Непрерывное профобразование: обязательно к исполнению!

Вопрос реформирования системы высшего медицинского образования в Украине уже неоднократно обсуждался на протяжении многих лет медицинскими работниками, представителями государственных органов власти, руководителями вузов. Однако в последнее время проблема повышения квалификации провизоров и врачей приобрела еще большую актуальность в связи с интеграцией Украины в ЕС.

Рассматривая функционирование отечественной системы последипломного медицинского образования и повышения квалификации, сразу можно отметить, что практически все их элементы заимствованы из социалистического прошлого. В то же время государственная система повышения квалификации провизоров и врачей фактически связана с последипломным образованием как способом проведения образовательных циклов, так и контингентом преподавателей, а также характеризуется формализацией процесса обучения и принудительным характером повышения профессионального уровня.

Сегодня медицинское образование включает не только додипломное и последипломное обучение специалиста, но и непрерывное профессиональное развитие — самостоятельное образование на основании собственного опыта и опыта коллег в течение всей профессиональной деятельности провизора или врача. Термин «непрерывное профессиональное развитие» был введен в начале XXI в. Всемирной федерацией медицинского образования с целью сохранения высокого уровня знаний и умений провизоров, врачей, а также их постоянного усовершенствования в соответствии с требованиями времени. Несмотря на доступность, существующую систему последипломного образования нельзя назвать удовлетворительной в первую очередь из-за ограниченного выбора видов повышения квалификации и их значительной длительности (как правило, это предаттестационные циклы, циклы тематического усовершенствования, научно-практические конференции, образовательные семинары и лекции). В то же время не распространены такие индивидуальные формы повышения квалификации, как самоподготовка, дистанционное и заочное обучение. Получение или подтверждение квалификационной категории обеспечивает медицинскому работнику определенную надбавку к заработной плате, а вопросы профессионального усовершенствования отходят на второстепенный план. Однако в период посещения циклов усовершенствования специалисты вынуждены прерывать свою профессиональную деятельность и терять заработок. Особенно это актуально для работников частных медицинских структур, руководители которых оплачивают только обучение своих специалистов, как правило, без сохранения заработной платы.

И если раньше специалист мог обойтись только прохождением предаттестационного цикла, после чего получал право пройти аттестацию и получить квалификационную категорию, то со следующего года этот процесс значительно усложнится.

Непрерывное профобразование: обязательно к исполнению!?

Как уже сообщалось в нашем издании («Еженедельник АПТЕКА» № 31 (702) от 10.08.2009 г.), с 2010 г. приказом МЗ Украины от 07.07.2009 г. № 484 (http://www.apteka.ua/online/29664/) будет введена новая система беспрерывного профессионального образования врачей и провизоров. С момента получения высшего медицинского образования, подготовки в интернатуре (резидентуре) и в течение всей профессиональной деятельности специалист обязан самостоятельно повышать свой уровень. В межаттестационный период каждый врач или провизор будет самостоятельно готовиться к следующей аттестации, набирая определенное количество баллов (высшая категория — 80 баллов, первая — 70, вторая — 60). Только набранные баллы после прохождения предаттестационного цикла станут основанием для допуска к компьютерному контролю уровня знаний на определенную категорию. В случае недостаточного их количества возможна сдача экзамена на категорию, соответствующую количеству набранных баллов, или на подтверждение диплома провизора/врача.

За обучение на предаттестационном цикле каждый специалист гарантированно получает 40 баллов. Остальные можно набрать при условии посещения циклов тематического усовершенствования последипломного образования (от 10 до 45 баллов в зависимости от продолжительности цикла); проведения лекций для медицинского персонала и пациентов, выступления в СМИ (2 балла за 10 лекций); обучения на курсах информации и стажировки в учреждениях последипломного образования, научно-исследовательских институтах, в том числе и зарубежных (20–40 баллов); подготовки на непродолжительных курсах информации и стажировки, семинарах на местных базах, в региональных центрах, подтвержденных областным управлением здравоохранения (5–10 баллов); повышения квалификации по дистанционной форме обучения на факультетах последипломного образования (10 баллов); научно-педагогической работы в медицинских (фармацевтических) вузах, учебных заведениях последипломного образования (10–30 баллов); работы в учреждениях здравоохранения в сельской местности не менее 3 лет (10 баллов); участия в международных и национальных научно-практических конференциях, симпозиумах, съездах, конгрессах (2–10 баллов); издания учебников, монографий, методических рекомендаций; публикации статей в профильных изданиях; внедрения в практическую деятельность инновационных разработок, новых методов диагностики, лечения, фармацевтического анализа; обучения в клинической ординатуре, аспирантуре, докторантуре; защиты диссертаций.

Сразу можно отметить, что большую часть предложенных вариантов не смогут реализовать специалисты, работающие в сельской местности, поскольку они не имеют возможности надолго оставлять рабочее место и пациентов.

В такой ситуации выходом станет развитие дистанционного образования при условии хорошей материально-технической базы в лечебном учреждении, позволяющей территориально отдаленным от учебных баз специалистам получить необходимые научные материалы, а также провести контроль уровня усвоенных знаний.

Переход к новой системе будет осуществляться постепенно в течение следующих 5 лет. Например, в 2010 г. желающие получить вторую категорию перед обучением на предаттестационном цикле должны набрать 4 балла, первую — 6, высшую — 8, и с каждым последующим годом количество необходимых баллов будет увеличиваться.

Возможно, у провизора или врача, особенно старшего возраста, первая реакция на нововведения министерства будет и отрицательной — очень уж не хочется менять сложившуюся, привычную систему. Однако молодым специалистам необходимо с первых же лет профессиональной деятельности привить идею необходимости непрерывного профессионального образования. Время диктует новые требования к уровню знаний работников системы здравоохранения, и они постоянно меняются с развитием науки, техники, медицинских технологий. В ситуации, когда процесс образования должен происходить непрерывно, старая система, носящая формальный характер, становится неэффективной. Сейчас девизы каждого практикующего фармацевта/врача таковы: «Учиться, учиться и еще раз учиться» и «Образование: не на всю жизнь, а через всю жизнь».

Анна Бармина,
фото пресс-службы «Еженедельника АПТЕКА»

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Цікава інформація для Вас:

Коментарі

марианна 15.12.2017 2:41
Отработала в аптеке 12-14 часов, в свои "выходные" заменяла заболевших. А ночью давай диссер писать или лекции читать или на конференцию поехала (оплата от 500 гр и выше. аптека платить не будет). А во время обеда инновациями займусь. На курсы повышения еще можно (опять таки кто заплатит?) там правда новых знаний не дадут но хоть баллы будут. Кому это надо? Тем, кто заработает на провизорах, проводя малоинформационные семинары? А провизоры будут собирать липовые бумажки о баллах. Браво! Пора менять профессию.

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті