Установлена причина появления седины и облысения

10 Травня 2017 2:46 Поділитися

31312313131Исследование редкого генетического заболевания может привести к созданию потенциального лекарства от седины и облысения. Ученые непреднамеренно открыли механизмы, лежащие в основе этих косметических проблем. Результаты нового исследования опубликованы в журнале «Genes and Development».

Многие воспринимают седину и выпадение волос как нормальный признак старения организма, но у некоторых лиц эти нарушения вызывают сильный стресс. По данным Американской ассоциации выпадения волос (American Hair Loss Association), США, около 2/3 мужчин 35-летнего возраста в США подвержены облысению разной степени, как и 40% женщин. Что касается седины, то исследование, проведенное в 2012 г., показало, что у 6–23% взрослых в возрасте 50 лет во всем мире 50% волос — седые.

Лю Ле (Lu Le) и коллеги из Техасского университета (University of Texas), США, намеревались исследовать нейрофиброматоз 1-го типа, генетическое нарушение, при котором на поверхности нервов образуются опухоли. Изначальной целью исследования было расшифровать механизм роста таких опухолей, но вместо этого был выявлен процесс, отвечающий за потерю пигментации и выпадение волос. Это открытие может привести к разработке новых методов лечения данных нарушений.

Ранее уже было известно, что волосяные фолликулы содержат стволовые клетки, играющие важную роль в процессе роста волоса, а белок SCF — фактор стволовых клеток — участвует в пигментации волос. В ходе нового исследования ученые выявили, что как только стволовые клетки перемещаются к основе волосяного фолликула, клетки-предшественники волос (клетки волосяного валика) вырабатывают белок KROX20, известный своей ролью в развитии нервов. Когда белок KROX20 активируется, клетки-предшественники волос вырабатывают SCF, имеющий решающее значение для пигментации волос.

У животных клетки кожи, вырабатывающие белки KROX20 и SCF, взаимодействовали с меланоцитами, что способствовало росту пигментированного волоса. Меланоциты — клетки, вырабатывающие меланин, — пигмент волос, кожи и радужной оболочки глаз.

Когда исследователи заблокировали выработку SCF у животных, у них появились седые волоски, со временем становившие­ся белыми. Когда уничтожали KROX20-продуцирующие клетки, у животных вообще прекращался рост волос. Ученые пришли к выводу, что нарушение выработки белков KROX20 и SCF играет определяющую роль в потере волос и появлении седины, но для подтверждения этих данных для людей необходимы дополнительные исследования.

В будущем ученые планируют разработать вещество местного действия или способ безопасной доставки необходимого гена в волосяные фолликулы, что даст возможность исправить такие косметические проблемы, как облысение и седина.