| 
По словам А.-М. Заугг, в течение первых двух кварталов 2003 г. продолжалось снижение темпов роста объемов мировых продаж лекарственных средств, особенно в США. За 12 мес (по июнь 2003 г.) мировой фармацевтический рынок вырос на 7,6% (на протяжении 1998–2002 гг. показатель среднегодового темпа роста составлял 10,1%). В настоящее время темпы роста 10 ведущих мировых рынков, выраженные в показателе МАТ (скользящая годовая сумма — объем продаж за 12 мес), составляет 8% по сравнению со среднегодовым темпом роста порядка 10,9% в течение последних нескольких лет (некоторые из представленных докладчицей данных приведены в табл. 1).
Таблица 1
Динамика продаж на мировом фармрынке за 12 мес, по июнь 2003 г.1
| 
 Регион/страна  | 
 Объем продаж  | 
 Динамика, %  | 
||
| 
 млрд дол.  | 
 Доля рынка, %  | 
 2003 г.  | 
 Среднегодовой темп роста (CAGR) в 1998-2002 гг.  | 
|
| 
 Латинская Америка  | 
 16,1  | 
 3,7  | 
 – 9,3  | 
 – 0,9  | 
| 
 Азия, Африка и Австралия  | 
 34,3  | 
 7,9  | 
 + 11,0  | 
 +10,3  | 
| 
 Япония  | 
 49,6  | 
 11,4  | 
 + 1,6  | 
 + 4,3  | 
| 
 Европа  | 
 116,9  | 
 27,0  | 
 + 7,6  | 
 + 9,0  | 
| 
 Северная Америка  | 
 216,6  | 
 50,0  | 
 + 10,1  | 
 + 14,5  | 
| 
 Весь мир  | 
 433,5  | 
 –  | 
 + 7,6  | 
 + 10,1  | 
| 
 10 ключевых рынков  | 
 362,8  | 
 84,0  | 
 + 8,0  | 
 + 10,9  | 
1 По данным IMS Health. Продажи представлены с учетом стабильного обменного курса доллара США в ценах производителя.
![]()  | 
Рост объема фармацевтического рынка США замедлился по сравнению с прошлым годом и составил около 10%: снижение темпов роста в немалой степени обусловила задержка выхода на рынок как минимум пяти инновационных препаратов — потенциальных блокбастеров. Кроме того, в США отмечалась тенденция к повышению стоимости лекарственных средств для потребителей вследствие использования многоступенчатых схем участия пациентов в оплате медикаментозного лечения, при отсутствии преимуществ, которые создает введение льгот на приобретение лекарств для лиц пожилого возраста в рамках деятельности системы «Medicare» (законы об этих льготах все еще не приняты).
Кроме того, фармацевтический рынок США по-прежнему ощущает на себе последствия дискуссий, в ходе которых высказывались опасения о риске применения заместительной гормональной терапии. Невысокий уровень заболеваемости гриппом также повлиял на объем продаж.
Изменение темпов роста фармацевтического рынка США иллюстрирует динамика роста продаж на нем трех лидирующих препаратов — гиполипидемического средства Липитор (аторвастатин) компании «Пфайзер», гиполипидемического средства Зокор (симвастатин) компании «Мерк Шарп энд Доум» и специфического ингибитора протонного насоса Превацид (лансопразол) компании «ТАР»: рост объемов продаж двух из указанных препаратов замедлился по сравнению с 2002 г. (табл. 2).
Таблица 2
Показатели продаж в США трех лидирующих препаратов 2
| 
 Препарат  | 
 За 12 мес, по июнь 2003 г., млрд дол. США  | 
 Динамика, %  | 
 2002 г.  | 
 Динамика по сравнению с 2001 г., %  | 
| 
 Липитор  | 
 6,5  | 
 +12,6  | 
 6,1  | 
 + 18,6  | 
| 
 Зокор  | 
 4,23  | 
 +7,4  | 
 4,17  | 
 +15,5  | 
| 
 Превацид  | 
 3,8  | 
 +9,0  | 
 3,7  | 
 + 4,9  | 
2 По данным IMS National Sales Perspectives 2003.
А.-М. Заугг отметила своим вниманием противоязвенное средство, специфический ингибитор протонного насоса второго поколения, Нексиум (эзомепразол) компании «АстраЗенека», недавно вошедший в «десятку» препаратов, лидирующих по объемам продаж на рынке США, сумма которых за 12 мес, по июнь 2003 г., составила 2,56 млрд дол. США. Среди прочих тенденций развития мирового фармацевтического рынка А.-М. Заугг отметила следующие:
· Несмотря на неутихающие дискуссии относительно сдерживания цен, сегодня на мировом фармацевтическом рынке представлены 60 препаратов, годовой объем продаж которых превышает 1 млрд дол. США, причем объемы продаж 41 из них только на рынке США превышают указанную сумму.
· Слияние компаний «Пфайзер» (США) и «Фармация» (США) оказало существенное влияние на динамику развития мирового фармацевтического рынка, поскольку доля мирового рынка, принадлежащая новообразованной компании «Пфайзер», составила 10% по сравнению с 6,8%, принадлежащей ближайшему конкуренту — компании «ГлаксоСмитКляйн» (Великобритания). Однако мировой фармацевтический рынок по-прежнему фрагментирован, поскольку доля 10 ведущих компаний все еще не составляет 50% мирового рынка.
· К 2006 г. возникнет проблема конкуренции препаратов, производимых 20 ведущими компаниями, общий объем продаж которых составляет около 50 млрд дол. США, и генерических препаратов.
· В связи с расширением Европейского Союза и открытием его границ для новых стран ожидается рост объемов параллельного импорта. Торговые организации к этому готовы, а правительства стран — членов ЕС видят в такой форме импорта основной рычаг для сдерживания цен. В США проблема реэкспорта стоит необычайно остро, в частности по причине торговли через интернет.
По материалам журнала «Scrip», www.bearstearns.com
* «Bear Stearns» (США) — одна из ведущих мировых инвестиционных компаний, созданная в 1923 г. Основные виды деятельности: операции на мировых фондовых рынках, управление капиталами, международные клиринговые операции. Рыночная капитализация в 2002 г. — 6,2658 млрд дол. США. В рейтинге «The Wall Street Journal» 500 крупнейших компаний США в 2001 г. занимала «Bear Stearns» 375-ю позицию, в 2002 г. переместилась на 343-ю.
						
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим