Инсулины: от госзакупок до реимбурсации

В Украине продолжается реализация Пилотного проекта по внедрению государственного регулирования цен на препараты инсулина (далее — Пилотный проект), утвержденного постановлением КМУ от 14.08.2013 г. № 732. Для решения проблем в сфере обеспечения больных сахарным диабетом препаратами инсулина при Комитете Верховной Рады Украины по вопросам здравоохранения создана рабочая группа. На заседаниях рабочей группы активно обсуждаются вопросы, связанные с внедрением Пилотного проекта, в частности, относительно методики расчета граничных цен. Сегодня на общественное обсуждение вынесена методика, представленная МЗ Украины, ассоциация производителей инновационных лекарственных средств «АПРАД», в свою очередь, предложила альтернативную методику. В данной публикации мы рассчитаем снижение цены на препараты инсулина по предлагаемым методикам, а также ожидаемый экономический эффект.

МЕТОДОЛОГИЯ

В исследовании учитывались все препараты инсулина, которые закупались за бюджетные средства и личные средства населения. Объем потребления приведен в международных единицах. Референтные страны: Болгария, Польша, Венгрия, Молдова, Словакия, Латвия и Сербия. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research», а также реестр оптово-отпускных цен на лекарственные средства, опубликованный на официальном сайте МЗ Украины, и открытые официальные источники референтных стран.

ПОТРЕБЛЕНИЕ ПРЕПАРАТОВ ИНСУЛИНА

На сегодня еще не все тендеры, объявленные в IV кв. 2013 г., акцептированы, поэтому для анализа изменения объема потребления за основу приняты данные за три квартала прошлого года.

По итогам I–III кв. 2013 г. общее потребление препаратов инсулина в Украине, которое включает аптечные продажи и государственные закупки, демонстрирует незначительный прирост около 1% в натуральном выражении (МЕ) и 3,6% в денежном выражении (рис. 1 и 2). Структура потребления препаратов инсулина в региональном разрезе по итогам трех кварталов 2013 г. в натуральном и денежном выражении представлены на рис. 3 и 4 соответственно.

Рис. 1
 Динамика аптечных продаж и государственных закупок препаратов инсулина в МЕ
Динамика аптечных продаж и государственных закупок препаратов инсулина в МЕ
Рис. 2
 Динамика аптечных продаж и государственных закупок препаратов инсулина в денежном выражении
Динамика аптечных продаж и государственных закупок препаратов инсулина в денежном выражении
Рис. 3
 Структура аптечных продаж и тендерных закупок в региональном разрезе в натуральном выражении (МЕ) по итогам трех кварталов 2013 г.
Структура аптечных продаж и тендерных закупок в региональном разрезе в натуральном выражении (МЕ) по итогам трех кварталов 2013 г.
Рис. 4
 Структура аптечных продаж и тендерных закупок в региональном разрезе в денежном выражении по итогам трех кварталов 2013 г.
Структура аптечных продаж и тендерных закупок в региональном разрезе в денежном выражении по итогам трех кварталов 2013 г.

Для определения структуры потребления в региональном аспекте мы выделили 5 крупных регионов: Восток — Днепропетровская, Донецкая, Луганская, Харьковская области; Запад — Волынская, Закарпатская, Ивано-Франковская, Львовская, Ровенская, Тернопольская, Хмельницкая, Черновицкая области; Центр — Винницкая, Житомирская, Киевская, Кировоградская, Полтавская, Сумская, Черкасская, Черниговская области; Юг — АР Крым, Запорожская, Николаевская, Одесская, Херсонская области, а также Киев.

Стоит отметить, что для оценки реальной потребности населения в препаратах инсулина необходимо обладать данными о количестве пациентов с сахарным диабетом І типа. Однако, на сегодня реестр пациентов с этой патологией в официальных источниках отсутствует, поэтому получить указанную информацию не представляется возможным. В связи с этим МЗ Украины разработан и 27.12.2013 г. вынесен на общественное обсуждение проект приказа «Об утверждении Положения о реестре взрослых, которые болеют сахарным диабетом». Данный проект предусматривает создание единого общедоступного реестра пациентов с этим заболеванием и его регулярное обновление.

СРАВНЕНИЕ МЕТОДИК РАСЧЕТa ГРАНИЧНЫХ ЦЕН

В соответствии с требованиями постановления КМУ от 14.08.2013 г. № 732, МЗ Украины разрабатывает Порядок расчета граничного уровня оптово-отпускных цен на препараты инсулина.

Напомним, что во время обсуждения данного постановления на уровне регуляторных органов и производителей инсулинов было принято решение об изменении перечня референтных стран, которое отображено в постановлении КМУ от 25.12.2013 г. № 952 «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 14 августа 2013 г. № 732». Этим постановлением предлагается использовать перечень референтных стран, используемый для расчета цен на препараты, включенные в Пилотный проект по внедрению государственного регулирования цен на лекарственные средства для лечения лиц с гипертонической болезнью, утвержденный постановлением КМУ от 25.04.2012 г. № 340.

Но на сегодня остается открытым вопрос относительно методики расчета граничных оптово-отпускных цен на препараты инсулинов.

13 января 2014 г. Министерством здравоохранения Украины вынесен на общественное обсуждение проект Порядка расчета граничного уровня оптово-отпускных цен на препараты инсулина на основе сравнительных (референтных) цен на такие препараты (далее — Порядок), установленных в референтных странах. Порядок предусматривает расчет граничного уровня оптово-отпускных цен как среднее арифметическое значение в интервале цен в референтных странах с учетом цен на препараты инсулина, сложившихся в Украине, а с 1 июня 2014 г. — без учета цен, сложившихся в Украине.

В настоящее время проект Порядка активно обсуждается на уровне регуляторных органов при участии производителей инсулинов. В частности, относительно методики расчета граничных цен, частоты их перерасчета.

Как уже сообщалось ранее, для решения проблем в сфере обеспечения больных сахарным диабетом препаратами инсулина и принятия системных решений с целью их решения при Комитете Верховной Рады Украины по вопросам здравоохранения создана рабочая группа. Ее возглавляет Святослав Ханенко, народный депутат Украины, председатель подкомитета по вопросам законодательного обеспечения реформирования системы здравоохранения, медицинского образования и науки (см. «Еженедельник АПТЕКА» № 3 (924) от 20.01.2014 г.).

В ходе заседания рабочей группы представителями Ассоциации производителей инновационных лекарственных средств «АПРАД» была предложена альтернативная методика расчета граничных цен, которая также базируется на принципах референтного ценообразования. Данной методикой предлагается расчет граничного уровня оптово-отпускных цен как среднее значение между средней арифметической ценой в референтных странах и задекларированной ценой в Украине, что предполагает более «мягкое» снижение цен, нежели предусмот­рено проектом Порядка, опубликованным на официальном сайте МЗ Украины (таблица).

Так, согласно проекту Порядка предусматривается снижение цен в диапазоне от 1 до 39,7%, а средний показатель снижения цен составляет 19,9%. В то же время согласно методике, представленной «АПРАД», предполагается снижение цен в диапазоне от 1 до 24%, а средний показатель — 13,5%.

Также представители зарубежных компаний — производителей инсулинов выступили с предложением внести изменения в постановление Кабинета Министров Украины от 14.08.2013 г. № 732 касательно частоты перерасчета граничных цен. Сегодня постановлением предусмотрен перерасчет 2 раза в год 1 февраля и 1 июня. Зарубежные производители предлагают перерасчет цен 1 раз в год, так как перерасчет в середине года может привести к временному прекращению поставок инсулинов сроком до 2 мес, в течение которых цены будут утверждаться и согласовываться с центральными офисами.

Помимо этих вопросов, во время заседания рабочее группы обсуждались некоторые нюансы формирования оптово-отпускных цен на импортные препараты инсулинов. В частности, вопрос касался разницы между курсом валют на межбанковской бирже и официальным курсом валют, установленным Национальным банком Украины.

Напомним, что согласно постановлению Кабинета Министров Украины от 25.03.2009 г. № 333 «Некоторые вопросы государственного регулирования цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения», оптово-отпускная цена единицы импортируемого товара рассчитывается с учетом коэффициента отношения курса валюты на межбанковской бирже к официальному курсу, установленному Национальным банком Украины.

На сегодня данное соотношение зафиксировано на уровне более 5%, что, в свою очередь, составляет более половины максимальной снабженческо-сбытовой надбавки (10%), установленной постановлением КМУ от 17.10.2008 г. № 955 «О мерах по стабилизации цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения». Столь значимая курсовая разница существенно снижает рентабельность зарубежных производителей, что может привести к перебоям с поставками инсулинов. В связи этим импортеры предложили учесть данный коэффициент в Порядке расчета граничных цен, так как при утверждении Порядка препараты инсулинов выйдут из-под регуляции постановления Кабинета Министров Украины от 25.03.2009 г. № 333 «Некоторые вопросы государственного регулирования цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения».

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ от снижения цен

В связи с отсутствием полных данных по государственным закупкам препаратов инсулина за 2013 г., при расчете экономического эффекта мы приняли за основу объем государственных закупок препаратов инсулина за 2012 г. Расчет проведен для двух методик, предложенных Министерством здравоохранения Украины и Ассоциацией производителей инновационных лекарственных средств «АПРАД» (см. таблицу).

По обеим методикам снижение цены ожидается для 30 наименований препаратов инсулина с учетом количества единиц, формы выпуска и номера упаковки, 24 из них закупались в 2012 г. за бюджетные средства.

Базовые затраты государственного бюджета на закупки препаратов инсулина в 2012 г. составили 455,5 млн грн. При расчете оптово-отпускных цен на эти лекарственные средства с использованием механизма референтного ценообразования путем определения среднего значения в интервале цен в референтных странах и задекларированных цен производителей в Украине (методика Минздрава) можно достичь экономии бюджетных средств на уровне 10,7%, что в абсолютном значении составляет около 50 млн грн.

При расчете граничного уровня оптово-отпускных цен путем определения среднего значения между средней арифметической ценой в референтных странах и задекларированной ценой в Украине (методика «АПРАД») экономия составляет 7,0% и порядка 32 млн грн. в абсолютных величинах.

ИТОГИ

Обсуждаемые сегодня механизмы расчета предельного уровня оптово-отпускных цен позволят сократить государственные затраты на закупку препаратов инсулина с 7,0 до 10,7%.

Сравнительный анализ свидетельствует, что экономия бюджетных средств при расчете по методике, предложенной Ассоциацией производителей инновационных препаратов «АПРАД» несколько меньше, чем при использовании методики Министерства здравоохранения Украины. Но в то же время она предполагает более «мягкое» снижение цен, что приемлемо для производителей и снижает риски прекращения поставок инсулинов зарубежного производства в нашу страну.

В настоящее время также обсуждается вопрос о внедрении системы реимбурсации на препараты инсулина. При этом они должны будут реализовываться по рецепту врача через аптечную сеть. На сегодня концепция государственной целевой программы «Сахарный диабет на период до 2018 г.», вынесенная МЗ Украины на обсуждение 10.01.2014 г., не предусматривает финансирование возмещения стоимости препаратов инсулина. В свою очередь, производители инсулинов видят риски перебоев поставок, связанных с внедрением системы реимбурсации в середине года. Поэтому внедрение системы возмещения стоимости препаратов инсулина в 2014 г. стоит под большим вопросом.

Денис Кирсанов

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Інші статті розділу


Останні новини та статті