В 90-х годах ХХ в. в Украине насчитывалось лишь несколько клинических мониторов (до нескольких десятков), как правило врачей или даже кандидатов медицинских наук, с отличным знанием английского языка и опытом научной работы. К концу 2010 г. количество этих специалистов в Украине оценивают уже в несколько тысяч (хотя нет официальной статистики, которая бы позволила привести более точную цифру), среди них есть люди с лингвистическим, экономическим, техническим образованием, медики и провизоры без опыта практической работы (порой даже не прошедшие интернатуру). На страницах «Еженедельника АПТЕКА» мы уже говорили о вариантах дополнительных тренингов и сертификации клинических мониторов (№ 38 (609) от 01.10.2007 г.), но сегодня хотелось бы остановиться подробнее на требованиях к базовому образованию и путям повышения квалификации, ведь обладая довольно существенными недостатками (большое количество командировок, рутинной работы, связанной с «перекладыванием бумажек», постоянное напряжение и «горящие» сроки, высокая ответственность, непрофильность для врача или провизора) и не менее существенными преимуществами (относительно высокая зарплата, возможность использовать и совершенствовать иностранный язык, широкий круг общения и др.) эта профессия сегодня является довольно привлекательной.
Если просмотреть объявления о наборе специалистов, практически в каждом можно увидеть необходимость высшего образования в области медицины/фармации/биологии. Однако фактически соискатель со средним медицинским образованием или лингвист с опытом работы в секторе здравоохранения имеет все шансы быть принятым на работу. Если же речь идет о специалисте с существенным опытом работы в области КИ, его базовое образование вообще может не иметь особого значения при приеме на работу. «Все это так только потому, что нет такого вуза, который бы готовил специалистов в области КИ», — может сказать кто-то из наших читателей. «Это так, потому что для этой профессии высшее образование вообще не нужно», — может возразить ему другой. Самое интересное, что отчасти правы будут оба, но мы поставили себе задачу осветить проблему образования для клинического монитора со всех доступных нам сторон.
Итак, основные варианты высшего образования, которое открывает (облегчает) дорогу в мониторы — врач (медицинский вуз, интернатура не обязательна), провизор (фармацевтический факультет медицинского или фармацевтического вуза, интернатура не обязательна), биолог (биологические факультеты классических университетов). Под вопросом остаются лингвисты, психологи и другие специалисты, более или менее связанные с «науками о жизни» (life sciences).
Следующий этап — последипломное образование. Повышает или понижает шансы на удачное трудоустройство диплом кандидата медицинских (биологических, фармацевтических) наук? Дает ли преимущество более прикладное последипломное образование — например, магистр менеджмента в здравоохранении (Master of Health Care Management), магистр администрирования КИ (Master of clinical research administration) или магистр бизнес-администрирования (Master of business administration, MBA) соответствующего профиля
Предлагаем вашему вниманию небольшие интервью с различными представителями этой отрасли.
Богдан Вереш, CRA, Medpace (CRO), студент дистанционной магистратуры по специальности администрирование в КИ Ливерпульского университета.
— Богдан, скажите, пожалуйста, что Вас заставило сменить профессию онколога и стать клиническим монитором
— По сложившимся в определенное время обстоятельствам, я взвесил все «за» и «против» и принял такое решение. Ведь в родном городе из-за отсутствия рабочих мест вариантов трудоустройства не было, а перспектива развития для онколога-хирурга в районной больнице просто нулевая. И с багажом 9 лет обучения медицине и 2 лет работы в области КИ я решил искать работу монитора КИ.
— Почему Вы решили обучаться в магистратуре именно по специальности администрирование КИ? Что Вы надеетесь почерпнуть для себя и своего профессионального/карьерного роста
— Мы живем в дни экспоненциального роста. Существует мнение, что в 2010 г. в десятку наиболее востребованных профессий войдут те, которых в 2004 г. еще не существовало. На сегодня университеты готовят специалистов для работ, которых еще не существует, чтобы решать еще не возникшие проблемы. Количество технической информации удваивается каждые 2 (!) года. Это значит, что студенты на 1-м курсе получили информацию, половина которой на 3-м курсе уже устарела.… Этот список можно продолжить, но все это заставляет меня задуматься о повышении своей квалификации, чтобы не только получить сертификат как «корочку» университета с хорошей репутацией, но и получить возможность почерпнуть принципиально новую информацию для повышения собственного профессионализма, для возможного карьерного роста, а отсюда — роста благосостояния моей семьи, детей, стабильности и уверенности в завтрашнем дне.
— Если не секрет, как Ваш работодатель отнесся к вашему решению записаться на этот курс
— Поскольку в Украине нет офиса моей компании, а я работаю удаленно, общение с работодателем происходит в основном в виде электронных сообщений или по телефону. На мою просьбу написать рекомендательное письмо было дано согласие, и таковое было отправлено в приемную комиссию. При личном общении мне пожелали всяческих успехов. Я бы сказал, что скорее позитивно, нежели негативно.
Елена Пчельникова, руководитель группы мониторов (Clinical Lead), КИО ПАРЕКСЕЛ (PAREXEL)
— Елена, имея лингвистическое образование, Вы делаете довольно успешную, если не сказать стремительную карьеру в одной из крупнейших контрактных исследовательских организаций. Как Вам это удается
— Сфера КИ является относительно молодой в Украине по сравнению со странами Европейского Союза или США. Работа в этой области довольно многообразна, требует ежедневного разрешения задач и проблем на уровне клинической базы, взаимодействия контрактной исследовательской организации, спонсора, а также на уровне логистики исследования в целом. В КИ я начинала с должности ассистента, работая в основном с документами. Затем пришел практический опыт специалиста по КИ или монитора, позволяющий увидеть и понять важность КИ в целом и роль монитора в частности. Сочетание практической и теоретической базы и дает возможность расти, развиваться, помогать коллегам и предоставлять проверенные, качественные данные, необходимые спонсору исследования. Это очень интересная, иногда трудная работа, но в этом, возможно, и заключается ее привлекательность для меня.
— Ощущаете ли Вы необходимость в усовершенствовании своих теоретических знаний или практических навыков? В каких областях
? Несомненно, постоянное и непрерывное обучение и самообучение являются неотъемлемой частью этой сложной профессии. Необходимо знание теоретической базы, регуляторных требований, этических принципов в стране, где проводится исследование, а также международных требований к КИ. Постоянные тренинги, включая изучение новых стандартных операционных процедур, проводимые компанией, являются составляющей процесса обучения и очень важны для каждого сотрудника компании. Хорошим подспорьем для тех, кто работает в сфере КИ, могут быть и конференции, проводимые Государственным фармакологическим центром МЗ Украины.
— Задумывались ли Вы когда-нибудь о получении второго высшего или последипломного образования в области, связанной с КИ
— Конечно же, задумывалась. Но, к сожалению, в Украине нет возможности получить дополнительное образование именно в сфере КИ. С другой стороны, есть множество зарубежных курсов и программ, в том числе дистанционных, предоставляющих возможность получить интересные знания и повысить свой профессиональный уровень. И они в принципе интересны, но требуют финансовых, и, что немаловажно в нашей работе, временных затрат. Моя нынешняя должность предполагает достаточно большую нагрузку, я много времени провожу в офисе, работая с документами, изучая стандартные операционные процедуры, принимая участие в решении множества ежедневных вопросов и проблем в разных странах, участвующих во вверенных мне КИ. Поэтому для меня перспектива инвестиции, в первую очередь времени, в получение интересного образования отодвигается на будущее.
Екатерина Орловская, работает на позиции CRA в КИО SPRI Clinical Trials.
— Вы закончили магистратуру Киево-Могилянской академии по специальности «менеджмент в здравоохранении». Почему, получив такое образование, Вы решили стать клиническим монитором
— В академии нас ориентировали на руководящие должности скорее как в долго-/среднесрочной перспективе, потому было рациональным задуматься, как применить себя в качестве менеджера/руководителя в перспективе в околомедицинской сфере, поскольку я не «чистый» медик (мое бакалаврское образование — экономическая теория). Имея не только теоретическую, но и практическую базу в области управления частными и государственными клиниками, хотелось посмотреть на медицину под другим углом, с точки зрения производителя. В карьере клинического монитора привлекла перспектива работы с ведущими профильными специалистами со всей Украины и, конечно, возможность узнавать больше о медицине в целом, так как считаю ее одним из своих наибольших интересов.
— Как Вы думаете, повлияло ли Ваше образование на решение работодателя взять Вас на работу
— Мое мнение — безусловно да. Образование у наших выпускников, хоть и в определенном смысле, узкое, однако оно не является тяжело применимым, скорее наоборот — уникальным в своем роде.
— Используете ли Вы знания, полученные в академии, в Вашей непосредственной работе? Какие и как
— В первую очередь, специфика этой работы такова, что на данный момент больше других пригодились курсы английского Business Writing и Public Speaking, так как работа предполагает постоянное ведение переписки с иностранными партнерами, написание отчетов о проведенных визитах. Среди прочих предметов знания по статистике упрощают изучение протоколов. Практически обучение было очень полезно, из таких курсов, как, к примеру, финансовый менеджмент, я почерпнула для себя массу информации к размышлению. Хочу также заметить, что эта специальность дала мне многое из того, что помогает в нынешней рабочей деятельности, например, более эффективная организация рабочего дня.
— Считаете ли Вы, что для Вашей нынешней работы или желаемого карьерного роста Вам необходимо еще учиться? (если да, то чему и как ).
— Конечно, не следует останавливаться на достигнутом! Курс медицинского английского для изучения базовых терминов, понятий — вот, пожалуй, с чего бы я начала.
Сергей Михайлов, руководитель отдела КИ в украинском представительстве фармацевтической компании «Pfizer H.C.P. Corporation», начал свое дистанционное обучение по программе МВА в The Open University Business School (Великобритания) еще занимая позицию руководителя группы мониторов (Lead Clinical Research Associate) в одной из контрактных исследовательских организаций.
— Сергей, расскажите, пожалуйста, почему в свое время Вы решили начать обучение по программе MBA и по каким критериям Вы выбирали школу и специализацию
— Так сложилось, что большинство мониторов и менеджеров КИ в нашей стране имеют высшее медицинское образование. И это было оправдано и вполне достаточно на этапе становления КИ в нашей стране. Но по мере развития данной отрасли и роста конкуренции возрастала потребность в менеджерах со специальным образованием. Таким образом, необходимость получения специальных знаний и навыков управления бизнес-процессами для дальнейшего профессионального роста стало основной мотивацией для учебы по программе МВА.
Из критериев, которыми я руководствовался при выборе школы, хотелось бы отметить рекомендации выпускников, а также пример того, как обучение в бизнес-школе повлияло на их дальнейшее развитие и профессиональное становление. Важное значение, конечно, имеет аккредитация (Association of MBA — AMBA, Europen Foundation for Management Development — EFMD, Association to Advance Collegiate Schools — AACSB) и рейтинг вуза, что является подтверждением качества учебного процесса и мирового (или, по меньшей мере, европейского) признания диплома. Но наибольшее преимущество я видел в возможности дистанционного обучения, которое предлагает удачную комбинацию теории и практики, поскольку позволяет обучаться параллельно с профессиональным ростом и на практике применять теоретические знания.
Касательно специализации, во многих бизнес-школах действительно существуют узконаправленные MBA программы (например в области здравоохранения и/или госпитального менеджмента), однако такие программы, как правило, не доступны для обучения в Украине. Пользу таких специализированных программ мне трудно оценить, так как я их не проходил. Мне кажется, это больше маркетинговый продукт, чем реальная необходимость. Более того, общая программа MBA дает возможность расширить горизонты менеджмента за пределы индустрии, в которой занят студент в настоящее время.
— Сейчас, когда обучение завершено, как Вы оцените практическую пользу полученных знаний и навыков, а также влияние на карьерный рост
— С одной стороны, влияние обучения в бизнес-школе на карьерный рост очевидно, и это можно легко наблюдать на моем примере. Начиная обучение на позиции монитора, я продолжил обучение через 1 год, перейдя на позицию менеджера по медицинским вопросам и КИ в лидирующей европейской фармацевтической компании. К окончанию обучения я принял предложение компании «Pfizer» возглавить ее подразделение по КИ в Украине. С другой стороны, на мой взгляд, невозможно ожидать карьерного роста только на основании полученного диплома. Опыт и личные качества соискателя имеют большее значение для потенциального работодателя.
По поводу практической пользы, я бы отметил то, что обучаясь дистанционно на протяжении 3 лет, параллельно с работой менеджер/студент развивается как самостоятельно, так и под воздействием профессиональной и обучающей среды. В таком синергизме сложно определить, что является драйвером роста — обучение или соответствующая рабочая атмосфера. Наверное, в этом и заключается успех дистанционного обучения.
— Кому бы Вы советовали получать образование, подобное Вашему, а кому — нет
— Безусловно, это зависит от ожиданий и целей, которые ставятся в каждом конкретном случае. Необходимо понимать, что для успешной работы монитором КИ совсем не обязательно получать диплом МВА. А наличие диплома само по себе не гарантирует получение новой должности.
В первую очередь я бы советовал обучение по программе МВА начинающим менеджерам КИ, которые думают о дальнейшей карьере профессиональных управленцев, особенно в международном бизнесе.
— С Вашей точки зрения как руководителя, какое образование может дать преимущество потенциальному соискателю на должность монитора (СRA), руководителя команды мониторов, менеджера проекта, руководителя подразделения
— Если говорить о должности CRA на начальном этапе, конечно, внимание уделяется наличию высшего образования, желательно медицинского или биологического, хорошего знания английского языка. Значение также имеет наличие сертификата GCP. Степень кандидата наук, безусловно, может быть преимуществом, но не определяющим. Большее значение наличие научной степени в области медицины может иметь для должности медицинского советника, менеджера по безопасности фармацевтических препаратов. При рассмотрении кандидата на должность руководителя команды мониторов (Lead CRA), больше внимание уделяется практическому опыту и тренингам в области КИ. Преимущество могут иметь сертифицированные мониторы (Certified CRA ACRP (Association of Clinical Research Professionals) или SoCRA (Society of Clinical Research Associates). Но также важны и тренинги или сертификация по базовым принципам менеджмента (управление временем, персоналом, проектами). Наличие диплома МВА наиболее актуально для топ-менеджеров. Но, на мой взгляд, для высшего управленческого звена наряду с образованием значение имеют реальные результаты и достижения, которые может предъявить потенциальный кандидат.
_______________________
*Официальная статистика количества КИ, предоставляемая ГП «Государственный фармакологический центр» МЗ Украины, начинается с 1996 г.
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим