|
Объем розничного фармацевтического рынка в ноябре 2005 г. составил 810,4 млн грн. и 166,7 млн упаковок, что выше показателей аналогичного периода 2004 г. на 50,8% в денежном и 24,6% в натуральном выражении (табл. 1). Итак, на отечественном рынке установлен очередной рекорд по объему аптечных продаж фармацевтической продукции в денежном выражении. Самый высокий прирост объема продаж в исследуемый период зафиксирован по косметике и БАД как в денежном, так и в натуральном выражении. Естественно, это не могло не сказаться на распределении удельного веса категорий товаров «аптечной корзины». Доля этих категорий в общем объеме продаж увеличилась, а ЛС и ИМН соответственно уменьшилась. Тем не менее в исследуемый период среди всех категорий аптечной корзины наибольшим удельным весом в общем объеме продаж традиционно характеризуются ЛС (87,2% в денежном и 68,2% в натуральном выражении).
Таблица 1
Объем аптечных продаж по категориям товаров в ноябре 2003–2005 г. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом
Ноябрь | Млн грн. | Удельный вес категории, % |
D, % | Млн упаковок | Удельный вес категории, % |
D, % |
ЛС | ||||||
2003 г. | 420,2 | 88,1 | — | 91,9 | 76,5 | — |
2004 г. | 470,0 | 87,5 | 11,8 | 90,1 | 67,4 | -2,0 |
2005 г. | 706,5 | 87,2 | 50,3 | 113,7 | 68,2 | 26,2 |
Косметика | ||||||
2003 г. | 12,8 | 2,7 | — | 2,3 | 1,9 | — |
2004 г. | 12,6 | 2,4 | –1,1 | 1,7 | 1,2 | -28,1 |
2005 г. | 22,9 | 2,8 | 81,4 | 2,7 | 1,6 | 61,9 |
ИМН | ||||||
2003 г. | 35,0 | 7,3 | — | 24,9 | 20,7 | — |
2004 г. | 44,4 | 8,3 | 26,9 | 40,5 | 30,3 | 62,5 |
2005 г. | 63,7 | 7,9 | 43,3 | 47,7 | 28,6 | 17,7 |
БАД | ||||||
2003 г. | 8,8 | 1,8 | — | 1,0 | 0,8 | — |
2004 г. | 10,3 | 1,9 | 17,6 | 1,5 | 1,1 | 46,6 |
2005 г. | 17,3 | 2,1 | 67,6 | 2,6 | 1,6 | 76,9 |
ВСЕГО | ||||||
2003 г. | 476,7 | — | — | 120,2 | — | — |
2004 г. | 537,3 | — | 12,7 | 133,7 | — | 11,3 |
2005 г. | 810,4 | — | 50,8 | 166,7 | — | 24,6 |
В ноябре 2005 г. единственной категорией, по которой отмечено снижение средневзвешенной розничной стоимости 1 упаковки, были БАД — на 5,3%, что уже стало вполне характерной для 2005 г. особенностью (рис. 1). Самый высокий прирост средневзвешенной розничной стоимости зафиксирован по ИМН — 21,8%.
|
В исследуемый период объем аптечных продаж ЛС составил 706,5 млн грн. и 113,7 млн упаковок, превысив аналогичные показатели ноября 2004 г. на 50,3 и 26,2% соответственно (рис. 2, 3). Причем столь высокий показатель объема продаж ЛС в денежном выражении на отечественном рынке зафиксирован впервые. Начавшийся сезон повышенного спроса на препараты для симптоматического лечения при ОРЗ и гриппе, похоже, будет способствовать ежемесячному достижению рекордных показателей объема аптечных продаж. Причем, учитывая погодные условия зимних месяцев, смеем предположить, что показатели ноября — это еще далеко не предел.
|
|
На фоне вдвое большего прироста объема продаж ЛС в денежном выражении по сравнению с таковым в натуральном вполне закономерным выглядит повышение средневзвешенной розничной стоимости ЛС на 19,1% в сопоставлении с ноябрем 2004 г. (рис. 4). Обратим внимание, что 6,21 грн. за 1 упаковку ЛС — величина максимальная за последние три года. То есть знаковый показатель развития рынка в октябре 2005 г. — повышение средневзвешенной стоимости ЛС до 5,88 грн. — был превышен уже в ноябре.
|
В исследуемый период по всем категориям аптечной корзины отмечен более значительный прирост объема продаж зарубежной продукции как в денежном (табл. 2), так и в натуральном (табл. 3) выражении. Что касается непосредственно рынка ЛС, то осенний сезон был более успешным для импортных ЛС: показатели прироста их продаж превышают таковые отечественной продукции на 6,2% в денежном и на 28,4% в натуральном выражении. Тем не менее при исследовании структуры реализации ЛС обнаруживается, что если объем рынка зарубежных препаратов в денежном выражении увеличивался в основном за счет возрастания объема проданных упаковок, то продажи отечественных ЛС в ноябре 2005 г. характеризовались существенным увеличением удельного веса более дорогих препаратов (рис. 5). Вследствие этого в ноябре 2005 г. прирост средневзвешенной стоимости украинских препаратов превысил таковой зарубежных препаратов на 19,8%. То есть тенденции, характерные для развития отечественной фарминдустрии в 2005 г., сохраняются: темпы роста продаж украинских ЛС в денежном выражении значительно превышают таковые в натуральном.
|
Таблица 2
Объем аптечных продаж в денежном выражении по категориям товаров зарубежного и отечественного производства в ноябре 2003–2005 г. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом
Ноябрь | Товары зарубежного производства | Товары отечественного производства | ||||
Млн грн. | Удельный вес в категории, % |
D, % | Млн грн. | Удельный вес в категории, % |
D, % | |
ЛС | ||||||
2003 г. | 303,7 | 72,3 | — | 116,4 | 27,7 | — |
2004 г. | 340,2 | 72,4 | 12,0 | 129,8 | 27,6 | 11,4 |
2005 г. | 517,2 | 73,2 | 52,0 | 189,2 | 26,8 | 45,8 |
Косметика | ||||||
2003 г. | 8,1 | 63,6 | — | 4,6 | 36,4 | — |
2004 г. | 9,1 | 72,2 | 12,2 | 3,5 | 27,8 | –24,2 |
2005 г. | 16,6 | 72,4 | 82,0 | 6,3 | 27,6 | 79,8 |
ИМН | ||||||
2003 г. | 22,1 | 63,2 | — | 12,9 | 36,8 | — |
2004 г. | 27,5 | 61,9 | 24,2 | 16,9 | 38,1 | 31,7 |
2005 г. | 42,3 | 66,3 | 53,7 | 21,4 | 33,7 | 26,5 |
БАД | ||||||
2003 г. | 4,9 | 56,4 | — | 3,8 | 43,6 | — |
2004 г. | 5,3 | 51,8 | 8,1 | 5,0 | 48,2 | 30,0 |
2005 г. | 9,4 | 54,3 | 75,7 | 7,9 | 45,7 | 58,9 |
ВСЕГО | ||||||
2003 г. | 338,9 | 71,1 | — | 137,8 | 28,9 | — |
2004 г. | 382,1 | 71,1 | 12,8 | 155,2 | 28,9 | 12,6 |
2005 г. | 585,5 | 72,2 | 53,2 | 224,9 | 27,8 | 44,9 |
Таблица 3
Объем аптечных продаж в натуральном выражении по категориям товаров зарубежного и отечественного производства в ноябре 2003–2005 г. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом
Ноябрь | Товары зарубежного производства | Товары отечественного производства | ||||
Млн упаковок | Удельный вес в категории, % |
D, % | Млн упаковок | Удельный вес в категории, % |
D, % | |
ЛС | ||||||
2003 г. | 25,8 | 28,0 | — | 66,2 | 72,0 | — |
2004 г. | 26,0 | 28,9 | 1,1 | 64,1 | 71,1 | –3,2 |
2005 г. | 38,1 | 33,5 | 46,4 | 75,6 | 66,5 | 18,0 |
Косметика | ||||||
2003 г. | 1,0 | 43,7 | — | 1,3 | 56,3 | — |
2004 г. | 0,7 | 43,7 | –28,2 | 0,9 | 56,3 | –28,0 |
2005 г. | 1,2 | 43,6 | 61,8 | 1,5 | 56,4 | 61,9 |
ИМН | ||||||
2003 г. | 10,9 | 43,9 | — | 14,0 | 56,1 | — |
2004 г. | 17,9 | 44,2 | 63,7 | 22,6 | 55,8 | 61,6 |
2005 г. | 23,6 | 49,5 | 31,8 | 24,1 | 50,5 | 6,6 |
БАД | ||||||
2003 г. | 0,3 | 32,4 | — | 0,7 | 67,6 | — |
2004 г. | 0,4 | 25,0 | 13,4 | 1,1 | 75,0 | 62,4 |
2005 г. | 0,8 | 29,5 | 108,2 | 1,9 | 70,5 | 66,4 |
ВСЕГО | ||||||
2003 г. | 38,0 | 31,6 | — | 82,2 | 68,4 | — |
2004 г. | 45,0 | 33,7 | 18,4 | 88,7 | 66,3 | 8,0 |
2005 г. | 63,7 | 38,2 | 41,4 | 103,0 | 61,8 | 16,1 |
Что касается ценовой структуры рынка, то в ноябре 2005 г. не произошло ничего из ряда вон выходящего. Все так же наибольший прирост продаж как в денежном, так и в натуральном выражении зафиксирован в средне- и высокостоимостной нишах (табл. 4). Обратим внимание, что в исследуемый период прирост продаж отечественных ЛС в денежном выражении превысил таковой по каждой нише в отдельности: разница составила 0,6; 2,5 и 4,6% в низко-, средне и высокостоимостной нише соответственно. Кроме того, прирост объема реализации украинских препаратов высокостоимостной ниши в натуральном выражении был на 37,6% выше аналогичного показателя по нише в целом!
Таблица 4
Объем аптечных продаж ЛС по ценовым нишам в ноябре 2003–2005 г. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом
Ноябрь | Млн грн. | Удельный вес ниши, % |
D, % | Млн упаковок | Удельный вес ниши, % |
D, % |
Низкостоимостная | ||||||
2003 г. | 91,2 | 21,7 | — | 69,5 | 75,6 | — |
2004 г. | 93,4 | 19,9 | 2,4 | 67,2 | 74,6 | –3,4 |
2005 г. | 127,4 | 18,0 | 36,4 | 78,9 | 69,4 | 17,5 |
Среднестоимостная | ||||||
2003 г. | 198,2 | 47,2 | — | 19,3 | 21,0 | — |
2004 г. | 210,9 | 44,9 | 6,4 | 19,6 | 21,7 | 1,2 |
2005 г. | 324,8 | 46,0 | 54,0 | 29,5 | 25,9 | 50,7 |
Высокостоимостная | ||||||
2003 г. | 130,7 | 31,1 | — | 3,1 | 3,4 | — |
2004 г. | 165,7 | 35,3 | 26,7 | 3,3 | 3,7 | 7,9 |
2005 г. | 254,3 | 36,0 | 53,5 | 5,3 | 4,6 | 58,0 |
ВСЕГО | ||||||
2003 г. | 420,2 | — | — | 91,9 | — | — |
2004 г. | 470,0 | — | 11,8 | 90,1 | — | –2,0 |
2005 г. | 706,5 | — | 50,3 | 113,7 | — | 26,2 |
В ноябре 2005 г. отмечено снижение средневзвешенной розничной стоимости 1 упаковки ЛС в высокостоимостной нише на 2,9% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (рис. 6). Этот показатель в первую очередь связан со стремительно возрастающим значением и существенным увеличением удельного веса отечественных препаратов в высокостоимостной нише. Их стоимость находится ближе к нижней границе данной ниши, что соответствующим образом влияет на средневзвешенную стоимость 1 упаковки высокостоимостных препаратов.
|
Конец осени, начало зимы — период традиционного повышения спроса на препараты группы cough&cold. Соответственно основу топ-5 АТС-групп третьего уровня по объему продаж ЛС в денежном выражении составляют группы препаратов для лечения заболеваний, обостряющихся в осенне-зимний период (табл. 5). Причем прирост продаж ЛС этих групп в денежном выражении по сравнению с ноябрем 2004 г. в основном был выше прироста рынка в целом. Отметим, что в исследуемый период максимальный прирост объема продаж в денежном выражении среди топ-5 зафиксирован по группе M01A (+98,0%), которая занимает 2-е место рейтинга.
Таблица 5
Топ-5 групп АТС третьего уровня по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении в ноябре 2003–2005 г. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом
№ п/п | АТС-код |
Наименование АТС-группы |
Млн грн. | ||||
2003 | 2004 | D, % | 2005 | D, % | |||
1 | N02B | Прочие анальгетики и антипиретики | 24,6 | 25,3 | 2,7 | 40,5 | 60,2 |
2 | M01A | Нестероидные противовоспалительные и противоревматические средства | 11,9 | 14,6 | 22,1 | 28,9 | 98,0 |
3 | R05C | Отхаркивающие средства, за исключением комбинированных препаратов, содержащих противокашлевые средства | 12,2 | 14,4 | 17,7 | 21,4 | 49,2 |
4 | A11A | Поливитамины с добавками | 13,0 | 12,2 | –5,8 | 20,3 | 65,7 |
5 | C01E | Прочие кардиологические препараты | 9,5 | 12,1 | 27,9 | 19,4 | 59,6 |
Прочие | 358,4 | 403,5 | 12,6 | 595,4 | 47,6 | ||
Всего | 420,2 | 470,0 | 11,8 | 706,5 | 50,3 |
Состав топ-листа торговых наименований препаратов по объему аптечных продаж в денежном выражении в ноябре 2005 г. вполне согласуется с данными о распределении розничных продаж по фармакотерапевтическим группам препаратов (табл. 6). На характерно высоких для исследуемого периода позициях рейтинга расположились такие брэнды, как КОЛДРЕКС, ФЕРВЕКС, ЛАЗОЛВАН, СТРЕПСИЛС и некоторые другие препараты cough&cold.
Таблица 6
Топ-лист брэндов ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении в ноябре 2005 г.
№ п/п | Титульное наименование |
1 | ЭССЕНЦИАЛЕ |
2 | ЦЕФТРИАКСОН |
3 | АКТОВЕГИН |
4 | МИЛДРОНАТ |
5 | КОЛДРЕКС |
6 | ВИТРУМ |
7 | ТЕРАФЛЕКС |
8 | ФЕРВЕКС |
9 | НО-ШПА |
10 | МЕЗИМ |
11 | ЛАЗОЛВАН |
12 | ПРЕДУКТАЛ |
13 | НАТРИЯ ХЛОРИД |
14 | ПРОСТАМОЛ УНО |
15 | ЦЕФАЗОЛИН |
16 | КЕТАНОВ |
17 | АСКОРБИНОВАЯ КИСЛОТА |
18 | СТРЕПСИЛС |
19 | ЭНАП |
20 | ФЕСТАЛ |
21 | ФАСТУМ |
22 | КСЕНИКАЛ |
23 | ВИАГРА |
24 | ГЕПАБЕНЕ |
25 | ДИКЛОБЕРЛ |
26 | КАЛЬЦЕМИН |
27 | ФЕЗАМ |
28 | ВИГОР |
29 | КОФОЛ |
30 | АЦЦ |
Первое место в рейтинге маркетирующих организаций ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении в ноябре 2005 г. привычно принадлежит бесспорному лидеру 2005 г. — компании «Sanofi-Aventis» (табл. 7). Сразу за ней расположилась компания «Berlin-Chemie», что, однако, не помешало ей возглавить в исследуемый период топ-10 владельцев лицензий по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении (табл. 8). Отметим, что последний ровно наполовину представлен отечественными производителями.
Таблица 7
Топ-лист маркетирующих организаций ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении в ноябре 2004 и 2005 г.
Маркетирующая организация |
№ п/п | |
2005 г. | 2004 г. | |
Sanofi-Aventis (Франция) | 1 | — |
Berlin-Chemie / Menarini Group (Италия) | 2 | 1 |
Корпорация Артериум (Украина) | 3 | — |
Дарница (Украина) | 4 | 2 |
KRKA (Словения) | 5 | 3 |
Борщаговский ХФЗ (Украина) | 6 | 8 |
GlaxoSmithKline (Великобритания) | 7 | 7 |
Фармак (Украина) | 8 | 5 |
Здоровье (Украина) | 9 | 6 |
Sagmel (США) | 10 | 15 |
Heel (Германия) | 11 | 13 |
Gedeon Richter (Венгрия) | 12 | 12 |
Sandoz (Швейцария) | 13 | 10 |
Boehringer Ingelheim (Германия) | 14 | 14 |
Servier (Франция) | 15 | 25 |
Pfizer Inc. (США) | 16 | 19 |
ratiopharm (Германия) | 17 | 20 |
Nycomed (Норвегия) | 18 | 17 |
Genom Biotech (Индия) | 19 | 16 |
Actavis (Исландия) | 20 | 22 |
Bittner (Австрия) | 21 | 21 |
BMS (США) | 22 | 18 |
Ranbaxy (Индия) | 23 | 23 |
Solvay Pharmaceuticals (Нидерланды) | 24 | 24 |
Киевский витаминный завод Украина) |
25 | 29 |
Naturwaren (Германия) | 26 | 36 |
Egis (Венгрия) | 27 | 31 |
Schering (Германия) | 28 | 28 |
Bayer (Германия) | 29 | 88 |
Материа Медика (Россия) | 30 | 66 |
Таблица 8
Топ-лист владельцев лицензий по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении в ноябре 2005 г.
Владелец лицензии |
№ п/п | |
2005 г. | 2004 г. | |
Berlin-Chemie (Германия) | 1 | 2 |
Дарница (Украина) | 2 | 1 |
KRKA (Словения) | 3 | 3 |
Фармак (Украина) | 4 | 4 |
Борщаговский ХФЗ (Украина) | 5 | 6 |
Здоровье (Украина) | 6 | 5 |
Sagmel (США) | 7 | 11 |
Киевмедпрепарат (Украина) | 8 | 7 |
Heel (Германия) | 9 | 9 |
Gedeon Richter (Венгрия) | 10 | 8 |
В ноябре 2005 г. установлен новый рекорд показателя средневзвешенной розничной стоимости ЛС, который достиг отметки 6 грн. 21 коп. за 1 упаковку. Среди важных факторов, повлиявших на увеличение стоимости ЛС, следует назвать сезонное повышение заболеваемости гриппом и ОРЗ, закономерно сопровождавшееся повышением спроса на препараты группы cough&cold, большинство которых относится именно к средне- и высокостоимостной нише. Причем сезонное изменение потребительского спроса в сторону противопростудных средств, вероятно, в значительной степени способствовало достижению рекордного показателя объема продаж ЛС в ноябре 2005 г. Учитывая же погодные условия зимних месяцев 2006 г., смеем предположить, что показатели объема розничного рынка ЛС будут повышаться.
В ноябре 2005 г. на рынке аптечных продаж подтвердились и получили дальнейшее развитие тенденции, наметившиеся по итогам октября 2005 г. Увеличение удельного веса продаж отечественных ЛС в средне- и высокостоимостной нишах и их влияние на развитие последних становится все более ощутимым. В исследуемый период оно выразилось в некоторой убыли средневзвешенной розничной стоимости препаратов высокостоимостной ниши, которое впервые было зафиксировано в октябре 2005 г. Вряд ли показатели за два месяца можно считать случайными. Тем не менее пока еще рано говорить и о завоевании крупнейшими отечественными производителями средне- и высокостоимостной ниш. Процесс находится в самом начале своего развития, и дальнейший прогресс отечественной фарминдустрии зависит только от самих производителей.?n
ИНДЕКС АКТИВНОСТИ АПТЕЧНЫХ ПРОДАЖ
|
Как следует из представленных данных, после «праздничной» 1-ой недели 2006 г. индекс аптечных продаж вновь начал расти (см. рисунок). Только за 2-ю неделю он повысился сразу на 10 пунктов, а в течение 3-й и 4-й недели оставался на «плато» с незначительными колебаниями. То есть вполне можно ожидать того, что в течение января 2006 г. показатель индекса вновь вернется на позиции ноября 2005 г. А вот уже февраль можно будет считать полноправным началом нового «рабочего» года на фармацевтическом рынке Украины.
Напоминаем, что редакция «Еженедельника АПТЕКА» приглашает к сотрудничеству операторов розничного фармацевтического рынка в проекте «Индекс активности аптечных продаж». В рамках этого проекта вы получаете возможность рассчитать индекс для отдельно взятой торговой точки или торговой сети.
Если Вы хотите оценить успешность Вашей компании, — звоните: (044) 569-44-60 или пишите:
Игорь Хмилевский, Евгений Кунда
|
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим