Существует общепринятое мнение, что собаки полезны для психического здоровья детей. Чтобы подтвердить или опровергнуть это предположение, ученые Флоридского университета (University of Florida), США, провели рандомизированное контролируемое исследование, результаты которого опубликованы в журнале «Social Development».
По данным Дарлин Кертис (Darlene Kertes) и ее коллег, домашние собаки становятся ценной поддержкой для детей в стрессовой ситуации. Такое влияние домашних питомцев на детей документально зафиксировано впервые.
В новом исследовании приняли участие около 100 семей с детьми в возрасте 7–12 лет и собаками. Чтобы имитировать стрессовую ситуацию, детей, участвовавших в исследовании, просили выполнить задание: провести публичное выступление или решить интеллектуальную арифметическую задачу. Как известно, такие задания являются стрессовым фактором для ребенка, что приводит к повышению уровня кортизола (гормона стресса) в крови. Таким образом ученые в лабораторных условиях имитировали реальную стрессовую ситуацию для детей.
Участников исследования разделили на 3 группы: в 1-й испытывали стресс вместе с собакой, 2-й — с родителями, а 3-й — без какой-либо социальной поддержки. Оказалось, что присутствие домашней собаки рядом с ребенком во время воздействия стрессового фактора снижало вероятность развития стрессовой реакции. Дети отметили, что в присутствии собаки они меньше волновались, чем в присутствии родителей и при полном отсутствии социальной поддержки.
До и после воздействия стрессового фактора у детей взяли образцы слюны для определения уровня кортизола — биологического маркера развития стрессовой реакции в организме. Оказалось, что у детей, переживавших стрессовое состояние со своими собаками, уровень кортизола зависел от характера взаимодействия ребенка и животного.
У детей, которые активно просили животных подойти, гладили и ласкали их, уровень кортизола был ниже, чем у детей, уделявших незначительное внимание собакам. Однако у детей, к которым собаки подходили самостоятельно, уровень кортизола был высоким, отметили авторы исследования.
По мнению ученых, в возрасте 6–12 лет (среднее детство) детям необходима социальная поддержка не только от родителей, при этом их биологические и эмоциональные способности справляться со стрессом еще окончательно не сформированы. То, как человек научится в детстве бороться со стрессом, имеет долгосрочные последствия для эмоционального здоровья и благополучия в будущем. Ввиду этого существует необходимость лучше понять, что предупреждает развитие стрессовой реакции в детстве, подчеркнули исследователи.
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим