|
Рассматривая функционирование отечественной системы последипломного медицинского образования и повышения квалификации, сразу можно отметить, что практически все их элементы заимствованы из социалистического прошлого. В то же время государственная система повышения квалификации провизоров и врачей фактически связана с последипломным образованием как способом проведения образовательных циклов, так и контингентом преподавателей, а также характеризуется формализацией процесса обучения и принудительным характером повышения профессионального уровня.
Сегодня медицинское образование включает не только додипломное и последипломное обучение специалиста, но и непрерывное профессиональное развитие — самостоятельное образование на основании собственного опыта и опыта коллег в течение всей профессиональной деятельности провизора или врача. Термин «непрерывное профессиональное развитие» был введен в начале XXI в. Всемирной федерацией медицинского образования с целью сохранения высокого уровня знаний и умений провизоров, врачей, а также их постоянного усовершенствования в соответствии с требованиями времени. Несмотря на доступность, существующую систему последипломного образования нельзя назвать удовлетворительной в первую очередь из-за ограниченного выбора видов повышения квалификации и их значительной длительности (как правило, это предаттестационные циклы, циклы тематического усовершенствования, научно-практические конференции, образовательные семинары и лекции). В то же время не распространены такие индивидуальные формы повышения квалификации, как самоподготовка, дистанционное и заочное обучение. Получение или подтверждение квалификационной категории обеспечивает медицинскому работнику определенную надбавку к заработной плате, а вопросы профессионального усовершенствования отходят на второстепенный план. Однако в период посещения циклов усовершенствования специалисты вынуждены прерывать свою профессиональную деятельность и терять заработок. Особенно это актуально для работников частных медицинских структур, руководители которых оплачивают только обучение своих специалистов, как правило, без сохранения заработной платы.
И если раньше специалист мог обойтись только прохождением предаттестационного цикла, после чего получал право пройти аттестацию и получить квалификационную категорию, то со следующего года этот процесс значительно усложнится.
?
Как уже сообщалось в нашем издании («Еженедельник АПТЕКА» № 31 (702) от 10.08.2009 г.), с 2010 г. приказом МЗ Украины от 07.07.2009 г. № 484 (http://www.apteka.ua/online/29664/) будет введена новая система беспрерывного профессионального образования врачей и провизоров. С момента получения высшего медицинского образования, подготовки в интернатуре (резидентуре) и в течение всей профессиональной деятельности специалист обязан самостоятельно повышать свой уровень. В межаттестационный период каждый врач или провизор будет самостоятельно готовиться к следующей аттестации, набирая определенное количество баллов (высшая категория — 80 баллов, первая — 70, вторая — 60). Только набранные баллы после прохождения предаттестационного цикла станут основанием для допуска к компьютерному контролю уровня знаний на определенную категорию. В случае недостаточного их количества возможна сдача экзамена на категорию, соответствующую количеству набранных баллов, или на подтверждение диплома провизора/врача.
За обучение на предаттестационном цикле каждый специалист гарантированно получает 40 баллов. Остальные можно набрать при условии посещения циклов тематического усовершенствования последипломного образования (от 10 до 45 баллов в зависимости от продолжительности цикла); проведения лекций для медицинского персонала и пациентов, выступления в СМИ (2 балла за 10 лекций); обучения на курсах информации и стажировки в учреждениях последипломного образования, научно-исследовательских институтах, в том числе и зарубежных (20–40 баллов); подготовки на непродолжительных курсах информации и стажировки, семинарах на местных базах, в региональных центрах, подтвержденных областным управлением здравоохранения (5–10 баллов); повышения квалификации по дистанционной форме обучения на факультетах последипломного образования (10 баллов); научно-педагогической работы в медицинских (фармацевтических) вузах, учебных заведениях последипломного образования (10–30 баллов); работы в учреждениях здравоохранения в сельской местности не менее 3 лет (10 баллов); участия в международных и национальных научно-практических конференциях, симпозиумах, съездах, конгрессах (2–10 баллов); издания учебников, монографий, методических рекомендаций; публикации статей в профильных изданиях; внедрения в практическую деятельность инновационных разработок, новых методов диагностики, лечения, фармацевтического анализа; обучения в клинической ординатуре, аспирантуре, докторантуре; защиты диссертаций.
Сразу можно отметить, что большую часть предложенных вариантов не смогут реализовать специалисты, работающие в сельской местности, поскольку они не имеют возможности надолго оставлять рабочее место и пациентов.
В такой ситуации выходом станет развитие дистанционного образования при условии хорошей материально-технической базы в лечебном учреждении, позволяющей территориально отдаленным от учебных баз специалистам получить необходимые научные материалы, а также провести контроль уровня усвоенных знаний.
Переход к новой системе будет осуществляться постепенно в течение следующих 5 лет. Например, в 2010 г. желающие получить вторую категорию перед обучением на предаттестационном цикле должны набрать 4 балла, первую — 6, высшую — 8, и с каждым последующим годом количество необходимых баллов будет увеличиваться.
Возможно, у провизора или врача, особенно старшего возраста, первая реакция на нововведения министерства будет и отрицательной — очень уж не хочется менять сложившуюся, привычную систему. Однако молодым специалистам необходимо с первых же лет профессиональной деятельности привить идею необходимости непрерывного профессионального образования. Время диктует новые требования к уровню знаний работников системы здравоохранения, и они постоянно меняются с развитием науки, техники, медицинских технологий. В ситуации, когда процесс образования должен происходить непрерывно, старая система, носящая формальный характер, становится неэффективной. Сейчас девизы каждого практикующего фармацевта/врача таковы: «Учиться, учиться и еще раз учиться» и «Образование: не на всю жизнь, а через всю жизнь».
Анна Бармина,
фото пресс-службы «Еженедельника АПТЕКА»
Коментарі