7% ставка НДС: дезорганизация системы поставок и реализации фармпродукции

Введение 7% ставки НДС по поставкам лекарственных средств и изделий медицинского назначения вызвало дезорганизацию системы поставок и реализации продукции. Бурная реакция участников фармрынка оправдана тем, что законодателем не был предусмотрен переходной период для субъектов хозяйствования с возможностью технической подготовки к новому требованию. Более того, налоговые и таможенные органы также не были готовы к такому резкому повороту событий, поскольку не были утверждены новые формы налоговых деклараций, накладных и прочее. Ввиду этого работы добавилось и юристам. Так, 8 апреля 2014 г. Юридическая компания «Правовой Альянс» провела семинар на тему «Предотвращение финансовой катастрофы в связи с введением 7% НДС на лекарственные средства и изделия медицинского назначения», докладчиками которого выступили Наталья Спивак, младший юрист и Дмитрий Алешко, партнер юридической компании «Правовой Альянс».

Хронология первой недели введения 7% ставки НДС

Для понимания процедуры принятия изменений в Налоговый кодекс (НК) Украины относительно введения 7% ставки НДС Наталья Спивак наглядно представила участникам мероприятия связанную с этим хронологию событий. Так, 27 марта 2014 г. в Парламенте был зарегистрирован законопроект № 4576 «О предотвращении финансовой катастрофы и создании предпосылок для экономического роста в Украине» и уже в тот же день народные депутаты во время вечернего заседания Верховной Рады 246 голосами приняли соответствующий закон. 31 марта Закон Украины № 1166-VII был подписан и.о. Президента Украины А. Турчиновым, и в этот же день текст документа официально опубликован в «Голосе Украины» № 60–61. При этом редакция законопроекта, которая была вынесена на голосование Верховной Рады Украины 27 марта, существенно отличалась от текста закона, опубликованного 31 марта. 1 апреля 2014 г. отдельные положения закона № 1166-VII, в том числе относительно установления 7% ставки НДС по поставкам лекарственных средств и изделий медицинского назначения, вступили в силу. Вследствие этого уже 2 апреля начались трудности с импортом фармпродукции, который со временем был парализован. Незамедлительной стала реакция профессиональных ассоциаций и юристов, которые в экстренном порядке направляли письма и.о. президента Украины, премьер-министру Украины, министру здравоохранения Украины с просьбой отсрочить введение 7% ставки НДС на поставки лекарственных средств и изделий медицинского назначения с целью предотвращения коллапса на фармацевтическом рынке. Одновременно с этим 4 апреля Министерство доходов и сборов Украины подготовило и разослало в территориальные налоговые и таможенные органы разъяснения относительно начисления НДС на лекарственные средства и медицинские изделия (№ 7860/7/99-99-19-04-02-17 и № 7822/7/99-99-19-05-01-17). В этот же день в Парламенте был зарегистрирован законопроект № 4637 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно остановки действия отдельных положений на установление ставки налога на лекарственные средства)», инициаторами которого выступили народные депутаты Украины А. Шипко и В. Дудка. 7 апреля в Парламенте также был зарегистрирован законопроект № 4645 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины относительно устранения отдельных несогласованностей норм законодательства», инициатором которого выступил Кабинет Министров Украины.

Так или иначе, принятый 27 марта текущего года закон № 1166-VII не предусматривает переходного периода для адаптации бизнес-процессов, что прямо противоречит положениям НК Украины. При этом народные депутаты Украины, прикрываясь названием закона — «О предотвращении финансовой катастрофы…» и считая, что это весомый аргумент для нарушения налогового законодательства, сумели за 1 день дестабилизировать ситуацию на фармрынке Украины.

Налогообложение импорта фармпродукции

Что касается импорта лекарственных средств, то, как уже было сказано, со 2 апреля он парализован, поскольку таможенные органы считают, что налогообложение фармпродукции при ввозе на таможенную территорию Украины осуществляется на общих основаниях с уплатой НДС по ставке 20%. Уже 4 апреля такая позиция была подкреплена в письме Министерства доходов и сборов Украины № 7822/7/99-99-19-05-01-17, в котором сказано, что «налогообложение НДС указанной категории при ввозе их на таможенную территорию Украины осуществляется на общих основаниях по ставке 20%…».

По мнению юриста, введение 20% НДС при ввозе указанных товаров на таможенную территорию Украины является ошибкой при нормотворчестве, которая негативно отобразилась на бизнесе. Почему так сложилось? Налогообложение операций по поставке лекарств и изделий медицинского назначения регулируется пп. «в» п. 193.1 ст. 193 НК Украины и составляет 7%. При этом отдельной статьей НК Украины (п. 206.2 ст. 206) регулируются вопросы налогообложения НДС при ввозе на таможенную территорию Украины. В ней говорится о том, что «Операции по ввозу на таможенную территорию Украины товаров в таможенном режиме импорта облагаются налогом по ставке, определенной пп. 194.1.1 п. 194.1 ст. 194 НКУ, кроме операций, которые освобождены согласно ст. 197 НКУ». То есть, данный пункт содержит отсылочную норму на пп. 194.1.1 п. 194.1 ст. 194 НК Украины, согласно которому налог составляет 20%, 7% базы налого­обложения и прибавляется к цене товаров/услуг. Однако, поскольку в пп. «в» п. 193.1 ст. 193 НК Украины речь идет только об операциях по поставке лекарств и изделий медицинского назначения (хотя это подразумевает также и ввоз их на таможенную территорию Украины), по мнению налоговых и таможенных органов, при ввозе на таможенную территорию Украины указанных товаров должна применяться ставка 20%.

Н. Спивак предложила вариант решения данной проблемы путем внесения изменения в пп. «в» п. 193.1 ст. 193 НК Украины, в случае которого данная норма выглядела бы следующим образом: «7% по операциям по поставке на таможенной территории Украины и операциям по ввозу на таможенную территорию Украины в таможенном режиме импорта лекарственных средств, разрешенных для производства и применения в Украине, внесенных в Государственный реестр лекарственных средств (в том числе аптечными учреждениями), а также изделий медицинского назначения согласно перечню, утвержденному КМУ».

Налогообложение внутренних операций

7% ставка НДС установлена для внутренних операций по поставке всех зарегистрированных в Украине готовых лекарств, продукции in bulk и активных фармацевтических ингредиентов, а также изделий медицинского назначения, включенных в перечень, который должен быть утвержден постановлением КМУ. 20% НДС применяется к операциям по поставке изделий медицинского назначения, не включенных в перечень, который должен быть утвержден КМУ.

По словам юриста, до 1 апреля 2014 г. действовал перечень изделий медицинского назначения, операции по поставке которых освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость, утвержденный постановлением КМУ № 867. Однако в преамбуле данного постановления законодатель ссылается на пп. 197.1.27 п. 197.1 ст. 197 НК Украины, который был исключен законом № 1166-VII. То есть, данный перечень не может применяться с целью обложения операций по 7% НДС. С 1 апреля это должен быть новый перечень, который утвердит Правительство. Н. Спивак предположила, что данный перечень будет разработан на основе постановления КМУ № 867 и модифицирован с учетом новых кодов Украинского классификатора товаров внешнеэкономической деятельности (УКТВЭД), начавших действовать с 2014 г. По словам юриста до утверждения нового перечня все изделия медицинского назначения при ввозе на таможенную территорию Украины должны облагаться по 20% ставке НДС. Прим. ред.: во время совещания, посвященного вопросам реформирования системы здравоохранения и ситуации на фармрынке Украины после принятия Закона Украины № 1166-VII, премьер-министр Украины сообщил, что 9 апреля текущего года Правительство приняло соответствующее постановление. В ближайшее время документ будет обнародован.

Противоположную позицию высказало Миндоходов Украины в письме от 4 апреля 2014 г. № 7860/7/99-99-19-04-02-17, адресованном территориальным органам. Среди прочего в нем говорится о том, что временно ставка 7% применяется к операциям по поставке изделий медицинского назначения, которые включены в перечень, утвержденный постановлением КМУ № 867 (до утверждения нового перечня). Юристы не согласны с такой позицией ведомства, поскольку Миндоходов Украины не обладает полномочиями давать трактования законов Украины и самостоятельно утверждать такие перечни и видят в действиях Министерства превышение полномочий. По словам Н. Спивак, если следовать логике Миндоходов Украины и применять старый перечень, утвержденный постановлением КМУ № 867, то возникает высокий риск доначисления дополнительных сумм НДС в будущем.

В контексте введения 7% ставки Дмитрий Алешко затронул вопрос государственного регулирования цен. В постановлении КМУ от 17.10.2008 г. № 955 «О мерах по стабилизации цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения» только в одном абзаце, который касается государственных закупок, есть указание на то, что граничные снабженческо-сбытовые наценки в размере 10% применяются с учетом пошлины и НДС. На сегодня под госрегулирование цен подпадают 215 лекарственных средств, включенных в Национальный перечень основных лекарственных средств и изделий медицинского назначения, и 102 международных непатентованных наименования + 15 видов изделий медицинского назначения, включенных в Обязательный минимальный ассортимент (социально ориентированных) лекарственных средств и изделий медицинского назначения для аптечных учреждений. Граничные снабженческо-сбытовые надбавки на данный товар составляют 10% оптово-отпускной цены и дифференцированные граничные торговые (розничные) надбавки, исходя из закупочной цены, — 10–25%. Для препаратов, включенных в пилотный проект по внедрению государственного регулирования цен на лекарственные средства для лечения лиц с гипертонической болезнью оптовая наценка установлена в размере 10%, розничная — 25% (более того — зафиксировн граничный уровень оптово-отпускных цен). Выходит, что 10% граничной наценки каким-то образом должны поглотить НДС. И если с 7% НДС в данном случае вопросов не возникает, то абсолютно невозможным является поглощение 10% наценки 20% НДС. С целью решения данной проблемы юристы совместно с профессиональными ассоциациями намерены обращаться в МЗ Украины с предложением по внесению изменений в постановление КМУ № 955. В противном случае, нарушая 10% ставку наценки, субъект хозяйствования подпадает под соответствующие санкции, которые могут быть применены в дальнейшем при проверках работниками Госценинспекции Украины.

Д. Алешко имел возможность ознакомиться с проектом постановления КМУ об утверждении перечня изделий медицинского назначения, операции по поставке которых облагаются НДС по ставке 7%. Он разрабатывался специалистами Министерства финансов Украины. По словам докладчика, проект документа был абсолютно идентичен тексту постановления КМУ № 867, разработчики даже не поменяли некоторые старые коды УКТВЭД, которые действовали до 1 января 2014 г. Поэтому юрист предоставил свои замечания к данному проекту документа, в том числе с учетом новых кодов УКТВЭД, которые действуют с начала текущего года, поскольку вопрос является принципиальным, и в случае его игнорирования со стороны разработчиков могут возникнуть сложности во время таможенного оформления товаров.

У субъектов хозяйствования, особенно аптечных учреждений, которые находятся в регионах и узнали о новости о введении 7% НДС постфактум, возникают вопросы относительно последствий неначисления НДС с 1 апреля 2014 г. По словам юриста, это является нарушением действующего законодательства Украины. Поэтому за тот период, когда НДС не начислялся, необходимо составить расчеты корректировки количественных и стоимостных показателей к выписанным ранее налоговым накладным и отразить ошибочно неначисленный НДС (то есть доначислить его).

Большой проблемой, которую необходимо разрешить в ближайшем будущем, является влияние 7% ставки НДС на госпитальный сегмент. Существует вероятность, что вследствие ее введения может сократиться объем госпитальных закупок за счет ограниченной платежеспособности бюджета и ряда других обстоятельств. К примеру, заказчиком уже утверждены годовой план закупок и документация конкурсных торгов, в которой предусмотрена фиксированная цена без учета НДС. Еще хуже, если уже проведена процедура закупки, акцептировано предложение участника, заключен договор по результатам проведения торгов, но оплата и поставка еще не осуществлены. На сегодня законодательство не дает ответа, каким образом поступать в таких случаях с учетом введения НДС. Чтобы урегулировать данный вопрос путем предоставления возможности внесения изменений в договора о закупке и повышения цены с учетом НДС, юристы также будут обращаться в профильное министерство.

Таким образом, Д. Алешко выделил следующие последствия введения НДС:

  •  остановка импорта, дестабилизация системы поставок и реализации;
  •  дефицит лекарственных средств и изделий медицинского назначения для потребителей;
  •  повышение цен на фармпродукцию для конечных потребителей до 30% (НДС + девальвация);
  •  вероятный спад продаж, особенно в условиях инфляции и снижения покупательной способности населения.

Фармацевтический бизнес также не остался в стороне от возникшей проблемы. Профессиональные ассоциации в открытых обращениях к органам власти высказывают свои позиции и предложения по стабилизации сложившейся ситуации: переходный период для субъектов хозяйствования; установить в НК Украины 7% НДС при импорте фармпродукции; утвердить перечень изделий медицинского назначения, которые будут облагаться НДС по ставке 7%; не облагать НДС рецептурные препараты; пересмотреть механизм государственного регулирования цен.

В течение 2 нед в Верховной Раде Украины было зарегистрировано несколько компромиссных законопроектов, направленных на урегулирование ситуации в связи с введением 7% ставки НДС на операции по поставкам лекарств и изделий медицинского назначения. Один из них — правительственный законопроект № 4645 ( прим. ред.: 10 апреля Парламент 239 голосами народных депутатов принял соответствующий закон, который ждет подписания и.о. Президента Украины). Среди прочего он предусматривает изложение в новой редакции пп. «в» п. 193.1 ст. 193 НК Украины и установление 7% НДС по операциям по:

  • поставке на таможенной территории Украины и ввозу на таможенную территорию Украины лекарственных средств, разрешенных для производства и применения в Украине и внесенных в Государственный реестр лекарственных средств, а также медицинских изделий согласно перечню, утвержденному КМУ;
  • поставке на таможенной территории Украины и ввозу на таможенную территорию Украины лекарственных средств, изделий медицинского назначения и/или медицинского оборудования, разрешенных для применения в рамках клинических исследований, разрешение на проведение которых предоставлено Минздравом Украины.

В заключительных положениях к документу говорится о том, что с 1 апреля 2014 г. до 1 июня 2014 г. к плательщикам НДС, которые применяют ставку 7% по операциям по поставке лекарственных средств и изделий медицинского назначения, не применяются требования нормативно-правовых актов по отображению в кассовом чеке сведений: о коде ставки НДС за единицу товара; об общей сумме НДС по каждой позиции (группе товаров); об общей сумме средств, подлежащих уплате покупателем, с учетом НДС.

Таким образом, народные депутаты урегулировали нормотворческую ошибку в части снижения ставки НДС с 20 до 7% при импорте лекарственных средств и изделий медицинского назначения (окончательный текст Закона пока не доступен на официальном сайте ВРУ). Не смотря на это, целый ряд вышеуказанных вопросов до сих пор остается нерешенным.

Екатерина Горбунова,
фото Сергея Бека

Коментарі

Виктор 13.04.2014 7:52
Ба, кто бы мог подумать? А как же утверждение Народных депутатов на известном совещание в Комитете ВР, что цены обязательно упадут при введении НДС? А как же утверждение Бродского и ряда отечественных фармкомпаний, что при введении НДС на 7%, цены обязательно снизятся? Ошиблись!? Какая неожиданность?

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті