Госпитальный рынок лекарственных средств по итогам 2018 г. Helicopter View

В предыдущей публикации, посвященной фармацевтическому рынку Украины (см. «Еженедельник АПТЕКА» № 2 (1173) от 21.01.2019 г.), вниманию читателей было представлено развитие розничного рынка в 2018 г. В данной публикации речь пойдет о ключевых тенденциях в госпитальном сегменте по итогам 2018 г., в том числе в части тендерных закупок лекарственных средств. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research».

МЕТОДОЛОГИЯ

Методология аудита госпитальных поставок включает данные по акцептированным тендерам и о дистрибьюторских отгрузках. Методология расчета основана на ежемесячно предоставляемых данных:

  • относительно выборки лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ);
  • о финансировании системы здравоохранения (с разделением на государственный и местные бюджеты и с учетом доли финансирования закупки лекарственных средств и изделий медицинского назначения);
  • по акцептированным тендерам;
  • по отгрузкам дистрибьюторов в ЛПУ.

В расчете участвует более 10 тыс. товарных позиций (Stock Keeping Unit — SKU) препаратов и 2,3 тыс. ЛПУ Украины.

Компания «Proxima Research» также получает и систематизирует данные международных организаций; информацию относительно объемов финансирования государственных программ, которая содержится в паспортах бюджетных программ; данные о номенклатуре закупок, размещенные на сайте МЗ Украины; информацию о количестве, которое планировалось закупить, о распределении закупленных лекарственных средств и медицинских изделий, которая содержится в соответствующих приказах МЗ.

ГОСПИТАЛЬНЫЕ ПОСТАВКИ

По итогам 2018 г. общий объем фармацевтического рынка лекарственных средств Украины, включая розничный* и госпитальный сегменты, составил 85,0 млрд грн. за 1,3 млрд упаковок. Общий прирост составил 21,5% в денежном и 4,5% в натуральном выражении. По сравнению с предыдущим годом доля госпитального сегмента несколько уменьшилась в денежном выражении, однако увеличилась в натуральном и составила 12,4 и 10,5% соответственно (рис. 1).

Рис. 1
 Динамика объема розничных продаж*, а также госпитальных поставок лекарственных средств в денежном и натуральном выражении по итогам 2016–2018 гг. с указанием долевого участия каждого сегмента
Динамика объема розничных продаж*, а также госпитальных поставок лекарственных средств в денежном и натуральном выражении по итогам 2016–2018 гг. с указанием долевого участия каждого сегмента

Рассматривая сегмент госпитальных поставок, следует отметить, что по итогам 2018 г. отмечается значимый рост объема поставок лекарственных средств по сравнению с предыдущим годом — 19% в денежном и 23% в натуральном выражении (рис. 2). В исследуемый период объем госпитальных поставок составил 10,5 млрд грн. и 134,3 млн упаковок.

Рис. 2
 Динамика объема госпитальных поставок лекарственных средств по итогам 2016–2018 гг. с указанием темпов прироста/убыли (%) по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Динамика объема госпитальных поставок лекарственных средств по итогам 2016–2018 гг. с указанием темпов прироста/убыли (%) по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Как известно, согласно постановлению КМУ от 25.03.2009 г. № 333, с 1 января 2018 г. учреждения здравоохранения, которые полностью или частично финансируются за счет средств государственного и местных бюджетов, должны закупать только те лекарственные средства, которые включены в Национальный перечень. После удовлетворения на 100% потребности в препаратах из Национального перечня учреждения здравоохранения могут закупать другие лекарства, зарегистрированные в Украине.

Данная норма способствовала увеличению закупок препаратов, включенных в Национальный перечень. Так, по итогам 2018 г. доля поставок лекарственных средств, включенных в Национальный перечень, увеличилась по сравнению с 2017 г. на 9% в денежном и на 7% в натуральном выражении (рис. 3).

Рис. 3
 Структура госпитальных поставок лекарственных средств в разрезе препаратов, включенных и не включенных в Национальный перечень в денежном и натуральном выражении по итогам 2016–2018 гг.
Структура госпитальных поставок лекарственных средств в разрезе препаратов, включенных и не включенных в Национальный перечень в денежном и натуральном выражении по итогам 2016–2018 гг.

В структуре госпитальных поставок лекарственных средств в разрезе препаратов украинского и зарубежного производства отмечается тенденция к увеличению доли отечественных лекарственных средств как в денежном, так и в натуральном выражении. По итогам 2018 г. их доля составила 46,1 и 91,7% соответственно (рис. 4). Препараты отечественного производства значительно дешевле зарубежных. По итогам 2018 г. средневзвешенная стоимость 1 упаковки зарубежных препаратов в госпитальном сегменте составляет 510,3 грн., в то время как отечественных — 39,4 грн. (рис. 5). В целом же средневзвешенная стоимость 1 упаковки составляет 78,3 грн.

Рис. 4
 Структура госпитальных поставок лекарственных средств в разрезе зарубежного и украинского производства (по месту производства) в денежном и натуральном выражении по итогам 2016–2018 гг.
Структура госпитальных поставок лекарственных средств в разрезе зарубежного и украинского производства (по месту производства) в денежном и натуральном выражении по итогам 2016–2018 гг.
Рис. 5
 Средневзвешенная стоимость лекарственных средств украинского и зарубежного производства по итогам 2016–2018 гг. с указанием прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Средневзвешенная стоимость лекарственных средств украинского и зарубежного производства по итогам 2016–2018 гг. с указанием прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

В разрезе АТС-классификации 1-го уровня значимую долю в объеме госпитальных поставок в денежном выражении аккумулируют препараты группы В «Средства, влияющие на систему крови и гемопоэз», J «Противомикробные средства для системного применения», и L «Антинеопластические и иммуномодулирующие средства» (рис. 6).

Рис. 6
Удельный вес препаратов в разрезе групп АТС-классификации по объему госпитальных поставок в денежном и натуральном выражении по итогам 2017–2018 гг.
Удельный вес препаратов в разрезе групп АТС-классификации по объему госпитальных поставок в денежном и натуральном выражении по итогам 2017–2018 гг.

ЗАКУПКИ ЧЕРЕЗ PROZORRO

Согласно законодательству при проведении закупок на сумму более 200 тыс. грн. заказчики обязаны размещать тендер о проведении таких закупок в системе электронных торгов ProZorro. Как показывает динамика акцептированных тендеров, ProZorro используется активно. По итогам 2018 г. через данную систему акцептировано порядка 14 тыс. тендеров по закупкам лекарственных средств (рис. 7).

Рис. 7
 Динамика акцептированных тендеров лекарственных средств в январе 2017 — декабре 2018 г. посредством системы электронных государственных закупок ProZorro с указанием объема фактических поставок лекарственных средств
Динамика акцептированных тендеров лекарственных средств в январе 2017 — декабре 2018 г. посредством системы электронных государственных закупок ProZorro с указанием объема фактических поставок лекарственных средств

В 2018 г. лидерами среди брендов лекарственных средств по объему акцептированных тендеров за средства государственного бюджета в денежном выражении являются препараты Рефакто (рекомбинантный фактор свертывания VIII), Иммунат (фактор свертывания VIII, фактор Виллебранда) и Тасигна (ингибитор протеинкиназы) (табл. 1). В аналогичном рейтинге международных непатентованных наименований (МНН) лекарственных средств лидируют фактор свертывания VIII, иммуноглобулин человеческий и Нилотиниб (табл. 2). Рейтинг поставщиков по объему акцептированных тендеров представлен в табл.3. Также в этих таблицах представлены рейтинги брендов, МНН и поставщиков лекарств, которые закупались за средства местных бюджетов.

Таблица 1. Топ-10 брендов лекарственных средств по объему тендерных закупок в денежном выражении по итогам 2018 г. в разрезе источника финансирования

п/п
Государственный бюджет Местные бюджеты
1 Рефакто Фентанил
2 Иммунат Натрия хлорид
3 Тасигна Туберкулин
4 Трастумаб Ритуксим
5 Октагам Баланс
6 Элапраза Реосорбилакт
7 Ритуксим Дианил
8 Фейба Цефтриаксон
9 Кансидаз Сибазон
10 Новосевен Экстранил
Таблица 2. Топ-10 МНН лекарственных средств по объему тендерных закупок в денежном выражении по итогам 2018 г. в разрезе источника финансирования

п/п
Государственный бюджет Местные бюджеты
1 Фактор свертывания VIII Фентанил
2 Иммуноглобулин человеческий Натрия хлорид
3 Нилотиниб Ритуксимаб
4 Трастузумаб Цефтриаксон
5 Идурсульфаза Морфин
6 Ритуксимаб Диазепам
7 Каспофунгин Меропенем
8 Эптаког альфа Бортезомиб
9 Дорназа альфа Паклитаксел
10 Фактор свертывания IX Йогексол
Таблица 3. Топ-10 поставщиков лекарственных средств по объему тендерных закупок в денежном выражении по итогам 2018 г. в разрезе источника финансирования

п/п
Государственный бюджет Местные бюджеты
1 Имедекс (Венгрия) БаДМ-Б (Днепр)
2 Пфайзер Экспорт (Украина) Медицинский центр М.Т.К. (Киев)
3 Mistral Capital Management (Великобритания) Фармадис (Крюковщина)
4 Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН)** (Украина) Оптима-Фарм (Киев)
5 Линк-Медитал (Украина) КП «Фармация» (Украина)
6 Бизнес Центр Фармация (Украина) Медфарком-Центр (Киев)
7 Magnipharma (Латвия) Диавита (Киев)
8 Shire Pharmaceuticals Ireland (Ирландия) Сана КО (Украина)
9 Sandoz Pharmaceuticals (Словения) Людмила-Фарм (Киев)
10 Рош Украина (Украина) Аметрин (Киев)

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По итогам 2018 г. объем поставок препаратов в госпитальном сегменте увеличился по сравнению с 2017 г.

Стоит отметить, что на сегодня закупки за бюджетные средства осуществляются при помощи двух механизмов — закупки через международные организации по централизованным программам и региональные закупки.

Закупки через международные организации осуществляются по номенклатуре, утверждаемой ежегодно постановлением КМУ. При этом механизм составления номенклатуры и объемов закупок является непрозрачным. Кроме того, общественность не может контролировать процесс проведения торгов и определения победителей, поскольку эти данные не публикуются. Международные организации публикуют информацию уже по факту проведенных закупок. Также стоит отметить, что поставки препаратов, закупленных через международные организации, осуществляются с большой задержкой — 1–1,5 года с момента перечисления средств на счета международных организаций.

При этом процедура закупок через международные организации продолжена Парламентом еще на 1 год — до 31 марта 2020 г.

В тоже время закупки на региональном уровне осуществляются через систему электронных торгов ProZorro. Как показывает динамика акцептированных тендеров в этой системе, в среднем ежемесячно акцептируется порядка 1200 тендеров.

Согласно принятой концепции реформирования закупок лекарственных средств и медицинских изделий, вспомогательных средств, других товаров медицинского назначения, планируется создание Центрального закупочного агентства. Агентство будет осуществлять закупки по стратегическим программам за средства госбюджета (вакцины, инфекционные заболевания и т.д.). Площадкой для проведения таких закупок станет система электронных торгов ProZorro.

Денис Кирсанов

*Розничные продажи без учета АР Крым и зоны проведения ООС.
**Организация, через которую осуществлена закупка препаратов в рамках централизованных программ МЗ Украины, не являющаяся прямым поставщиком.

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи