Рейтинг «Фармэксперт» — «программа партнерства»

«Еженедельник АПТЕКА» представляет читателям очередной рейтинг из серии рейтингов «ФармЭксперт» — «ПРОГРАММА ПАРТНЕРСТВА».

«ПРОГРАММА ПАРТНЕРСТВА» — рейтинг, составленный по итогам анализа анкет, которые самостоятельно заполняли компании-дистрибьюторы. В разработке анкеты принимали участие специалисты маркетинговых компаний и ряда ведущих компаний-дистрибьюторов Украины. Сбор информации и обработку данных осуществляли компании «SC Dom» и РА «Мединформ». «Еженедельник АПТЕКА» уже обосновывал необходимость проведения такого рейтинга (см. «Еженедельник АПТЕКА», № 50 (321) от 24 декабря 2001 г.), однако его появление стало возможным благодаря тому, что в связи с развитием украинского фармацевтического рынка назрела необходимость объективно и беспристрастно выяснить, кто есть кто на этом рынке. В частности, определить емкость каналов сбыта того или иного дистрибьютора. Независимо от нашего обоснования этот рейтинг необходим всем операторам фармацевтического рынка и в первую очередь самим компаниям-дистрибьюторам. Подтверждением этого является тот факт, что большинство ведущих компаний-дистрибьюторов согласились принять в нем участие и корректно заполнить предложенные им анкеты. Редакция «Еженедельника АПТЕКА» уверена, что партнерство между операторами фармацевтического рынка является весьма плодотворным. Именно поэтому рейтинг получил название «ПРОГРАММА ПАРТНЕРСТВА».

Необходимо сделать несколько пояснений относительно методологии проведения и подведения итогов рейтинга.

Во-первых, счетная комиссия исключила из рассмотрения анкеты, в которых не был заполнен пункт 1 — объем реализации компании за год. Следует отметить, что всего поступило 55 анкет, из них было учтено 43.

Во-вторых, в рейтинг были включены компании, имеющие лицензию на оптовую торговлю лекарственными препаратами. Однако в рейтинге не принимали участие компании, основная деятельность которых направлена на производство лекарственных средств, несмотря на то что они имеют лицензию на их оптовую продажу.

В-третьих, при проведении рейтинга организаторы разъясняли его участникам, что при предоставлении данных об объеме реализации компании за год некорректно учитывать в общем объеме реализацию с центрального на региональные склады компании. Однако если в данные об общем объеме реализации включены данные об обороте аптечной сети, принадлежащей тому или иному дистрибьютору, организаторы рейтинга не выделяли их из данных об общем объеме реализации компании, так как ряд аптек осуществляет мелкооптовую реализацию лекарственных средств.

Подводя итоги рейтинга «ПРОГРАММА ПАРТНЕРСТВА», его организаторы на основании данных, полученных в результате анализа раздела анкеты «Территория, охват», сочли необходимым разделить компании-дистрибьюторы на:

  • общенациональные

  • региональные.

Предложенное разделение основано на ряде критериев. При подведении итогов рейтинга нами выделено 4 региона: Восточный, Западный, Центральный, Южный (о том, какие области вошли в соответствующие регионы, см. «Еженедельник АПТЕКА», № 8 (329) от 25 февраля 2002 г.). «Общенациональным дистрибьютором» считалась компания, которая осуществляет поставки во все регионы Украины, и при этом они осуществляются не менее чем в половину областей каждого региона. Все прочие компании были отнесены к категории «региональные дистрибьюторы». Приведенное разделение является достаточно условным, так как компания, оказавшаяся по итогам рейтинга в категории «региональный дистрибьютор», может иметь больший оборот, чем компания, номинированная в категории «общенациональный дистрибьютор» и наоборот. Поскольку компании-дистрибьюторы самостоятельно заполняли соответствующие анкеты, то в задачу счетной комиссии никоим образом не входило оценивать или комментировать место той или иной компании в рейтинге.

Нельзя, однако, не отметить, что в категории «региональный дистрибьютор» представлено сравнительно небольшое количество компаний. Возможно, это связано с тем, что ряд региональных компаний не сочли возможным предоставить данные о своем обороте, исходя из того, что их оборот будет заведомо меньше крупных общенациональных дистрибьюторских компаний. Редакция «Еженедельника АПТЕКА» считает, что участие компании-дистрибьютора в рейтинге «ПРОГРАММА ПАРТНЕРСТВА» свидетельствует о его готовности к открытой и честной работе в условиях структурированного и прозрачного украинского фармацевтического рынка. При этом все компании независимо от того, в какой категории они номинированы, необходимы фармацевтическому рынку Украины. При проведении рейтинга «ПРОГРАМА ПАРТНЕРСТВА» его организаторы стремились и будут стремиться к тому, чтобы максимально достоверно и точно были отражены места на рынке, занимаемые компаниями-дистрибьюторами, работающими как в общенациональном, так и в региональном масштабах.

Итоги рейтинга «ПРОГРАММА ПАРТНЕРСТВА» представлены в таблицах:

• «Рейтинг дистрибьюторов по объему реализации» (табл. 1)

Таблица 1

Рейтинг дистрибьюторов по объему реализации

Название

Место

Оптима-Фарм

1

ВВС-ЛТД

2

Группа компаний “Аптечный холдинг” (Донецк)

3

Альба Украина

4

Фалби

5

БаДМ

6

ЛОКПП “Фармация”

7

Элегант-Фарм

8

Артур-К

9

Фармвест

10

Гедеон Рихтер-Укрфарм

11

Фармация-2000 (Киев)

12

Фра-М

13

Рейнбо

14

Мед ОПТ-АВС

15

Аптека Биокон

16

СБС – Фармация

17

Випекс-Фарм

18

СЕБ-Фармация

19

Фалвест-Фарм

20

Бизнес Центр Фармация

21

Аптечные склады Фарма Киев

22

Игар

23

Торговый Дом “Витамины”

24

Галафарм

25

Фармаком

26

Юнифарма

27

Кимед

28

Стиролоптфармторг

29

Зеленый Крест

30

Аксис

31

Мегаком

32

Лакс

33

Валис

34

Медицинская компания “Медикус”

35

Вэлмед

36

Авиценна

37

Сатурн-Фарм

38

Квантум сатис

39

Медитек

40

Вертекс

41

Старлинг Интернешнл

42

Болеар Мед

43

• Сводные данные рейтинга «ПРОГРАММА ПАРТНЕРСТВА» общенациональных и региональных дистрибьюторов (табл. 3, 4).

Сводные таблицы построены следующим образом: значения по каждой из рейтингуемых категорий приводили к 100, при этом за 100 брали максимальные числовые показатели в данной категории. Приведенные показатели суммировали, и эта сумма определяла место компании в Сводных таблицах рейтинга. В свою очередь эту сумму приводили также к 100 по максимально набранной сумме баллов, и, следовательно, она только косвенно отражает абсолютные показатели, приведенные компаниями — участницами рейтинга «ПРОГРАММА ПАРТНЕРСТВА». В целях сохранения конфиденциальности «Еженедельник АПТЕКА» не приводит ни абсолютные значения в рейтингуемых категориях, ни значения приведенных данных. Каждому значению было присвоено соответствующее место (например, значению 1 было присвоено 1-е место, значению 0,98 — 2-е, значению 0,90 — 3-е и т.д.). Эти места приведены в таблицах 3.1–3.5; 4.1– 4.5. В перечень рейтингуемых разделов вошли:

  • «Деньги»

  • «Ассортимент»

  • «Работа с поставщиками»

  • «Работа с клиентами»

  • «Штат».

Более подробно вопросы, предлагавшиеся компаниям, будут освещены далее.

Очевидно, что организаторы рейтинга предлагали респондентам осветить их экстенсивные показатели, так как интенсивные показатели отражают эффективность работы той или иной компании, являются производными от экстенсивных показателей и «ноу хау» каждого конкретного дистрибьютора. Освещение интенсивных показателей не входило в задачу данной публикации и может быть предметом следующих публикаций.

В качестве дополнительной информации «Еженедельник АПТЕКА» приводит, например, удельный вес фармацевтов в общем количестве сотрудников компаний, вошедших в рейтинг «ПРОГРАММА ПАРТНЕРСТВА» (табл. 2).

Таблица 2

Удельный вес фармацевтов в общем количестве сотрудников компаний

Название

Количество фармацевтов/количество сотрудников компании, %

Аптечные склады
Фарма Киев

67,07

Фалби

65,50

Авиценна

62,11

БаДМ

60,88

ЛОКПП “Фармация”

59,81

Галафарм

58,82

Аксис

51,56

Рейнбо

46,67

Вертекс

40,00

Гедеон Рихтер-Укрфарм

38,89

Фра-М

38,76

Сатурн-Фарм

36,84

Мегаком

35,82

Фармаком

35,09

Игар

34,62

Квантум сатис

33,33

Медицинская компания “Медикус”

32,94

ВВС-ЛТД

32,91

Випекс-Фарм

32,19

СЕБ-Фармация

31,90

Фармвест

30,19

Фармация-2000 (Киев)

29,38

Артур-К

28,09

Валис

28,00

Бизнес Центр Фармация

27,45

Аптека Биокон

26,94

Кимед

24,00

СБС-Фармация

20,00

Оптима-Фарм

19,95

Элегант-Фарм

17,24

Медитек

16,67

Вэлмед

15,00

Фалвест-Фарм

14,58

Зеленый Крест

13,64

Торговый Дом “Витамины”

13,33

Альба Украина

12,86

Лакс

12,50

Группа компаний “Аптечный холдинг” (Донецк)

10,89

Старлинг Интернешнл

10,00

Мед ОПТ-АВС

6,45

Юнифарма

3,92


Приводим вопросы, на которые отвечали компании-дистрибьюторы при проведении рейтинга «ФармЭксперт «ПРОГРАММА ПАРТНЕРСТВА». Вопросы были сгруппированы по разделам. Одни были обязательными (вопросы, на которые были обязаны ответить компании-дистрибьюторы), а другие — дополнительными. Последние приведены курсивом. В конце каждого вопроса полужирным шрифтом выделены единицы измерения.

Раздел «ДЕНЬГИ»

1. Объем реализации компании за год, включая филиалы, представительства и дочерние предприятия, в отпускных ценах компании, тыс. гривень.

2. В том числе объем реализации импорта за год, включая филиалы, представительства и дочерние предприятия, в отпускных ценах компании, % к сумме в строке 1.

Раздел «АССОРТИМЕНТ»

3. Количество ассортиментных позиций в предложении компании на момент опроса (те лекарственные препараты, которые можно купить немедленно; каждая форма лекарственного препарата считается отдельной позицией), количество строк в прайс-листе.

4. Изменение объема ассортимента за год как разница числа строк актуального (на момент опроса) прайса и прайса на начало года, в числе строк со знаком «+» или «–», обозначающим, соответственно, увеличение или уменьшение числа строк, количество строк в прайс-листе.

Раздел «РАБОТА С ПОСТАВЩИКАМИ»

5. Количество прямых контрактов с производителями за 2001 г., включая как отечественных, так и зарубежных (зарубежными считаются также поставщики из стран бывшего СССР), количество контрактов.

Раздел «РАБОТА С КЛИЕНТАМИ»

6. Количество активных клиентов за IV квартал 2001 г. (активными считаются клиенты, осуществившие хотя бы одну покупку за указанный период), количество клиентов.

7. Количество исполненных заказов (заказом считается одна отгрузка независимо от числа товарных накладных) в течение всего 2001 г., количество заказов.

8. Средняя стоимость одного исполненного заказа (заказом считается одна отгрузка независимо от числа товарных накладных) в течение всего 2001 г., гривень.

Раздел «ТЕРРИТОРИЯ, ОХВАТ»

9. Географическое территориальное покрытие: число областей, в которых за IV квартал 2001 г. произошло не менее одной продажи), количество областей.

10. Географическое территориальное покрытие: число областей, в которых за IV квартал 2001 г. произошло не менее десяти продаж), количество областей.

11. Совокупные складские площади на момент опроса, квадратных метров.

12. В том числе за пределами центрального склада (склада в месте расположения центрального офиса), квадратных метров.

13. Число региональных представительств (представительством считается работающий офис со штатом), количество представительств.

Раздел «ШТАТ»

14. Количество штатных сотрудников в компании на момент опроса, количество сотрудников.

15. В том числе имеющих образование фармацевта или провизора, количество сотрудников.

16. В том числе сотрудников, непосредственно занятых продажами (менеджеры по продажам, торговые представители, агенты и др.), количество сотрудников.

p_330_9_040302_RAYTING.gif (3360 bytes)

Таблица 3

Сводный рейтинг общенациональных дистрибьюторов

Таблица 3.1

Рейтинг общенациональных дистрибьюторов
по разделу “Деньги”

Название

Место

Оптима-Фарм

1

ВВС-ЛТД

2

Группа компаний “Аптечный холдинг” (Донецк)

3

Альба Украина

4

Фалби

5

БаДМ

6

Элегант-Фарм

7

Артур-К

8

Фармвест

9

Гедеон Рихтер-Укрфарм

10

Фармация-2000 (Киев)

11

Фра-М

12

Рейнбо

13

Мед ОПТ-АВС

14

Аптека Биокон

15

СБС-Фармация

16

Випекс-Фарм

17

СЕБ-Фармация

18

Фалвест-Фарм

19

Бизнес Центр Фармация

20

Аптечные склады Фарма Киев

21

Игар

22

Торговый Дом “Витамины”

23

Галафарм

24

Фармаком

25

Кимед

26

Стиролоптфармторг

27

Зеленый Крест

28

Мегаком

29

Лакс

30

Валис

31

Медицинская компания “Медикус”

32

Медитек

33

Старлинг Интернешнл

34

Таблица 3.2

Рейтинг общенациональных дистрибьюторов
по разделу “Ассортимент”

Название

Место

Оптима-Фарм

1

ВВС-ЛТД

2

Группа компаний “Аптечный холдинг” (Донецк)

3

БаДМ

4

СБС-Фармация

5

Элегант-Фарм

6

Альба Украина

7

Фалвест-Фарм

8

Лакс

9

Медицинская компания “Медикус”

10

Фармвест

11

Фра-М

12

Фалби

13

Фармаком

14

Аптека Биокон

15

Артур-К

16

Галафарм

17

Гедеон Рихтер-Укрфарм

18

Стиролоптфармторг

19

Аптечные склады Фарма Киев

20

Фармация-2000 (Киев)

21

Мегаком

22

Випекс-Фарм

23

Валис

24

СЕБ-Фармация

25

Рейнбо

26

Мед ОПТ-АВС

27

Торговый Дом “Витамины”

28

Зеленый Крест

29

Кимед

30

Игар

31

Медитек

32

Бизнес Центр Фармация

33

Старлинг Интернешнл

34

Таблица 3.3

Рейтинг общенациональных дистрибьюторов
по разделу “Работа с поставщиками”

Название

Место

Оптима-Фарм

1

ВВС-ЛТД

2

Альба Украина

3

Элегант-Фарм

4

Фалби

5

Артур-К

6

БаДМ

7

Фармвест

8

Группа компаний “Аптечный холдинг” (Донецк)

9

Фра-М

10

Стиролоптфармторг

11

СБС-Фармация

12

Фармация-2000 (Киев)

13

Фалвест-Фарм

14

Випекс-Фарм

15

Аптека Биокон

16

Игар

17

СЕБ-Фармация

18

Бизнес Центр Фармация

19

Лакс

20

Кимед

21

Аптечные склады Фарма Киев

22

Валис

23

Рейнбо

24

Фармаком

25

Медицинская компания “Медикус”

26

Мегаком

27

Мед ОПТ-АВС

28

Зеленый Крест

29

Торговый Дом “Витамины”

30

Галафарм

31

Гедеон Рихтер-Укрфарм

32

Медитек

33

Старлинг Интернешнл

34

?Таблица 3.4

Рейтинг общенациональных дистрибьюторов
по разделу “Работа с клиентами”

Название

Место

ВВС-ЛТД

1

Рейнбо

2

Оптима-Фарм

3

Артур-К

4

Гедеон Рихтер-Укрфарм

5

Випекс-Фарм

6

Фармация-2000 (Киев)

7

Альба Украина

8

СЕБ-Фармация

9

Фармвест

10

СБС-Фармация

11

Элегант-Фарм

12

Фалби

13

Аптека Биокон

14

БаДМ

15

Фра-М

16

Группа компаний “Аптечный холдинг” (Донецк)

17

Кимед

18

Игар

19

Медицинская компания “Медикус”

20

Зеленый Крест

21

Бизнес Центр Фармация

22

Аптечные склады Фарма Киев

23

Торговый Дом “Витамины”

24

Мед ОПТ-АВС

25

Лакс

26

Фалвест-Фарм

27

Галафарм

28

Мегаком

29

Старлинг Интернешнл

30

Медитек

31

Валис

32

Стиролоптфармторг

33

Фармаком

34

Таблица 3.5

Рейтинг общенациональных дистрибьюторов
по разделу “Штат”

Название

Место

ВВС-ЛТД

1

Фалби

2

Группа компаний “Аптечный холдинг” (Донецк)

3

Оптима-Фарм

4

БаДМ

5

Гедеон Рихтер-Укрфарм

6

Альба Украина

7

Випекс-Фарм

8

СЕБ-Фармация

9

Артур-К

10

Фармвест

11

Аптека Биокон

12

Фра-М

13

Фармация-2000 (Киев)

14

Рейнбо

15

СБС-Фармация

16

Элегант-Фарм

17

Фалвест-Фарм

18

Медицинская компания “Медикус”

19

Аптечные склады Фарма Киев

20

Мегаком

21

Мед ОПТ-АВС

22

Фармаком

23

Игар

24

Бизнес Центр Фармация

25

Лакс

26

Торговый Дом “Витамины”

27

Зеленый Крест

28

Кимед

29

Валис

30

Медитек

31

Галафарм

32

Старлинг Интернешнл

33

Стиролоптфармторг

34

p_330_9_040302_alldistr.gif (2951 bytes)

Таблица 4

Сводный рейтинг региональных дистрибьюторов

Таблица 4.1

Рейтинг региональных дистрибьюторов
по разделу “Деньги”

Название компании

Место

ЛОКПП “Фармация”

1

Юнифарма

2

Аксис

3

Вэлмед

4

Авиценна

5

Сатурн-Фарм

6

Квантум сатис

7

Вертекс

8

Болеар Мед

9

Таблица 4.2

Рейтинг региональных
дистрибьюторов по разделу “Ассортимент”

Название

Место

ЛОКПП “Фармация”

1

Аксис

2

Юнифарма

3

Сатурн-Фарм

4

Авиценна

5

Вэлмед

6

Квантум сатис

7

Болеар Мед

8

Вертекс

9

Таблица 4.3

Рейтинг региональных дистрибьюторов
по разделу “Работа с поставщиками”

Название

Место

Квантум сатис

1

ЛОКПП “Фармация”

2

Аксис

3

Авиценна

4

Юнифарма

5

Вертекс

6

Вэлмед

7

Болеар Мед

8

Сатурн-Фарм

9

Таблица 4.4

Рейтинг региональных дистрибьюторов
по разделу “Работа с клиентами”

Название

Место

Юнифарма

1

ЛОКПП “Фармация”

2

Авиценна

3

Сатурн-Фарм

4

Аксис

5

Вэлмед

6

Квантум сатис

7

Болеар Мед

8

Вертекс

9

Таблица 4.5

Рейтинг региональных
дистрибьюторов по разделу “Штат”

Название

Место

ЛОКПП “Фармация”

1

Юнифарма

2

Авиценна

3

Аксис

4

Вэлмед

5

Сатурн-Фарм

6

Квантум сатис

7

Болеар Мед

8

Вертекс

9

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті