Мобильные приложения в здравоохранении: реальность или будущее?

В современном мире, где диджитал-технологии развиваются со стремительной скоростью, было бы удивительно, если бы данные инновации не коснулись сферы здравоохранения. Среди основных тенденций в этом направлении можно выделить мобильное здравоохранение (mHealth). С помощью мобильных приложений врачи и фармацевты могут обеспечить пациентам более безопасную и эффективную помощь, в то время как пациенты получают возможность самостоятельно контролировать свое лечение и повышать приверженность к терапии. Предлагаем выяснить, на каком этапе находится развитие этой инновации, в чем ее преимущества и какие риски сопровождают выбор такого подхода к здравоохранению.

Глобальный подход к mHealth

В мае 2018 г. 71-я сессия Всемирной ассамб­леи здравоохранения (World Health Assembly) приняла резолюцию об mHealth, которая в дальнейшем дала толчок к разработке глобальной стратегии ВОЗ в данном направлении. В этом контексте важно отметить, что основная цель mHealth была определена как предоставление всем пациентам качественной медицинской информации и фармацевтической помощи для удовлетворения их потребностей в области здравоохранения.

В первую очередь установление данной цели связано с тем, что многие страны с низким и средним уровнем дохода сталкиваются с проб­лемами обеспечения своевременного и эффективного медицинского обслуживания. Данная тенденция оправдана рядом экономических ограничений, географических барьеров и нехваткой рабочей силы.

Исходя из технологических особенностей, мобильные приложения mHealth являются одним из вариантов решения таких проблем.

Преимущества mHealth

По мере того, как человечество все больше погружается в сферу цифровых технологий, появляются новые мобильные приложения, которые позволяют людям самостоятельно контролировать свое лечение и ежедневно делать выбор в направлении здорового образа жизни.

Фармацевты как одни из наиболее доступных для населения работников системы здравоохранения играют ключевую роль в интеграции мобильных приложений в этой сфере. Новые технологии mHealth способны не только повысить приверженность пациентов к лечению, но и усовершенствовать работу фармацевтов — сделать ее более автоматизированной и эффективной.

Приложения для управления лекарственными средствами

Существует целый ряд приложений, которые разработаны с целью улучшения качества применения лекарственных средств и повышения лояльности пациентов к прохождению терапии. Диапазон функциональных возможностей таких приложений может быть различным.

Например, с 2017 г. граждане Финляндии могут получать рецепты только в электронном виде через интернет. Все действия, связанные со здоровьем человека, отражаются в его личной электронной медицинской карте «My Kanta Pages Personal Health Record» (Kanta PHR). Данный сервис включает возможность использования различных мобильных приложений, которые нацелены на улучшение самочувствия пациентов. Пользователи могут вносить в приложения личные данные измерения артериального давления, уровня глюкозы в крови и частоты сердечных сокращений. Кроме того, некоторые приложения могут синхронизироваться с различными элект­ронными гаджетами, которые способны измерять необходимые показатели здоровья человека.

Примерами такой модели управления лекарственными средствами служат следующие мобильные приложения:

  1. Доступ к истории отпуска. Суть данного сервиса заключается в том, что различные фармацевтические отчеты синхронизируются с мобильными приложениями пациентов. В результате этого пациенты могут получать информацию о том, какие препараты они приобретали, в какой дозе и когда была последняя дата выдачи.
  2. Напоминания о приеме препаратов. Приложения могут напоминать пациентам о приеме лекарственных средств. Часто эти напоминания устанавливаются еще в аптеке. Сервис данных приложений также включает возможность подтверждения приема препарата, что позволяет медицинским работникам более прицельно отслеживать степень приверженности пациента к терапии.
  3. Онлайн-чат с фармацевтами. Мобильные приложения могут предоставлять пациентам возможность напрямую общаться с фармацевтами — задавать им вопросы либо использовать функцию «живого» чата.
  4. Данные об истории болезни пациента. Некоторые приложения позволяют пациентам вести личный журнал симптомов определенных заболеваний, чтобы врачи и фармацевты могли помочь в оценке контроля патологии или соблюдения режима приема лекарственных средств. Например, приложение Allergy Diary позволяет пациентам с аллергическим ринитом ежедневно отслеживать свои симптомы, а также соблюдать режим приема препаратов.

Справочные ресурсы для фармацевтов

Мобильные приложения, которые предоставляют быстрый доступ фармацевтов к различной надежной справочной литературе, были разработаны для того, чтобы повысить качество оказания фармацевтической помощи, а также способствовать непрерывному повышению квалификации специалистов.

Информация о препарате. Сегодня многие клинические рекомендации и базы данных лекарственных средств представлены не только в бумажном, но и в электронном формате, который доступен на стационарных компьютерах. Однако использование мобильных приложений делает доступ к необходимой фармацевтам информации еще более быстрым и автоматизированным.

Функциональность приложений, как правило, включает поиск показаний к применению лекарственных средств, их дозировок, противопоказаний, возможных взаимодействий, побочных реакций и т. д.

Примеры: Micromedex, Lexicomp, Medscape, MIMS, BNF.

Калькуляторы. Клинические калькуляторы служат фармацевтам руководством для принятия важных клинических решений, таких как проверка дозировки лекарственных средств с узким терапевтическим индексом (например ванкомицин и фенитоин) или для установления норм различных клинических показателей (например клиренс креатинина).

Примеры: QxMD, Lexicomp, ClinCalc Medical Calculator.

Непрерывное образование и профессиональное развитие. Мобильные приложения могут стать для фармацевтов инструментом по отслеживанию новой профессиональной информации, включая результаты различных клинических исследований, новые подходы к лечению и многое другое.

Примеры: Medscape Education, BMJ Best Practice, Pharmacy Times, Online Academy.

Средства диагностики. В настоящее время в сочетании с мобильными девайсами могут работать диагностические устройства, которые измеряют дыхательную функцию легких или уровень глюкозы в крови. В первую очередь данные инструменты предназначены для улучшения контроля состояния пациентов, которые проходят длительное лечение по поводу хронических заболеваний (например сахарный диабет).

Примеры: Dexcom, спирометр Air Smart, KardiaMobile.

mHealth: барьеры и устранение недостатков

mHealth — это инновационная область, в которой существуют как преимущества, так и недостатки. На рисунке представлены распространенные барьеры использования mHealth пациентами и варианты их устранения в будущем.

Рисунок

Другим фактором, который также необходимо учитывать при организации mHealth, является безопасность соединения. Конфиденциальность информации может быть нарушена, так как она передается между пациентом и поставщиком медицинских услуг через мобильные приложения. В связи с этим устройства и приложения mHealth должны разрабатываться с учетом требований безопасности.

Римма Москаленко,
по материалам отчета FIP
«Мобильное здравоохранение. Использование мобильных медицинских инструментов в аптечной практике»
(mHealth. Use of mobile health tools in pharmacy practice)

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи