|
Музеи в самом тривиальном понимании этого слова теряют свои позиции: посетитель, воспитанный в эру телевидения и интернета, не очень приемлет, когда приходится ходить между рядами экспонатов и, давя в себе зевоту, слушать и смотреть не на то, что интересно ему, а на то, что показалось интересным создателям экспозиции. Век нынешний требует уважения к посетителю и ненавязчивости, а рассказ об истории уместен лишь в случае неподдельного интереса к экспонатам.
Именно эти качества сочетает в себе современная аптека-музей, расположенная в самом центре Донецка. Здесь можно и свой уровень образованности повысить, и препаратами с косметикой запастись. Даже если открыть дверь этой аптеки вас заставит необходимость укрыться от дождя, обещаю — вы получите массу удовольствия и узнаете много интересного!
ИСТОРИЯ
«НОЧЬ, УЛИЦА, ФОНАРЬ, АПТЕКА…»
Особняк, в котором и размещалась в конце позапрошлого века аптека бельгийца Лаче, является одним из самых старых зданий в городе. По данным наиболее ранних источников, аптечный магазин находился здесь уже в 1886 г. Однако открыть музей в том самом здании старой аптеки не удалось. Оно находится в полуразрушенном состоянии, новые владельцы пытаются «повысить его в звании» еще на один этаж, что дается им с трудом. Так и стоит одно из самых старинных в городе зданий по адресу Первая линия (ул. Артема), 5, как неприкаянное, вечером освещает его одинокий тусклый фонарь. «Ночь, улица, фонарь, аптека…», — все по классике.
Музей «Аптека Лаче» находится в нескольких километрах от этого самого здания — по ул. Постышева, 129. Здесь удалось уйти от стереотипа стандартного музея, создать интересную экспозицию, да и посетителей больше — есть кому в витрины заглядывать. Открытие донецкой сетью «Аптека 36,6» музея «Аптека Лаче» приурочено к двойному юбилею — 140-летию города и 10-летию самой сети.
Основные экспонаты — старое аптечное оборудование: специальные деревянные шкафы, посуда для смешивания, штанглазы, различные колбочки, весы, грузики, счеты, трубочки, воронки — в общем весь возможный инструментарий, которым пользовались провизоры и фармацевты в течение последних двух веков.
В музее «Аптека Лаче» представлены только те экспонаты, которые имеют непосредственное отношение к развитию фармацевтического дела в Донбассе. Все экспонаты собраны исключительно из городов и поселков региона — Донецка, Славянска, Харцизска, Артемовска и т.д.
По словам создателей экспозиции, все эти артефакты приносили уже немолодые работники аптек.
— Идея создания музея на самом деле родилась еще лет десять тому назад, — рассказывает Максим Мясников, директор по маркетингу ООО «Донэлитфарм» (сеть «Аптека 36,6») и один из непосредственных создателей музея. — Только на тот момент ни у кого не было представления о том, как это должно выглядеть, какой общей идеей объединяться. Помогла открытка — изображение старой аптеки Лаче. Два года назад я отыскал ее в Донецком областном краеведческом музее. Это очень известный старинный фотоснимок, который в различных источниках датируется разными годами — то 1903-м, то 1907-м, но наиболее ранняя дата, которую я встречал, — 1886 г.
|
Над созданием экспозиции, которую сейчас могут увидеть все жители и гости Донецка, в течение последних 2 лет упорно работал сам Максим Мясников, его коллега Владимир Силко, директор «Донэлитфарм», а также Виктор Хоменко, председатель правления Донецкой областной фармацевтической ассоциации.
Вся экспозиция насчитывает около 200 экспонатов. Все они много десятилетий служили на благо отечественной медицины, а затем в течение не менее продолжительного периода пылились по заброшенным подвалам и гаражам. В первую очередь это касается старинных шкафов для препаратов с надписями «Внутреннее» и «Наружное», которые служили витринами в аптеках начала ХХ в.
— Таких шкафов, переживших войну, мы нашли два. Конечно, состояние деревянной мебели, полвека провалявшейся в подвале, оставляло желать лучшего, — рассказывает М. Мясников. — Краснодеревщики полтора месяца трудились над этими шкафами, над каждой полочкой и ящичком. Дополнительная сложность заключалась в том, что они высокие — по 2,3 м. Поэтому для того, чтобы просто вынести шкафы из подвалов, в которых они были найдены, пришлось полностью их разобрать, затем отреставрировать и перекрасить. Что самое удивительное — почти все стекла в них остались целыми. Мы заменили только одно треснутое стеклышко, все остальные — довоенные. Сегодня в этих шкафах стоят сотни аутентичных баночек и колбочек для медикаментов, в которых хранились препараты для внутреннего и наружного применения.
Главное качество штанглазов первой половины ХХ в. — они изготавливались промышленным путем из очень толстого стекла и прекрасно закрывались, поскольку были предназначены для хранения препаратов, изготовленных по экстемпоральной рецептуре. Такое высокое качество делало их незаменимыми в повседневном быту — работники аптек с удовольствием при первой же возможности забирали их домой, где им всегда находилось применение. Именно так, укрывшись в домах фармацевтов, большинство штанглазов пережило войну, эпоху СССР и полтора десятилетия независимости Украины. Узнав о том, что мы собираемся открыть музей, большинство бывших работников аптек с удовольствием приносили из домов эти уникальные экспонаты. Многие из них даже пережили своих хозяев. Но если в семье были потомственные фармацевты, они охотно делились наследством, оставшимся от их мам и бабушек.
Особый интерес для медицинских работников представляют надписи на флаконах и этикетки, которые наклеивались на флаконы с препаратами. В первой половине ХХ в. медицинские работники наносили названия лекарственных средств на флаконы специальными шрифтами и разными цветами — строго по предписанию фармакопеи. Черным цветом наносили названия препаратов для наружного применения, красным — для внутреннего, а также сильнодействующих и ядовитых.
— Все надписи наносились тушью. Писать строго определенным шрифтом фармацевтов учили специально, и эту каллиграфию нужно было неукоснительно соблюдать, — рассказывает Людмила Бойко, начальник отдела организации фармпроцессов «Донэлитфарм» (сеть «Аптека 36,6»). — Также строго регламентировался и размер штанглазов: большие — для препаратов для наружного применения, средние — для микстур, самые маленькие — для глазных капель и т.д.
В экспозиции музея «Аптека Лаче» представлен сосуд максимальной емкости — 3 л, такие использовались, как правило, для хранения раствора глюкозы или перекиси водорода. Нанесение надписей на сосуды с препаратами было крайне важной и ответственной работой. Во времена СССР, если в аптеке разбивался один из дефицитных штанглазов, приходилось отыскивать другой аналогичного размера, затирать старую надпись и переписывать заново — очень кропотливая и ответственная работа.
В музее также представлены бумажные этикетки, которые пришли на смену надписям тушью. Здесь тоже строго соблюдались требования относительно цвета и размера, которые зависели от препарата и емкости флакона. У работников аптек со стажем свыше 20 лет эта экспозиция вызовет особенную ностальгию.
Здесь же можно увидеть и большие деревянные счеты, на которых рассчитывали кассовый приход, и весы с разновесами — ведь все должно быть точно, как в аптеке. Но настоящим отражением истинного духа эпохи остается пресса. Оказывается, и в начале прошлого века общество волновали те же проблемы, что и сейчас: как похудеть и как увеличить бюст. Так, журнал «Нева» в одном из своих выпусков за 1912 г. рекламирует таблетки от ожирения и предлагает дамам бюсторазвиватель. Чтобы сделать свои прелести еще более привлекательными, женщинам предлагалось систематически проделывать ряд физических упражнений.
1912 г. датируется издание, в котором размещено фото военно-полевой аптеки со складывающимся шкафом для препаратов, который в собранном виде было гораздо удобней транспортировать.
Современное ноу-хау музея «Аптека Лаче» — фирменное мыло ручной работы, изготовленное по фармакопейной рецептуре XIX в. За счет того, что на этапе производства мыло не поддается воздействию высоких температур, а затвердевает естественным образом в течение 45 дней, оно не размокает в воде, сохраняет все эфирные масла и аромат корицы. Мыло прекрасно увлажняет кожу и делает ее нежнее.
Принципиальное отличие этой экспозиции от стереотипного образа музея также и в обстановке: вас не окутывает исторический мрак с ароматом ветоши — здесь светло и радостно, а еще вас встречают улыбками люди в белых халатах. И что совсем не похоже на музей — не просят денег за вход. Даже на цене лекарственных средств эта историческая значимость не отразилась — цены препаратов в музее не отличаются от таковых в других аптеках сети.
ВЫЗДОРОВЛЕНИЕ ДОЛЖНО НАЧИНАТЬСЯ В АПТЕКЕ
Музейная экспозиция плавно перетекает в торговый зал, в котором по новейшим технологиям мерчандайзинга расставлены свыше 85 тыс. упаковок лекарственных и косметических средств. Это делает процесс покупки более приятным и интересным. Руководство сети «Аптека 36,6» придерживается принципа — «Выздоровление должно начинаться в аптеке». Да и сами фармацевты признают, что работать здесь намного приятней: люди приходят, с удовольствием рассматривают экспозицию, интересуются, спрашивают, а уже потом выбирают препараты.
«Аптека 36,6» выполняет важную социальную миссию, которой проникнут каждый из сотрудников: работать во благо человека, ради его здоровья и красоты. Поэтому профессионализм сотрудников аптеки — залог здоровья общества. На этом принципе построена вся работа аптечной сети, где все говорит о высочайшем качестве препаратов и обслуживания. Все фармацевты и провизоры не прекращают обучения, постоянно повышают свою профессиональную квалификацию, посещают специальные тренинги.
В начале сентября персонал «Аптеки 36,6» прошел специализированный авторский тренинг «Активные аптечные продажи» Юрия Черткова, известного в медицинской среде бизнес-тренера, автора ряда книг по медицине и маркетингу, среди которых «Методики увеличения товарооборота в аптеке» и «Триггерная методика в аптеке».
В ходе тренинга фармацевты и провизоры «Аптеки 36,6» получили ряд практических навыков: как отыскать индивидуальный подход к клиенту, распознав его психотип; как комплексно обслужить пациента, проконсультировать и напомнить о том, о чем забыл сказать врач. Ведь нередко случается так, что пациент консультировался у разных врачей (с благими намерениями), а в итоге получил лечение, которое нельзя назвать комплексным даже с натяжкой. Задача фармацевта в такой ситуации — подсказать правильное решение, учесть все необходимые нюансы. Например, часто бывает так, что, прописав некий антибиотик, врач совершенно забывает о необходимости восстановления микрофлоры кишечника. Задача фармацевта в этой ситуации — подсказать, как дополнить лечение и повысить его эффективность.
«Активные аптечные продажи» подразумевают четкую нацеленность фармацевта на суть проблемы, с которой пришел клиент. Его запрос может быть сформирован («то, что доктор прописал», или «болит горло, в прошлый раз принимал такой-то препарат — помогло, давайте его же») или еще не сформирован (когда человек сомневается, какой именно препарат взять для лечения конкретного заболевания). А случается и так, что человек зашел в аптеку совершенно случайно — например, скоротать время или укрыться от дождя. Фармацевт должен четко представлять, как ему следует поступать в той или иной ситуации. Например, предложить к прописанному врачу препарату для внутривенных инъекций шприцы, к катетеру — пластырь, к антибиотикам — пробиотики, к противопростудным средствам — витамины и т.д.
Тренинг направлен не только на повышение наполняемости чека, а на полноценную заботу о здоровье клиента. Наилучшим показателем профессионализма и ответственности фармацевта считается «спасибо», сказанное выздоровевшим клиентом, когда тот зайдет в аптеку повторно для того, чтобы поблагодарить.
Здоровье — тема весьма деликатная, поэтому фармацевт обязан проявлять максимальную корректность (называя при этом вещи своими именами) и, конечно же, быть хорошим психологом. «Активные аптечные продажи» подразумевают, что работники аптек будут ориентироваться в четырех ключевых психотипах покупателей (условно: «Директивный», «Аналитик», «Дружественный» и «Маг»), распознавать каждого из них еще в очереди, а затем правильно подбирать наиболее весомые и эффективные для него слова. Так, вычислив Аналитика, фармацевт должен описать действие препарата очень точно: конкретизировать ключевые его свойства, очертить неоспоримые выгоды для клиента. Желательно называть при этом конкретные цифры: «Это лекарство позволит вам вылечить насморк на 40% быстрее и эффективней».
Фармацевты и провизоры должны знать такие волшебные фразы для клиентов со сформированными потребностями, как: «Обычно с этим назначают…»; «При приеме данного препарата врачи также рекомендуют…» и т.д. Если же покупатель зашел в аптеку, но еще не вполне понимает, что ему нужно, работник аптеки должен иметь заготовочку и для него. Например, оценив внешний вид клиента, можно поинтересоваться, есть ли у него дети. Если есть, то в условиях большого города они наверняка болеют чаще 2 раз в год. Об этом следует спросить у потенциального клиента. Получив утвердительный ответ, фармацевт уточняет: «А Вы не считаете, что это связано с ослабленным иммунитетом » После чего — самое время предложить сбалансированный витаминный комплекс. Если человек сомневается в его эффективности или обоснованности цены, очень кстати будут слова: «Один наш клиент/знакомый/родственник, как и Вы, сомневался, но взял этот препарат. И буквально на днях заходил поблагодарить — ему помогло» или «На моей практике еще не было жалоб на то, что этот препарат не помогает или вызывает какие-то побочные эффекты» и т.д.
Все эти и множество других приемов работники «Аптеки 36,6» оттачивали в ходе тренинга. Справившись с заданиями, предложенными тренером, они получили дипломы, подтверждающие их компетентность и профессионализм, и, что очень важно, навыки использования полученных знаний на практике.
Анастасия Кошель,
PR-менеджер Агентства
медицинского маркетинга
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим