Особенности современной фармацевтической логистики. Как обеспечить высокую скорость поставки?

104636Качество дистрибьюторского сервиса в значительной степени зависит от такого показателя, как скорость доставки заказа клиенту. 16 июня 2016 г. состоялся вебинар на тему «Новые IT-решения для фармдистрибьюторов. Тренды доставки и сервисная конкуренция», организованный компанией «ABM Cloud». Докладчиком выступил Александр Ширяев, который рассказал об основных тенденциях в сфере логистики и фармдистрибуции. Какие новые тренды наметились в сфере фармдистрибуции и что важно учитывать, чтобы удовлетворять растущие потребности клиентов, предлагаем читателям узнать из этой публикации. «ABM Cloud» — компания, которая предоставляет услуги по разработке и внедрению облачных программных решений для автоматизации цепочки поставок, охватывая такие направления, как управление запасами, розничной сетью и транспортом (собственным и наемным).

СВЕЖИЕ ТЕНДЕНЦИИ В СФЕРЕ ФАРМДИСТРИБУЦИИ

Задачи, которые необходимо решать бизнесу, выплывают из трендов, которые движут рынок. А. Ширяев выделил несколько основных тенденций, которые оказывают влияние на развитие отечественного фармрынка.

Дистрибьюторский сегмент весьма консолидирован. На украинском фармрынке представлена широкая номенклатура товаров, которые могут быть реализованы в аптечном учреждении, при этом дистрибьюторов и производителей значительно меньше по сравнению с рынком товаров повседневного спроса/широкого потреб­ления FMCG.

Специфика работы розничного сегмента предполагает необходимость соблюдения жестких временных окон по поставке фармацевтичес­ких товаров в торговую точку. Как отметил докладчик, одна из последних тенденций — потребность осуществлять доставку товара в одну аптеку несколько раз в день, соответственно, время подготовки и доставки заказа сжимается. По словам А. Ширяева, в Украине так работает большинство поставщиков в крупных городах. Эта тенденция еще не очень распространена для небольших населенных пунктов, но, вероятно, в будущем все больше украинских фармдистрибьюторов будут ощущать потребность в планировании работы транспорта в соответствии с этой потребностью рынка.

Далее был поэтапно рассмотрен процесс обработки и поставки заказа. Как правило, после получения заказа от клиента происходит загрузка данных по заказу и осуществляется валидация — проверка на соответствие товарным остаткам. После этого склад приступает к сборке (комплектация и упаковка) и готовит заказ к определенному времени, когда необходимо будет осуществить погрузку (в один маршрут может попадать до 40 клиентов). Процесс обработки и сборки заказов может занимать от 4 до 12 ч. Параллельно со сбором заказа осуществляется планирование маршрута: исходя из накопившихся заказов, составляется маршрутный план и определяется время старта маршрута. Завершающий этап — погрузка в автомобиль и доставка клиенту.

Два последних этапа — определяющие, но очень сильно зависят от процесса сборки заказа на складе. Здесь следует отметить, что многие компании часто сталкиваются с проблемами, связанными со сбоями в процессе подготовки заказов на складе. Например, не все заказы по маршруту готовы вовремя, что вызывает дилемму — ждать, пока все заказы будут загружены, или отправляться по маршруту в соответствии с планом.

С точки зрения докладчика, если заказы для маршрута собраны более чем наполовину, необходимо выезжать. При этом, вероятно, потребуется несколько перестроить маршрут (современные инструменты по автоматизации транспортной логистики позволяют сделать это очень быстро). Оставшийся объем товара можно доставить следующим маршрутом (что можно сделать достаточно оперативно при коротких интервалах выезда маршрутов). Такой подход позволит автомобилю вернуться вовремя для получения следующей партии заказов.

В целом весь процесс от получения заказа до поставки может занимать до 24 ч (поставка на следующий день).

В некоторых странах (например в Турции, Израиле) норма доставки — 2–3 ч. Соответственно, на сборку заказа на складе отводится гораздо меньше времени. Поэтому важно обеспечить, чтобы этот процесс работал без сбоев. В рамках поступившего заказа планируется маршрут доставки — с учетом планового завершения предыдущей доставки. То есть когда машина возвращается на склад, для нее уже сформированы и собраны для погрузки новые заказы. Маршруты, как правило, короткие, что позволяет обеспечить ротацию транспорта и быструю отгрузку новых заказов. Соответственно, это совсем другая модель работы.

СКОРОСТЬ ДОСТАВКИ — КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО дистрибьюторов

104634Сегодня аптеки стремятся держать у себя как можно меньший объем товарных запасов, требуя от дистрибьютора очень быстро по потребности их пополнять. Поэтому высокая скорость доставки, которая обеспечивает качественно новый сервис, может стать конкурентным преимуществом.

По словам А. Ширяева, с одной стороны, возможность доставлять товар в течение 3 ч повлечет увеличение транспортных расходов (более частые маршруты требуют больше «холостого» пробега), но, с другой — это будет компенсироваться значительным увеличением количества заказов и, соответственно, валового дохода.

В условиях изменяющейся внешней среды фармдистрибьюторам необходимо применять технологии, которые помогают адекватно отвечать на вызовы сегодняшнего дня. Безусловно, чтобы перестроить систему поставок в соответствии с возрастающими потребностями клиентов, необходимо время.

Высокой скорости доставки можно достичь путем применения систем автоматизации транспортной логистики, позволяющих осуществлять:

  • планирование маршрутов доставки (с учетом возврата транспорта с предыдущего маршрута);
  • контроль выполнения маршрутов (по ключевым показателям, таким как километраж, время, своевременность доставки);
  • комплексную аналитику (контроль ключевых показателей эффективности (Key Performance Indicators — KPI) с целью оптимизации транспортных затрат).

Как отметил выступающий, система динамического планирования предполагает решение текущих задач, исходя из имеющихся ресурсов путем построения коротких маршрутов (объединение нескольких точек доставки в один маршрут). Такой подход позволяет оптимизировать транспортные затраты и время доставки. При этом необходимо понимать, что оперативная доставка имеет небольшой радиус обслуживания, по словам докладчика, — до 200, а чаще до 100 км. Соответственно, в рамках одного маршрута доставка может осуществляться небольшому количеству клиентов.

Грамотная логистика должна обеспечить свое­временную доставку с минимальными затратами. Автоматизированная система управления транспортом позволяет просчитывать разные варианты соединения (порядок посещения) точек доставки и выбирать оптимальный маршрут, формировать оптимальный график загрузки машин на складе и планировать время старта и возвращения каждой машины таким образом, чтобы обеспечить ротацию транспорта.

Динамическое планирование маршрутов может способствовать достижению экономии за счет оптимизации времени доставки и транспортных затрат, а также позволяет систематизировать процессы. Контроль и анализ ключевых показателей дают возможность оценивать транспортные затраты в разрезе автопарка, клиентов, торговых точек и соответственно управлять эффективностью использования транспорта.

Екатерина Дмитрик

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи