Госпитальные поставки и тендерные акцепты лекарственных средств по итогам I кв. 2017 г. Helicopter View

В данной публикации речь пойдет о ключевых тенденциях в госпитальном сегменте по итогам I кв. 2017 г., а также в части тендерных закупок лекарственных средств. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research», а также данные системы ProZorro и портала E-DATA.

ПОТРЕБЛЕНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ В ГОСПИТАЛЬНОМ СЕГМЕНТЕ

По итогам I кв. 2017 г. объем госпитального рынка лекарственных средств составил 877,8 млн грн. за 11,6 млн упаковок, уменьшившись по сравнению с аналогичным перио­дом предыдущего года на 18,1% в денежном и на 24,5% в натуральном выражении (рис. 1). Удельный вес госпитального сегмента в общем объеме рынка лекарственных средств по итогам исследуемого периода составил 5,6% в денежном и 4% в натуральном выражении.

Рис. 1
Госпитальные поставки и тендерные акцепты лекарственных средств по итогам I кв. 2017 г. Helicopter View
Динамика объема госпитальных поставок лекарственных средств с I кв. 2015 по I кв. 2017 г. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Важно отметить тенденции в структуре госпитальных поставок лекарственных средств в разрезе страны-производителя. По количеству поставленных упаковок препараты украинского производства со значительным перевесом опережают таковые зарубежного, с каждым годом увеличивая свою долю в госпитальном сегменте. В I кв. 2017 г. доля отечественных препаратов в структуре госпитальных поставок в натуральном выражении увеличилась на 3% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (рис. 2). В то же время их удельный вес в денежном выражении уменьшился на 10% и составил 44% (рис. 3). Рассмотрим более подробно, как за последний год изменилась структура потребления лекарственных средств в госпитальном сегменте в денежном выражении. Так, существенно увеличили свой удельный вес препараты из Великобритании, Швейцарии и Германии. Увеличение доли препаратов из Западной Европы может быть обусловлено передачей централизованных закупок международным организациям.

Рис. 2
Госпитальные поставки и тендерные акцепты лекарственных средств по итогам I кв. 2017 г. Helicopter View
Удельный вес лекарственных средств зарубежного и отечественного производства (по месту выпус­ка) в общем объеме госпитальных поставок в натуральном выражении по итогам I кв. 2015–2017 гг.
Рис. 3
Госпитальные поставки и тендерные акцепты лекарственных средств по итогам I кв. 2017 г. Helicopter View
Изменение доли лекарственных средств в структуре госпитальных поставок в разрезе страны-производителя в денежном выражении с I кв. 2016 по I кв. 2017 г.

В рейтинге препаратов АТС-классификации 4-го уровня по объему госпитальных поставок в анализируемый период лидируют ферменты (A16A B), потребление которых в госпитальном сегменте существенно увеличилось (табл. 1). Также значительно поднялись в рейтинге ингибиторы протеинкиназы (L01X E), которые применяются для лечения онкологических заболеваний.

Таблица 1 Топ-10 групп АТС-классификации 4-го уровня по объему госпитальных поставок лекарственных средств в денежном выражении по итогам I кв. 2017 г. с указанием позиции в рейтинге по итогам аналогичного периода 2015–2016 гг.
Код АТС 4-го уровня 2017 2016 2015
A16A B Ферменты 1 21 135
B05B B Растворы, применяемые для коррекции нарушений электролитного баланса 2 8 22
B05X A Растворы электролитов 3 6 14
L01X E Ингибиторы протеинкиназы 4 168 109
A10A B Инсулины и аналоги для инъекций быстрого действия 5 7 17
J01D D Цефалоспорины третьего поколения 6 3 7
A10A C Инсулины и аналоги для инъекций средней продолжительности действия 7 11 24
R05C B Муколитические средства 8 49 90
A10A E Инсулины и аналоги для инъекций длительного действия 9 24 35
N02A B Производные фенилпиперидина 10 9 18

Лидерство ферментов отражено также в рейтинге брэндов (табл. 2). Так, топ-3 брэндов по объему госпитальных поставок в денежном выражении в I кв. 2017 г. относятся к этой группе препаратов — Элапраза, Церезим и Альдуразим.

Таблица 2 Топ-10 брэндов лекарственных средств по объему госпитальных поставок в денежном выражении по итогам I кв. 2017 г. с указанием позиции в рейтинге по итогам аналогичного периода 2015–2016 гг.
Брэнд 2017 2016 2015
Элапраза 1 19
Церезим 2 234
Альдуразим 3 82
Тасигна 4 2466 271
Реосорбилакт 5 5 19
Натрия хлорид 6 4 14
Фармасулин 7 8 16
Пульмозим 8 132 523
Тивортин 9 6 17
Наглазим 10 81

Также интересно проследить за изменением структуры госпитального рынка в разрезе рыночного статуса препаратов. Львиную долю в этом сегменте занимают генерические препараты (рис. 4–5). Следует обратить внимание на значимое увеличение доли оригинальных лекарственных средств в структуре госпитального рынка в денежном выражении, тогда как их удельный вес в натуральном выражении, наоборот, сокращается. Так, средневзвешенная стоимость 1 упаковки оригинального препарата в I кв. 2017 г. более чем в 3 раза превышает этот показатель по итогам аналогичного периода предыдущего года, что, вероятно, также связано с закупками через международные организации.

Рис. 4
Госпитальные поставки и тендерные акцепты лекарственных средств по итогам I кв. 2017 г. Helicopter View
Удельный вес объема потребления генерических, оригинальных и традиционных* лекарственных средств в натуральном выражении в госпитальном сегменте по итогам I кв. 2015–2017 гг.
Рис. 5
Госпитальные поставки и тендерные акцепты лекарственных средств по итогам I кв. 2017 г. Helicopter View
Удельный вес объема потребления генерических, традиционных* и оригинальных лекарственных средств в денежном выражении в госпитальном сегменте по итогам I кв. 2015–2017 гг.

Напомним, в публикациях «Еженедельника АПТЕКА» мы анализировали закупки через международные организации за средства государственного бюджета 2015 г. по данным отчета МЗ Украины, опубликованного в декаб­ре 2016 г., и акцентировали внимание на том, что многие дорогостоящие препараты были закуплены дороже, чем средняя цена в референтных странах.

Много вопросов вызывают сроки поставки в регионы Украины препаратов, закупленных через международные организации. Так, лекарственные средства, закупленные за деньги государственного бюджета 2015 г., начали поставляться только в 2016 г., что обусловлено поздним проведением тендеров (в конце года) (рис. 6). С 2016 г. уже все закупки по централизованным программам переданы международным организациям. Судя по всему, ситуация с поставками медикаментов повторяется. Так, согласно последнему отчету МЗ Украины по состоянию на 8 июня 2017 г. только 8,8% лекарственных средств и медицинских изделий, закупленных за средства государственного бюджета 2016 г., поставлено в регионы. Возникает вопрос о целесообразности проведения таких закупок в то время, когда в Украине запущена система электронных государственных закупок ProZorro.

Рис. 6
Госпитальные поставки и тендерные акцепты лекарственных средств по итогам I кв. 2017 г. Helicopter View
Динамика акцептированных тендеров лекарственных средств в январе 2015 — марте 2017 г. в разрезе органа финансирования**

PROZORRO

Электронная система закупок ProZorro стартовала в 2015 г. в пилотном режиме, а с 1 августа 2016 г. использование этой системы вышло на общенациональный уровень. Согласно действующему законодательству о государственных закупках, если ожидаемая сума закупки превышает 200 тыс. грн., процедура должна проводиться через систему ProZorro, если она меньше, то использование этой системы необязательно и остается на усмотрение заказчика. При этом если сума закупки попадает в диапазон 50–200 тыс. грн., заказчику необходимо опубликовать отчет о проведении закупки в системе ProZorro.

Развитие проекта хорошо иллюстрирует динамика проведения тендерных закупок лекарственных в системе ProZorro (рис. 7). В марте 2017 г. количество акцептированных тендеров уже превышает тысячу, а общая сумма акцептов достигла почти 200 млн грн.

Рис. 7
Госпитальные поставки и тендерные акцепты лекарственных средств по итогам I кв. 2017 г. Helicopter View
Динамика акцептированных тендеров лекарственных средств в январе 2015 — марте 2017 г. посредством системы электронных государственных закупок ProZorro

Если сравнивать суммы акцептированных тендеров и запланированный бюджет (сумма, которую заказчики планировали потратить на проведение закупок), важно отметить следующее. По итогам января–марта 2017 г. сумма акцептированных тендеров на площадках ProZorro на 34% меньше по сравнению с запланированным бюджетом.

ЛИДЕРЫ ТЕНДЕРНЫХ ЗАКУПОК

В анализируемый период лидерами среди брэндов лекарственных средств по объе­му акцептированных тендеров за средства государственного бюджета в денежном выражении являются препараты Алувиа (для лечения ВИЧ), Элапраза (для терапии синдрома Хантера) и Церезим (для лечения болезни Гоше) (табл. 3). Соответственно, в аналогичном рейтинге международных непатентованных наименований (МНН) лекарственных средств лидируют комбинации ритонавир+лопинавир, идурсульфаза и имиглюцераза (табл. 4). В таблицах также представлены рейтинги брэндов и МНН, которые закупались за средства местных бюджетов. Рейтинг поставщиков по объему акцептированных тендеров за средства государственного бюджета возглавляет фонд ЮНИСЕФ, а за средства местных бюджетов — компания БАДМ-Б (табл. 5).

Таблица 3 Топ-10 брэндов лекарственных средств по объему тендерных закупок в денежном выражении по итогам I кв. 2017 г.

п/п
Государственный бюджет Местные бюджеты
1 Алувиа Фентанил
2 Элапраза Промедол
3 Церезим Туберкулин
4 Альдуразим Натрия хлорид
5 Наглазим Морфина гидрохлорид
6 Тасигна Сибазон
7 Ревацио Омнопон
8 Пульмозим Тиопентал
9 Хумира Реосорбилакт
10 Презиста Цефтриаксон
Таблица 4 Топ-10 МНН лекарственных средств по объему тендерных закупок в денежном выражении по итогам I кв. 2017 г.

п/п
Государственный бюджет Местные бюджеты
1 Ритонавир+лопинавир Фентанил
2 Идурсульфаза Морфин
3 Имиглюцераза Диазепам
4 Ларонидаза Тримеперидин
5 Галсульфаза Натрия хлорид
6 Нилотиниб Цефтриаксон
7 Силденафил Тиопентал натрия
8 Дорназа альфа Дорназа альфа
9 Адалимумаб Пропофол
10 Дарунавир Такролимус
Таблица 5 Топ-10 поставщиков лекарственных средств по объему тендерных закупок в денежном выражении по итогам I кв. 2017 г.

п/п
Государственный бюджет Местные бюджеты
1 Фонд детский ЮНИСЕФ*** (Киев) БАДМ-Б (Днепропетровск)
2 Genzyme Europe
(Нидерланды)
Центр медицинский Медцентр М.Т.К. (Киев)
3 Shire Pharmaceuticals Ireland (Ирландия) Медфарком-Центр (Киев)
4 Биомарин Фармасьютикал Инк. (США) Фармация КП (Киев)
5 Фармадис
(Крюковщина)
Укроптпостач (Киев)
6 Pfizer H.C.P. Corporation (США) Черновцыфармация (Черновцы)
7 Рош Украина (Киев) Фармадис
(Крюковщина)
8 AbbVie Logistics
(Нидерланды)
Фармпланета (Киев)
9 БАДМ-Б (Днепр) Фармация ОКП
(Днепропетровск)
10 KRKA d.d. Novo Mesto (Словения) Скайинвест
(Каменка-Бугская)

СТРУКТУРА РАСХОДОВ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ

В рамках данного обзора также интересно проанализировать структуру расходов лечебно-профилактических учреждений на основании данных портала E-DATA.

В качестве примера рассмотрим 8 больниц разного типа — областные, городские, районные, центры оказания первичной медико-санитарной помощи (ПМСП). Как свидетельствуют аналитические данные, в среднем 10% расходов направляются на закупку лекарственных средств и медицинских изделий (рис. 8).

Рис. 8
Госпитальные поставки и тендерные акцепты лекарственных средств по итогам I кв. 2017 г. Helicopter View
Структура расходов на примере 8 лечебно-профилактических учреждений по итогам I кв. 2017 г.

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Важно обратить внимание на тенденции в структуре госпитальных поставок лекарственных средств, вероятно, связанные с передачей централизованных закупок международным организациям, — увеличение доли отечественных препаратов в натуральном выражении, а также рост удельного веса препаратов из Западной Европы (Великобритания, Швейцария) и доли оригинальных препаратов в денежном выражении.

Следует отметить, что закупки препаратов международными организациями за средства государственного бюджета 2016 г. в текущем году еще продолжаются, а в регионы из них поставлено лишь 8,8%. По-прежнему остается открытым вопрос о своевременной поставке необходимых лекарственных средств, а также прозрачности проведения закупок международными организациями. При этом МЗ Украины осуществляет 100% предоплату международным организациям, которая также включает оплату их услуг.

Возникает вопрос о целесообразности проведения таких закупок в то время, когда в Украи­не запущена система электронных государственных закупок ProZorro, которая работает по принципу редукциона, а одним из основных принципов является прозрачность проведения закупок. Возможно, стоит отказаться от закупок через международные организации и передать их в регионы.

Система ProZorro зарекомендовала себя как эффективный инструмент закупки товаров и услуг по наиболее привлекательной цене. Так, по итогам января–апреля 2017 г. сумма акцептированных тендеров по закупке лекарственных средств на площадках ProZorro на 30,8% меньше по сравнению с запланированным бюджетом. Сэкономленные деньги можно направить на дополнительные закупки.

Однако существует ряд вопросов, которые требуют решения. Например, как прописать в технических характеристиках такие парамет­ры, как качество и эффективность.

Кроме того, законодательство позволяет заказчикам не использовать систему ProZorro, если ожидаемая сума закупки составляет менее 200 тыс. грн. Часть закупок лекарственных средств и медицинских изделий может проводиться небольшими партиями на суму менее 200 тыс. грн., что позволяет осуществлять закупку в обход ProZorro (внетендерная закупка). Тем не менее, количество проводимых тендеров на площадках ProZorro с каждым месяцем увеличивается, как и сума закупки.

Екатерина Дмитрик
*К традиционным отнесены препараты, которые применяются в медицине давно (в частности на растительной основе), не относятся к оригинальным и генерическим лекарственным средствам.
**Закупки лекарственных средств осуществляются за счет средств местных бюджетов, которыми распоряжаются областные, городские и районные учреждения здравоохранения Украины, и государственного бюджета, распорядителями которого являются МЗ Украины, Национальная академия медицинских наук Украины, Министерство обороны Украины, Министерство внутренних дел Украины, Служба безопасности Украины, органы Государственной пенитенциарной службы Украины и другие ведомства.
***Организация, через которую осуществлена закупка препаратов в рамках централизованных программ МЗ Украины.

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи