Государственные закупки лекарственных средств: вопросы эффективности и прозрачности

Тема государственных закупок лекарственных средств постоянно находится в центре внимания общественности, поскольку ежегодно из государственного бюджета выделяются значительные средства на осуществление соответствующих государственных целевых программ. При этом не единожды в адрес профильного министерства звучали обвинения относительно: ненадлежащего выполнения таких программ, а также комплексных мероприятий по здравоохранению; нарушений законодательства Украины при осуществлении государственных закупок; неэффективного использования государственных средств. Уже не раз в рамках обсуждения актуальных вопросов фармацевтического рынка при участии представителей Временной следственной комиссии по вопросам расследования фактов нарушения законодательства при осуществлении государственных закупок, неэффективного использования государственных средств и злоупотреблений служебным положением со стороны должностных лиц МЗ Украины, других государственных предприятий, учреждений и организаций в сфере здравоохранения и фармацевтической отрасли (далее — Временная следственная комиссия) в информационном агентстве «ЛИГАБизнесИнформ» проводились круглые столы. 27 сентября состоялось очередное мероприятие на тему «Госзакупки медпрепаратов — бесконечное поле для злоупотреблений?», в котором приняли участие Павел Петренко, народный депутат, член Временной следственной комиссии, Владимир Бортницкий, начальник информационно-аналитического управления Государственной службы Украины по лекарственным средствам (далее — Гослекслужба Украины), и члены общественных организаций.

С целью расследования вышеуказанных, а также других фактов нарушений Верховная Рада Украины постановлением от 15.05.2013 г. № 236-VII создала Временную следственную комиссию. В нее входят 13 народных депутатов (исходя из обеспечения пропорционального представительства от 5 фракций, в том числе 1 нефракционный). Срок деятельности Временной следственной комиссии составляет 6 мес со дня принятия вышеупомянутого постановления парламента — то есть до 15 ноября 2013 г. Мы уже писали о том, что Временная следственная комиссия заканчивает свою работу и уже формирует соответствующий отчет и рекомендации, которые парламент должен заслушать на пленарном заседании не позднее октября текущего года.

Традиционно в мероприятии принял участие Павел Петренко. Руководствуясь информацией, полученной на запросы Временной следственной комиссией от отдельных регуляторных органов, он констатировал наличие коррупционной составляющей при осуществлении государственных закупок лекарственных средств. Так, по данным Службы безопасности Украины, криминогенная ситуация в сфере здравоохранения за 2012 г. ухудшилась по сравнению с предыдущим годом. Если в 2011 г. было зафиксировано около 47 коррупционных нарушений в этой сфере, то в 2012 г. — 144 факта.

По словам докладчика, предварительно Временной следственной комиссией было установлено, что в 2012 г. МЗ Украины заключило более 300 контрактов по закупке препаратов за бюджетные средства на немалую сумму — около 2 млрд грн. Основную группу закупаемых лекарственных средств составляли медицинские иммунобиологические препараты. По данным Генеральной Прокуратуры и Счетной палаты Украины, по отдельным группам лекарственных средств переплата небольшим малоизвестным компаниям составила около 48 млн грн. Имели место и факты, когда профильное министерство закупало препараты, которые не имели сертификата соответствия требованиям надлежащей производственной практики (Good Manufacturing Practice — GMP), по ценам, превышающим задекларированные оптово-отпускные цены на такие лекарственные средства. «Такие явления систематичны. К сожалению, вопрос государственных закупок в системе здравоохранения сегодня находится на низком уровне, поскольку немалая доля государственных средств уходит на коррупционную составляющую», — констатировал П. Петренко.

Решить эту проблему, по мнению народного депутата, можно с помощью внедрения в Украине референтного ценообразования и электронных торгов во время проведения тендерных закупок лекарственных средств, которые сделают их прозрачными, а также путем обеспечения доступа к участию в тендерных закупках только компаний, имеющих прямые контракты с производителями, и непосредственно производителей.

Относительно внедрения референтного ценообразования на лекарственные средства докладчик отметил положительный опыт реализации в Украине Пилотного проекта относительно внедрения государственного регулирования цен на лекарственные средства для лечения лиц с гипертонической болезнью (далее — Пилотный проект), утвержденного постановлением КМУ от 25.04.2012 г. № 340.

Владимир Бортницкий отметил, что МЗ Украины формирует и ведет реестр оптово-отпускных цен на препараты, который размещен на сайте профильного министерства. По словам докладчика, разница в задекларированных ценах по некоторым позициям лекарственных средств с одним и тем же международным непатентованным наименованием (делее — МНН), дозировкой и номером упаковки разных производителей может составлять от 40 до 200 грн. В качестве примера он привел препараты, включенные в Пилотный проект, с МНН амлодипин, бисопролол и лизиноприл в форме таблеток 10 мг, № 30. Задекларированные цены на данный сегмент лекарственных средств в диапазоне от минимальной позиции до максимальной отличаются в разы. «Таким образом, в государстве созданы условия, позволяющие участникам тендерных закупок принимать решение на основании излишне широкого диапазона цен. Соответственно, принятое решение относительно закупки более дорогостоящего препарата является аргументированным и законным. В то же время оно фактически приводит к неэффективному использованию государственных средств», — подытожил В. Бортницкий.

Высказывая позицию Гослекслужбы Украины в сложившейся ситуации, докладчик отметил необходимость пересмотреть действующий Порядок декларирования изменения оптово-отпускных цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, закупаемые за счет средств государственного и местных бюджетов, утвержденный постановлением КМУ от 13.08.2012 г. № 794, и внести изменения, предусматривающие внедрение референтного ценообразования на препараты, закупаемые за средства государственного бюджета.

Виктор Сердюк, президент Всеукраинского совета защиты прав и безопасности пациентов, согласился с мнением относительно неэффективности использования государственных средств во время осуществления тендерных закупок препаратов, несмотря на то что руководство МЗ Украины достаточно активно проводит переговоры с производителями о снижении цен на лекарства. Но практически невозможно эффективно распределить средства, если финансирование закупок проводится в размере 15% от потребности, а по многим позициям оно вообще отсутствует. По мнению эксперта, именно недостаточное финансирование и создает почву для злоупотреблений.

Он также подчеркнул, что, несмотря на активную работу Временной следственной комиссии совместно с правоохранительными органами, привлечь к ответственности чиновников будет сложно, поскольку действующее законодательство в сфере осуществления тендерных закупок фактически позволяет приобретать препараты по завышенным ценам и уходить от ответственности.

Докладчик отметил, что во всех развитых странах власть в первую очередь думает о здоровье граждан. «Там приобретают не лекарственные средства, а годы продленной качественной жизни, которые становятся возможными благодаря применению препаратов», — сказал В. Сердюк. По его мнению, введения референтного цено­образования недостаточно, чтобы исправить сложившуюся на сегодня ситуацию в сфере тендерных закупок лекарственных средств.

Евгений Найштетик, вице-президент Все­украинского совета защиты прав и безопасности пациентов, обратил внимание присутствующих на немаловажный фактор, который необходимо учитывать профильному министерству при выполнении государственных целевых программ и комплексных мероприятий программного характера — это фармакоэкономические показатели. Так, 30.12.2011 г. МЗ Украины приняло приказ № 1019 «Об обеспечении планирования и выполнения бюджетных программ, главным распорядителем бюджетных средств по которым является МЗ Украины», которым утверждены Положение, а также Порядок подготовки и утверждения решения Комиссии МЗ Украины по разработке исходных данных. Исходные данные — это номенклатура лекарственных средств, медицинских изделий и других товаров, работ и услуг, которые закупаются во исполнение государственных целевых программ и комплексных мероприятий программного характера за бюджетные средства. При формировании исходных данных необходимо учитывать в том числе и фармакоэкономические показатели. По словам докладчика, со дня утверждения приказа МЗ Украины № 1019 технико-экономическое обоснование ни одного проведенного тендера не включало фармакоэкономических расчетов.

Что касается непосредственно государственных закупок препаратов, то, по словам Е. Найштетика, их общий объем в 2012 г. составил 4,6 млрд грн. (проведение централизованных закупок в рамках государственных программ и осуществление закупок из местных бюджетов). Несмотря на это, роль государства в обеспечении населения лекарственными средствами является незначительной, ведь по итогам 2012 г. объем украинского рынка лекарственных средств, включая розничный и госпитальный сегменты, достиг 31,8 млрд грн., то есть государство закупает всего 15% препаратов от реальной потребности граждан в этой продукции.

К обсуждению вопросов, касающихся осуществления государственных закупок, подключился Евгений Дурнев, главный эксперт отдела рассмотрения жалоб Антимонопольного комитета Украины (далее — АМКУ). Он озвучил статистику деятельности этого органа за 2013 г., направленную на борьбу с нарушениями законодательства о защите экономической конкуренции при осуществлении государственных закупок лекарственных средств. Докладчик отметил, что деятельность АМКУ в этой сфере зависит от количества полученных жалоб участников торгов. Так, в текущем году антимонопольщиками было рассмотрено около 60 жалоб, 4 из них — на МЗ Украины. В основном они касаются неудовлетворительных результатов торгов или документации конкурсных торгов, которая, к примеру, не позволяет принять в них участие, или не соответствует действующему законодательству относительно осуществления государственных закупок. Так, из 40 рассмотренных жалоб относительно документации торгов в 26 случаях АМКУ обязал заказчиков торгов внести изменения в документацию.

В завершение заседания круглого стола участники пришли к мнению, что целью проведения подобных мероприятий является не констатация фактов нарушений в сфере осуществления государственных закупок лекарственных средств, а нахождение консенсуса для их комплексного предотвращения. П. Петренко отметил, что с целью усовершенствования действующего законодательства в этой сфере Временная следственная комиссия нарабатывает ряд изменений в него с учетом предложений профильного министерства, Гослекслужбы Украины. В ходе дискуссии также было озвучено мнение относительно разработки закона по осуществлению государственных закупок лекарственных средств с учетом специфики данного рынка.

Екатерина Горбунова,
фото Сергея Бека

Цікава інформація для Вас:

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті