|
|
— Однозначно ответить на этот вопрос не так просто. Ведущие украинские фармацевтические предприятия намерены выходить на внешние рынки. Возникает вопрос: с какой продукцией и на какие рынки? Вряд ли нас ждут в Европе. Наши рынки — это страны СНГ и третьего мира, где население имеет сравнительно низкий уровень доходов. Но в большинстве этих стран сформированы национальные перечни ОЛС, в основу которых положен Перечень ВОЗ. К сожалению, существующий на сегодня украинский Перечень ОЛС пересекается с Перечнем ВОЗ только на 30%. В то же время в Перечень ВОЗ входит более 200 препаратов, которые отечественными предприятиями не выпускаются, поэтому для украинской фармацевтической индустрии он должен стать программой выпуска препаратов.
В настоящее время стратегия выпуска новой продукции фармацевтическими предприятиями Украины основывается на дублировании тех ЛС, которые хорошо раскручены и, соответственно, хорошо продаются, причем дублируются не только бренды или генерики импортного производства, но зачастую препараты, производство которых уже освоено другими фармацевтическими предприятиями. Наши предприятия практически не ведут поиск новых ниш на рынке, они «боятся» или не желают выпускать для отечественного рынка новые ЛС. В этом и заключается проблема. Если предприятия Украины стремятся выйти на зарубежные рынки, то им следует анализировать номенклатуру ЛС, включенных в национальные перечни.
— Каким, на ваш взгляд, должен быть Национальный перечень ОЛС?
— Прежде всего важно определить, что должно лечь в основу национальной политики в области производства ЛС — поддержка отечественного производителя, нужды пациента, доступ к лекарственным препаратам? В зависимости от этого и будет составляться Национальный перечень ОЛС.
Составление и пересмотр любых перечней сопровождаются бурными спорами: какие позиции должны быть включены. Можно пойти по пути, «чтобы всем было хорошо», и наполнить перечень с учетом интересов всех или большинства производителей ЛС как украинских, так и зарубежных. Кажется, мы это уже проходили при составлении перечня лекарственных средств отечественного и иностранного производства, которые могут закупать учреждения здравоохранения, которые полностью или частично финансируются из государственного и местного бюджетов. Такой подход приведет к тому, что мизерные средства, выделяемые из бюджета, будут распылены, так как, согласно концепции ОЛС, государство должно выделять соответствующее финансирование для обеспечения населения ОЛС.
Считаю, что Перечень, составленный по международным непатентованным наименованиям, должен состоять из трех частей: первая — Перечень ВОЗ, включающий активные вещества, в том числе и не зарегистрированные в Украине; вторая — средства, выпускаемые отечественными фармацевтическими предприятиями, которые в данной фармакотерапевтической группе можно использовать в качестве замены или альтернативных; третья — йод, бриллиантовый зеленый, бинты, шприцы и т.п.
Конечно же, нужно четко определить критерии отбора ЛС для включения в Перечень на основании достоверных научных данных, соответственно, Перечень должен быть сформирован только из тех ЛС, эффективность и безопасность которых доказана клинически на основании широкого применения и с учетом фармакоэкономических данных.
Перечень ОЛС должен подвергнуться всеобщему обсуждению, а процедура его формирования должна быть прозрачной. Нужно пересмотреть и утвердить новую редакцию Положения о Перечне, отражающую концепцию, принципы его применения, критерии отбора ЛС, правила пересмотра. Перечень ОЛС неразрывно связан с национальным формуляром ЛС и стандартами лечения. Для отечественного здравоохранения с его ограниченным финансированием эти компоненты являются основой дальнейшего развития.
Николай Холоденко
Фото Евгения Кривши
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим