Дублирование номенклатуры на отечественных фармпредприятиях

?

ВМЕСТО ТОГО ЧТОБЫ КОНКУРИРОВАТЬ С ЗАРУБЕЖНЫМИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИМИ КОМПАНИЯМИ ЗА ОТНОСИТЕЛЬНО СВОБОДНЫЕ НИШИ РЫНКА, УКРАИНСКИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ ЧАЩЕ ВСТУПАЮТ В РЫНОЧНУЮ БОРЬБУ ДРУГ С ДРУГОМ

Одним из позитивных результатов финансового кризиса 1998 г. для отечественной фарминдустрии стало резкое повышение конкурентоспособности украинской фармацевтической продукции из-за снижения долларовых цен на нее. Однако вместо того чтобы занимать те ниши рынка, в которых ранее безраздельно господствовали препараты, произведенные за рубежом, многие отечественные заводы продолжают расширять ассортимент своей продукции «вглубь». Делается это путем внедрения в производство тех лекарственных средств, которые уже освоены другими украинскими заводами. В результате конкуренция между национальными производителями усиливается, рентабельность производства снижается, неизбежно возникают проблемы со сбытом продукции. Для того чтобы стимулировать продажи, предприятия почти в массовом порядке идут на предоставление длительных отсрочек платежа и значительных скидок, что в нынешней нестабильной экономической ситуации также небезопасно и может привести к новому витку кризиса в отрасли.

ЧУВСТВО ЛОКТЯ

Анализ номенклатуры крупных химико-фармацевтических заводов Украины показал, что по отдельным позициям количество предприятий, выпускающих идентичную продукцию, более 10. При этом в процессе исследования принимались во внимание только монокомпонентные лекарственные средства «промышленного выпуска», то есть те, которые не производятся в большом объеме региональными фармацевтическими фабриками и неспециализированными заводами (фитопрепараты, йод, спирт этиловый и т.д.). Так, ампициллин в форме таблеток производят 13 украинских предприятий, метамизол натрия в таблетках — 11, кислоту ацетилсалициловую в таблетках — 10 (табл. 1).

Таблица 1

Лекарственные препараты (монокомпонентные), производство которых наиболее часто дублируется отечественной фармацевтической промышленностью

Название вещества

Форма выпуска

Зарегистрировано в Украине

Произведено

в Украине

В  продаже

(из произведенных в Украине)

Амброксол

табл.

11

5

5

Аминофиллин

р-р д/ин.

8

5

5

Аминофиллин

табл.

12

8

8

Ампициллин

табл.

13

11

11

Аскорбиновая кислота

табл., драже

23

13

10

Бромгексин

табл.

13

5

5

Гамма-аминомасляная к-та

табл., капс.

7

6

5

Гентамицин

р-р д/ин.

16

7

5

Диклофенак

табл., капс.

43

9

8

Диметил сульфоксид

жидкость

6

6

6

Дифенгидрамин

р-р д/ин.

6

4

4

Дифенгидрамин

табл.

8

4

4

Инозин

табл.

13

7

7

Кальций глюконат

р/р д/ин.

6

4

4

Кальций глюконат

табл.

13

9

9

Кислота аденозинтрифосфорная

р-р д/ин.

8

5

5

Кислота ацетилсалициловая

табл.

29

14

10

Клонидин

табл.

14

10

8

Лоперамид

табл., капс.

13

5

5

Мебгидролин

табл., драже

8

7

5

Метамизол натрий

р-р д/ин.

13

9

7

Метамизол натрий

табл.

13

11

11

Метилурацил

мазь

8

7

6

Метилурацил

табл.

6

5

5

Никотиновая к-та

р-р д/ин.

6

5

5

Нистатин

табл.

7

5

5

Нифедипин

табл., капс.

33

8

7

Парацетамол

табл.

24

9

8

Пиперазина адипинат

табл.

8

6

5

Пирацетам

р-р д/ин.

9

4

4

Пирацетам

табл., капс.

16

7

7

Пиридоксин

р-р, р-р д/ин.

8

7

5

Прокаин

р-р д/ин.

19

15

10

Сульфадиметоксин

табл.

7

7

5

Сульфаниламид

мазь, линимент

16

15

11

Сульфаниламид

табл.

10

7

7

Тиамин

р-р д/ин.

8

8

7

Фталилсульфатиазол

табл.

10

10

9

Хлорамфеникол

мазь, линимент, гель

10

7

5

Хлорамфеникол

табл., капс.

16

12

6

Циннаризин

табл., капс.

10

5

5

Следует также учесть, что число лекарственных форм, которые освоены отечественными заводами, невелико. К примеру, производство препаратов в лекарственной форме ретард в Украине практически не развито. Нередко возникают ситуации, когда на рынке, с одной стороны, наблюдается переизбыток лекарственных средств в «традиционных» лекарственных формах, с другой — ощущается определенный дефицит препаратов в более современных лекарственных формах и по доступной цене.

Казалось бы, следствием усиления конкуренции на рынке должно стать снижение цен на лекарственные препараты, что благоприятно скажется на обеспечении населения медикаментами, сделает их более доступными. Однако не все так просто: производители в Украине уже сегодня в большинстве случаев работают в достаточно узком «коридоре цен», особенно в тех сегментах рынка, где конкуренция является сверхжесткой. В результате небольшое снижение цен, как правило, не дает адекватного увеличения объемов продаж и становится попросту невыгодным с экономической точки зрения. В то же время с вхождением в тот или иной сегмент рынка новых конкурентов из числа отечественных производителей происходит его дробление, объемы продаж (в пересчете на одного участника рынка) постепенно уменьшаются. Не стоит забывать и о том, что химико-фармацевтическим предприятиям помимо производственных затрат необходимо покрывать еще и значительные издержки, связанные с внедрением нового препарата. Такие издержки, как правило, составляют несколько десятков тысяч гривень. И чем меньше доля того или иного препарата, принадлежащая отдельному предприятию на рынке, тем труднее компенсировать эти расходы.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ

В качестве примера рассмотрим ситуацию, которая сложилась на рынке препаратов аминофиллина в форме таблеток.

АМИНОФИЛЛИН по классификации ATC (Anatomical Therapeutic Chemical classification system, WHO, 1999) имеет код R03D A05. В настоящее время в этом сегменте присутствуют препараты восьми отечественных химико-фармацевтических предприятий, одного производителя из ближнего зарубежья (Борисовский завод медицинских препаратов, Беларусь) и двух восточноевропейских фармацевтических производителей — словенской компании «Лек» и Краковского ФЗ «Польфа». Производители из Польши и Словении поставляют в Украину препараты аминофиллина в форме таблеток ретард 325 мг, в то время как все украинские заводы предлагают тот же аминофиллин в форме обычных таблеток 0,15 г.

Динамика изменения цен на препараты аминофиллина, произведенные в Украине, с сентября 1999 г. по июль 2000 г. имеет ярко выраженную тенденцию к снижению (рисунок). Если осенью минувшего года стоимость одной таблетки аминофиллина 0,15 г в среднем по данному сегменту составляла 0,0075 у.е. и выше, то уже к середине текущего года максимальная цена предложения оптовых компаний редко превышала это значение. В целом же снижение уровня цен за 11 месяцев в долларовом эквиваленте составило 12–15%.

p_254_33_280800_aminof.gif (7494 bytes)

Рисунок. Медианы цен на препараты аминофиллина в форме таблеток 0,15 мг отечественного производства

Еще более показательным является изменение количества предложений оптовыми поставщиками препаратов аминофиллина отечественных производителей в течение исследуемого периода (табл. 2). Несмотря на то, что цены на эти лекарственные средства неуклонно снижались, четыре основных «игрока» в этом сегменте рынка — «Фармацевтическая фирма «Дарница», Борщаговский ХФЗ, Луганский ХФЗ и завод «Монфарм» — активно продвигали свои препараты в оптовую сеть. Лишь «Галичфарм» полностью отказался от продвижения собственного аминофиллина, остальные же производители продолжают бороться за мизерные доли рынка.

Таблица 2

Количество предложений препаратов аминофиллина в форме таблеток*

Наименование препарата

Сентябрь
1999

Октябрь 1999

Ноябрь 1999

Декабрь 1999

Январь 2000

Февраль 2000

Март 2000

Апрель 2000

Май 2000

Июнь 2000

Июль 2000

ЭУФИЛЛИН (“Борщаговский ХФЗ”, Киев)

35

34

50

37

45

50

72

54

41

54

42

ТАБЛЕТКИ ЭУФИЛЛИНА 0,15 г (“Галичфарм”, Львов)

11

9

7

5

6

4

1

? ? ? ?
ЭУФИЛЛИН-ДАРНИЦА (“Фармацевтическая фирма “Дарница”, Киев)

64

64

61

60

51

63

107

96

105

116

68

ЭУФИЛЛИН (“Лубныфарм”, Лубны)

3

2

2

11

5

2

4

10

16

5

5

ЭУФИЛЛИН (“Луганский ХФЗ”, Луганск)

15

6

10

10

10

12

23

27

23

27

18

ЭУФИЛЛИН (“Монфарм”, Монастырище)

34

24

15

25

28

21

27

14

12

21

14

ЭУФИЛЛИН (“Тернопольская ФФ”, Тернополь)

23

23

18

10

11

11

5

9

14

7

1

ЭУФИЛЛИН (“Фитофарм, Артемовск)

9

1

4

4

2

3

5

1

3

2

?

*По данным прайс-листов, опубликованных в “Еженедельнике АПТЕКА”.

РЕЗЮМЕ

Высокий уровень дублирования номенклатуры на отечественных химико-фармацевтических заводах является прежде всего их внутренней проблемой. Если подобные тенденции в индустрии сохранятся в течение продолжительного времени, это может привести к существенному снижению рентабельности. Последнее, в свою очередь, негативно скажется на темпах модернизации производства, производственных инновациях, освоении выпуска новой продукции. Таким образом, ресурсы, которые сегодня имеются в распоряжении руководителей отечественных предприятий, целесообразно использовать для налаживания производства тех препаратов и лекарственных форм, которые пока не производит украинская фарминдустрия или же производит в недостаточных количествах. Кстати, подобная «возможность для маневра» на украинском фармацевтическом рынке по-прежнему имеется — здесь достаточно сегментов, где повышенную активность проявляют индийские и восточноевропейские компании, которые и являются потенциальными конкурентами украинских предприятий.

Пресс-служба «Еженедельника АПТЕКА»

СПРАВКА "Еженедельника АПТЕКА"

При исследовании динамики цен на препараты аминофиллина применяли метод определения средней цены на основе медианы. В качестве источника ценовой информации использованы предложения поставщиков, обобщенные с помощью компьютерной программы «Лекарственные средства». Средняя цена определена в долларах США в расчете на одну таблетку с равным по массе содержанием активного вещества.

Период исследования: 1 сентября 1999 г. — 31 июля 2000 г.

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті