Проблемы развития дистрибьюции в Европе

Что собой представляет оптовый сектор европейского фармацевтического рынка, какие изменения и под влиянием каких факторов он переживает в последнее десятилетие? Каковы основные показатели его функционирования и различаются ли они у «старых» и «новых» членов ЕС? На эти вопросы мы постараемся ответить в настоящей публикации, предваряя традиционный для зимне-весенних номеров «Еженедельника АПТЕКА» обмен мнениями между представителями отечественных дистрибьюторских компаний.

В настоящее время в фармацевтической отрасли происходят масштабные преобразования, не ограничивающиеся территорией отдельных стран или регионов. Их движущие силы ни для кого не являются секретом: сдерживание увеличения расходов на здравоохранение, конкуренция, старение популяции, замедление повышения или даже снижение цен на «старые» препараты, уменьшение количества блокбастеров на фармацевтическом рынке. Его оптовое звено является непосредственным участником этих процессов, реагируя на них структурными изменениями. Рисунок 1 иллюстрирует теперешнее состояние консолидации оптовых фармацевтических компаний на ключевых рынках мира. Приметы времени — и такие явления, как предистрибьюция, защита прав интеллектуальной собственности, необходимость удовлетворения потребностей и информирования пациента, параллельный импорт, глобальные финансовые проблемы, развитие биотехнологий, рост рынков Латинской Америки, Азии и Восточной Европы.

Рис. 1. Консолидация оптовых операторов рынка

Рис. 1. Консолидация оптовых операторов рынка

НАСКОЛЬКО ВЕЛИК МИРОВОЙ ОПТОВЫЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК?

73% всей фармацевтической продукции в денежном выражении (378 млрд из 518 млрд дол. США) в мире в целом и 80% на крупнейших рынках распространяется через дистрибьюторские каналы (рис. 2; International Federation of Pharmaceutical Wholesalers — IFPW, 2005).

Рис. 2. Доля рецептурных и безрецептурных лекарственных препаратов, распространяемых дистрибьюторами

Рис. 2. Доля рецептурных и безрецептурных лекарственных препаратов, распространяемых дистрибьюторами

СТРУКТУРА ЕВРОПЕЙСКОГО РЫНКА

В 2003 г. доля дистрибьюторов только из 7 стран — членов ЕС (Австрия, Франция, Германия, Италия, Нидерланды, Испания и Великобритания), представляющих полный ассортимент присутствующей на рынке продукции, в общем объеме рынка 22 стран ЕС, составила 78%. Они генерировали добавленную стоимость в объеме 8,547 млрд. евро. Совместно эти дистрибьюторы оказывают существенное влияние на экономику. В 7 странах «старых» — членах ЕС каждый 1 евро, инвестированный в оптовый фармацевтический сектор, генерировал 2,23 евро в экономике в целом. К тому же каждое рабочее место, созданное в этом секторе, обусловливает образование еще 2,56 рабочих мест.

Товарооборот оптовых компаний в 2004 г. составил более 104 млрд евро, что не на много меньше величины валового внутреннего продукта такой страны, как Португалия (135 млн евро*). Что собой представляет этот небольшой, но жизненно важный сектор европейского фармацевтического рынка? Наибольшую значимость в оптовом сегменте фармрынка имеют дистрибьюторы, предлагающие полный ассортимент продукции, присутствующей на рынке данной страны. 673 европейских дистрибьютора такого типа, образуя сеть из 1458 пунктов по обслуживанию клиентов, формируют костяк оптового звена в фармации. Около 30% из них функционируют на общенациональном, остальная часть — на местном уровне. Дистрибьюторы, поставляющие продукцию в полном ассортименте, обеспечивают ею от 75% (Великобритания) до 96% (Испания) аптек. В среднем на один дистрибьюторский центр приходится 329 розничных точек и 1,11 млн пациентов. Почти 88% препаратов, поступающих от дистрибьюторов, поставляющих продукцию в полном ассортименте, приобретают обычные аптеки (более 133 000 в ЕС-22, 8,5% — внутрибольничные аптеки (свыше 8300) 1,2% — врачи, отпускающие лекарственные средства (около 5700 специалистов в Нидерландах, Австрии, Великобритании и других странах), 0,2% — аптечные супермаркеты (рис. 3).

Рис. 3. Количество оптовых операторов и розничных точек в странах ЕС

Рис. 3. Количество оптовых операторов и розничных точек в странах ЕС

Другим типом оптовиков являются компании «короткого ассортимента» («нишевые»). Они предлагают небольшой спектр продуктов и не оказывают всего спектра услуг аптекам и аптечным сетям. Во Франции, Италии, Бельгии, Греции, Португалии, Испании и некоторых новых странах-членах, согласно законам, еще не вступившим в силу, фармацевтические оптовые компании должны предоставлять аптекам весь спектр услуг, поэтому дистрибьюция короткого ассортимента запрещается. В настоящее время доля компаний такого типа на рынке 15 «старых» стран ЕС (ЕС-15) составляет 3,2%, ЕС-22 — 5,7%.

Существуют два различных типа дистрибьюторских систем: одноканальная и многоканальная. При использовании одноканальной схемы (монодистрибьюция) один или несколько препаратов на рынке предлагаются одним-единственным оптовым оператором в рамках договора об эксклюзивной дистрибьюции; многоканальной — препараты распространяются одновременно несколькими оптовыми компаниями. В странах — членах ЕС, за исключением Финляндии и Швеции, внедрена многоканальная система.

Весьма противоречивой проблемой является допустимость ввоза лекарственных средств из стран, в которых цены на них низки (параллельный импорт). Эксперты полагают, что, с одной стороны, он оказывает позитивное влияние на конкуренцию и уровень розничных цен, с другой — может нанести финансовый ущерб производителям.

Процесс консолидации участников оптового фармацевтического рынка был запущен еще в начале 1990-х гг., когда отрасль оказалась под давлением регуляторных мер, направленных на уменьшение расходов здравоохранения на лекарственные средства. Правда, стремительное уменьшение количества дистрибьюторов замедлилось в последние годы, что, видимо, знаменует достижение высокой степени консолидации. Количество национальных дистрибьюторов в ЕС-15 в начале 1990-х гг. составляло почти 600, уменьшившись к 2000 г. до 186, а к 2004 г. — до 151. Естественно, что в новых странах — членах ЕС активность этого процесса самая высокая. Так, с 1992 по 2002 г. количество оптовых компаний в Австрии уменьшилось на 2, а в Польше, которая по-прежнему лидирует по количеству оптовых операторов в фармацевтическом секторе, — на 480.

Количество сотрудников, занятых в оптовом фармацевтическом секторе ЕС-15, уменьшилось с 2000 по 2004 г. на 875 человек, что является прямым следствием консолидации рынка и уменьшения количества действующих компаний. 83% от оставшегося количества заняты в 8 странах с наибольшими объемами фармацевтических рынков.

ОБЪЕМ ПРОДАЖ

Объем продаж оптового сектора фармацевтической отрасли ЕС-22 в 2004 г. составил свыше 104 млрд евро (без учета скидок и НДС). Доля «старых» членов ЕС составила в нем 92%, новых, соответственно, — только 8%. Рынки Германии, Франции и Великобритании характеризуются наибольшим объемом (19,7; 18,54 и 13,75 млрд евро соответственно). Среди недавно присоединившихся стран лидирует Польша, доля которой в объеме их рынка составила 50%.

Динамика изменения объема оптовых продаж в разных странах отличается. Например, в Испании рост был значительным, в Великобритании, Франции и Австрии — умеренным, а в Германии и Нидерландах вообще отмечалось падение. В основном в связи с последним обстоятельством темпы роста по ЕС-22 в целом по сравнению с 2000 г. замедлились почти в два раза, составив 3,77%. Рассмотрим основные факторы, вызывающие изменения объема продаж оптовых операторов фармацевтического рынка.

Стоимость «старых» лекарственных средств

Изменение за 1993–2003 гг. цен на лекарственные препараты, выведенные на рынок по меньшей мере год назад, обусловило среднее ежегодное изменение объема аптечных продаж в сторону увеличения на 0,92% в Португалии, 0,62% — в Италии и 0,4% — в Финляндии, но в большинстве других стран этот фактор негативно сказался на объеме аптечных продаж. Такая ситуация — следствие мер по уменьшению расходов на здравоохранение, предпринимаемых почти во всех странах — членах ЕС. Для оптовых операторов это является проблемой, поскольку уменьшается объем получаемой прибыли. Последняя находится в тесной связи с тем, какая часть маржи не была потрачена на операционные расходы. Применение непрямых (посредством установления фиксированных или средних цен) и прямых мер по регулированию маржи привело к ее катастрофическому снижению с начала 1990-х гг. почти на 27%. Так, если в 1989 г. она составляла 15%, то к 2004 г. — 11,4% (рис. 4). Продолжающееся увеличение объема продаж оптового сектора отрасли в основном является результатом успешной реструктуризации и реорганизации деятельности. Но достигнув пика, эффективность с 2000 г. начала снижаться. В конечном счете, несмотря на успешную реорганизацию деятельности, резкое снижение маржи приводит к ситуации, когда стоимость части услуг, которые обязаны предоставлять дистрибьюторские компании, они возмещают за счет собственных средств.

Рис. 4. Изменение (%) средней величины маржи оптовых операторов в отношении цен, по которым в 7 странах — членах ЕС аптекам отпускаются медикаменты

Рис. 4. Изменение (%) средней величины маржи оптовых операторов в отношении цен, по которым в 7 странах — членах ЕС аптекам отпускаются медикаменты

ЦЕНЫ «НОВЫХ» ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

Рост объема продаж на фармацевтическом рынке непосредственно связан с активностью инновационного процесса. Однако это не касается абсолютно всех новых препаратов, поскольку многие из них, особенно биотехнологические, вообще не предназначены для поступления в аптечную сеть. Преимущественно они продаются на госпитальном рынке, где доминируют прямые продажи, и доля оптовых операторов в них составляет только 8,5%. Кроме того, существуют так называемые mee-too — препараты, не обеспечивающие существенных терапевтических преимуществ по сравнению с более старыми. Цены на них обычно формируются в русле уже установившихся на рынке.

СТРУКТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ РЫНКА ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ

На конкурентоспособность оптового сектора рынка оказывают влияние структурные изменения потребления лекарственных средств, например в силу изменения подходов к лечению или усиления позиций генерических препаратов (рис. 5). Влияние увеличения потребления генериков на деятельность дистрибьюторов не является однородным. С одной стороны, к примеру, в Великобритании, для оптовых компаний продажи генерических препаратов связаны с меньшей величиной валовой маржи вследствие другой системы возмещения стоимости, отличной от таковой относительно оригинальных препаратов. С другой стороны, поскольку скидки при продажах генериков меньше, нетто величина маржи дистрибьюторов больше. При этом, принимая во внимание более низкий уровень цен, абсолютное значение маржи при продажах неоригинальных препаратов также ниже. К тому же операционные расходы, связанные с генерическими и оригинальными лекарственными средствами, у оптовых операторов не отличаются. Абсолютные значения нетто величины маржи при оптовых продажах генериков в некоторых странах ниже 1 евро.

Рис. 5. Изменение объема продаж генериче­ских препаратов в общем объеме фармацевтического рынка

Рис. 5. Изменение объема продаж генериче­ских препаратов в общем объеме фармацевтического рынка

Уменьшения скидок и увеличения маржи все же может быть недостаточно для улучшения положения дел в оптовом секторе. Важно отметить, что в последнее время дистрибьюторы столкнулись с ростом объемов прямых продаж, которые более выгодны аптекам в силу больших скидок, предоставляемых производителями.

ИЗМЕНЕНИЯ В ПОТРЕБЛЕНИИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

На потребность в лекарственных средствах большое влияние оказывают демографические изменения, такие как увеличение средней продолжительности жизни и преобразования структуры популяции. К тому же развитие медицины и повышение доступности медицинской помощи в новых странах — членах ЕС должно обусловить увеличение потребности в лекарственных средствах. Такие изменения уже происходят в некоторых недавно присоединенных государствах, например Греции. Развитие биотехнологий, геномики и протеомики также, скорее всего, повлияет на лицо фармацевтического рынка в ближайшем будущем (Продолжение — в следующем номере «Еженедельника АПТЕКА»).?n

Дарья Полякова


* Здесь и далее — по данным исследования «Европейская фармацевтическая дистрибьюторская отрасль: структура, тенденции и социально-экономическое значение», выполненного Институтом фармакоэкономических исследований (Institute of Pharmaeconomic Research — IFR) по поручению Европейской ассоциации фармацевтических дистрибьюторов с полным ассортиментом (European Association of Pharmaceutical Full-line Wholesalers — GIRP). В него включены данные относительно 22 стран — членов ЕС (далее — ЕС-22), за исключением Кипра и Мальты, где дистрибьюция осуществляется агентами (а не дистрибьюторами, представляющими полный ассортимент присутствующей на рынке продукции), а также Словакии, где ассоциация дистрибьюторов еще только создается, поэтому данных недостаточно.

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті