Интернет-аптеки — законно или нет?

7 сентября 2011 г. прошла встреча представителей Государственной инспекции по контролю качества лекарственных средств в городе Киеве и Департамента по борьбе с киберпреступностью МВД Украины с представителями аптечного бизнеса, организованная компанией «Укр­МедСерт», с целью обсуждения проекта приказа МЗ Украины «Об утверждении Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по производству лекарственных средств, оптовой, розничной торговле лекарственными средствами» (далее — Лицензионные условия), в частности проблемы реализации препаратов через интернет. Цель мероприятия — инициировать широкое обсуждение вопроса правомерности интернет-торговли лекарственными средствами, поскольку он нуждается в скорейшем и максимально взвешенном решении.

Информационные технологии, в частности интернет, вошли в жизнь каждого и уже трудно представить, как раньше мы обходились без них. Интернет стал одним из ключевых инструментов продвижения и распространения продукции. Так, многие магазины для увеличения объемов продаж активно используют интернет-ресурсы для реализации товаров с последующей их доставкой клиенту. Эта тенденция не могла не затронуть и розничный сегмент фармацевтического рынка.

Олег ЗаворотнийСитуацию в сфере торговли лекарственными средствами через сеть Интернет с точки зрения правоохранительных органов осветил Олег Заворотний, заместитель начальника отдела борьбы с преступлениями в сфере электронных платежных систем и хозяйственной деятельности Управления по борьбе с киберпреступностью МВД Украины. Продажа лекарственных средств через интернет не отрегулирована в действующих Лицензионных условиях, на основаниях которых осуществляется деятельность аптечных учреждений. Однако в проекте новых Лицензионных условий и их доработанном варианте дополнительно освещен этот вопрос. В частности, запрещается торговля лекарственными средствами через сеть Интернет, учреждения почтовой связи, любые другие учреждения, кроме аптечных, и вне их, кроме случаев, предусмотренных Лицензионными условиями. Однако следует отметить, что интернет-торговля лекарственными средствами и ранее была вне закона.

Она подпадает под действие п. 2 ст. 160 Кодекса Украины об административных правонарушениях как незаконная торговая деятельность, то есть совершение сделок купли-продажи товаров или иных предметов с уклонением от регистрации в установленном порядке с целью получения неконтролируемой государством прибыли, если размер этой прибыли не превышает 7 необлагаемых минимумов доходов граждан и влечет наложение штрафа в размере от 5 до 25 необлагаемых минимумов доходов граждан с конфискацией этих товаров и вырученных денег. Кроме того, такая деятельность подпадает под действие ст. 164 упомянутого кодекса, а именно является нарушением порядка осуществления хозяйственной деятельности, поскольку проводится без получения лицензии и влечет наложение штрафа от 20 до 40 необлагаемых минимумов доходов граждан с конфискацией продукции.

В случае если реализация лекарственных средств через сеть Интернет имеет систематический характер и при этом правоохранительными органами задокументирован факт получения доходов от этой деятельности на сумму в 1000 и больше раз превышающую необлагаемый минимум доходов граждан, то согласно ст. 202 Уголовного кодекса Украины это влечет наложение штрафа в размере от 100 до 250 необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительные работы на срок до 2 лет, или ограничение свободы на тот же срок. О. Заворотний отметил, что доказание факта получения дохода в больших размерах связано с большими процессуальными сложностями.

МВД Украины пристально следит за ситуацией в сфере торговли лекарственными средствами через интернет. По оценкам правоохранительных органов, в Киеве около 20 зарегистрированных аптечных учреждений предоставляют услугу онлайн-заказа лекарственных средств. При этом официально признали этот факт только 2 из них.

Согласно словам О. Заворотнего, лицензированные аптечные учреждения, которые занимаются продажей лекарственных средств через сеть Интернет, используют сложную схему для того, чтобы при этом работать в рамках Лицензионных условий. Так, они подписывают договор с частным предпринимателем, который создает и наполняет сайт. Следует отметить, что создание сайта, продвигающего аптеку или предоставляющего информацию о лекарственных средствах, является законным. На следующем этапе частный предприниматель подписывает договор со службой доставки, которая и обслуживает заказы клиентов. Таким образом, передача лекарственного средства клиенту уже никак не связана с аптекой. Следует отметить, что закон не запрещает аптечным учреждениям продвигать себя или распространяемые товары через интернет-ресурсы.

Кроме того, О. Заворотний отметил, что около 90% заказов лекарственных средств, оформленных с использованием интернет-ресурсов, доставляются без соответствующего оформления и не проводятся надлежащим образом по бухгалтерии.

При этом, по мнению О. Заворотнего, интернет-торговля является очень перспективным направлением, которое сейчас активно развивается. Доля доходов многих компаний от продаж товаров, торговля которыми разрешена через сеть Интернет, уже сейчас составляет около 50% и имеет тенденцию к дальнейшему увеличению.

Одной из основных проблем торговли посредством интернет-ресурсов является мошенничество, например, необходимость внесения предоплаты за услугу или товар с последующим невыполнением компанией своих обязательств перед клиентом.

По оценкам О. Заворотнего, уже через полгода — 5 лет государственные структуры не смогут в полной мере контролировать сферу торговли лекарственными средствами через сеть Интернет в связи с тем, что для этого необходимы большие человеческие и материальные ресурсы. Это предусматривает значительные риски, прежде всего для клиентов интернет-аптек, поскольку приведет к увеличению распространенности фальсифицированных, контрафактных лекарственных средств, предлагаемых нелицензированными субъектами хозяйствования. Потому, согласно мнению О. Загороднего, было бы разумно легализировать сферу торговли лекарственными средствами через сеть Интернет с тем, чтобы иметь возможность контролировать этот процесс, а для этого субъектам хозяйствования (лицензированным аптечным учреждениям) необходимо разработать общие позиции, касающиеся этого вопроса, и вынести свои предложения на рассмотрение государственных регуляторных органов.

Иван БавыкинИван Бавыкин, начальник Государственной инспекции контроля качества лекарственных средств в городе Киеве, в докладе осветил свою позицию, согласно которой на данный момент торговля препаратами через сеть Интернет является незаконной.

При этом заказ лекарственных средств посредством интернет-ресурсов и их последующая доставка имеет несколько позитивных моментов, например, для инвалидов, ветеранов, тяжело больных, которые не имеют возможности самостоятельно посетить аптеку. Однако наряду с этим услуге по продаже лекарственных средств через сеть Интернет присущ ряд спорных и неоднозначных моментов.

Одной из основных проблем в этом случае является вопрос фармацевтической опеки. В частности, обычно доставку лекарственного средства осуществляет лицо без фармацевтического образования, которое не может предоставить клиенту консультацию. А сама доставка производится транспортными средствами без санитарного паспорта и при несоблюдении условий хранения лекарственных средств.

В ходе дискуссии между представителями фармацевтического бизнеса и государственных органов было сформулировано несколько общих тезисов относительно торговли лекарственными средствами через сеть Интернет. Так, субъекты предпринимательской деятельности решили, что эту услугу следует разрешить предоставлять лишь лицензированным аптечным учреждениям.

Таким образом, аптеки смогут производить доставку и будут официальными владельцами сайтов, на которых, кроме информации о лекарственных средствах, также будут предоставляться данные о номере лицензии и адресе субъекта хозяйствования.

Относительно вопроса о том, доставку лекарственных средств какой группы следует разрешить, обнаружились некоторые расхождения во мнениях. Необходимость доставки препаратов ОТС-группы поддержали все присутствующие, а рецептурные лекарственные средства вызвали бурную дискуссию. Некоторые предлагали, чтобы доставку лекарств ОТС-группы было разрешено проводить курьеру с санитарной книжкой, но без специализированного образования, поскольку необходимую консультацию клиент мог получить при заказе продукции, а доставка при этом — уже технический процесс. В случае рецептурных препаратов доставку должен осуществлять фармацевт или провизор, который может проверить данные, представленные в рецепте, имеющемся у пациента.

Большинство присутствующих согласилось с тем, что необходимо внести норму, согласно которой при транспортировке лекарственных средств должны соблюдаться условия их хранения, а уже относительно того, каким образом это следует обеспечить — доставлять в специальных пакетах или транспортными средствами с санитарным паспортом — мнения разделились.

Еще одной проблемой, по мнению субъектов хозяйствования, является отсутствие возможности соблюдать фискальную дисциплину при доставке лекарственных средств, поскольку кассовые аппараты закреплены по определенному адресу, а переносных с функцией указания наименования лекарственного средства пока не производят. Возможным решением этого вопроса могла бы стать разработка кассового аппарата с функцией отсроченного платежа. Однако его следует решать на уровне налоговой инспекции.

Представители государственных органов и субъектов хозяйствование отметили большую важность и продуктивность этой встречи. Последние также сообщили, что планируют обратиться с предложениями в соответствующие ассоциации, которые в свою очередь должны будут представить их на более высоком уровне.

Пресс-служба «Еженедельника АПТЕКА», фото Сергея Бека

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті