Аптечная реформа в Эстонии буксует из-за позиции оптово-розничных операторов

Эстонский парламент перенес срок закрытия аптечных филиалов, предусмотренный изменениями к Закону о лекарственных средствах (Ravimiseadus), с 9 июня 2019 г. на 1 апреля 2020 г. За принятие соответствующего законопроекта проголосовал 71 депутат Рийгикогу при 6 голосах против и троих воздержавшихся. Означает ли это только отсрочку или, возможно, коренное переформатирование реформы, пока неясно.

В 2014–2015 гг., согласно Ravimiseadus, вступили в силу ограничения относительно интеграции и права собственности в фармации, обеспечивающие реформу рынка в духе «аптека для фармацевта». В переходный период, продленный теперь до 1 апреля 2020 г., компаниям, не соответствующим требованиям, запрещено открывать новые аптеки. Законность запрета была подтверждена Верховным судом.

В шаговой доступности или высокопрофессиональная?

Более того, в ходе реформы могут быть закрыты 70 аптек из 500 ныне работающих. Именно таково количество аптечных филиалов в населенных пунктах с расчетным количеством населения свыше 4 тыс., на которые распространяется запрет. Два отраслевых объединения — НКО «Объединение аптек Эстонии» (Eesti Apteekide Ühendus, далее — Объединение аптек) и Эстонская аптечная ассоциация (Eesti Apteekrite Liit, далее — Аптечная ассоциация), — относятся к предстоящей реформе по-разному. Первая из указанных организаций осенью 2018 г. передала в Рийгикогу коллективное обращение более 4000 человек относительно сохранения филиалов аптек, попавших в регуляторную ловушку. За несколько недель до этого с целью привлечения внимания к своим проблемам в стране на полдня было закрыто 55 аптечных филиалов.

Таким образом парламентарии отреагировали на позицию Объединения аптек, представляющего интересы оптовиков — владельцев аптечных сетей, которых реформа заставляет выбирать между двумя видами деятельности. Независимые фармацевты — члены Аптечной ассоциации, заинтересованы в усилении конкуренции среди оптовых компаний и прекращении их доминирования на розничном рынке.

Оптовикам предложили подвинуться

Еще до начала применения 1 января 2006 г. географически-демографических ограничений на открытие новых аптек как розничный, так и оптовый рынки фармацевтических препаратов были в основном разделены между двумя компаниями (Отчет Госконтроля Рийгикогу, 2016). Последние, в свою очередь, связаны с крупными международными производителями лекарств. Ныне оптовым операторам принадлежат две трети действующих в Эстонии аптечных учреждений, отмечает «ERR».

Нынешние владельцы хотели бы как-то переоформить филиалы аптек, но не имеют такой возможности. Преобразование действующих филиалов в обычные аптеки самими оптовыми операторами невозможно в силу того, что минимум наполовину они должны принадлежать провизору. Единственное законное решение в этой ситуации — передача филиалов в руки профессио­нальных фармацевтов.

«У сетей оптовиков, которым сейчас принадлежат эти аптеки-филиалы, нет ни одного препятствия для того, чтобы уже сейчас начать переговоры с провизорами в целях передачи им данных аптек-филиалов, но они (оптовики — прим. ред. ) не хотят этого делать, потому что это не выгодно для бизнеса», — сказала в интервью «ERR» вице-канцлер Министерства социальных дел Марис Йессе (Maris Jesse).

Объединение аптек в ответ выступило с заявлением, назвав данную позицию ошибочной. «Аптеки-филиалы действуют в рамках разрешения на деятельность базовой аптеки, — отметил Тимо Данилов, руководитель организации, — и они не являются самостоятельными юридическими лицами. Говоря короче — сегодняшние владельцы аптек-филиалов не могут их продать, поскольку те не являются отдельными предприятиями, и у них отсутствует отдельное разрешение на деятельность». Действительно, согласно Ravimiseadus, структурные подразделения аптек (филиалы и аптечные автобусы — см. ниже) включают в лицензию на обычную аптеку.

Объединение аптек, по-видимому, нашло достаточно сильные аргументы. Так, Т. Данилов выразил обеспокоенность доступностью аптечных услуг, отметив, что в некоторых регионах количество закрывающихся аптек достигнет 10–20. Кроме того, по его словам, при закрытии филиалов собственникам придется списывать сделанные инвестиции, и в связи с этим государству угрожают требования о возмещении ущерба в размере 20 млн евро.

Пять плюсов реформы

Кайди Сарв (Kaidi Sarv), главный провизор Аптечной ассоциации, отметила, что если сегодня бóльшая часть аптек находится в собственности двух крупных оптовых предприятий или связана с ними, то после реформы в Эстонии должны остаться только аптеки, не зависимые от оптовиков. «Аптеки, которыми владеют не провизоры, могут угрожать здоровью населения. И другого, более мягкого способа регуляции, кроме требования обеспечить управление и владение аптекой провизором, не существует. Оно же обеспечивает надежное и качественное снабжение лекарствами, — приводит свои аргументы К. Сарв. — Продать лекарство легко. Важно не умение аптекаря продавать, а обеспечить выздоровление человека».

Руководитель аптечной ассоциации назвала пять плюсов от изменений. Во-первых, в аптеках расширится ассортимент, так как оптовики при организации розничной деятельности не берут товар у конкурентов. Во-вторых, если аптек станет меньше, и они укрупнятся, то и лекарства будут быстрее доходить до пациентов, поскольку, когда аптек много и покупателей на каждую мало, то там не держат запасы всех нужных препаратов. В-третьих, прекратится погоня за открытием аптек в каждом новом торговом цент­ре, что должно сократить и издержки аптечной сети. В-четвертых, если эти затраты снизятся, то возможно и снижение цен, особенно на безрецептурные препараты, медицинские изделия и пищевые добавки. Наконец, реформа должна смягчить кадровую проблему — сейчас специалистов на все аптеки не хватает.

Маленькая страна опасается больших реформ

Что касается ассортимента, то на сегодня в отношении аптек действует обязательство обеспечить отпуск хотя бы одного из лекарственных средств с определенным действующим веществом, для которых на основании Закона о медицинском страховании был установлен ценовой лимит и заключено ценовое соглашение. Интересно также положение Ravimiseadus об обязанности непроизводственной аптеки (или не производящей стерильные лекарства) принять и передать рецепт в другую аптеку для изготовления с последующей доставкой.

Аптечный автобус, согласно Ravimiseadus, может работать только вне города, и место оказания услуги должно быть расположено не менее чем в трех километрах от существующей аптеки общего назначения или филиала аптеки.

Относительно открытия новой аптеки действующее ограничение предусматривает расстояние более 30 км и наличие минимум 2 тыс. жителей, проживающих на территории одного или нескольких соседних органов местного самоуправления. В таком случае местное правительство может подать в Государственное агентство по лекарственным средствам предложение о предоставлении аптечной услуги.

Не исключено, что в своем развитии фармацевтический рынок Эстонии уже миновал тот этап, когда можно было применить правило «аптека для фармацевта». Во всяком случае реформа уже не встречает былой поддержки среди своих основных организаторов — Партии реформ, возглавлявшей Правительство в 2014 г., на старте преобразований. Ха́нно Пе́вкур (Hanno Pevkur), ее нынешний руководитель, уже пошел на попятную: «Что поделать, если очевидно, что промахнулись. Эту ошибку требуется признать и принять новые решения». Какими они будут и что останется от реформы, должно проясниться в ближайшее время.

Дарья Полякова
по материалам rus.err.ee; www.riigikohus.ee; eestiapteek.ee;
www.aripaev.ee; www.riigiteataja.ee,
фото Софьи Боборенко (prospekt.ee)

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи