Украинский фармрынок: взгляд из России

В своем докладе Айдар Ишмухаметов, профессор Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова, председатель совета директоров Группы компаний «Ремедиум», провел анализ фармацевтического рынка Украины в едином экономическом пространстве стран СНГ.

Айдар Ишмухаметов

Айдар Ишмухаметов

В течение многих лет Россия, Украина, Беларусь и Казахстан были объединены в рамках одной страны с единой экономикой. Это обусловило целый ряд общих особенностей развития, которые позволили говорить о формировании единого экономического пространства. Применительно к фармацевтическим рынкам эти схожие черты выражаются, прежде всего, в преобладании удельного веса импортных препаратов, ориентации на производство и реализацию генерических лекарственных средств, постепенном реформировании системы здравоохранения, регуляторной базы. Украина, как и некоторые другие страны СНГ, намерена в недалеком будущем вступить в ВТО. Чтобы выжить и развиваться в условиях острой конкуренции, отечественные фармацевтические предприятия должны ускорить поиск новых каналов сбыта продукции. С этой точки зрения рынок СНГ является наиболее перспективным.

Довольно часто можно услышать мнение о том, что рынок Украины, Беларуси и Казахстана во многом повторяет путь развития российского. Однако после образования СНГ в этих государствах были предприняты определенные шаги в области реформирования фармацевтической отрасли, причем в каждом из них выбрали собственную стратегию. Во всех странах все больше внимания уделяют развитию фармацевтической промышленности. По словам А. Ишмухаметова, в 2004 г. совокупный объем фармацевтического рынка стран СНГ в ценах производителя составил около 8 млрд дол. США. При этом на долю России приходится около 70%, Украины — 20%, Беларуси — 5%, Казахстана — 6%.

По мнению докладчиков, украинский фармацевтический рынок обладает большим потенциалом, динамично растет и развивается. В качестве одного из показателей, определяющих место и значимость фармацевтического рынка для каждой из стран, было выбрано отношение объема фармацевтического рынка к ВВП. Как отметил председатель совета директоров Группы компаний «Ремедиум», в России этот показатель составил 0,93, в Украине — 2,25, в Беларуси — 1,28, в Казахстане — 2,23. Обращает на себя внимание сравнительно низкий показатель в России. Аналитики связывают это с более высоким ВВП страны.

Одни из наиболее важных показателей развития рынка — его объем и динамика роста. Основываясь на данных «RMBC», он отметил, что объем рынка России в 2004 г. составил 6,5 млрд дол. США и таким образом увеличился на 14% по сравнению с 2003 г. В Беларуси эти показатели составили 248 млн и 19%, в Казахстане — 290 млн и 13%. Объем украинского фармацевтического рынка в 2002 г. в ценах производителя составлял 682 млн дол. США, в 2003 г. — 840 млн, а в 2004 г. — 1040 млн; по прогнозам аналитиков, в 2005 г. он достигнет 1200 млн. Соответственно, прирост рынка составляет более 20% ежегодно. Фармацевтический рынок Украины неуклонно увеличивается в объеме, что несомненно является положительным фактом и свидетельствует о его развитии.

Еще одной отличительной особенностью фармацевтических рынков стран СНГ является существенная рыночная доля импорта, однако вес отечественных производителей в рассматриваемых странах далеко не одинаков. Как сообщил А. Ишмухаметов, наиболее значительную долю рынка отечественные производители занимают в Украине, где они играют значительную роль в десятке лидеров продаж. Однако, заметил он, удельный вес украинских производителей составляет только 24% объема рынка в денежном выражении, при том что в натуральном выражении их рыночная доля превышает 75%. Причина этого характерна для всех рынков стран СНГ — существенная разница в цене одной упаковки отечественных и импортных препаратов. Это обусловливает общую рыночную картину: соотношение показателей объемов продаж импортных и отечественных лекарственных средств в натуральном и денежном выражении находится в обратной пропорции.

Также рассматривались особенности лекарственного обеспечения в Украине. Так, по данным, приведенным на съезде, населением в Украине закупается 72% лекарственных средств, 16% приходится на госпитальные закупки и 12% составляют прямые государственные закупки. В течение последних лет структура аптечных продаж фармацевтического рынка Украины постепенно изменяется в сторону повышения удельного веса безрецептурных продаж. Если в 2003 г. соотношение рецептурных и безрецептурных препаратов в структуре аптечных продаж составляло 57% и 43% соответственно, то в 2004 г. — 54% и 46%, а в первой половине 2005 г. — 53% и 47%. Факторами, стимулирующими развитие аптечного рынка, являются формирование спроса на безрецептурные препараты непосредственно потребителями, а также активная деятельность фармацевтических производителей по продвижению своей продукции. А. Ишмухаметов подчеркнул, что в аптечных учреждениях Украины ассортимент безрецептурных препаратов — самый обширный по сравнению с таковым в других странах СНГ. Так, количество торговых наименований безрецептурных готовых лекарственных средств в одной розничной точке Украины составляет в среднем 1495; для сравнения, в России и Беларуси — 1170, а в Казахстане — 814.

Как отметил докладчик, в последние годы наблюдается следующая тенденция: пациенты все чаще предпочитают покупать более современные и дорогие лекарственные препараты, причем на динамику изменений и структуру объема продаж значительное влияние оказывает рекламная активность фармацевтических компаний. Структура изменений свидетельствует о том, что доля объемов продаж в денежном выражении недорогих лекарственных средств в течение последних лет сокращается, тогда как дорогих — постоянно увеличивается, что приводит к закономерному падению объема продаж «традиционных» — давно используемых лекарственных средств. По данным «Розничного аудита» компании «RMBC», большой удельный вес по объему аптечных продаж в Украине наряду с низкостоимостными (стоимостью менее 1 дол. США за упаковку) имеют и более дорогие (стоимостью 2–5 дол. США за упаковку) препараты.

Говоря об украинской фармацевтической дистрибьюции, А. Ишмухаметов отметил, что она в значительной степени фрагментирована. В 2004 г., по данным «RMBC», первая тройка дистрибьюторов России охватывала 40% оптового рынка, а в Украине — 23%. Безусловно, происходит процесс консолидации дистрибьюторов; тенденции к укрупнению, наблюдающиеся в промышленности, оказывают на нее заметное влияние. Данные, которые привел А. Ишмухаметов, свидетельствуют о том, что процесс концентрации этого бизнеса в различных странах происходит по-разному. Так, во Франции 3 крупнейшие оптовые компании контролируют 97% оптового рынка лекарственных средств, в США — 94%, тогда как в Италии — 43%, Польше — 39%. Различия дистрибьюторской среды определяют разные формы консолидации, доминирующие в странах Западной Европы и в России. Если на Западе фармацевтические дистрибьюторские компании, как правило, располагают одинаковым ассортиментом ЛС, предоставляют одинаковый набор услуг, охватывают разные географические зоны и осуществляют поставки разным клиентам, то в России, как и в Украине, ведущие дистрибьюторы, также имея одинаковый ассортимент ЛС и предоставляя одинаковые услуги, чаще всего охватывают одни и те же территории и поставляют ЛС одним и тем же клиентам. В Украине наиболее характерной отличительной особенностью взаимоотношений дистрибьюторов и аптек является поставка ЛС в аптечные учреждения многими дистрибьюторами.

Подводя итоги, А. Ишмухаметов отметил, что украинский фармацевтический рынок претерпевает как качественные, так и количественные изменения и накапливает серьезный опыт. Для него характерно поступательное развитие. Фармацевтический рынок не только растет, но и становится более цивилизованным. Рост рынка связан с качественным изменением структуры потребления: в последнее время появилась тенденция предпочтения пациентами препаратов высокостоимостной группы.

Конечно, удельный вес импортируемой продукции на украинском фармацевтическом рынке все еще велик. Однако, по сравнению с другими странами СНГ, доля отечественных компаний выше, и она достаточно стабильна. n

Від редакції. Ми висвітлили ряд доповідей та виступів, які прозвучали з трибуни VI Національного з’їзду фармацевтів України. Читацькі відгуки на ці публікації надходять до редакції вже сьогодні. Обговорення актуальних для галузі проблем, започатковане на з’їзді, триває і має продовжуватись. Адже є точка відліку і базис для дискусії — прийнята з’їздом Концепція розвитку фармацевтичної галузі («Щотижневик АПТЕКА», № 42 (513) від 31 жовтня 2005 р.). З’ясовано та формалізовано певні цілі, що постають сьогодні перед галуззю, тепер починається наступний важливий етап — втілення. Закликаємо наших читачів до конструктивного та предметного обговорення положень Концепції у практичній площині, а також колегіального пошуку шляхів найбільш раціонального вирішення завдань, поставлених VI Національним з’їздом фармацевтів України. Чекаємо на Ваші листи ([email protected]).

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті