Государственные закупки лекарственных средств в Беларуси

Ранее мы уже знакомили читателей с особенностями ценообразования на лекарственные средства, а также регулирования рекламы лекарственных средств в Респуб­лике Беларусь. В данной публикации предлагаем вниманию читателей обзор правового регулирования в сфере государственных закупок лекарственных средств в Беларуси, подготовленный специалистами юридической компании «Revera» (Беларусь, Минск) Дмитрием Архипенко и Валентином Аникиным.

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Часть потребления лекарственных средств в Беларуси приходится на обеспечение нужд поликлиник, больниц и других элементов системы государственной медицины. Поэтому поставка лекарственных средств государственным организациям является приоритетным направлением деятельности для ряда компаний.

В Республике Беларусь закупки лекарственных средств для государственного сектора являются централизованными. Это позволяет закупать препараты для всех государственных организаций системы здравоохранения, а не для каждой отдельной больницы или поликлиники, что способствует снижению расходов на поставку.

Условия осуществления государственных закупок лекарственных средств до 31 декабря 2018 г. устанавливает Указ Президента Республики Беларусь от 28.02.2017 г. № 46 «О государственных закупках медицинских изделий, лекарственных средств и лечебного питания». Предполагается, что его действие будет продлено на следующий период.

В частности, этот документ определяет следую­щие особенности осуществления государственных закупок лекарственных средств:

  • уполномоченные государственные органы и организации определяют перечни закупае­мых лекарственных средств. К таковым относятся Управление делами Президента Респуб­лики Беларусь, областные исполкомы и Минский городской исполком, республиканские органы государственного управления и другие государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь;
  • организаторами государственных закупок лекарственных средств в Беларуси выступают республиканское унитарное предприятие (РУП) «Белфармация» и областные унитарные предприятия «Фармация»;
  • организаторы заключают договоры с поставщиками лекарственных средств;
  • заказчики (поликлиники, больницы, аптеки) без проведения процедур государственных закупок приобретают лекарственные средства у организаторов.

РУП «Белфармация» проводит процедуры централизованных государственных закупок по конкретной номенклатуре в объеме потребностей всей страны. Результаты закупок передаются областным предприятиям «Фармация» для заключения с победителями договоров и дальнейшей продажи товаров организациям здравоохранения.

Областные предприятия «Фармация» также проводят процедуры государственных закупок, но по другой номенклатуре медицинских товаров и в объеме потребности области. Далее с победителями заключаются договоры для дальнейшей реализации медицинских товаров организациям здравоохранения.

Годовой план централизованных закупок формируется на основании заявок организа­цией здравоохранения и утверждается Министерством здравоохранения.

Лекарственные средства, не включенные в годовой план, закупаются за счет собственных оборотных средств (например отечественные лекарственные средства, необходимые для платных медицинских услуг) или за счет внебюджетных средств (в отношении зарубежных препаратов)*.

ПРОЦЕДУРЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК

Организаторы могут проводить государственные закупки лекарственных средств посредством таких процедур:

  • электронный аукцион;
  • открытый конкурс;
  • процедура запроса ценовых предложений;
  • процедура закупки из одного источника.

Такие процедуры проводятся в общем порядке, установленном Законом Республики Беларусь от 13.07.2012 г. № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)».

Основным видом процедур государственных закупок лекарственных средств в 2017 г. был электронный аукцион.

Начальной ценой элект­ронного аукциона, как правило, является цена победителя процедуры закупки прошлого года, выраженная в белорусских рублях.

Информация о государственных закупках лекарственных средств размещается на едином национальном информационном ресурсе — сайте www.icetrade.by.

На этом сайте можно получить такие сведения:

  • информация о годовых планах закупок;
  • приглашения к участию в процедурах закупок;
  • результаты закупок;
  • документы по процедурам закупок;
  • ссылки на тексты правовых актов и др.

Закупка лекарственных средств через элект­ронный аукцион проводится на электронной торговой площадке — zakupki.butb.by, оператором которой является ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа».

ПРИМЕНЕНИЕ ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПОПРАВКИ

К цене лекарственного средства, которую предлагает участник государственных закупок, может применяться преференциальная поправка.

Преференциальная поправка — это предоставление преимущества товарам (работам, услугам), предлагаемым участниками, при оценке и сравнении предложений.

При проведении процедуры закупки из цены предложения участника, имеющего право на предоставление преимущества, вычитается размер преференциальной поправки (15 или 25%) и уже полученная цена сравнивается с предложениями других участников. Условия применения преференциальной поправки представлены в таблице.

Таблица. Условия применения преференциальной поправки
Размер преференциальной поправки, % Условия применения
15 Участник предлагает товары (работы, услуги) из Беларуси или стран, которым в Беларуси предоставляется национальный режим, — России, Армении, Казахстана, Кыргызстана
25 Участник предлагает товары (работы, услуги) собственного производства организаций, в которых не менее 50 сотрудников — инвалиды

Пример применения преференциальной поправки:

в процедуре государственных закупок участвует партия лекарственных средств белорусского производства по цене 10 000 рублей и партия немецкого производства по цене 9000 рублей.

При применении преференциальной поправки в размере 15% получаем цену:

10 000 — 10 000 · 0,15 = 8500 рублей.

Таким образом, несмотря на то что реальная цена партии товара белорусского производства выше, предпочтение будет отдаваться товару белорусского производства.

Дмитрий Архипенко,
партнер юридической компании «Revera»,
Валентин Аникин,
юрист налоговой практики компании «Revera»
*Постановление Коллегии Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 22.11.2013 г. № 18.4 «О взаимодействии организаторов и заказчиков при осуществлении процедур государственной закупки».

Интересная информация для Вас:

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи