5 сентября 2001 г. Президент Украины издал Указ № 797/2001 «О дополнительных мерах по ускорению вступления Украины во Всемирную торговую организацию» в целях обеспечения реализации стратегического курса внешнеэкономической политики, направленной на интеграцию Украины в мировую экономическую систему. Данный документ предусматривает комплексное реформирование режима внешней торговли нашего государства, а также последовательное обеспечение гармонизации законодательства Украины с нормами и принципами Всемирной торговой организации (World Trade Organization — WTO). В течение 2001–2002 гг. планируется провести серию переговоров с руководством WTO о механизме вступления Украины в эту международную организацию.
Наша страна, являясь одним из членов международного сообщества, продает и покупает товары, услуги и объекты интеллектуальной собственности. Мы стремимся активно развивать торговые отношения с другими государствами. Для эффективного проведения переговоров и последующего осуществления торговых операций нужны четко отработанные правила на уровне международного сообщества. В целях устранения дискриминации в международной торговле, нечестной конкуренции и некоторых других негативных явлений в мировой экономике в 1995 г. была создана WTO.
|
WTO создана, чтобы регулировать торговые отношения между различными странами. Документы, подписанные странами — участницами WTO, создают правовое поле для осуществления международной торговли. Кроме того, в рамках международного соглашения производителям обеспечиваются надлежащие условия для проведения экспорта и импорта продукции.
Главной целью WTO является защита принципов свободной торговли, что включает устранение барьеров на пути свободной торговли, а также разработку соответствующих правил международной торговли, соблюдение которых могло бы предотвратить возможность резкого изменения экономического курса страны, в отношении которой другие страны имеют определенные экономические интересы. Руководство WTO исходит из того, что правила торговли должны быть ясными и предсказуемыми.
Поскольку WTO является сообществом государств, осуществляющих торговые операции, в ряде случаев имеющих противоположные экономические интересы, то она может выступать в роли арбитра, с помощью которого разногласия могут быть устранены путем переговоров. Контракты и соглашения, подписанные в результате кропотливых переговоров в рамках WTO, часто нуждаются в дополнительной интерпретации со стороны руководства данной организации.
WTO действует с 1 января 1995 г., однако ее торговая система была создана более полувека назад. Еще в 1948 г. вступило в силу Общее соглашение о торговле и тарифах (General Agreement on Tariffs and Trade — GATT), которое предопределило «правила игры» на международном рынке. Страны, подписавшие GATT, фактически являлись членами одноименной международной организации. Одновременно проводились переговоры, в результате которых был заложен фундамент для создания WTO. Самый длительный период переговоров, известный под названием Уругвайского раунда, длился с 1986 по 1994 г. В ходе его обсуждались перспективы создания и механизм работы будущей WTO. Проведение Уругвайского раунда способствовало развитию мировой экономики, увеличению мирового товарооборота, инвестиций, благоприятствовало созданию новых рабочих мест, а также росту доходов стран-участниц. В настоящее время GATT воспринимают не как организацию, а как соглашение, которое регулирует торговлю различными товарами в рамках WTO. Необходимо отметить, что иногда GATT используют как синоним WTO, однако нужно иметь в виду, что WTO занимается вопросами не только торговли различными товарами, но и реализации услуг и интеллектуальной собственности.
Соглашения, подписанные странами — участницами WTO, являются объемными и сложными, поскольку охватывают различные сферы коммерческой деятельности, например аграрной, текстильной, легкой промышленности, банковского дела, санитарной инспекции пищевых продуктов, интеллектуальной собственности и др. Однако в их основе лежат определенные фундаментальные принципы, которые отражены практически во всех документах WTO и регулируют систему многосторонних торговых связей.
Торговля без дискриминации
Руководствуясь принципами WTO, страны — участницы этой организации не должны предпринимать дискриминационные меры по отношению к другим странам-участницам, являющимися торговыми партнерами. Принимая решение о снижении размера государственной пошлины на ввоз определенного вида товаров, произведенного в определенной стране, оно должно распространяться на аналогичную продукцию, поставляемую другими странами.
В то же время страны, входящие в WTO, используют принцип режима наибольшего благоприятствования, который на первый взгляд противоречит изложенному выше принципу торговли без дискриминации. Что имеется в виду на самом деле? Каждая отдельно взятая страна — участница WTO осуществляет торговые взаимоотношения со всеми другими странами-участницами в режиме наибольшего благоприятствования. Таким образом, принцип равноправного участия в WTO надлежащим образом соблюдается.
В XIX веке, когда были подписаны первые двусторонние соглашения в области торговых отношений между наиболее экономически развитыми странами, принцип режима наибольшего благоприятствования имел явный дискриминационный характер. Только немногие страны, входившие в этот эксклюзивный клуб, пользовались привилегией наибольшего торгового благоприятствования. С того времени как большинство стран мира вступило в WTO, такого клуба больше не существует.
Новое значение принципа обеспечения режима наибольшего благоприятствования для стран — участниц торгового соглашения было заложено в GATT, Общем соглашении о торговле в области предоставления услуг (General Agreement on Trade in Services— GATS), Соглашении по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность (Agreement on Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights — TRIPS).
Между тем, существуют некоторые исключения. Во-первых, страны определенного региона могут подписать соглашение о свободной торговле, которое не распространяется на другие страны — участницы WTO, во-вторых, возможны торговые санкции по отношению к стране — нарушителю международного права. Однако возможность применения дискриминационных мер по отношению к странам — участницам WTO четко ограничена.
В целом, принцип обеспечения режима максимального благоприятствования предусматривает постоянное снижение торговых барьеров, улучшение условий свободного доступа на рынок для других стран — участниц WTO, равноправное участие в международной торговле экономически высокоразвитых и наиболее бедных в экономическом отношении стран.
Другие руководящие принципы
Торговая система WTO должна:
-
не допускать дискриминации — каждая страна — участница WTO обеспечивает режим наибольшего благоприятствования в торговле с другими государствами;
-
обеспечивать свободу торговли — устранять искусственные барьеры (установленные правительством) на пути развития торговых отношений путем переговоров с заинтересованными государствами;
-
проводить предсказуемую экономическую политику — иностранные компании, инвесторы и государства должны быть уверены в том, что торговые барьеры (в том числе тарифы, нетарифные барьеры и т.п.) не будут устанавливаться произвольно; в связи с этим все большее распространение приобретает заключение соглашений между странами на уровне WTO, касающихся вопросов фиксированных ставок таможенного тарифа и ряда других проблем, связанных с выходом на национальный рынок;
-
обеспечить свободную конкуренцию путем устранения «несправедливой» практики экспорта товаров по демпинговым ценам в целях освоения определенного сегмента рынка;
-
создать благоприятные условия торговли для менее развитых в экономическом отношении стран за счет предоставления некоторых специальных привилегий и льгот.
Одинаковые требования к зарубежным и отечественным субъектам торговли
Торговля товарами отечественного и зарубежного производства должна регулироваться соответствующими законами страны. Это относится и к торговле услугами, правами на интеллектуальную собственность и патенты. Данный принцип (предъявлять одинаковые требования к национальным и зарубежным производителям) заложен в основу трех главных соглашений WTO — GATT, GATS и TRIPS.
Свободная торговля — через переговоры
Ограничение торговых барьеров — одно из наиболее эффективных средств стимулирования торговых отношений между странами. Торговые барьеры могут включать пошлины (или тарифы), запрет на импорт некоторых видов продукции, введение квот и т.д., что ограничивает количество ввозимого товара. При этом определенную роль иногда могут играть бюрократические факторы, а также изменение политики товарообмена между странами.
Со времени подписания GATT в 1947–1948 гг. прошло 8 раундов переговоров. Соглашение, достигнутое во время 1-го раунда, касалось снижения тарифов и пошлин на импортируемые товары. В результате последующих раундов переговоров к концу 80-х годов удалось достичь соглашения об уменьшении тарифов на товары промышленного производства до 6,3%. Примерно с этого времени начались переговоры в отношении новых объектов торговли — услуг и интеллектуальной собственности.
Регулирование деятельности открытых рынков осуществляется с помощью нормативных документов и специальных соглашений. Соглашения, подписанные странами — участницами WTO, позволяют осуществлять мероприятия по «прогрессивной либерализации» рынка. Развивающимся странам, как правило, предоставляется дополнительное время для выполнения своих обязательств перед другими странами — участницами WTO.
|
Предсказуемость — за счет стабилизации нормативной базы торговых отношений
В ряде случаев принятие обязательства не повышать торговые барьеры может быть столь же важным, как и решение их снижать. Стабильность и предсказуемость являются важными факторами, способствующими инвестированию, созданию новых рабочих мест и т.д. В результате потребитель может сполна наслаждаться пользой, предоставляемой свободной рыночной конкуренцией, — широким выбором товаров и услуг и низкими ценами. Всесторонняя торговая система WTO является попыткой различных стран обеспечить работу своих деловых структур в стабильном и предсказуемом окружении.
Принимая решение открыть свой рынок для товаров и услуг, страны — участницы WTO стремятся сохранять свои ограничения на стабильном уровне. Таким образом, устанавливается верхний предел ставок таможенного тарифа для товаров и услуг. Страна может менять размеры ставок таможенного тарифа, но лишь после переговоров с торговыми партнерами, которые могли бы компенсировать потери. Результатом введения стабильных тарифов и пошлин явилось увеличение объема международной торговли.
WTO стремится совершенствовать прогнозируемость и стабильность тарифов и пошлин с помощью других способов, в частности за счет запрещения использования квот на ввоз определенных товаров, а также других мер, ограничивающих импорт продукции (введение квот, как правило, сочетается с излишней бюрократизацией и нечестной конкуренцией). Кроме того, WTO при необходимости помогает правительствам стран-участниц разработать ясные и прозрачные законы о международной торговле.
|
Честная конкуренция
WTO часто квалифицируют как организацию «свободной торговли», что не совсем точно. Эта организация в основном предлагает, чтобы страны-участницы соблюдали определенные ставки таможенного тарифа, а при некоторых обстоятельствах — другие формы защиты внутреннего рынка. Более точной формулировкой будет такая: WTO — организация, призванная обеспечить открытую и честную конкуренцию. Поскольку открытая и честная конкуренция — понятие сложное, WTO разработала определенные критерии, которые помогут квалифицировать ту или иную конкуренцию как честную или нечестную, а также предложила схемы, в рамках которых национальные правительства должны действовать в целях устранения убытка, причиненного нечестной торговлей. Многие документы WTO разработаны в поддержку честной конкурентной борьбы в аграрном секторе, сферах интеллектуальной собственности, услуг и т.д.
Развитие и реализация экономических реформ
Экономисты и эксперты в сфере торговли признают, что WTO способствует экономическому развитию стран, входящих в нее. Всем известно, что страна, подписавшая соглашение, должна располагать достаточным временем, чтобы воплотить в жизнь взятые на себя обязательства в рамках GATT. При этом развивающиеся страны могут рассчитывать на специальную помощь и определенные торговые уступки.
Необходимо отметить, что 75% членов WTO — развивающиеся страны или страны с переходной рыночной экономикой. При длившемся на протяжении 7,5 года Уругвайском раунде около 60 таких стран самостоятельно воплотили в жизнь программу либерализации торговых отношений и при этом старались принимать активное участие в переговорах Уругвайского раунда.
Приведенные факты подтверждают неправдоподобность утверждений о том, что WTO создана для того, чтобы обслуживать интересы только экономически развитых стран. Более того, данная организация оказывала и оказывает определенную поддержку развивающимся странам по внедрению в практику подписанных странами-участницами соглашений, предполагает предоставление определенных льгот в переходный период наиболее бедным развивающимся странам с тем, чтобы они могли осуществить определенные коррективы в своей экономической деятельности.
Факты свидетельствуют о том, что развитые и развивающиеся страны в основном выполняют взятые на себя обязательства. На завершающем этапе Уругвайского раунда страны — участницы WTO приняли решение проявлять повышенную гибкость в отношении развивающихся стран. В свою очередь экономически развитые страны предпринимают шаги к улучшению условий выхода на свой национальный рынок товаров и услуг из развивающихся стран, а также предоставлении им необходимой технической поддержки.
По материалам официального
сайта WTO (
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим