинского назначения стал чрезвычайно насыщенным с точки зрения регуляторных инициатив. Однако именно произошедшие события и изменения в действующем законодательстве обусловили необходимость консолидации представителей рынка для эффективной защиты своих интересов в условиях усиления государственного давления. Впервые об этом было заявлено в рамках І Украинского форума операторов рынка изделий медицинского назначения, который прошел в сентябре 2012 г.

7 ноября 2012 г. была создана Ассоциация — первое в Украине профессиональное объединение импортеров, дистрибьюторов и других участников рынка изделий медицинского назначения — с целью защиты профессиональных интересов ее членов и обеспечения поддержки свободной конкуренции на этом рынке.

Ассоциация объединяет 7 компаний, выступивших ее основателями: «BogMarkUkraine», «ФОГТ МЕДИКАЛ ЛОГИСТИК», «МТК «Максимед», «Игар», «Аван-Медика», «Калина компания развития бизнеса» и «Watsons», при поддержке официального юридического советника — компании «Правовой Альянс».

Для операторов рынка изделий медицинского назначения сегодня наиболее актуальными являются вопросы государственной ценовой политики. Они урегулированы постановлением КМУ от 17.10.2008 г. № 955 «О мерах по стабилизации цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения», которым установлены предельные торговые (розничные) и снабженческо-сбытовые надбавки на изделия медицинского назначения, включенные в Обязательный минимальный ассортимент (социально ориентированных) лекарственных средств и изделий медицинского назначения для аптечных учреждений, утвержденный приказом МЗ Украины от 29.12.2011 г. № 1000.

П. Харчик напомнил, что на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, включенные в Национальный перечень основных лекарственных средств и изделий медицинского назначения и Обязательный минимальный ассортимент (социально ориентированных) лекарственных средств и изделий медицинского назначения для аптечных учреждений, предельные снабженческо-сбытовые надбавки установлены на уровне не выше 10% оптово-отпускной цены, а предельные торговые (розничные) надбавки — исходя из закупочной цены, но они не должны превышать такие показатели:

  • до 100 грн. — 25%;
  • от 100 до 300 грн. — 23%;
  • от 300 до 500 грн. — 20%;
  • от 500 до 1000 грн. — 15%;
  • более 1000 грн. — 10%.

Оптово-отпускная цена является ценой единицы импортированного товара или ценой единицы товара и устанавливается в договоре, заключенном между отечественным товаропроизводителем и субъектом хозяйствования, осуществляющим оптовую торговлю этой продукцией. Цена единицы импортированного товара определяется субъектом хозяйствования с учетом цены единицы товара, указанной в декларации таможенной стоимости, среднего курса гривны, установленного на межбанковском валютном рынке Украины на дату реализации товара, к иностранной валюте, в которой осуществляется закупка товара; официального курса гривны к иностранной валюте, установленного НБУ на дату таможенного оформления товара, в которой осуществляется его закупка. При этом не берутся в расчет НДС, пошлины, стоимость доставки и другие платежи, осуществляемые дистрибьюторами. Это приводит к тому, что фактическая себестоимость зарубежных изделий медицинского назначения оказывается намного выше допустимой законодательством закупочной цены для аптек.

Однако при закупке изделий медицинского назначения за бюджетные средства, оптово-отпускные цены на которые внесены в соответствующий реестр, предельные снабженческо-сбытовые надбавки устанавливаются на уровне не выше 10% по отношению к задекларированному изменению оптово-отпускной цены с учетом пошлины, НДС, а предельные торговые (розничные) надбавки — на уровне не выше 10% по отношению к закупочной цене с учетом НДС. При этом фактический размер оптово-отпускной цены на все типы, виды, марки изделий медицинского назначения не должен превышать размера внесенной в указанный реестр оптово-отпускной цены в гривне.

Докладчик обратил внимание присутствующих на то, что на сегодня требует урегулирования следующий вопрос: постановлением КМУ № 955 предусмотрено, что на изделия медицинского назначения отечественного производства, оптово-отпускная цена которых ниже 12 грн., не распространяются ограничения относительно предельного уровня надбавок. По его мнению, данное положение является дискриминационным и ограничивает доступ зарубежных производителей на рынок Украины.

«Тенденции рынка медицинских услуг как вектор развития рынка медицинского оборудования в Украине» — тема доклада Елены Лепешиной, исполнительного директора компании «Мед­Эксперт». Сегодня основным потребителем данного рынка является врач или медицинское учреждение, а клиентом — пациент. Для принятия эффективных управленческих решений необходимо учитывать следующие показатели:

  • объем рынка медицинского оборудования (количественные показатели, стоимостные показатели, долевое распределение участников);
  • данные о поставках оборудования: проведенные тендеры по закупкам УЗ-оборудования, информация о его распределении в учреждениях МЗ, структура импорта;
  • показатели загрузки работающего оборудования;
  • показатели рынка группы медицинских услуг, тенденции которого влияют на рынок медицинского оборудования определенного направления;
  • особенности рынка медицинских услуг региона;
  • данные о наличии оборудования в медицинских центрах;
  • рейтинги регионов по фактическим характеристикам сегмента рынка и по перспективам развития.

Особенности рынка медицинских услуг определенного региона являются дополнительной информацией о структуре его потребности в оборудовании. Например, в Украине есть области, в которых, с точки зрения социально-экономических характеристик, уровень цен на определенные виды медицинской помощи в частном секторе значительно превышает оптимальный для данного региона. В комплексе с невысоким доверием к частному сегменту (по причине культурных особенностей или негативного опыта), а также на фоне достаточно развитого государственного сектора в регионе это может указывать на то, что значительного оживления в сфере продаж в частном секторе медицинских услуг в определенном регионе в ближайшее время не предвидится, и основные усилия отдела продаж следует направить на государственный сектор.

Е. Лепешина привела в качестве примера принятие решения о закупке УЗ-оборудования с учетом всех вышеперечисленных факторов. Было отмечено, что основное ограничение для полноценного исследования рынка медицинского оборудования, а также анализа и принятия взвешенных решений — ограниченный доступ к информации и со стороны государственных баз данных, и со стороны самих участников рынка как первоначального источника для формирования негосударственных баз данных.

Завершая выступление, докладчик заявила, что, как правило, каждый участник рынка стремится владеть информацией относительно общей картины рынка и своего места на нем, при этом не желая предоставлять информацию о собственной деятельности. Закрытость каждого приводит к тому, что в итоге реальную картину рынка не видит никто, большинство решений принимаются интуитивно или основываясь на полученной различными способами внутренней информации конкурентов.

Стратегии развития рынка

3-ю сессию форума, посвященную стратегии развития рынка изделий медицинского назначения, открыл Олег Добранчук, руководитель аналитической службы компании «Proxima Research». По итогам 2012 г. аптечный рынок изделий медицинского назначения в Украине достиг 2,5 млрд грн. за 595 млн упаковок, превысив показатель предыдущего года на 13,2% в денежном и 1,8% — в натуральном выражении, с равномерными приростами в течение года. Основной вклад в прирост объема аптечных продаж (8,31%) обеспечил индекс замещения (увеличение потребления в упаковках, а также смещение структуры потребления в сторону более высокостоимостной продукции). Вклад инфляционного индекса в общий прирост продаж изделий медицинского назначения составил всего 4,11%, инновационный и индекс эластичности спроса — 1,7% и –0,93%. В структуре продаж изделий медицинского назначения на аптечном рынке как в денежном, так и в натуральном выражении доминирует продукция зарубежных производителей (60 и 75% соответственно).

Что касается рейтинга аптечных сетей, по итогам трех кварталов 2012 г. в тройку лидеров по объему аптечных продаж вошли «Аптека-Магнолия», «Мед-Сервис групп», «Украинский Аптечный Холдинг». На сегодня уровень консолидации аптечного ритейла остается невысоким — рыночная доля самой крупной аптечной сети не превышает 3%.

Согласно новым регуляторным требованиям в 2012 г. были закрыты аптечные киоски, однако итоги предыдущего года свидетельствуют о том, что общее количество торговых точек сократилось несущественно за счет замещения закрытых киосков аптеками. Анализ этих изменений в разрезе типов населенных пунктов показал, что наибольшая убыль торговых точек отмечена в селах, а в городах и поселках городского типа их количество увеличилось.

По итогам 2012 г. в Украине преобладают торговые точки с выторгом 100–500 тыс. грн., их доля составляет 44% всех аптек; более 500 тыс. грн. — 4%; менее 50 тыс. грн. — 28%. И только у 1% аптечных учреждений выторг превышает 1 млн грн. Топ-100 аптечных сетей по объему продаж лекарственных средств обеспечивают товарооборот больше половины рынка.

По словам докладчика, 2013 г. ознаменуется усилением процессов консолидации, однако она будет происходить по-украински, с образованием виртуальных альянсов вокруг дистрибьюторов, скупкой точек у частных предпринимателей с целью увеличения рыночной доли и влияния на производителя. Сети также будут по максимуму участвовать в акциях, скидочных программах и прочих проявлениях активности производителя, привлекая его маркетинговые бюджеты.

Не менее важно развитие IT-технологий для оптимизации работы и снижения уровня затрат, формирования прозрачной открытой отчетности для производителя и/или дистрибьютора. В погоне за лояльностью конечного потребителя также будет активно использоваться интернет-пространство и мобильные платформы.

Вадим Скопиченко, генеральный директор компании «Фармаско», представил доклад на тему «Добро пожаловать! или Посторонним вход воспрещен!». Сегодня успешное выведение какого-либо инновационного продукта на рынок Украины невозможно обеспечить только с помощью правильной промоционной стратегии. Несмотря на то что власть декларирует готовность внедрять новые продукты и технологии, это никак не проявляется на практике, что подтверждает опыт «Фармаско». Так, компания поставляет целый ряд экспресс-тестов, с помощью которых можно быстро и качественно выявить различные состояния, однако возможность их широкого применения государство не заинтересовала. Для этого не требуется дополнительное бюджетное финансирование (системы для быстрой диагностики пациенты могут приобретать самостоятельно в аптечной сети), необходима лишь организационная и информационная поддержка со стороны управленцев здравоохранения.

По словам В. Скопиченко, путем решения данной проблемы может стать создание отдельной структуры МЗ Украины, которая будет заниматься рассмотрением заявок относительно внедрения инновационных продуктов и технологий, а также экономическими расчетами. В ее состав должны входить экономисты, эксперты в данной определенной сфере практического здравоохранения (как вариант — главные внештатные специалисты МЗ), представители Государственной службы Украины по лекарственным средствам.

Завершая выступление, докладчик заявил, чтосегодня общей задачей регуляторных органов и бизнеса является максимально быстрое (не более 3 мес) донесение до специалистов информации об инновационных продуктах.

Актуальные аспекты маркировки упаковок изделий медицинского назначения в Украине были освещены в докладе Максима Багреева, генерального директора компании «Кратия». При выведении продукции на рынок производитель должен учитывать все нюансы ее маркировки. Ненадлежащая маркировка может стать причиной потери преференции по НДС, а также причиной задержки оформления товара или отказа в его оформлении по причине отсутствия регистрации. При обращении продукции данное нарушение может привести к жалобам потребителей. Неполная информация способна стать причиной неправильного использования изделия и более существенных проблем.

Согласно Закону Украины «О защите прав потребителей» покупатель имеет право на получение необходимой, доступной, достоверной и своевременной информации о продукции.

Ответственность за непредоставление надлежащей информации потребителю разделена между производителем и продавцом (исполнителем, поставщиком), и может быть точно определена только в тексте договора между ними. Форма упаковки изделия медицинского назначения согласовывается в ходе регистрации, на этапе технической экспертизы в виде примера маркировки. В дальнейшем компания-производитель должна следовать заявленным в ходе регистрации принципам составления упаковки, а также соответствовать стандарту ДСТУ 980:2007 «Символы графические для маркировки медицинских изделий».

Докладчик подчеркнул, что на сегодня понятие «надлежащая маркировка» действующим законодательством не установлено. Необходимо учитывать большое количество нормативных актов, регулирующих требования к медицинской и непищевой продукции.

М. Багреев подробно рассмотрел общие требования к маркировке изделий медицинского назначения. Так, на их упаковке должны быть указаны номер и дата регистрационного свидетельства.

Стандарт ДСТУ EN 980:2007 «Символы графические для маркировки медицинских изделий» предлагает форму для нанесения данной информации. При этом информация может быть представлена в виде текстового описания (например в силу технологического процесса или размеров изделия), при условии размещения номера регистрационного свидетельства справа от символа «СР», а даты — ниже символа.

Название изделия медицинского назначения на упаковке и в таможенных документах должно полностью соответствовать его наименованию в регистрационном свидетельстве. Если регистрационное свидетельство включает каталожный номер, то он должен присутствовать и на упаковке продукта. Дата производства, срок годности и условия хранения изделия медицинского назначения указывают на этикетке, маркировке или сопроводительной документации.

Название и адрес производителя, приведенные на упаковке,должны в точности совпадать с таковыми, указанными в регистрационном свидетельстве. Особое внимание следует уделить стране происхождения продукта, которая может отличаться от страны производителя. Согласно Директиве 93/42/ЕЕС «Об изделиях медицинского назначения» изготовитель — это лицо, ответственное за разработку, изготовление, упаковку и этикетирование оборудования перед его выведением на рынок под его наименованием независимо от того, выполняются ли указанные действия самим упомянутым лицом или от его имени третьей стороной. Страна происхождения принадлежностей, запасных частей и инструментов, считается той же, что и основного продукта, с которым они поставляются, при условии их одновременного ввоза и продажи в соответствующей комплектации и количестве. Медицинская продукция должна сопровождаться всей необходимой информацией (этикетка, маркировка, инструкция или другие сопроводительные документы) до введения в обращение. На данный момент размер шрифта законодательно не установлен. В случае повреждения (потертости) маркировкипроизводителя — компания-поставщик (продавец) должна перенести все маркировочные данные на дубликат товарного ярлыка, который прикрепляется к товару.

В рамках данного доклада были рассмотрен стандарт ДСТУ EN 980:2007 «Символы графические для маркировки медицинских изделий», разработанный с целью создания единых требований к маркировке как отечественных, так и зарубежных изделий медицинского назначения.

Он рекомендован к применению, но не является обязательным, пока производитель не задекларирует это (в ходе регистрации, на этапе технической экспертизы). Стандарт предназначен для уменьшения потребности в многоразовом переводе слов на разные языки, что существенно упрощает процедуру предоставления информации согласно требованиям национальных и международных стандартов.

Вадим Соляр, коммерческий директор представительства «Vogt Medical Vertrieb GmbH» в Украине, ознакомил участников форума с вариантом категоризации изделий медицинского назначения, разработанным и применяемым компанией «Vogt Medical Vertrieb GmbH» на основании данных «Proxima Research». Так, выделено 40 категорий изделий медицинского назначения, которые представляют интерес для компании. В первую десятку входят шприцы, системы, перчатки, гинекологические наборы, глюкометры, периферические катетеры, бинты гипсовые, расходные медицинские изделия, маски медицинские, катетеры урологические.

Категории продукции, используемой компанией «Vogt Medical Vertrieb» в Украине, проработаны продакт-менеджерами (врачами-анестезиологами) по ключевому принципу «сфера применения изделия медицинского назначения». Минусы данной систематизации: она характеризует лишь тот сегмент рынка изделий медицинского назначения, в котором представлена продукция «Vogt Medical Vertrieb», и потенциальные ниши рынка для возможного дальнейшего развития компании. Не выделены подкатегории для таких категорий, как «Шприцы» (объемы, двух- и трехкомпонентные); «Перчатки» (смотровые, хирургические, гинекологические, ортопедические, латексные, нитриловые, виниловые, стерильные, нестерильные); «Катетеры урологические» (катетеры Фолея, катетеры Пеццера и т.д.); «Термометры» (электрические, ртутные, максимальные, комнатные и т.д.). В. Соляр подчеркнул, что на сегодня отсутствуют какие-либо единые принципы и стандарты проведения систематизации (категоризации) изделий медицинского назначения. По его словам, необходимо найти четкие ответы на следующие вопросы: существуют ли международные принципы систематизации; могут ли консалтинговые компании создать украинскую версию систематизации; возможно ли транслировать принципы систематизации АТС-классификации лекарственных средств.

Польза единой классификации:

  • для дистрибьюторов — более качественное обеспечение аптек изделиями медицинского назначения;
  • для аптек — оптимизация товарных запасов и заказов изделий медицинского назначения для потребителей (пациентов);
  • для законодательного ценового регулирования — более детализированное включение позиций в Обязательный минимальный ассортимент (социально ориентированных) лекарственных средств и изделий медицинского назначения для аптечных учреждений.

О проблемах, возникающих у аптечных сетей при работе с изделиями медицинского назначения, рассказала Татьяна Буц, директор компании «Евроаптека». Она поддержала мнение предыдущего докладчика относительно того, что существует острая потребность в систематизации изделий медицинского назначения, поскольку отсутствие таковой приводит к ряду проблем в аптеках при работе с данной группой товаров, а также с их ценообразованием. Внимание участников форума было обращено на Обязательный минимальный ассортимент (социально ориентированных) изделий медицинского назначения для аптечных учреждений. Действительно ли можно называть социально ориентированными отдельные его позиции, например, рассматривая группу «Перевязочный материал», в которую входят эластичный бинт спортивный и бинт из нетканого материала? Такая же ситуация в группе «Термометры», в которой не должен подлежать регулированию термометр ушной электронный, термометр оконный или уличный. В группе «Спринцовки» относительно необходимости установления фиксированной наценки вызывает сомнение, например, спринцовка-аспиратор. Группа «Лейкопластыри» тоже имеет широкий перечень не социально важных товаров, например, пластырь жидкий или пластырь эластичный самофиксирующийся цветной и т.д.

В группе «Вата или изделия из ваты» — ватные диски и ватные палочки относятся и к изделиям медицинского назначения (с/без НДС), и к косметическим средствам (с НДС). Провизор должен правильно решить задачу, как в таком случае формировать розничную цену с фиксированной наценкой на изделия медицинского назначения в то время, когда в торговых центрах и других магазинах такие товары реализуются согласно обычным правилам формирования свободной розничной цены.

Эти вопросы чрезвычайно болезненны для аптек. Падение покупательской способности населения, конкурентная борьба, государственные ценовые регуляции привели к тому, что наценка аптек на протяжении последних нескольких лет имеет постоянную тенденцию к снижению. Так, с 2008 по 2012 г. средняя розничная наценка аптечных учреждений снизилась с 29% до 22%, что привело к резкому падению их рентабельности. Таким образом, для того, чтобы появился справедливый перечень социально ориентированных изделий медицинского назначения, его необходимо конкретизировать, вместо групп изделий медицинского назначения выделить действительно социально важные отдельные позиции с конкретным указанием их характеристик.

Перспективы и барьеры в развитии рынка медицинского оборудования в Украине были рассмотрены Геннадием Сергеевым, руководителем представительства «BMT Medical Technology» в Украине, членом Комитета Европейской Бизнес Ассоциации по здравоохранению. Сегодня можно выделить такие проблемы развития рынка медицинского оборудования: не принят Закон Украины «О медицинских изделиях»; отсутствует четкое определение «медицинское оборудование», а термин «изделия медицинской техники» есть лишь в ДСТУ 3627:2005. К сожалению, данных терминов нет и в новом законопроекте «О медицинских изделиях». Некорректным является распространение единых нормативных требований на перевязочный материал, весы, тесты, термометры, магнитно-резонансные томографы, рентгены, УЗ-оборудование и т.д., ведь они имеют совершенно разные сферы использования. В Украине, как правило, одними и теми же нормативными актами регулируются как лекарственные средства, изделия медицинского назначения, так и медицинское оборудование. Однако заказчиком медицинского оборудования и конечным его потребителем является лечебно-профилактическое учреждение, а заказчиком лекарственных средств — как правило, пациент.

С 01.07.2014 г. в Украине станут обязательными к исполнению требования технических регламентов. Как отметил докладчик, они не гармонизированы с европейскими Директивами MDD (относительно медицинского оборудования, устройств, приборов), IVDD (относительно медицинского оборудования для лабораторной диагностики in vitro) и т.д. Согласно действующим нормативным актам, после введения технических регламентов будет осуществляться тройной государственный контроль: при регистрации продукции, при ее сертификации, а также проверка выполнения требований технических регламентов. Увеличение бюрократической составляющей, несомненно, приведет к повышению цены на медицинское оборудование.

Кроме того существующая система контроля является барьером для выведения на рынок изделий медицинского назначения, которые используются в единичных случаях (или для лечения редких заболеваний) и/или стоимость их при этом невысока. Поэтому необходимо дифференцировать стоимость услуг по регистрации, сертификации и выполнению требований технических регламентов для редко применяемой продукции с небольшой стоимостью. К тому же эта стоимость для магнитно-резонансных томографов, компьютерных томографов и, к примеру, индикаторов стерилизации формальдегидного стерилизатора не должна быть одинаковой.

Несмотря на то что Украина декларирует движение в сторону гармонизации с европейскими нормами в сфере медицинского оборудования/техники, переведено и адаптировано всего несколько европейских стандартов, при этом практически отсутствует культура их соблюдения. Нарушена логическая последовательность: введение в действие технических регламентов осуществляется до принятия всех необходимых стандартов ДСТУ, в которых должны быть детально описаны требования к тому или иному медицинскому оборудованию.

Г. Сергеев также коснулся вопросов относительно разработки современных Санитарных правил и норм, Государственных строительных норм вместо ДБН В.2.2-10-2001, поскольку действующие документы являются барьером для использования современного медицинского оборудования в лечебно-профилактических учреждениях.

3-я сессия закончилась дискуссией, в которой приняли участие выступившие докладчики, а также Игорь Катаев, руководитель торгового отдела АО «УМТ», и Сергей Розумный, генеральный директор ООО «Модус Медика». Было отмечено, что дальнейшее развитие рынка изделий медицинского назначения сдерживает отсутствие модели страховой медицины в Украине, а также отсутствие прозрачного и конструктивного диалога между бизнесом и властью.

П. Харчик поблагодарил организаторов конференции за возможность подискутировать об основных аспектах, проблемах, ожиданиях и прогнозах на будущее рынка изделий медицинского назначения, а также выступил с инициативой сделать форум традиционным и проводить его как минимум 1 раз в год.

С докладами конференции можно ознакомиться на сайтах www.apteka.ua и www.morion.ua.

Анна Бармина,
фото Сергея Бека
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті