Аптечные продажи в I полугодии 2013 г. HELICOPTER VIEW

Настало время подвести итоги I полугодия 2013 г. О том, как развивался фармрынок Украины, наши читатели смогут узнать из данной публикации. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research».

«Аптечная корзина»

Украинский фармацевтический рынок продолжает стабильно развиваться как в денежном, так и в натуральном выражении, несмотря на наметившуюся тенденцию снижения темпов прироста объема продаж во II кв. 2013 г. По итогам I полугодия 2013 г. общий объем фармрынка составил 17,2 млрд грн. за 984 млн упаковок, сохранив темпы роста в денежном выражении на уровне прошлого года и значительно превзойдя таковые в натуральном выражении (рис. 1).

Рис. 1
 Объем розничной реализации товаров «аптечной корзины» в денежном и натуральном выражении, а также в долларовом эквиваленте по итогам I полугодия 2011–2013 гг. с указанием темпов прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Объем розничной реализации товаров «аптечной корзины» в денежном и натуральном выражении, а также в долларовом эквиваленте по итогам I полугодия 2011–2013 гг. с указанием темпов прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

В исследуемый период все категории товаров «аптечной корзины» продемонстрировали положительную динамику темпов роста и в денежном, и в натуральном выражении, при этом их долевое соотношение остается практически неизменным по сравнению с аналогичным периодом 2011–2012 гг. (табл. 1). Как и в предыдущие годы, львиную долю продаж составляют лекарственные средства, аккумулирующие более 85% рынка в денежном и 63,5% — в натуральном выражении. Также стоит отметить существенное снижение темпов прироста объема продаж категории «Диетические добавки», которые составили 11,8 и 2,2% в денежном и натуральном выражении соответственно по сравнению с 19,1 и 14,7% в I полугодии 2012 г.

Таблица 1 Розничные продажи различных категорий товаров «аптечной корзины» в денежном и натуральном выражении по итогам I полугодия 2011–2013 гг.
Год Денежное выражение
Лекарственные средства ИМН* Косметика Диетические добавки Рынок в целом
Объем аптечных продаж, млн грн. ∆, % Доля категории в «аптечной корзине», % Объем аптечных продаж, млн грн. ∆, % Доля категории в «аптечной корзине», % Объем аптечных продаж, млн грн. ∆, % Доля категории в «аптечной корзине», % Объем аптечных продаж, млн грн. ∆, % Доля категории в «аптечной корзине», % Объем аптечных продаж, млн грн. ∆, %
2011 10 964 84,3 1 073 8,3 590 4,5 372 2,9 12 999
2012 12 673 15,6 84,7 1 203 12,1 8,0 643 9,0 4,3 443 19,1 3,0 14 962 15,1
2013 14 668 15,7 85,2 1 337 11,2 7,8 708 10,0 4,1 496 11,8 2,9 17 209 15,0
Год Натуральное выражение
Лекарственные средства ИМН* Косметика Диетические добавки Рынок в целом
Объем аптечных продаж, млн упаковок ∆, % Доля категории в «аптечной корзине», % Объем аптечных продаж, млн упаковок ∆, % Доля категории в «аптечной корзине», % Объем аптечных продаж, млн упаковок ∆, % Доля категории в «аптечной корзине», % Объем аптечных продаж, млн упаковок ∆, % Доля категории в «аптечной корзине», % Объем аптечных продаж, млн упаковок ∆, %
2011 587 63,4 292 31,6 27,8 3,0 18,3 2,0 925
2012 602 2,7 64,2 288 –1,5 30,7 27,7 –0,6 2,9 21,0 14,7 2,2 939 1,5
2013 625 3,8 63,5 308 7,0 31,3 29,2 5,6 3,0 21,4 2,2 2,2 984 4,8

В исследуемый период отмечается повышение средневзвешенной стоимости 1 упаковки для всех категорий товаров «аптечной корзины» (рис. 2). Но темпы ее повышения значительно ниже, чем в аналогичный период прошлого года, за исключением категории диетических добавок, повышение средневзвешенной стоимости 1 упаковки которых превосходит показатель 2012 г. Самой дорогой категорией товаров по-прежнему остается косметика, средневзвешенная стоимость 1 упаковки товаров этой группы по итогам I полугодия 2013 г. составляет 24,2 грн. Самой дешевой категорией товаров являются изделия медицинского назначения (ИМН*), которые демонстрируют невысокие темпы повышения стоимости относительно других категорий товаров «аптечной корзины».

Рис. 2
 Динамика средневзвешенной стоимости 1 упаковки различных категорий товаров «аптечной корзины» по итогам I полугодия 2011–2013 гг. с указанием темпов прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Динамика средневзвешенной стоимости 1 упаковки различных категорий товаров «аптечной корзины» по итогам I полугодия 2011–2013 гг. с указанием темпов прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

В разрезе локализации производства по итогам I полугодия 2013 г. сохраняется тенденция прошлых лет. По объему продаж в денежном выражении превалируют товары зарубежного производства, в натуральном выражении большим спросом пользуются товары отечественного производства, за исключением категории ИМН*, где потребитель отдает предпочтение импортной продукции (рис. 3).

Рис. 3
 Структура розничных продаж различных категорий товаров «аптечной корзины» в разрезе зарубежного и украинского производства в денежном и натуральном выражении по итогам I полугодия 2013 г.
Структура розничных продаж различных категорий товаров «аптечной корзины» в разрезе зарубежного и украинского производства в денежном и натуральном выражении по итогам I полугодия 2013 г.

Рынок лекарственных средств

Как отмечалось выше, лекарственные средства аккумулирую львиную долю аптечных продаж, следовательно, именно они формируют основные тенденции рынка розничной реализации. Поэтому рассмотрим более подробно эту категорию товаров «аптечной корзины».

По итогам I полугодия 2013 г. объем продаж лекарственных средств увеличился на 15,7% в денежном и на 3,8% в натуральном выражении. В исследуемый период ключевое влияние на рост рынка как в денежном, так и в натуральном выражении, оказали высокие темпы прироста в I кв., обусловленные высоким уровнем заболеваемости населения гриппом и острыми респираторными вирусными инфекциями (ОРВИ), а также повышенным спросом на некоторые препараты, обусловленным ожиданиями регуляторных ограничений. Во II кв. зафиксировано существенное снижение темпов прироста объема продаж, связанное с окончанием эпидемического сезона, а также регуляторной политикой на фармрынке, а именно введением обязательного стандарта GMP для импортируемой продукции и лицензирования импорта (рис. 4 и 5). С основными причинами падения рынка во II кв. 2013 г. мы знакомили читателей в одной из предыдущих публикаций (см. «Еженедельник АПТЕКА» № 28 (899) от 22.07.2013 г.)

Рис. 4
 Динамика объема аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении за I кв. 2011 — II кв. 2013 г. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Динамика объема аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении за I кв. 2011 — II кв. 2013 г. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 5
 Динамика объема аптечных продаж лекарственных средств в натуральном выражении за I кв. 2011 — II кв. 2013 г. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Динамика объема аптечных продаж лекарственных средств в натуральном выражении за I кв. 2011 — II кв. 2013 г. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

В течение всего 2012 г. рынок лекарственных средств развивался преимущественно за счет увеличения объема потребления в натуральном выражении и смещения потребления в сторону дорогостоящих препаратов, о чем свидетельствует превалирование индекса замещения. Во II кв. 2013 г. рынок развивался в основном за счет инфляционной составляющей, в то время как индекс замещения сошел в ноль (рис. 6).

Рис. 6
 Индикаторы прироста/убыли объема аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении за I кв. 2011 — II кв. 2013 г.
Индикаторы прироста/убыли объема аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении за I кв. 2011 — II кв. 2013 г.

В последние годы наметилась тенденция к увеличению потребления дорогостоящих лекарственных средств. Темпы их прироста значительно превышают таковые для препаратов средне- и низкостоимостной ниши. На высокостоимостные препараты приходится более половины выручки аптечных учреждений, но в натуральном выражении этот сегмент составляет лишь 13% общего объема продаж. В то же время, несмотря на сокращение потребления дешевых препаратов, удельный вес объема их продаж в упаковках по-прежнему остается на уровне 50% (рис. 7). Сохранилась и наметившаяся ранее тенденция более активного развития реализации рецептурных препаратов относительно сегмента ОТС (рис. 8).

Рис. 7
 Структура аптечных продаж лекарственных средств в разрезе ценовых ниш в денежном и натуральном выражении по итогам I полугодия 2011–2013 гг., а также темпы прироста/убыли их реализации по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Структура аптечных продаж лекарственных средств в разрезе ценовых ниш в денежном и натуральном выражении по итогам I полугодия 2011–2013 гг., а также темпы прироста/убыли их реализации по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 8
 Темпы прироста объема аптечных продаж рецептурных и безрецептурных лекарственных средств в денежном и натуральном выражении по итогам I полугодия 2012–2013 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Темпы прироста объема аптечных продаж рецептурных и безрецептурных лекарственных средств в денежном и натуральном выражении по итогам I полугодия 2012–2013 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

В структуре аптечных продаж лекарственных средств украинского и зарубежного производства в I полугодии 2013 г. отмечается практически синхронное развитие на уровне показателя прироста рынка в целом. Хотя в аналогичный период предыдущего года для украинских препаратов показатели прироста объема продаж в денежном выражении были значительно выше, нежели зарубежных, в натуральном выражении, наоборот, более активно развивались продажи импортной продукции (рис. 9).

Рис. 9
 Темпы прироста объема аптечных продаж лекарственных средств украинского и зарубежного производства в денежном и натуральном выражении по итогам I полугодия 2011–2013 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Темпы прироста объема аптечных продаж лекарственных средств украинского и зарубежного производства в денежном и натуральном выражении по итогам I полугодия 2011–2013 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

В фармакотерапевтической структуре рынка по итогам I полугодия 2013 г. лидером по объему продаж в денежном выражении, как и в предыдущие годы, являются препараты группы А «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм». В целом по объему продаж рейтинг групп АТС-классификации 1-го уровня не изменился, но высокий уровень заболеваемости в I кв. 2013 г., а также затянувшаяся в этом году зима способствовали существенному увеличению объема продаж препаратов групп J «Противомикробные средства для системного применения» и L «Антинеопластические и иммуномодулирующие средства», которые продемонстрировали максимальные темпы прироста объема продаж в I полугодии 2013 г. по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. (рис. 10).

Рис. 10
 Динамика объема аптечных продаж лекарственных средств в натуральном выражении за I кв. 2011 — II кв. 2013 г. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Динамика объема аптечных продаж лекарственных средств в натуральном выражении за I кв. 2011 — II кв. 2013 г. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Ключевые игроки

Традиционно на протяжении нескольких лет максимальный объем продаж в денежном выражении демонстрирует препарат АКТОВЕГИН. По итогам I полугодия 2013 г. пятерка лидеров рейтинга осталась неизменной по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (табл. 2). Значительно улучшили свои позиции в рейтинге препараты ГРОПРИНОЗИН, МЕТАМАКС и ФАРМАЦИТРОН благодаря тому, что им удалось занять освободившиеся ниши, которые образовались вследствие ухода некоторых препаратов с рынка, связанного с GMP-зацией.

Таблица 2 Рейтинг брэндов лекарственных средств по объему аптечных продаж в денежном выражении по итогам I полугодия 2013 г. с указанием их рейтинга в I полугодии 2011–2012 гг.
Брэнд № п/п, год
2013 2012 2011
АКТОВЕГИН 1 1 1
КОДТЕРПИН 2 2 3
ЭССЕНЦИАЛЕ 3 3 2
КАРДИОМАГНИЛ 4 4 5
НО-ШПА 5 5 4
ЦИТРАМОН 6 10 39
НАТРИЯ ХЛОРИД 7 6 7
ЛИНЕКС 8 16 15
ЦЕРАКСОН 9 8 11
ГРОПРИНОЗИН 10 40 72
ПРЕДУКТАЛ 11 9 8
ТИОТРИАЗОЛИН 12 11 17
МЕТАМАКС 13 36 79
КАРСИЛ 14 25 25
НИМЕСИЛ 15 23 24
СПАЗМАЛГОН 16 14 19
АУГМЕНТИН 17 13 9
КЕТАНОВ 18 21 21
НУРОФЕН 19 32 26
ФАРМАЦИТРОН 20 37 29
РЕОСОРБИЛАКТ 21 24 31
КАНЕФРОН 22 15 10
КАПТОПРЕС 23 22 35
ЛАЗОЛВАН 24 18 13
КРЕОН 25 20 54
МЕЗИМ 26 26 18
ВИТРУМ 27 19 20
СТРЕПСИЛС 28 34 34
ДИАБЕТОН 29 33 30
ЭНАП 30 17 12

Топ-лист маркетирующих организаций по объему аптечных продаж в денежном выражении по итогам I полугодия 2013 г., как и в предыдущие 2 года, возглавляет украинская компания «Фармак», за ней следуют немецкая «Berlin-Chemie/Menarini Group» и японская «Takeda» — на 2-й и 3-й позиции соответственно (табл. 3). В целом список топ-30 маркетирующих организаций составляют те же компании, что и в I полугодии 2012 г., за исключением компании «Kusum Healthcare», которая в этом году поднялась на 28-ю позицию с 34-й в минувшем году. Такому взлету способствовала высокая маркетинговая активность компании, позволившая достигнуть максимального показателя Evolution index среди других компаний топ-30 (табл. 4). При расчете показателя Evolution index за основу были взяты аптечные продажи лекарственных средств за I полугодие 2013 г. в рамках топ-30 маркетирующих организаций.

Таблица 3 Рейтинг маркетирующих организаций по объему продаж лекарственных средств в денежном выражении по итогам I полугодия 2013 г. с указанием их рейтинга в I полугодии 2011–2012 гг.
Маркетирующая организация № п/п, год
2013 2012 2011
Фармак (Украина) 1 1 1
Berlin-Chemie/Menarini Group (Германия) 2 2 2
Takeda (Япония) 3 3 4
Дарница (Украина) 4 6 6
Sanofi (Франция) 5 4 3
Teva (Израиль) 6 5 5
Артериум Корпорация
(Украина)
7 7 7
Gedeon Richter (Венгрия) 8 9 12
Здоровье Группа компаний (Украина) 9 10 10
Servier (Франция) 10 8 9
KRKA (Словения) 11 11 8
Sandoz (Швейцария) 12 12 11
GlaxoSmithKline (Великобритания) 13 16 14
Actavis Group (Исландия) 14 15 15
Борщаговский ХФЗ (Украина) 15 18 16
Киевский витаминный завод (Украина) 16 19 20
Abbott Products GmbH (Германия) 17 20 19
Bayer Consumer Care (Швейцария) 18 23 18
Стада-Нижфарм (Германия-Россия) 19 21 21
ИнтерХим (Украина) 20 13 23
Дельта Медикел (Украина) 21 22 22
ПРО-фарма (Украина) 22 14 17
Юрия-Фарм (Украина) 23 24 29
Heel (Германия) 24 17 13
Boehringer Ingelheim (Германия) 25 25 24
Dr. Reddy’s (Индия) 26 26 27
Novartis Consumer Health (Швейцария) 27 30 33
Kusum Healthcare (Индия) 28 34 34
Merck & Co (США) 29 29 30
Alpen Pharma AG (Швейцария) 30 28 28
Таблица 4 Топ-15 маркетирующих организаций по Evolution index (нормированный к 100) по итогам I полугодия 2013 г. в рамках топ-30 маркетирующих организаций по объему аптечных продаж лекарственных средств в I полугодии 2013 г.
Маркетирующая организация Ei
Kusum Healthcare (Индия) 118,4
Юрия-Фарм (Украина) 114,1
Дарница (Украина) 113,3
Novartis Consumer Health (Швейцария) 113,3
Bayer Consumer Care (Швейцария) 112,3
Merck & Co (США) 110,8
Киевский витаминный завод (Украина) 109,6
Alpen Pharma AG (Швейцария) 107,2
Sandoz (Швейцария) 106,3
Abbott Products GmbH (Германия) 106,0
GlaxoSmithKline (Великобритания) 106,0
Стада-Нижфарм (Германия-Россия) 103,8
Gedeon Richter (Венгрия) 103,7
Здоровье Группа компаний (Украина) 102,8
Teva (Израиль) 102,8

В I полугодии 2013 г. объем поставок лекарственных средств в аптечные учреждения дистрибьюторами составил 11,7 млрд грн. за 608,6 млн упаковок, увеличившись на 14,7% в денежном и всего на 1% в натуральном выражении. Пятерка крупнейших дистрибьюторов в последние годы также остается неизменной, ее формируют компании «БаДМ», «Оптима-Фарм», «Альба Украина», «Вента.ЛТД» и «Фра-М» (табл. 5). Суммарный удельный вес топ-5 крупнейших дистрибьюторов увеличивается с каждым годом. Доля прочих дистрибьюторов по итогам I полугодия 2013 г. составляет лишь 8,3% дистрибьюторского рынка, что меньше удельного веса каждой отдельно взятой компании из топ-5 (рис. 11). В топ-10 дистрибьюторов по объему продаж лекарственных средств также вошли «Фармпланета», «Фито-Лек», «Фармако», «Центр медицинский Медцентр М.Т.К.», «Дамона».

Таблица 5 Топ-5 крупнейших дистрибьюторов по объему поставок лекарственных средств в аптечные учреждения за I полугодие 2013 г. с указанием их позиций в рейтинге в I полугодии 2011–2012 гг.
Дистрибьютор № п/п, год
2013 2012 2011
БаДМ 1 1 2
Оптима-Фарм 2 3 1
Альба Украина 3 2 3
Вента 4 5 4
Фра-М 5 4 5
Рис. 11
 Динамика удельного веса топ-5 дистрибьюторов по объему поставок лекарственных средств в аптечные учреждения в I полугодии 2011–2013 гг.
Динамика удельного веса топ-5 дистрибьюторов по объему поставок лекарственных средств в аптечные учреждения в I полугодии 2011–2013 гг.

Итоги

Несмотря на существенное снижение темпов роста рынка во II кв. 2013 г., в целом по итогам полугодия темпы прироста объема продаж сохранились на уровне прошлого года. Как и прежде, среди товаров  «аптечной корзины» львиную долю составляют лекарственные средства. Увеличивается потребление препаратов высокостоимостной ниши, предположительно, связанное с повышением средневзвешенной стоимости 1 упаковки некоторых лекарственных средств и, соответственно, их переходом в более высокую ценовую категорию, а также желанием населения приобретать препараты, которые они принимали раньше, несмотря на повышение их стоимости.

В исследуемый период зарубежные и отечественные препараты продемонстрировали синхронное увеличение объема продаж и в денежном, и в натуральном выражении.

Более активно развивается сегмент рецептурных препаратов, что связано в том числе и с изменением статуса некоторых лекарственных средств — из ОТС на Rx-группу.

Последние 2 мес II кв. 2013 г. продемонстрировали отрицательную динамику рыночных показателей, но I кв. текущего года был весьма успешным. Поэтому в целом I полугодие характеризуется положительной динамикой развития рынка, которая не уступает таковой за аналогичный период предыдущего года.

В рейтингах брэндов, маркетирующих организаций уже сегодня отмечаются изменения, обусловленные экономическими факторами и регуляторным влиянием. Ниши, которые освободили одни продукты, осваиваются другими. Таким образом, следует отметить, что процесс переформатирования рынка начался. Динамику этого процесса мы будем отслеживать в наших дальнейших публикациях.

Денис Кирсанов

*В общий объем аптечных продаж ИМН включен объем реализации дезинфицирующих средств, которые прошли процедуру регистрации.

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи