Ученые выяснили, как отражается на дыхательной системе загрязненность воздуха мегаполисов

19 Квітня 2017 3:22 Поділитися

65879Загрязнение воздуха давно связывают с хроническим воспалением тканей носа и придаточных (околоносовых) пазух, но прямых биологических и молекулярных доказательств этой связи до сих пор было недостаточно. В ходе нового исследования ученые показали, что воздействие загрязненного воздуха на верхние дыхательные ходы имеет прямой биологический эффект.

Результаты нового исследования, опубликованные в журнале «American Journal of Respiratory Cell and Molecular Biology», имеют важное значение для здоровья и благополучия лиц, проживающих в больших городах и промышленных областях с загрязненным воздухом. Эта категория населения подвержена высокому риску развития хронических заболеваний верхних дыхательных путей, в частности, придаточных пазух, утверждает Мюррей Раманатан (Murray Ramanathan), доцент отоларингологии Медицинской школы Университета Джонса Хопкинса (Johns Hopkins University School of Medicine), США.

По данным Центров по контролю и профилактике заболеваний (Centers for Disease Control and Prevention), США, у более 12% взрослых в США диагностирован хронический синусит. Это заболевание сопровождается конгестией (скопление, прилив крови), болью в области лица, заложенностью носа и затрудненным дыханием. Многочисленные исследования показали, что хронический синусит может иметь осложнения, отражающиеся на социальном поведении человека, в частности это депрессия, потеря продуктивности, хроническая усталость.

Для изучения влияния загрязненного воздуха на верхние дыхательные пути ученые воздействовали на животных очищенным воздухом (контрольная группа) и концентрированным воздухом города Балтимор, насыщенным аэрозольными частицами диаметром 2,5 мкм и меньше. Загрязненный воздух предварительно очистили от большинства аллергенов, таких как пыль и пыльца. Следует отметить, что концентрация аэрозольных частиц в этом воздухе была на 30–60% ниже, чем их среднее содержание в атмосфере больших городов, таких как Нью-Дели, Каир и Пекин. В ходе исследования животных подвергали воздействию загрязненного воздуха 6 ч в сутки, 5 дней в неделю, на протяжении 16 нед.

В смывах из верхних дыхательных путей животных, подверженных воздействию загрязненного воздуха, ученые выявили большое количество белых клеток крови, связанных с воспалением (макрофагов, нейтрофилов и эозинофилов).

Чтобы узнать, развился ли общий воспалительный ответ в верхних дыхательных путях, ученые сравнили активность генов иммунных клеток 2 групп животных. В иммунных клетках из носовых ходов особей, подвергшихся воздействию загрязненного воздуха, были активны гены, отвечающие за выработку интерлейкинов-1β и 13, онкостатина М и эотаксина-1 — прямых белковых маркеров воспаления. Эти белки принимают участие в развитии воспалительного ответа, а некоторые из них «привлекают» эозинофилов, отметили исследователи. Под воздействием загрязненного воздуха уровни маркеров воспаления повышались в 5–10 раз по сравнению с контрольной группой.

Далее ученые исследовали стенки носовых ходов и придаточных пазух под микроскопом и выявили, что верхний слой — эпителий — был на 30–40% толще у животных, подвергшихся воздействию загрязненного воздуха по сравнению с контрольной группой. Утолщение эпителия является еще одним признаком воспаления. У экспериментальной группы животных также выявлен повышенный уровень сывороточного альбумина, что указывает на нарушение барьеров носовых ходов и придаточных пазух.

Исследователи пришли к выводу, что вдыхание загрязненного воздуха приводит к нарушению целостности верхних дыхательных путей, что повышает вероятность инфицирования или раздражения клеток респираторной системы. Ученые продолжают исследования в этом направлении, а также разрабатывают возможные способы устранения нарушений, вызванных загрязнением воздуха.

По материалам www.news-medical.net