Референтное ценообразование на лекарства не решит проблему снижения цен на них

На протяжении последних трех недель на уровне регуляторов идет активная работа над внедрением в Украине референтного ценообразования на лекарственные средства. Напомним, что во исполнение поручения Правительства МЗ Украины разработало проекты постановлений КМУ о референтном ценообразовании, предусматривающие применение этого механизма для рецептурных препаратов. 24 апреля текущего года они рассматривались на заседании Правительственного комитета гуманитарного развития с участием руководства МЗ Украины, представителей других министерств и ведомств, фарминдустрии. В ходе этого заседания было принято решение о срочной доработке проектов документов соответствующей рабочей группой МЗ Украины. 24 апреля, после заседания Правительственного комитета, в профильном министерстве состоялось заседание рабочей группы, участники которой согласовали другую редакцию проекта постановления КМУ о референтном ценообразовании, отличную от проекта, предложенного МЗ Украины. Несмотря на это, 28 апреля 2014 г. на сайте профильного министерства был размещен проект постановления КМУ о референтном ценообразовании в редакции МЗ Украины. 30 апреля 2014 г. этот проект был вновь вынесен на рассмотрение КМУ во время заседания. Однако Правительство приняло решение направить его на экспертизу в Министерство экономического развития и торговли Украины, которое совместно с Министерством юстиции Украины доработало соответствующий проект документа. В данной публикации мы проанализируем риски, которые несет проект постановления КМУ о референтном ценообразовании, доработанный Минэкономразвития и Минюстом. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research».

Проект постановления КМУ о референтном ценообразовании разработан в соответствии с Законом Украины от 21.06.2012 г. № 5007-VI «О ценах и ценообразовании», ст. 12 которого предусматривает, что государственные регулируемые цены вводятся на товары, которые имеют существенную социальную значимость. На сегодня в Украине действующей нормативной базой лекарственные средства не отнесены к товарам, имеющим существенную социальную значимость.

Согласно ст. 9 Закона Украины «О лекарственных средствах» лекарственные средства допускаются к применению в Украине после их государственной регистрации. Единственным требованием для обращения лекарственного средства на территории Украины является наличие регистрационного удостоверения на него. Вместе с тем, 28 января 2014 г. на сайте МЗ Украины с целью общественного обсуждения был обнародован проект постановления КМУ «О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Украины», который предусматривает утверждение новой редакции Национального перечня основных лекарственных средств, базирующийся на последней актуальной версии примерного перечня ВОЗ основных лекарственных средств, а также с учетом номенклатуры государственных закупок МЗ Украины. Утверждение Правительством этого постановления определит перечень лекарственных средств, которые имеют существенное социальное значение, но этот проект проигнорирован.

Последняя редакция разработанного проекта постановления КМУ относительно референтного ценообразования на рецептурные лекарственные средства стала результатом совместной нормотворческой работы МЗ Украины, Министерства экономического развития и торговли Украины и Министерства юстиции Украины и не учитывает решения Правительственного комитета гуманитарного развития, заседание которого состоялось в КМУ 24 апреля текущего года. В частности, не устранены требования по проведению так называемой экспертизы заявки на декларирование цены, зато предложено проходить две экспертизы: одну в Гослекслужбе Украины, повторную — в Государственной службе Украины по контролю за ценами.

Несмотря на обоснованные замечания, которые высказывают представители медицинской и фармацевтической общественности в течение последних 3 нед в обращениях в профильное министерство и Минэкономразвития Украины, окончательная редакция проекта постановления КМУ по сравнению с первоначальной версией документа, предложенного к рассмотрению Правительству 23 апреля, предусматривает усиление регуляторного давления на операторов рынка и расширяет возможности для совершения коррупционных действий должностными лицами заинтересованных министерств и ведомств, а также может привести к исчезновению лекарств с полок аптек и больниц нашей страны. Поэтому рассмотрение такого опасного для украинских пациентов документа возможно только после публичного обсуждения в установленном законодательством порядке.

Операторы рынка, которые имели возможность ознакомиться с последней редакцией проекта постановления КМУ о референтном цено­образовании, также отметили наличие в нем коррупционных составляющих. В частности, задействование в процессе декларирования изменения оптово-отпускной цены трех государственных органов: МЗ Украины, Гослекслужбы Украины и Госценинспекции Украины. От каждого из этих органов в той или иной степени зависит вопрос указанного декларирования и, соответственно, возможность торможения данного процесса. Коррупционную составляющую участники рынка также видят в предоставлении права государственным органам определять правильность формирования оптово-отпускной цены в случае, если соответствующее лекарственное средство или изделие медицинского назначения не представлено на рынке в референтных странах и в Украине. Коррупционные риски содержатся и в предоставлении государственным органам права влиять на подбор среднеарифметического значения оптово-отпускных цен на соответствующее лекарственное средство или изделие медицинского назначения в референтных странах и в Украине, при отсутствии методики такого подсчета.

Отдельное внимание стоит обратить на изменения в постановление КМУ от 17.10.2008 г. № 955, предусмотренные проектом документа. Так, предполагается установить дифференцированные розничные наценки (от 10 до 25%) на все рецептурные препараты (кроме наркотических, психотропных лекарственных средств, прекурсоров и медицинских газов) и изделия медицинского назначения.

Напомним, что согласно действующему постановлению КМУ № 955 граничные оптово-отпускные надбавки установлены на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, включенные в Национальный перечень основных лекарственных средств и изделий медицинского назначения и обязательный минимальный ассортимент (социально ориентированных) лекарственных средств и изделий медицинского назначения для аптечных учреждений. Для лекарственных средств с закупочной ценой ниже 100 грн. предусмотрена максимально возможная торговая наценка на уровне 25%, для препаратов с диапазоном цены 100–300 грн. — 23%, 300–500 грн. — 20%, 500–1000 грн. — 15%, а для препаратов дороже 1000 грн. наценка составляет не более 10% (табл. 1).

Таблица 1 Граничные показатели ценовых ниш с указанием наценки, действующие на данный момент
Закупочная цена,
грн.
Торговая (розничная) наценка на закупочную цену, %
До 100 25
100–300 23
300–500 20
500–1000 15
Более 1000 10

Действие доработанного Минэкономразвития Украины совместно с Министерством юстиции проекта постановления КМУ распространяется на все зарегистрированные в нашей стране рецептурные препараты. В целом удельный вес препаратов рецептурной группы в общем объеме продаж лекарственных средств по итогам I кв. 2014 г. составляет 54,6% в денежном и 35,7% в натуральном выражении (рис. 1).

Рис. 1
 Структура аптечных продаж рецептурных и безрецептурных лекарственных средств в денежном и натуральном выражении по итогам I кв. 2014 г.
Структура аптечных продаж рецептурных и безрецептурных лекарственных средств в денежном и натуральном выражении по итогам I кв. 2014 г.

Доработанный проект документа предусматривает внесение ряда поправок в постановление КМУ от 17.10.2008 г. № 955, среди которых изменение граничного уровня товарных наценок в соответствии с новым делением на ценовые ниши (табл. 2): до 10 грн., 10–20 грн., 20–40 грн., 40–60 грн., 60–100 грн. и более 100 грн. Это существенно отличается от действующей градации.

Таблица 2 Граничные показатели ценовых ниш с указанием текущей и планируемой наценки
Закупочная цена,
грн.
Текущая наценка без ндс, % Планируемая наценка с ндс, %
До 10 24 25
10–20 23 23
20–40 21 20
40–60 21 16
60–100 20 13
Более 100 18 10

На данный момент средняя наценка по рынку для рецептурных препаратов с закупочной ценой более 100 грн. составляет 18%, а согласно проекту постановления предлагается установить ее на уровне 10%. Удельный вес таких препаратов по итогам I кв. 2014 г. составляет 35% Rx-сегмента в денежном выражении (рис. 2).

Рис. 2
 Структура аптечных продаж рецептурных лекарственных средств в денежном и натуральном выражении в разрезе ценовых ниш (согласно проекту постановления КМУ) по итогам I кв. 2014 г.
Структура аптечных продаж рецептурных лекарственных средств в денежном и натуральном выражении в разрезе ценовых ниш (согласно проекту постановления КМУ) по итогам I кв. 2014 г.

Для лекарственных средств с закупочной ценой 60–100 грн., удельный вес которых в рецептурном сегменте составляет 20,8%, текущая наценка составляет в среднем 20%, а в планах установить ее на уровне 13%. Следующая ценовая ниша находится в диапазоне 40–60 грн., на сегодня средняя наценка на такие препараты составляет 21%, а согласно проекту постановления предлагается ограничить ее 16%. Лекарственные средства данной ценовой ниши занимают 13,7% в денежном выражении. Остальные 30,9% сегмента приходится на препараты с закупочной ценой до 10 грн., 10–20 грн., 20–40 грн., наценка на них изменится на ±1%.

На данный момент средняя наценка по рынку на рецептурные препараты (без учета наркотических и психотропных препаратов) составляет 20,1%, в случае принятия изменений в постановление КМУ она снизится до 14,9%. В то время как наценка на наркотические и психотропные препараты не регулируется, а следовательно, останется на прежнем уровне (47,7%) (рис. 3). Такая высокая наценка на наркотические и психотропные препараты, которые не подлежат государственному регулированию сейчас и не включены в сферу действия проекта постановления КМУ, возможно, объясняется тем, что для работы с этой группой лекарственных средств субъекту рынка необходимо получить лицензию, обеспечить специальные условия для хранения, регулярно проходить проверки правоохранительных органов.

Рис. 3
 Изменение розничной наценки на рецептурные препараты, подпадающие и не подпадающие под ценовое регулирование, в соответствии с проектом постановления КМУ по итогам I кв. 2014 г.
Изменение розничной наценки на рецептурные препараты, подпадающие и не подпадающие под ценовое регулирование, в соответствии с проектом постановления КМУ по итогам I кв. 2014 г.

Снижение торговой наценки неминуемо повлечет за собой снижение маржи в розничном сегменте фармрынка. Оно коснется лишь рецептурных препаратов (наценка на которые будет регулироваться предлагаемым проектом постановления КМУ). Снижение маржинальности составит 32,1%. При этом для наркотических и психотропных лекарственных средств маржа не изменится (рис. 4).

Рис. 4
 Изменение маржинального дохода аптечных предприятий от продажи рецептурных лекарственных средств, подпадающих под ценовое регулирование в соответствии с проектом постановления КМУ по итогам I кв. 2014 г.
Изменение маржинального дохода аптечных предприятий от продажи рецептурных лекарственных средств, подпадающих под ценовое регулирование в соответствии с проектом постановления КМУ по итогам I кв. 2014 г.

Исходя из логики проекта постановления КМУ «О стабилизации цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения», снижение наценки коснется рецептурных препаратов, закупочная цена которых больше 20 грн. В нынешних условиях это может стать губительным для операторов рынка, которым придется искать ресурсы для значительного снижения затрат в условиях девальвации национальной валюты и повышения цен и тарифов.

Участники фармрынка видят следующие последствия введения требований, предусмотренных проектом постановления КМУ, для деятельности фармацевтической отрасли:

  • закрытие аптечных учреждений, которые и так работают с минимальной рентабельностью;
  • уход многих жизненно необходимых Rx-препаратов, работать с которыми станет невыгодно для аптечных учреждений;
  • снижение заработной платы сотрудников отрасли, что, в свою очередь, приведет к снижению квалификации специалистов. Последнее обусловит ненадлежащее обеспечение без­опасности при отпуске лекарств населению.

Кроме этого, новые условия ценообразования создадут предпосылки для:

  • неучтенного движения товара,
  • перевода в тень выплаты заработной платы,
  • резкого повышения цен на безрецептурные препараты и другие нерегулируемые группы аптечных товаров с целью компенсации потерь.

Таким образом, введение требований анализируемого проекта постановления КМУ не решит проблему снижения цен на лекарственные средства, при этом его последствия станут губительными для розничного сегмента фармацевтической отрасли и опасны для населения Украины.

P.S. 16 мая 2014 г. в Виннице состоялось выездное заседание Правительства, после которого журналисты имели возможность пообщаться с Остапом Семераком, министром Кабинета Министров Украины, руководителем Правительственного Секретариата. Как стало известно корреспонденту «Еженедельника АПТЕКА», во время заседания Правительства вопрос о референтном ценообразовании на лекарственные средства не рассматривался. По словам руководителя Секретариата КМУ, данный вопрос планируется к рассмотрению во время следующего заседания Правительства, которое состоится 21 мая текущего года. Сейчас соответствующий проект постановления КМУ в который раз находится на рассмотрении в Минэкономразвития Украины, специалисты работают над исключением из проекта документа коррупционных составляющих.

Пресс-служба «Еженедельника АПТЕКА»

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи