МЕТОДОЛОГИЯ
В этой публикации будет представлен анализ рынка аптечных продаж ЛС Грузии по итогам 9 мес 2009 г. Данные системы «Мониторинг розничных продаж» российской исследовательской компании «Фармэксперт» представляют собой информацию об объеме закупок ЛС аптечными учреждениями в оптовых ценах согласно аудиту их приходных накладных. Большее внимание мы уделили данным о розничных закупках ЛС в пересчете на розничные цены. Следует отметить, что в обзоре также были учтены данные относительно объемов закупок ЛС, страна происхождения которых не определена (в разрезе импортных и грузинских препаратов). Для упрощения понимания развития розничных закупок ЛС при распределении долей между зарубежными и грузинскими препаратами удельный вес таких ЛС (страна происхождения которых не была определена) был разнесен в равных пропорциях между этими сегментами. В рамках этой системы данных деление на Rх и OTC производилось в соответствии с реестрами ЛС Грузии.
О СТРАНЕ
Грузия — государство в западной части Закавказья на восточном побережье Черного моря. Заявленная площадь страны составляет почти 70 тыс. км2. Граничит с Арменией и Турцией на юге, Азербайджаном на юго-востоке и Россией на севере.
Согласно данным Статистического бюро Грузии (
РЫНОК ЛС
По итогам 9 мес 2009 г. общий объем грузинского рынка аптечных продаж ЛС составил 255,4 млн лари за 66,7 млн упаковок. По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года темпы прироста/убыли по этому показателю составили +1,8% в денежном и –14,4% в натуральном выражении. В долларовом эквиваленте объем аптечных продаж ЛС в анализируемый период составил 152,9 млн дол., уменьшившись по сравнению с 9 мес 2008 г. на 10,6% (рис. 1).
Отметим, что ввиду государственных инициатив по укреплению лари относительно доллара, в докризисный период темпы прироста объема аптечных продаж ЛС в долларовом эквиваленте почти вдвое опережали таковые в национальной валюте. В настоящее время ситуация изменилась и объем этого рынка в долларовом эквиваленте убывает. В натуральных величинах критических изменений не произошло, по итогам 9 мес 2008 г. была зафиксирована практически такая же убыль, как и в исследуемый период — около 14%.
В разрезе поквартальной динамики с начала текущего года грузинский розничный рынок ЛС по всем показателям развивался по нисходящей. В I кв. 2009 г. объем аптечных продаж ЛС составил 96,8 млн лари за 26,8 млн упаковок, а уже в III кв. — 76,2 млн лари за 17,6 млн упаковок. В долларовом эквиваленте этот показатель в I кв. составил 57,6 млн дол., в III кв. — 45,5 млн дол. (рис. 2, 3).
На грузинском розничном рынке ЛС препараты зарубежного производства превалируют со значительным перевесом, на их долю по итогам 9 мес 2009 г. приходилось 88,5% в денежном и 84,1% в натуральном выражении. Долевое участие ЛС грузинского производства составляет 11,5 и 15,9% соответственно. Причем по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года грузинские производители в денежном выражении нарастили свою долю более чем на 1%, в то время как в натуральных величинах их удельный вес в общем объеме розничных продаж ЛС сократился почти на 6%. Это было обусловлено их опережающими темпами прироста в денежном выражении на уровне 11,2% по сравнению с 9 мес 2008 г. и значительной убылью в натуральном выражении — 32,2%.
Что касается темпов прироста объема аптечных продаж ЛС в обоих сегментах в разрезе поквартальной динамики, значительный спад, как и следовало ожидать, пришелся на кризисный III кв. 2008 г. Максимально кризис повлиял на темпы прироста розничных продаж препаратов локального производства, которые уменьшились с +91% в денежном и +72% в натуральном выражении во II кв. 2008 г. до +19% и –12% в III кв. 2008 г. соответственно (см. рис. 2, 3). После этого переломного периода сегмент грузинских ЛС начал уступать в развитии в натуральном выражении импортным препаратам, хотя в денежном, как уже было отмечено, сохранил опережающую динамику развития.
Таким образом, можно сделать вывод, что развитие сегмента препаратов локального производства происходило в анализируемый период исключительно за счет опережающих темпов прироста средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС. Так, по итогам 9 мес 2009 г. средневзвешенная стоимость 1 упаковки грузинских ЛС увеличилась на 64% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и составила 3,1 лари (1,8 дол.). В это же время темпы ее прироста для ЛС зарубежного производства составили +8% до 4,1 лари (2,5 дол.). Следует отметить, что разница между средневзвешенной стоимостью 1 упаковки ЛС зарубежного и локального производства незначительна, что особенно было заметно в I кв. 2009 г., когда она составляла 3,8 лари (2,3 дол.) и 3,2 лари (1,9 дол.) соответственно (рис. 4). Однако уже в III кв. средневзвешенная стоимость начала повышаться — +43% против –7,5% в I кв. В результате разрыв несколько увеличился, средневзвешенная стоимость 1 упаковки зарубежных ЛС в III кв. достигла 4,7 лари (2,8 дол.), грузинских ЛС — 2,8 лари (1,7 дол.).
Таблица 1 | Рейтинг крупнейших стран — поставщиков ЛС в Молдову по объему аптечных продаж в денежном и натуральном выражении по итогам 9 мес 2009 г. с указанием их долей в общем объеме аптечных закупок ЛС |
Денежное выражение | Натуральное выражение | ||||
№ п/п | Страна | Доля, % | № п/п | Страна | Доля, % |
1 | Германия | 11,7 | 1 | Украина | 18,7 |
2 | Индия | 9.0 | 2 | Индия | 14,7 |
3 | Польша | 8,3 | 3 | Россия | 14.1 |
4 | Франция | 8,2 | 4 | Беларусь | 10,7 |
5 | США | 6,1 | 5 | Польша | 10.1 |
6 | Великобритания | 5,8 | 6 | Германия | 5,6 |
7 | Турция | 5,3 | 7 | Болгария | 2,8 |
8 | Венгрия | 4,5 | 8 | Франция | 2,1 |
9 | Италия | 4,1 | 9 | Великобритания | 2,0 |
10 | Бельгия | 3,9 | 10 | Турция | 1,9 |
Топ-10 | 66,8 | Топ-10 | 82.7 |
Относительно невысокая средневзвешенная стоимость ЛС зарубежного производства в некоторой степени является отражением географической структуры аптечных продаж импортных препаратов в Грузии. Так, в структуре аптечных продаж в натуральном выражении преобладают относительно недорогие препараты из Украины, Индии, России, Беларуси и Польши. Их суммарная доля в исследуемый период составила 66% общего объема розничных продаж импортных ЛС (табл. 1). Хотя по объему розничных продаж в денежном выражении лидируют дорогостоящие ЛС немецкого производства, их удельный вес по итогам 9 мес 2009 г. составил 11,6%. В топ-5 по объему аптечных продаж в денежном выражении также вошли препараты из Индии, Польши, Франции и США. Украина в первую десятку стран-производителей препаратов по объему аптечных продаж в денежном выражении не вошла, заняв 14-е место с долей 3,4%. Для сравнения по итогам 9 мес 2009 г. средневзвешенная стоимость 1 упаковки препаратов немецкого производства на розничном грузинском рынке составила 8,6 лари, а ЛС из Украины — 0,7 лари.
Среди локальных производителей по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении в исследуемый период лидировали компании «Аверси-Ратионал», «Г.М.П.» и «Батфарма», на их долю суммарно приходилось 62% объема аптечных продаж грузинских ЛС и 7% общего объема рынка в целом.
На грузинском розничном рынке ЛС в денежном выражении доминируют рецептурные препараты, однако в натуральном выражении они уступают в долевом соотношении безрецептурным препаратам. Так, по итогам 9 мес 2009 г. удельный вес рецептурных препаратов составил 65,4% в денежном и 41,7% в натуральном выражении, безрецептурных — 34,6 и 58,3% соответственно. В анализируемый период динамика обоих сегментов близко коррелировала. Так, по сравнению с 9 мес 2008 г. темпы прироста/убыли аптечных продаж в денежном выражении в анализируемый период для рецептурных препаратов составили +1%, безрецептурных — +2,5%, а в натуральном выражении — –13% и –16% соответственно.
Средневзвешенная стоимость 1 упаковки рецептурных ЛС почти втрое превышает таковую для безрецептурных препаратов — 6,0 лари (3,6 дол.) и 2,1 лари (1,3 дол.). По сравнению с 9 мес 2008 г. темпы прироста средневзвешенной стоимости 1 упаковки рецептурных ЛС в национальной валюте составили +16%, безрецептурных — +22%.
В разрезе фармакотерапевтических групп по объему аптечных продаж лидируют препараты группы A «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм». По итогам 9 мес 2009 г. препараты этой группы принесли аптечным учреждениям выручку в размере около 42 млн лари. На 2-м и 3-м местах расположились препараты групп N «Средства, действующие на нервную систему» (33,4 млн лари) и C «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему» (32,9 млн лари) соответственно. В состав топ-5 групп АТС-классификации 1-го уровня также вошли ЛС, отнесенные к группам J «Противомикробные средства для системного применения» и R «Средства, действующие на респираторную систему». Отметим, что в прошлом году 5-ю строчку вместо группы R занимала группа M «Средства, влияющие на опорно-двигательный аппарат». В анализируемый период топ-5 АТС-групп суммарно аккумулировала 62% общего объема аптечных продаж ЛС Грузии.
Таблица 2 | Рейтинг брэндов ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении по итогам 9 мес 2009 г. с указанием позиции в рейтинге за аналогичный период в 2007–2008 гг. |
Брэнд | № п/п, год | ||
2009 | 2008 | 2007 | |
БИСЕПТОЛ | 1 | 14 | 66 |
ТАНТУМ | 2 | 7 | 21 |
АКТИФЕД | 3 | 2 | 63 |
НО-ШПА | 4 | 4 | 1 |
ЭНАП | 5 | 8 | 11 |
ДЕКСАМЕТАЗОН | 6 | 41 | 39 |
МОВАЛИС | 7 | 1 | 19 |
ФЛУЦИНАР | 8 | 213 | 329 |
НИМЕСИЛ | 9 | 20 | 23 |
ЛИРИКА | 10 | 221 | 2321 |
Рейтинг брэндов в анализируемый период по объему аптечных продаж возглавил препарат БИСЕПТОЛ, переместившись с 14-й позиции благодаря опережающим темпам прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года — +96% (табл. 2). На 2-й и 3-й строчках соответственно расположились ТАНТУМ и АКТИФЕД. Максимальные темпы прироста (свыше 300%) продемонстрировали препараты ФЛУЦИНАР и ЛИРИКА. Максимальную убыль объема аптечных продаж отмечают для препарата, который по итогам 9 мес 2008 г. возглавлял топ-лист, МОВАЛИС — 50%. В исследуемый период суммарная доля первой десятки брэндов составила 7% общего объема розничных продаж ЛС.
Таблица 3 | Рейтинг маркетирующих организаций по объему аптечных закупок ЛС в денежном выражении по итогам 9 мес 2009 г. с указанием позиции в рейтинге за аналогичный период в 2007–2008 гг. |
Маркетирующая организация | № п/п, год | ||
2009 | 2008 | 2007 | |
ГлаксоСмитКляйн | 1 | 2 | 2 |
Санофи-Авентис | 2 | 1 | 1 |
Аверси-Ратионал | 3 | 12 | 20 |
Никомед | 4 | 5 | 3 |
Берлин-Хеми/Менарини | 5 | 7 | 6 |
Г.М.П. | 6 | 8 | 9 |
Уорлд Медисин | 7 | 9 | 13 |
Сервье | 8 | 3 | 4 |
Сандоз | 9 | 13 | 5 |
Гедеон Рихтер | 10 | 6 | 7 |
Среди крупнейших маркетирующих организаций по объему аптечных продаж ЛС по итогам 9 мес 2009 г. лидировала компания «ГлаксоСмитКляйн» (табл. 3). 2-ю и 3-ю строчки заняли «Санофи-Авентис» и грузинская компания «Аверси-Ратионал». За ними следовали «Никомед» и «Берлин-Хеми/Менарини». Суммарная доля топ-10 маркетирующих организаций составила 30%.
Итоги
В современной Грузии все сферы деятельности довольно политизированы на пересечении национальных и международных интересов. Благо, рынок ЛС в наименьшей степени подвержен губительному влиянию с точки зрения высокого социально-экономического значения этого сектора для населения.
По итогам 9 мес 2009 г. общий объем грузинского рынка аптечных продаж ЛС составил 255,4 млн лари за 66,7 млн упаковок. По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года темпы прироста/убыли по этому показателю составили +1,8% в денежном и –14,4% в натуральном выражении. В долларовом эквиваленте объем аптечных продаж ЛС уменьшается. Убыль в натуральных величинах была отмечена также в предыдущем году.
Грузинский рынок ЛС значительно меньше украинского, однако он привлекателен для новых игроков ввиду весьма высокой динамичности конкурентной среды и наличия потенциальных рыночных ниш.
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим