Развитие розничной аптечной сети в 1997—2001 гг.

МЕТОДОЛОГИЯ. СИСТЕМЫ УЧЕТА АПТЕК В УКРАИНЕ

В настоящее время в Украине существует несколько независимых систем учета аптек, аптечных пунктов и киосков, методологически не связанных между собой. В итоге государственные органы, ведущие такой учет, получают результаты, которые заметно отличаются друг от друга. Например, собственные системы учета аптек, аптечных пунктов и киосков имеют контролирующие органы Министерства здравоохранения Украины и органы, которые выдают лицензии на осуществление розничной aторговли лекарственными средствами.

При подготовке настоящей статьи мы использовали сведения Госкомстата, при этом исходили из того, что данные, которые приводятся в публикации, должны соответствовать данным, использованным нами ранее (см.: Рынок лекарственных средств. — Киев: Морион, 2001; «Еженедельник АПТЕКА», № 19 (290) от 14 мая 2001 г., № 20 (291) от 21 мая 2001 г.). Преемственность методологии сбора и обработки информации позволяет сравнивать данные о количестве аптек, аптечных пунктов и киосков. В связи с этим более подробно остановимся на методологии, используемой Госкомстатом при сборе и обработке данных, касающихся аптечных учреждений в Украине.

Согласно украинскому Классификатору видов экономической деятельности (КВЕД), гармонизированному с Классификацией видов экономической деятельности статистической комиссии Европейского Союза (NACE), аптеки, аптечные пункты и аптечные киоски рассматриваются Госкомстатом как предприятия розничной торговли. Сведения об этих предприятиях заносятся в Единый государственный регистр предприятий и организаций Украины (ЄДРПОУ). Если аптечное учреждение представляет собой отдельное юридическое лицо, то Госкомстат заносит его в ЄДРПОУ как предприятие, осуществляющее розничную торговлю лекарственными средствами, и присваивает ему соответствующий код Общего классификатора отраслей народного хозяйства (ЗКГНГ). Сложнее обстоит дело, если предприятие — владелец аптеки или аптечной сети осуществляет не только розничную торговлю лекарственными средствами, но и другую финансово-хозяйственную деятельность. В этом случае отрасль экономики, к которой принадлежит статистический объект, определяют по доле в общем объеме выполненных предприятием работ. В свою очередь, долю вычисляют на основании соответствующих видов статистической отчетности, подаваемой предприятием в органы Госкомстата на протяжении года.

Таким образом, если основным видом деятельности предприятия является, например, крупнотоннажное химическое производство и при этом ему принадлежит небольшая аптечная сеть, то такое предприятие будет внесено в ЄДРПОУ именно как производитель химической продукции. Следовательно, количество юридических лиц, которые реально осуществляют розничную торговлю лекарственными средствами, и количество предприятий, которые таким образом классифицированы в ЄДРПОУ, может не совпадать.

Тем не менее, все юридические лица должны заявлять о розничной торговле лекарственными средствами как об одном из видов хозяйственной деятельности, если они таковую осуществляют, и заполнять форму статистической отчетности № 7-торг. Кроме того, юридические лица, для которых розничная реализация лекарственных средств не является основной деятельностью, заполняют форму № 3-торг, а те, для которых розничная торговля медикаментами является основной деятельностью, — упрощенную форму № 3-торг (здрав).

Надо сказать, что описанный способ учета не лишен некоторых недостатков. Так, данные о продаже товаров производства Украины в формах № 3-торг и 3-торг (здрав) заполняются [заведующими аптеками] исходя из собственной экспертной оценки. Этим можно объяснить несовпадение данных о доле лекарственных средств отечественного производства в отчетах Госкомстата с оценками, которые получены экспертным путем. Кроме того, предприниматели — физические лица не отчитываются перед Госкомстатом, поэтому аптеки, принадлежащие таким предпринимателям, не попадают в соответствующие статистические отчеты. И наконец, на уровне Госкомстата Украины не существует перечня юридических лиц, которые занимаются розничной торговлей лекарственными средствами.

НАЛИЧИЕ АПТЕК, АПТЕЧНЫХ ПУНКТОВ И КИОСКОВ В УКРАИНЕ В 1997–2001 гг.

Издание Кабинетом Министров Украины Постановления № 447 от 12 мая 1997 г. привело к уменьшению количества аптек, аптечных пунктов и киосков в 1998 г. по сравнению с 1997 г. Причем число аптек и аптечных пунктов уменьшалось более быстрыми темпами, чем количество аптечных киосков. Однако начиная с 1998 г. количество аптечных учреждений неуклонно увеличивалось (табл. 1, рис. 1) и в 2001 г. превысило уровень 1997 г. Интересно отметить, что площадь аптек и аптечных пунктов (рис. 1) за последние 4 года существенных изменений не претерпела. Иными словами, владельцы вновь открываемых аптек и аптечных пунктов довольствуются минимальной разрешенной Постановлением № 447 площадью.

Таблица 1

Развитие розничной аптечной сети в 1997–2001 гг.

Год

Общее количество аптек и их торговых подразделений

Количество аптечных киосков

Количество аптек
и аптечных пунктов

Общая торговая площадь аптек и аптечных пунктов, м2

Торговая площадь
в расчете на одну аптеку, м2

1997

16 400

5052

11 348

265 457

23,4

1998

14 339

4814

9525

358 948

37,7

1999

15 937

5337

10 590

386 191

36,5

2000

16 782

5719

11 063

404 471

36,6

2001

17 240

5780

11 460

417 593

36,4

p_338_17_290402_ris5.gif (3490 bytes)

Рис. 1. Развитие розничной аптечной сети в 1997–2001 гг.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ АПТЕК ПО ФОРМАМ СОБСТВЕННОСТИ В 1997–2001 гг.

Прежде чем анализировать динамику распределения украинских аптек по формам собственности, необходимо уточнить, что Госкомстат не делает различий между аптеками государственной и коммунальной форм собственности — обе эти формы трактуются Госкомстатом как государственные.

Наиболее характерной тенденцией на протяжении последних 5 лет является неуклонное уменьшение количества аптек государственной и коммунальной собственности (табл. 2, рис. 2). В 1998 г. их доля увеличилась за счет уменьшения числа аптек коллективной и частной форм собственности. Начиная с 1999 г. количество последних неуклонно возрастало и в 2001 г. доля государственных и коммунальных аптек впервые составила менее 50%.

Таблица 2

Наличие аптек разных форм собственности в Украине в 1997–2001 гг.

Год

Общее число аптек

Доля в общем количестве, %

Государственная собственность

Частная собственность

Коллективная собственность

Государственная собственность

Частная собственность

Коллективная собственность

1997

6592

721

4035

58,1

6,4

35,6

1998

5861

653

3011

61,5

6,9

31,6

1999

5572

870

4148

52,6

8,2

39,2

2000

5530

1000

4533

50

9

41

2001

5491

1136

4833

47,9

9,9

42,2

p_338_17_290402_ris2.gif (5066 bytes)

Рис. 2. Доля аптек разных форм собственности в Украине в 1997–2001 гг.

Характерно, что в городах и поселках городского типа на долю государственных и коммунальных аптек в 2001 г. приходилось менее 40%, а по численности аптеки, находящиеся в коллективной собственности, превысили государственные и коммунальные еще в 1999 г. (табл. 3, рис. 3). В то же время в сельской местности государственные и коммунальные аптеки по-прежнему преобладают (табл. 4, рис. 4). Несмотря на то что доля аптек частной формы собственности непрерывно возрастает как в городах, так и в сельской местности, согласно данным Госкомстата, она продолжает оставаться незначительной (в 2001 г. — 12,3% в городах и поселках городского типа, 3,6% — в сельской местности). Вместе с тем следует иметь в виду, что аптеки, которые принадлежат частным лицам, Госкомстат не учитывает.

Таблица 3

Наличие аптек разных форм собственности в Украине в 1997–2001 гг. в городах и поселках городского типа

Год

Общее число аптек

Доля в общем количестве, %

Государственная собственность

Частная собственность

Коллективная собственность

Государственная собственность

Частная собственность

Коллективная собственность

1997

4192

659

3199

52,1

8,2

39,7

1998

3502

580

2380

54,2

9

36,8

1999

3264

780

3309

44,4

10,6

45

2000

3203

907

3737

40,8

11,6

47,6

2001

3253

1022

4054

39,1

12,3

48,7

p_338_17_290402_ris3.gif (4289 bytes)

Рис. 3. Доля аптек разных форм собственности в Украине в 1997–2001 гг. в городах и поселках городского типа

?

Таблица 4

Наличие аптек разных форм собственности в Украине в 1997–2001 гг. в сельской местности

Год

Общее число аптек

Доля в общем количестве, %

Государственная собственность

Частная собственность

Коллективная собственность

Государственная собственность

Частная собственность

Коллективная собственность

1997

2400

62

836

72,8

1,9

25,3

1998

2359

73

631

77

2,4

20,6

1999

2308

90

839

71,3

2,8

25,9

2000

2327

93

796

72,4

2,9

24,8

2001

2238

114

779

71,5

3,6

24,9

p_338_17_290402_ris3.gif (4289 bytes)

Рис. 4. Доля аптек разных форм собственности в Украине в 1997–2001 гг. в  сельской местности

РОЗНИЧНЫЙ ТОВАРООБОРОТ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ В УКРАИНЕ В 1997–2001 гг.

Розничный товарооборот лекарственных средств в Украине, по данным Госкомстата, составил 2566,3 млн грн., или 477 млн долл. США в розничных ценах (табл. 5).

Таблица 5

Объем розничных продаж лекарственных препаратов в Украине в 1997–2001 гг. (по данным Госкомстата)

Год

Общий объем розничных продаж

Объем продаж лекарственных средств отечественного производства

Доля отечественных препаратов
в общем объеме продаж, %

Годовой оборот на одну аптеку (с учетом торговых подразделений)

в  текущих ценах, тыс. грн.

в тыс. долл. США

?

в  текущих ценах, тыс. грн.

в тыс. долл. США

?

в текущих ценах, тыс. грн. в тыс. долл. США

1997

980 813

526 837

Нет данных

Нет данных

Нет данных

59,81

32,12

1998

1 186 734

484 480

679 610

277 449

53,40

82,76

33,79

1999

1 568 716

379 794

882 086

213 557

56,20

98,43

23,83

2000

2 052 729

377 324

1 182 554

217 372

57,60

122,32

22,48

2001

2 563 287

477 143

1 503 779

279 921

58,70

148,68

27,68

p_338_17_290402_ris5.gif (3490 bytes)

Рис. 5. Годовой товарооборот в расчете на одну аптеку (аптечный пункт) в разрезе форм собственности, тыс. долл. США

Общий объем розничных продаж, выраженный в долларах США, впервые за последние 5 лет увеличился, но еще не достиг уровня 1998 и, тем более, 1997 г. Впервые за последние 4 года увеличился и оборот на одну аптеку, достигнув 27,7 тыс. долл. США в год (более 2,3 тыс. долл. США в месяц).

Что касается потребления лекарственных средств, то по-прежнему сохраняется значительная дифференциация между различными регионами Украины и группами населения. Так, если в городах и поселках городского типа по итогам IV квартала товарооборот на одну аптеку и аптечный пункт составлял 4330, то в сельской местности — лишь 660 долл. США в месяц, что в 6,5 раза меньше. Наряду с другими причинами это обусловлено среднедушевым потреблением лекарственных средств. Характерным примером могут служить г. Киев и Киевская область. В Киеве годовое потребление лекарственных средств на душу населения в 2001 г. составило 17,3, в Киевской области — 8,2 долл. США. Значительной остается разница в среднедушевом годовом потреблении лекарственных средств в различных регионах Украины: от 12,1 долл. США в Днепропетровской области до 6,1 долл. США — в Ривненской. Существенно различаются и совокупные продажи лекарственных средств по регионам: от 259 млн грн. в Донецкой области и 245 млн грн. в г. Киеве до 39 млн грн. в Ривненской области.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ АПТЕК РАЗНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ В 1997–2001 гг.

Исследование эффективности работы аптек различных форм собственности связано с определенными методологическими трудностями, поскольку Госкомстат не располагает данными о распределении аптечных киосков по формам собственности.

Можно вычислить товарооборот аптек и их торговых подразделений по формам собственности, используя общие данные Госкомстата о товарообороте лекарственных средств в разрезе форм собственности, а также данные о распределении по формам собственности аптек и аптечных пунктов. И хотя этот метод дает заведомо завышенные значения (примерно — на 20 %), однако позволяет проследить динамику товарооборота.

Результаты анализа (рис. 5) позволяют говорить о том, что товарооборот частных и коллективных аптек в пересчете на одну торговую точку существенно не различается и на протяжении последних 4 лет практически вдвое превышает таковой аптек государственной формы собственности. В рамках настоящего анализа не представляется возможным определить, является ли указанное различие следствием бўольшей эффективности негосударственной формы собственности или следствием того, что государственные и коммунальные аптеки вынуждены расплачиваться своими оборотными средствами за взятые на себя государством социальные обязательства.

В целом, можно констатировать, что в связи с ростом фармацевтического рынка финансовые условия функционирования аптек всех форм собственности в 2001 г. заметно улучшились, и можно ожидать дальнейшего расширения украинской аптечной сети в 2002 г.

Тарас Махринский

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті