— Непосредственно перед началом закупки лекарственных средств компания «Crown Agents» предоставляет Министерству здравоохранения (МЗ) Украины отчет, в котором содержится информация обо всех предложениях по всем позициям, которые доступны на текущий момент. Министерство утверждает список по каждой позиции и объему ее закупки до заключения компанией договоров с поставщиками. При этом на момент составления такого отчета (объявления торгов) не все позиции доступны для закупки (слишком высокие цены, недостаточное количество в наличии у поставщиков и т.д.). Поэтому в отчетах можно увидеть отсутствие каких-либо препаратов или их дозировок.
— Ко всем поставщикам компания «Crown Agents» предъявляет одинаковые требования независимо от того, находятся они на территории Украины или нет. У поставщика должна быть лицензия, а лекарственные средства — зарегистрированными. Если поставщик или производитель находится на территории Украины, то ему необходима лицензия на оптово-розничную торговлю, если за пределами государства, например в ЕС, то необходимы сертификаты GMP и GDP в ЕС. При этом компаниям, которые находятся за рубежом, не требуется лицензия на оптовую торговлю в Украине, поскольку свои продукты они продают непосредственно компании «Crown Agents». А «Crown Agents», в свою очередь, доставляет эти препараты на склады украинского предприятия ГП «Укрмедпостач», которое отвечает за дальнейшие их хранение и доставку по территории Украины.
Стоит выделить дистрибьюторов, которые занимаются организацией поставок лекарственных средств в Украину из-за рубежа. Например, производитель в Германии не хочет ввязываться в бюрократические процедуры в Украине, поэтому продает свой продукт дистрибьютору, который берет на себя все обязательства. В таком случае при продаже этим дистрибьютором товаров для «Crown Agents» препараты также поступают на склад государственного предприятия, которое занимается их дальнейшим распространением.
При этом мы требуем сертификаты качества на продукт, предоставленные непосредственно его производителем, а также документ, который указывает, что производитель в курсе того, что данный препарат участвует в процессе государственных закупок и в каком объеме.
— Конечно, дистрибьютор — частная компания, которая занимается предпринимательской деятельностью. Поэтому ей необходимо включать какой-то свой процент прибыли в этот процесс. Однако это не означает, что цена будет выше, нежели при покупке напрямую у производителя. Как я уже приводила пример ранее, производитель, не желая заниматься самостоятельно выведением на локальный рынок своих продуктов, продает свои товары другой частной компании. Эта компания, в нашем случае дистрибьютор, занимается всеми юридическими и другими аспектами доставки этих продуктов в страну и их участия в процессе закупок. Однако для того, чтобы цена не была слишком высокой, производитель предоставляет дистрибьютору существенную скидку, которая, даже с учетом участия в цепи закупок дополнительной частной компании, нивелирует разницу в ценах и делает ее максимально равной цене производителя.
— Конечно, жесткий дедлайн у нас в работе был. Мы обязались завершить все закупки в течение 1 года с момента поступления средств на счет компании. То есть до 7 декабря 2016 г. нам необходимо было закончить все поставки на склады государственного предприятия Министерства здравоохранения, с чем компания успешно справилась. Первые поставки начались в апреле и далее процесс был беспрерывным.
— Да, сумма 750 млн грн., которая предусматривала закупку онкологических и онкогематологических препаратов для взрослых и детей, а также химиопрепаратов, радиологических препаратов и препаратов сопровождения онкологических больных, уже включала комиссию компании в размере 5,5%.
— Иногда производители и дистрибьюторы неконкурентной продукции не готовы снизить цену из-за многих факторов, и такая ситуация может быть разрешена путем длительного переговорного процесса, когда все стороны поставок придут к соглашению и станут четко понимать все возможные риски, а также потребности пациентов. В предыдущем цикле мы вели переговоры со всеми поставщиками и многими производителями. В новом цикле производители смогут пересмотреть свое решение.
— При закупке лекарственных средств за 2015 г. перед компанией была поставлена задача закупить препараты как можно скорее ввиду их полного отсутствия в медицинских учреждениях. Поэтому при закупке было несколько вариантов: закупить препарат с неполным сроком годности (например 60%), но по меньшей цене и доставить его в течение 2–3 нед, или ждать свежеизготовленного препарата, но 20–22 нед, или же сформировать скомбинированный заказ — какой-то объем приобрести с небольшим сроком годности для удовлетворения срочных нужд, какой-то разместить на производстве. При этом нужно было учитывать и стоимость.
Однако пока номенклатурные экспертные рабочие группы МЗ Украины определяли, какому типу заказа отдать предпочтение, проходило время, и заказ свежеизготовленной продукции уже был невозможен во временных рамках договора. При этом срок годности лекарственных средств, которые уже были в наличии для закупки, тоже уменьшался. Именно поэтому в Украину в некоторых случаях и были поставлены препараты с незначительным сроком годности. Однако я убеждена, что их к этому времени уже должны были использовать ввиду острой необходимости в них.
— Получается, что утверждение номенклатуры экспертными рабочими группами Министерства здравоохранения Украины значительно затягивало процесс закупок?
— Да, к сожалению, это так. Экспертных групп было слишком много, и собрать их всех вместе было достаточно трудно. Но, например, в текущем цикле по направлению «сердечно-сосудистые заболевания» экспертные группы сработали действительно быстро, и утверждение было принято оперативно. В этом году МЗ будет реформировать работу рабочих групп. Надеюсь, мы получим более рациональную и эффективную систему согласований для дальнейшей работы. Поэтому мы надеемся, что процесс утверждения номенклатуры закупок будет проходить гораздо быстрее.
— Лекарственные средства и медицинские изделия, поступающие в Украину из-за рубежа, доставляются на склады государственного предприятия «Укрмедпостач» на условиях DAP (Delivered At Point) и будут растаможиваться ГП «Укрмедпостач». Лекарства и медицинские изделия, которые будут приобретены в пределах Украины, должны находиться в свободном обращении, и поэтому они не потребуют растаможки.
— Компания «Crown Agents» не закупила ни одного лекарственного средства, которое было бы зарегистрировано по упрощенной процедуре, ввиду отсутствия таковых в тендерных предложениях. При этом все производители были оповещены, что в случае, если их препарат не зарегистрирован в Украине, они могут сделать это по упрощенной процедуре. Однако никто не изъявил подобного желания.
— Да, уже объявлены все тендеры по всем позициям по 12 программам. До конца марта 2017 г. компания «Crown Agents» обязана завершить тендерный процесс и предоставить всю информацию по нему МЗ Украины.
— На самом деле основным критерием выбора лекарственного средства является техническое качество. То есть в первую очередь мы соотносим, насколько продукт качественный и соответствует всем техническим параметрам и требованиям, и только после этого сопоставляем ценовой фактор.
Нынешний тендерный процесс проходит в обычном бумажном виде, участники присылают свои предложения по электронной почте в компанию, эксперты анализируют их и составляют предложение для Министерства здравоохранения Украины.
— В своих договорах с поставщиками и производителями мы предусматриваем подобные санкции. Поэтому, если по вине поставщика поставки будут задерживаться, соответственно, цена продукции будет снижаться на размер штрафных санкций, что, в свою очередь, снизит цену, по которой Министерство будет принимать лекарства.
— «Crown Agents» огласит основную информацию относительно победителей тендерных закупок препаратов, их ценовых предложений и прочего после утверждения Министерством здравоохранения Украины результатов тендеров.
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим