Весна. «Пфайзер» собирает фармацевтов

Корпорация «Пфайзер» — одна из немногих в Украине, которая уделяет значительное внимание повышению квалификации фармацевтов, работающих на украинском рынке. В этом году корпорация вновь выступила спонсором и организатором их встречи, которая состоится 26 апреля 2002 г. в Международном центре культуры и искусств профсоюзов Украины (бывшем Октябрьском дворце) под эгидой Государственного департамента по контролю за качеством, безопасностью и производством лекарственных средств и изделий медицинского назначения, ГП «Государственный фармакологический центр» МЗ Украины и Государственной инспекции по контролю качества лекарственных средств. В преддверии этого события корреспондент «Еженедельника АПТЕКА» встретился с доктором фармацевтических наук Владиславом Страшным, руководителем представительства компании «Пфайзер» в Украине, председателем совета директоров Ассоциации международных фармацевтических производителей (AIPM).

p_337_16_220402_Strachnyu_.jpg (6311 bytes)

Владислав Страшный, доктор фармацевтических наук, руководитель представительства компании «Пфайзер» в Украине, председатель совета директоров Ассоциации международных фармацевтических производителей

Владислав Страшный рассказал, что на протяжении последних 5 лет мировой фармацевтический рынок развивается чрезвычайно высокими темпами: от 10 до 30% в год. При этом выпуск революционно новых лекарственных средств крупнейшими научно-производственными фармацевтическими компаниями практически не увеличился. Дело в том, что выпуск препарата на рынок в настоящее время обходится примерно в 850 млн долл. США. Однако даже такие расходы не всегда гарантируют появление на фармацевтическом рынке «суперлекарства».

Почему речь идет о «суперлекарствах» и что подразумевается под этим термином? Дело в том, что для фармацевтических компаний выпуск на мировой фармацевтический рынок препаратов, возврат инвестиций которых превышает 2–3 года, является нерентабельным. Следовательно, экономически выгодно выпускать только те препараты, которые приносят доход не менее 200–300 млн долл. США в первый же год их пребывания на рынке. Например, продажи препарата Липримар/Липитор (аторвастатин) составили в 2001 г. 4,6 млрд долл. США. Ингибиторы ГМГ КоА-редуктазы являются принципиально новым классом лекарственных препаратов, применение которых существенно снижает риск возникновения фатальных осложнений ряда кардиологических заболеваний и позволяет значительно продлить жизнь пациентов. Столь большой объем продаж Липримара косвенно свидетельствует о востребованности, эффективности и безопасности препарата. То есть в этом случае исследователям удалось создать лекарственное средство, максимально приближенное к «идеальному».

Для того чтобы создать подобный препарат, необходима значительная концентрация капитала. Например, расходы компании «Пфайзер» на проведение научных исследований в 2001 г. составили 4,4 млрд долл. США, что на сегодня беспрецедентно. Каждый инновационный препарат является итогом совместной работы врачей, генетиков, фармацевтов, технологов — представителей более 100 профессий. Даже ведущие мировые фармацевтические компании не всегда могут позволить себе разработку препаратов такого уровня. Это обусловливает объединение усилий ведущих мировых фармацевтических компаний. Мощная конкуренция на рынке лекарственных средств приводит к тому, что инновационные препараты становятся все более ресурсо- и наукоемкими, а препараты, которые выходят на рынок после 15-летних разработок, практически сразу становятся «вершинами» соответствующей терапевтической группы.

Украина стоит на пороге создания нового правового пространства в  фармацевтической отрасли. На встрече прозвучит информация из первых уст о проекте закона Украины «О лекарственных средствах».

Поэтому принципиально важным является внедрение фармакоэкономических подходов. Компания «Пфайзер» прилагает максимум усилий для того, чтобы внедрить такие подходы в Украине. Так, «Пфайзер» выступил спонсором семинара для председателей тендерных комитетов (Одесса, 2001 г.), на котором речь шла именно об экономике здравоохранения. Фармакоэкономические подходы оправдывают применение современных высокоэффективных лекарственных препаратов. Но достичь соответствующего клинического и экономического эффекта при применении этих лекарственных средств можно только в союзе врачей и клинических фармацевтов. Ни врач, ни государственный чиновник не могут рассчитать стоимость курса лечения пациента без специально подготовленного провизора.

С другой стороны, провизор первого стола, особенно в Украине, оказывается на переднем крае борьбы за здоровье пациента. От того, насколько компетентным будет фармацевт, в огромной степени зависит здоровье и качество жизни пациента. И здесь компания «Пфайзер», как один из лидеров мирового и украинского фармацевтического рынков берет на себя определенные обязательства. Новая фармацевтическая продукция — это не просто товар. Новый лекарственный препарат, выпущенный на рынок ведущей фармацевтической компанией, представляет собой научно-информационный пакет, сгусток новейших технологий и научной мысли, который предполагает новые подходы к лечению пациентов. Естественно, что крупные компании создают информационное поле для внедрения инновационных препаратов. Задача компании «Пфайзер» как создателя новых препаратов — предоставить медицинскому и фармацевтическому сообществу необходимые сведения, доступ к мировому информационному потоку. Без изучения и внедрения новых подходов к лечению заболеваний невозможна интеграция украинской медицины, украинской фармации в мировое медицинское и фармацевтическое сообщество.

Встреча будет не монологом ведущих ученых и лидеров фармацевтического рынка, а дискуссией между всеми присутствующими.

Необходимо осознавать, что лекарство — это мощное оружие, которое может как помочь пациенту, так и навредить ему. Специфика работы провизора первого стола состоит в том, что он должен владеть большим объемом информации о современных методиках лечения большинства заболеваний. Огромная армия фармацевтов нуждается не только в информации о современных лекарственных препаратах, но и в знаниях в области ведения бизнеса (маркетинга, менеджмента, фармакоэкономики). Поэтому необходимо возродить последипломное образование фармацевтов. Внедрение такого образования административным путем вряд ли оправдано. Фармацевты должны быть заинтересованы, в том числе и материально, в повышении своего квалификационного уровня.

Общемировой тенденцией последних десятилетий является повышение роли фармацевта в лечении пациента. В связи с этим несколько лет назад в Украине началась подготовка специалистов — клинических фармацевтов. К сожалению, до сих пор фармацевтические кадры распределены в Украине крайне неравномерно. Концентрация кадров в Харькове, например, чрезвычайно высока. В то же время ряд регионов Украины испытывает недостаток в фармацевтах, что сказывается, в частности, и на оплате их труда.

В настоящее время крупные корпорации вкладывают значительные средства в повышение уровня квалификации фармацевтов. Компания «Пфайзер» не является исключением. Мы надеемся, что предстоящая встреча на Липках будет полезна украинским фармацевтам. Тем более, что в ней примут участие ведущие отечественные фармацевты и руководители отрасли.

Пресс-служба «Еженедельника АПТЕКА»
Фото Евгения Кривши
По всем вопросам обращаться
по тел.: (044) 246-57-43/-44,
246-63-92/-93/-94
До 24 апреля работает «горячая линия»
Тел.: 8-800-500-07-20
Все звонки из любого региона Украины бесплатные

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті