Фармрынок-2003: первые попытки осмысления

Время подтверждает, что в 2003 г. мировая фармацевтическая индустрия переживает не лучшие времена, количество инновационных разработок значительно уменьшилось по сравнению с годом прошедшим. Однако, по мнению вице-президента IMS Health по корпоративному стратегическому планированию Аны-Марии Заугг (Ana-Maria Zaugg), выступившей на 16-й ежегодной конференции компании «Bear Stearns»* по здравоохранению (Нью-Йорк, 8–9 сентября 2003 г.), «будущее представляется оптимистичным, хотя и потребует напряжения»: в 2002–2007 гг. фармацевтический рынок будет расти, но в пределах 8–11% в год.

По словам А.-М. Заугг, в течение первых двух кварталов 2003 г. продолжалось снижение темпов роста объемов мировых продаж лекарственных средств, особенно в США. За 12 мес (по июнь 2003 г.) мировой фармацевтический рынок вырос на 7,6% (на протяжении 1998–2002 гг. показатель среднегодового темпа роста составлял 10,1%). В настоящее время темпы роста 10 ведущих мировых рынков, выраженные в показателе МАТ (скользящая годовая сумма — объем продаж за 12 мес), составляет 8% по сравнению со среднегодовым темпом роста порядка 10,9% в течение последних нескольких лет (некоторые из представленных докладчицей данных приведены в табл. 1).

Таблица 1

Динамика продаж на мировом фармрынке за 12 мес, по июнь 2003 г.1

Регион/страна

Объем продаж

Динамика, %

млрд дол.
США

Доля рынка, %

2003 г.

Среднегодовой темп роста (CAGR) в 1998-2002 гг.

Латинская Америка

16,1

3,7

– 9,3

– 0,9

Азия, Африка и Австралия

34,3

7,9

+ 11,0

+10,3

Япония

49,6

11,4

+ 1,6

+ 4,3

Европа

116,9

27,0

+ 7,6

+ 9,0

Северная Америка

216,6

50,0

+ 10,1

+ 14,5

Весь мир

433,5

+ 7,6

+ 10,1

10 ключевых рынков

362,8

84,0

+ 8,0

+ 10,9

1 По данным IMS Health. Продажи представлены с учетом стабильного обменного курса доллара США в ценах производителя.

Рост объема фармацевтического рынка США замедлился по сравнению с прошлым годом и составил около 10%: снижение темпов роста в немалой степени обусловила задержка выхода на рынок как минимум пяти инновационных препаратов — потенциальных блокбастеров. Кроме того, в США отмечалась тенденция к повышению стоимости лекарственных средств для потребителей вследствие использования многоступенчатых схем участия пациентов в оплате медикаментозного лечения, при отсутствии преимуществ, которые создает введение льгот на приобретение лекарств для лиц пожилого возраста в рамках деятельности системы «Medicare» (законы об этих льготах все еще не приняты).

Кроме того, фармацевтический рынок США по-прежнему ощущает на себе последствия дискуссий, в ходе которых высказывались опасения о риске применения заместительной гормональной терапии. Невысокий уровень заболеваемости гриппом также повлиял на объем продаж.

Изменение темпов роста фармацевтического рынка США иллюстрирует динамика роста продаж на нем трех лидирующих препаратов — гиполипидемического средства Липитор (аторвастатин) компании «Пфайзер», гиполипидемического средства Зокор (симвастатин) компании «Мерк Шарп энд Доум» и специфического ингибитора протонного насоса Превацид (лансопразол) компании «ТАР»: рост объемов продаж двух из указанных препаратов замедлился по сравнению с 2002 г. (табл. 2).

Таблица 2

Показатели продаж в США трех лидирующих препаратов 2

Препарат

За 12 мес, по июнь 2003 г., млрд дол. США

Динамика, %

2002 г.

Динамика по сравнению с 2001 г., %

Липитор

6,5

+12,6

6,1

+ 18,6

Зокор

4,23

+7,4

4,17

+15,5

Превацид

3,8

+9,0

3,7

+ 4,9

2 По данным IMS National Sales Perspectives 2003.

А.-М. Заугг отметила своим вниманием противоязвенное средство, специфический ингибитор протонного насоса второго поколения, Нексиум (эзомепразол) компании «АстраЗенека», недавно вошедший в «десятку» препаратов, лидирующих по объемам продаж на рынке США, сумма которых за 12 мес, по июнь 2003 г., составила 2,56 млрд  дол. США. Среди прочих тенденций развития мирового фармацевтического рынка А.-М. Заугг отметила следующие:

· Несмотря на неутихающие дискуссии относительно сдерживания цен, сегодня на мировом фармацевтическом рынке представлены 60 препаратов, годовой объем продаж которых превышает 1 млрд дол. США, причем объемы продаж 41 из них только на рынке США превышают указанную сумму.

· Слияние компаний «Пфайзер» (США) и «Фармация» (США) оказало существенное влияние на динамику развития мирового фармацевтического рынка, поскольку доля мирового рынка, принадлежащая новообразованной компании «Пфайзер», составила 10% по сравнению с 6,8%, принадлежащей ближайшему конкуренту — компании «ГлаксоСмитКляйн» (Великобритания). Однако мировой фармацевтический рынок по-прежнему фрагментирован, поскольку доля 10 ведущих компаний все еще не составляет 50% мирового рынка.

· К 2006 г. возникнет проблема конкуренции препаратов, производимых 20 ведущими компаниями, общий объем продаж которых составляет около 50 млрд дол. США, и генерических препаратов.

· В связи с расширением Европейского Союза и открытием его границ для новых стран ожидается рост объемов параллельного импорта. Торговые организации к этому готовы, а правительства стран — членов ЕС видят в такой форме импорта основной рычаг для сдерживания цен. В США проблема реэкспорта стоит необычайно остро, в частности по причине торговли через интернет.

По материалам журнала «Scrip», www.bearstearns.com


* «Bear Stearns» (США) — одна из ведущих мировых инвестиционных компаний, созданная в 1923 г. Основные виды деятельности: операции на мировых фондовых рынках, управление капиталами, международные клиринговые операции. Рыночная капитализация в 2002 г. — 6,2658 млрд дол. США. В рейтинге «The Wall Street Journal» 500 крупнейших компаний США в 2001 г. занимала «Bear Stearns» 375-ю позицию, в 2002 г. переместилась на 343-ю.

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті