|
ДОСТИЖЕНИЯ ЗАПАДА И ПОТЕНЦИАЛ ВОСТОКА
Для рынка США, наибольшего в мире, чей объем продаж составляет около 45% мирового, 2004 г. был вторым за десятилетие с показателем роста, исчисляющимся единицами процента. Медленно растет рынок Японии (2% в 2004 г.), стран — членов ЕС (6%). В остальных странах Европы этот показатель выше (12%). Следует отметить, что объем продаж безрецептурных препаратов (Consumer Acalth Care — СНС) в Европе с 2002 по 2004 гг. стабильно увеличивается примерно на 17%, причем как в 25 странах — нынешних членах-ЕС, так и в остальных [6]. Очень быстро растет фармацевтический рынок Китая (28%). Некоторые развивающиеся страны догоняют этого азиатского гиганта, но для них всех, по сравнению с развитыми, характерны более низкие цены и слабая патентная защита препаратов. Бизнес в экономически развитых странах характеризуется большей стабильностью и предсказуемостью, но финансовых ресурсов для роста недостаточно. Поэтому инвестиции, рассчитанные на долговременную перспективу, предпочтительно должны быть географически рассеяны [2].
НАСТУПЛЕНИЕ ГЕНЕРИКОВ
Другая важная тенденция, с которой необходимо считаться представителям отрасли, — рост доли генерических препаратов. По некоторым прогнозам, объем их продаж с 10,9 млрд дол. США в 2003 г. увеличится до 21,2 млрд дол. к 2010 г. [5]. Подобные темпы роста частично обусловлены большим количеством препаратов-блокбастеров, теряющих патентную защиту, а также стремлением к экономии средств в системе здравоохранения путем применения более дешевых препаратов. Так, правительства многих стран, несмотря на сопротивление, предпринимают меры для обуздания роста цен. Именно по этой причине рост фармрынка Германии в 2004 г. составил менее 2%. И если развитые страны будут «открывать двери» все большему количеству генерических компаний, в частности из небогатых стран, объемы продаж в денежном эквиваленте будут сокращаться и далее [2, 4].
Благодаря поддержке регуляторных органов, страховых компаний, врачей и пациентов генерики получают все большее распространение во всем мире, за исключением Японии, где продолжает обсуждаться вопрос о взаимозаменяемости генерических и брэндированных препаратов. Доля генерических ЛС в общемировом объеме продаж сравнительно небольшая и в США, Германии, Канаде и Великобритании составляет около 30%, но по темпам роста продаж эти ЛС в два раза опережают оригинальные [3]. В основном рост объема продаж генериков сфокусирован на ЛС, сравнительно недавно потерявших патентную защиту, (например симвастатин). На мировом уровне конкуренция с генериками стала причиной резкого уменьшения объема продаж ниже 1 млрд дол. бывших блокбастеров — антидепрессанта Celexa (циталопрама гидробромид) и противогрибкового препарата Diflucan (флуконазол). В Европе за «поеданием» оригинального препарата симвастатина его генерическими копиями последовали аналогичные процессы относительно препаратов амлодипина и габапентина. Рассмотрение Управлением по контролю за пищевыми продуктами и лекарственными препаратами США (FDA) и Европейским агентством по оценке лекарственных препаратов (EMEA) вопроса о процедуре одобрения генерических версий биотехнологических препаратов продолжается, и из-за существующего консерватизма чиновников, возможно, ясность будет внесена только к 2008 г.
В 2005 г., после приобретения «Novartis» компаний «Hexal» и «Eon Labs», распределение сил на рынке генерических препаратов изменилось. Тогда аналитики считали, что «Novartis» займет место «Teva» в качестве крупнейшего производителя генериков. Но присоединение к израильской компании корпорации «Ivax» закрепило за «Teva» статус лидера. Отмечается, что этот шаг «Novartis» идет вразрез со стратегией важнейших конкурентов этой компании. Другие крупные фармацевтические предприятия, наоборот, стремятся продать генерический бизнес, чтобы сконцентрироваться на инновационном направлении. Только французская «Sanofi-Aventis» уверенно и эффективно распоряжается обоими подразделениями, а компания «Bayer» увеличивает портфель СНС за счет сделки с «Roche» [5].
Нередко генерический бизнес исследовательских компаний характеризуют как «дренажную трубу», отводящую значительные ресурсы, которые эффективнее можно было бы использовать для развития более прибыльного инновационного сегмента. И хотя рентабельность последнего выше, с ним связана более высокая степень риска. Кроме того, разработка и выведение на рынок генерика гораздо дешевле [5].
НОВОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СИЛ В СНС-СЕГМЕНТЕ
Объему продаж безрецептурных препаратов также пророчат быстрое увеличение: с 16 млрд дол. США в 2003 г. до 20 млрд к 2008 г. [6]. Предполагается, что к этому же году около 15 препаратов приобретут статус безрецептурных, причем вопрос в отношении пероральных контрацептивов и статинов находится на рассмотрении FDA.
Предметом сделки «Roche» и «Bayer» стали 50% совместного бизнеса двух компаний в США, начатого в 1997 г., и 5 производственных участков. Объявив в августе 2004 г. о диверсификации (передаче) СНС-бизнеса ее дочернего предприятия «Chugai» компании «Lion Corporation», «Roche» потеряла заинтересованость в этом сегменте. До объединения по объему продаж безрецептурных препаратов «Roche» занимала 8-е место, а «Bayer» — 9-е, а заключение сделки обеспечило «Bayer–Roche» 4-е место. При этом к моменту подписания соглашения от третьей в рейтинге компании «GlaxoSmithKline» объединенную «Bayer–Roche» отделяло 50 млн дол., а от мирового лидера «Pfizer» — 200 млн. [6].
ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ
В 2004 г. на рынок было выведено едва ли не наименьшее количество новых молекулярных субстанций (Novel chemical entity) за прошедшие 10 лет. 2005 г. по прогнозам будет несколько более «урожайным» и потенциал прибыльности недавно выведенных препаратов увеличится. Спад 2004 г. связан с замедлением процесса получения разрешения на маркетинг препаратов. По-прежнему актуальными в отношении разработки новых ЛС для удовлетворения существующих потребностей остаются такие сферы, как лечение пациентов с ревматоидным артритом, хроническими обструктивными болезнями легких, онкологическими, вирусными заболеваниями, диабетом, болезнью Альцгеймера [2].
Инвестиции фармацевтических компаний в научные исследования и разработку в 2004 г. выросли на 12,6 % и составили 38,8 млрд дол. Действующие вещества 31 нового препарата — продукты химического синтеза, а 5 — биологических технологий. В 2004 г. у 82 препаратов был статус блокбастеров (объем продаж свыше 1 млрд дол.) — на 17 больше, чем в 2003 г. Количество блокбастеров увеличивалось среди ЛС, применяемых в онкологии; значительный всплеск наблюдался в области биотехнологий. Так, в 2004 г. 11 блокбастеров были представлены биотехнологическими компаниями [3].
Вообще, мировая биотехнологическая отрасль переживает бурное развитие. Так, более 25% препаратов, находящихся на разных стадиях испытаний в настоящее время составляют биотехнологические ЛС. Однако игроков на этом пространстве еще немного, и продажи биотехнологических препаратов почти полностью сосредоточены у 10 компаний, из которых самыми быстрорастущими являются «Roche/Genentech», «Amgen» и «Wyeth». При этом многие крупнейшие корпорации, к примеру «Pfizer», «GSK», «AZ» и «Novartis», располагают весьма небольшими портфелями биотехнологических препаратов, и пока остается неясным, нужно ли им усиливать работу в этом секторе для поддержания быстрых темпов роста.
В настоящее время усилия разработчиков в сфере биотехнологий сосредоточены на ЛС, предназначенных для терапии трудноизлечимой патологии, в частности в онкологии. Действительно, почти все компании этого сектора в ближайшее время будут выпускать препараты этого ряда. «Живучесть» большинства этих ЛС, находящихся на ранних стадиях разработки, очень трудно прогнозировать. Они очень дороги, и с расширением их применения будет появляться все новая информация, связанная с риском развития побочных реакций. В 2005 г. ожидается появление публикаций результатов исследований об эффективности и безопасности этих препаратов [2].
В последнее время к оценке соотношения эффективности и безопасности ЛС регуляторные органы относятся все более скрупулезно, и примером тому является рассмотрение вопросов безопасности НПВП, антидепрессантов и некоторых других препаратов. Недавний отказ «Eli Lilly» от продолжения рассмотрения FDA вопроса о выдаче разрешения на маркетинг препарата Yentreve (duloxetene), внесение изменений в инструкции других антидепрессантов, лишение компанией «AstraZeneca» маркетинговой поддержки препарата Iressa (gefitinib) свидетельствуют о продолжении и интенсификации этих процессов [2].
РЫНОК И ЛИДЕРЫ
Итак, в мае 2005 г. в шестой раз журнал «Pharmaceutical Executive» представил ежегодный рейтинг фармацевтических производителей. В нем представлены данные об объемах продаж рецептурных препаратов в долларовом эквиваленте, согласно данным из отчетов самих компаний и IMS Health. В сентябрьском номере журнала «Pharmaceutical Executive» была опубликована откорректированная версия рейтинга «Pharmexec TOP 50» (табл. 1). Одна из неточностей предыдущей версии была связана с тем, что объем продаж компании «Roche» был суммирован с аналогичным показателем ее двух крупных дочерних компаний — «Genentech» и «Chugai». В обновленной версии показатели всех трех компаний учтены отдельно. Другое упущение касалось невключения в рейтинг компании «Purdue Pharma», хотя объем ее продаж составлял приблизительно 1,4 млрд дол. США. Составители рейтинга, несмотря на все усилия, не смогли получить точные сведения об объемах продаж рецептурных препаратов некоторых компаний, большинство из которых находятся в частной собственности. Среди них — «Servier», «Procter&Gamble», «Mundi InterN/Ation», «Merckle», «MeN/Arini» и «Hexal Group». Возможно, что все или некоторые из них заслуживают размещения в топ-50 лучших компаний мира.
Таблица 1
Рейтинг Top-50 ведущих фармацевтических компаний по объемам продаж рецептурных препаратов
Место в рейтинге 2004/03 |
Компания | Общий объем продаж, млрд дол. США | Инвестиции в R&D (дол. США) |
Препараты-бестселлеры и объемы их продаж в мире (дол. США) |
1 (1) | Pfizer | 46,133 (+16%) | 7,52 млрд | Lipitor (10,86 млрд) Norvasc (4,46 млрд) Zoloft (3,36 млрд) |
2 (2) | GlaxoSmithKline | 31,377 (+5%) | 5,195 млрд | Advair (4,503 млрд) Avandia (2,042 млрд) Paxil (1,945 млрд) |
3 (17/5) | Sanofi-Aventis | 30,919 (+12%) | 9,31 млрд | Lovenox (2,38 млрд) Plavix (2,17 млрд) Allegra (1,87 млрд) |
4 (4) | Johnson&Johnson | 22,128 (+13%) | 5,203 млрд | Procrit (3,589 млрд) Risperdal (3,05 млрд) Remicade (2,145 млрд) |
5 (3) | Merck | 21,493 (–4%) | 4,01 млрд | Zocor (5,2 млрд) Fosamax (3,2 млрд) Cozaar (2,8 млрд) |
6 (6) | AstraZeneca | 21,426 (+13,5%) | 3,803 млрд | Nexium (3,8 млрд) Seroquel (2,02 млрд) Prilosec (1,94 млрд) |
7 (7) | Novartis | 18,497 (+2,5%) | 3,48 млрд | Diovan (3,09 млрд) Gleevec (1,63 млрд) Zometa (1,07 млрд) |
8 (8) | Bristol-Myers Squibb | 15,482 (+4%) | 2,5 млрд | Plavix (3,3 млрд) Pravachol (2,6 млрд) Taxol (991 млн) |
9 (9) | Wyeth | 13,964 (+10,5%) | 2,46 млрд | Effexor (3,34 млрд ) Protonix (1,59 млрд) PrevN/Ar (1,05 млрд) |
10 (11) | Abbott Labs | 13,756 (+11,6%) | 1,69 млрд | Prevacid (1,3 млрд) Biaxin (1,18 млрд) |
11 (10) | Eli Lilly | 13,059 (+4%) | 2,69 млрд | Zyprexa (4,4 млрд) |
12 (12) | Roche | 17,322 (+41,5%) | 5,4 млрд | Mabthera/Rituxan (4,18 млрд) |
13 (15) | Amgen | 10,6 (+35%) | 1,996 млрд | Epogen (2,6 млрд) |
14 (14) | Boehringer Ingelheim | 8,698 (+8%) | 1,527 млрд | Flomax (912,6 млн) |
15 (16) | Takeda | 8,274 (+12%) | 1,223 млрд | Actos (1,676 млрд) |
16 (17) | Schering-Plough | 6,417 (+4%) | 1,607 млрд | Remicade (746 млн) |
17 (18) | Schering AG | 6,085 (+11%) | 745 млн | Betaferon (969 млн) |
18 (19) | Bayer | 5,44 (+1%) | 1,527 млрд | Cipro (1,04 млрд) |
19 (21) | Eisai | 5,006 (+32%) | 724 млн | Aricept (1,335 млрд) |
20 (25) | Teva | 4,276 (+30,5%) | 338 млн | Copaxone (936 млн) |
21 (24) | Merck KGaA | 3,845 (+14%) | 597 млн | Glucophage (339 млн) |
22 (N/A) | Genentech | 3,749 (+43%) | 948 млн | Rituxan (1,7 млрд) |
23 (22) | Yamanouchi | 3,73 (+5%) | 661 млн | HarN/Al (1,15 млрд) |
24 (40) | Otsuka | 3,719 (+20%) | 500 млн | Abilify (895 млн) |
25 (23) | Novo-Nordisk | 3,51 (+2%) | 664 млн | Антидиабетические средства (3,076 млрд) |
26 (26) | Baxter InterN/AtioN/Al | 3,504 (+7%) | 517 млн | R/антигемофильный фактор (1,329 млрд) |
27 (28) | Fujisawa | 3,201 (+9%) | 695 млн | Progral (985 млн) |
28 (20) | Sankyo | 2,908 (–24%) | 661 млн | Pravastatin (1,817 млрд) |
29 (32) | Forest Labs | 2,65 (+20%) | 246 млн | Lexapro (1,089 млрд) |
30 (N/A) | Chugai | 2,62 (+28%) | 454 млн | Epogin (651 млн) |
31 (27) | AkzoNobel | 2,37 (–23%) | 642 млн | Remeron (450 млн) |
32 (36) | AltaN/A | 2,23 (+14%) | 504 млн | Pantoprаzole (1,488 млрд) |
33 (35) | Serono | 2,177 (+7%) | 595 млн | Rebif (1,1 млрд) |
34 (34) | Solvay | 2,163 (+4%) | 358 млн | Androgel (286 млн) |
35 (N/A) | UCB | 2,08 (+15%) | N/A | Keppra (517 млн) |
36 (41) | Genzyme | 1,976 (+34%) | 391 млн | ReN/Agel (364 млн) |
37 (37) | Allergan | 1,842 (+5%) | 350 млн | Botox (705 млн) |
38 (N/A) | Mitsubishi Pharmaceuticals | 1,812 (N/A) | 476 млн | Radicut (258 млн) |
39 (31) | Shionogi Seiyaku | 1,641 (–29%) | 281 млн | Flomox (325 млн) |
40 (42) | Watson | 1,6405 (+12%) | 134,2 млн | Buproprion hydrochloride (162 млн) |
41 (N/A) | Ivax Corporation | 1,557 (+29%) | 162 млн | Препараты для лечения заболеваний дыхательной системы (371,5 млн) |
42 (45) | Alcon Labs | 1,542 (+18%) | 400 млн | Pantanol (307 млн) |
43 (N/A) | Lundbeck | 1,518 (–8%) | 295 млн | Cipramil (485 млн) |
44 (44) | Biogen Idec | 1,486 (+9,5%) | 686 млн | Avonex (1,42 млрд) |
45 (46) | Mylan Labs | 1,374 (+8%) | 101 млн | Omeprazole (212 млн) |
46 (47) | Shire | 1,363 (+8%) | 196 млн | Adderall (607 млн) |
47 (33) | Purdue Pharma | 1,34 (–39%) | 294 млн | Oxycontin (1,29 млрд) |
48 (50) | Ono | 1,31 (+13%) | 250 млн | Opalmon (220 млн) |
49 (39) | King Pharmaceuticals | 1,304 (–14%) | 679 млн | Altace (347,3 млн) |
50 (43) | TaN/Abe Seiyaku | 1,296 (–6%) | 232 млн | Herbeser (158 млн) |
РЕАЛЬНЫЙ ОБЛИК КОМПАНИИ…
Объем продаж является наиболее очевидным, но далеко не единственным показателем деятельности компании. В сентябрьском номере «Pharmaceutical Executive» представлен 4-й ежегодный аудиторский анализ финансовых результатов 2004 г. 16 компаний, которые публично торгуют на фондовой бирже и подали отчеты в Комиссию по ценным бумагам и биржам США. Каждой компании по 15 показателям начисляли баллы, которые впоследствии суммировались. Одним из наиболее противоречивых показателей является стоимость получения полного контроля над всеми возможными денежными потоками компании (entеrprise value) — отношение суммы капитализации и рыночной стоимости долга к сумме амортизации материальных и нематериальных активов и прибыли до вычета налогов и процентов. Изменение этого показателя в 2004 г. по сравнению с 2003 г. показано в таблице 2.
Таблица 2
Стоимость компаний в 2004 г. (млрд дол. США)
по сравнению с 2003 г.
Компания |
2004 |
2003 |
Изменение (%) |
Genentech |
84,3 |
53,9 |
+56,4 |
Abbott |
80,2 |
66,4 |
+20,8 |
J&J |
188,7 |
156,4 |
+20,7 |
Wyeth |
60,5 |
50,8 |
+19,1 |
Amgen |
77,4 |
66,4 |
+16,6 |
Schering–Plough |
28,5 |
24,5 |
+16,3 |
GSK |
144,2 |
124,6 |
+15,7 |
Novartis |
113,0 |
104,5 |
+8,1 |
BMS |
52,2 |
49,6 |
+5,2 |
AstraZeneca |
65,8 |
74,9 |
–12,1 |
Lilly |
65,0 |
78,1 |
–16,8 |
Pfizer |
206,0 |
261,4 |
–21,2 |
Forest |
11,8 |
17,3 |
–31,8 |
Merck |
69,3 |
104,5 |
–33,7 |
Biogen |
13,2 |
21,0 |
–37,1 |
Sanofi-Aventis |
137,0 |
N/A |
N/A |
Другим интересным показателем является отношение расходов на научно-исследовательскую деятельность к объему продаж. Не удивительно, что 3 биотехнологические компании вошли в пятерку лидеров. Больше впечатляет то, что несколько представителей большой фармы приближаются к ним по этому показателю (табл. 3).
Таблица 3
Отношение расходов на научно-исследовательскую дечтельность к объему продаж (%)
1 |
Biogen |
31.1 |
2 |
Genentech |
20.6 |
3 |
Schering–Plough |
19,4 |
4 |
Lilly |
19,4 |
5 |
Amgen |
19,1 |
6 |
AstraZeneca |
17,6 |
7 |
Merck |
17,5 |
8 |
Novartis |
14,9 |
9 |
Pfizer |
14,6 |
10 |
Wyeth |
14,1 |
11 |
GSK |
13,9 |
12 |
BMS |
12,9 |
13 |
Sanofi–Aventis |
11,3 |
14 |
J&J |
11,0 |
15 |
Forest |
9,2 |
16 |
Abbott |
8,6 |
По суммарному показателю финансовых результатов первое место разделили компании «Amgen» и «Genentech», за ними следуют «Forest» и «J&J». Хотя у обоих лидеров одинаковое количество баллов, они очень разные (табл. 4). Действительно, по многим показателям, включая объем продаж, «Amgen» превосходит «Genentech», но рыночная стоимость последней существенно выше. То есть настоящее положение компании на рынке сулит ей большое будущее. По мнению авторов статей, подобные феномены встречаются довольно часто: объем продаж «Microsoft» составляет 20 млрд дол. США, а «IBM» — 80 млрд, но рыночная стоимость «Microsoft» в 10 раз выше.
Таблица 4
Рейтинг 16 фармацевтических компаний по финансовым показателям их деятельности
? |
Компания |
Количество |
1 |
Amgen |
902 |
2 |
Genentech |
902 |
3 |
Forest |
808 |
4 |
J&J |
765 |
5 |
Novartis |
708 |
6 |
Pfizer |
703 |
7 |
Abbott |
699 |
8 |
Merck |
649 |
9 |
Lilly |
623 |
10 |
GSK |
589 |
11 |
AstraZeneca |
566 |
12 |
Biogen |
555 |
13 |
Wyeth |
549 |
14 |
BMS |
537 |
15 |
Schering-Plough |
391 |
16 |
Sanofi-Aventis |
315 |
«J&J», как отмечают авторы, занимала определенные места и в трех предыдущих рейтингах. В настоящее время наиболее сильной стороной компании представляется многогранность ее деятельности в течение почти 100 лет, охватывающая производство и продвижение ЛС, средств для диагностики, медицинского оборудования.
«Forest» представляет собой небольшую компанию с прекрасным менеджментом. Она, как подчеркивают авторы, не тратит много денег на рекламу, направленную на потребителя, и научно-исследовательскую деятельность, но очень уверенно и решительно претворяет свои планы в жизнь.
Итак, рейтинг напоминает о том, что существует много путей достижения успеха в фармацевтической отрасли, но эффективный менеджмент и качественное исполнение являются его непременным условием [1].
И ЧТО О НЕЙ ДУМАЮТ ДРУГИЕ…
Для представителей отрасли, в которой основой деятельности служат партнерство и лицензионные отношения, репутация играет определяющую роль в успешной работе компаний. Согласно третьему ежегодному обзору «Pharmaceutical Executive», в 2004 г. наиболее яркие звезды прошлых лет несколько поблекли в этом отношении. Другие — «Eli Lilly», «Genentech» и «Amgen» — улучшили свои показатели. Рейтинг составлен по результатам опроса 214 экспертов, которым было предложено 40 вопросов о деятельности каждой из 19 ведущих компаний. Экспертами выступили президенты, финансовые директора и другие топ-менеджеры фармацевтических компаний. Параметры, по которым проводилась оценка, в порядке убывания важности, следующие: этичность деятельности, отношение к сотрудникам (привлечение высококвалифицированных и опытных работников, хорошее обращение с ними, конкурентоспособная оплата труда и обучение), финансовая стабильность, эффективное управление, взаимоотношения с третьими сторонами, маркетинговая эффективность, участие в социальных программах, четкая стратегия, присутствие на рынках разных стран, благотворительная деятельность. По итогам 2004 г. и двух прошлых лет компании в рейтинге распределились следующим образом (табл. 5). Исследователи полагают, что на репутацию «Eli Lilly» в равной степени повлияли рост прибыли, связанной с новыми препаратами, увеличение научно-исследовательской деятельности, повышение квалификации ее сотрудников и прозрачности финансовых результатов. Рейтинг компании «Genentech» существенно повысился по сравнению с предыдущими годами, что, по мнению исследователей, обусловлено успешным выведением на рынок препарата Avastin (бевацизумаб — bevacizumab) и многообещающими перспективами роста в области фармакогеномики (персонализированной медицины). «Genentech» — высоко инновационная и креативная организация с четкими ориентирами на будущее», — отметили эксперты [8].
Таблица 5
Места в рейтинге репутации компаний
за 2002–2004 гг.
2004 г. |
? |
2003 г. |
2002 г. |
1 |
Eli Lilly |
6 |
6 |
2 |
Genentech |
7 |
5 |
3 |
Amgen |
4 |
N/A |
4 |
Johnson&Johnson |
3 |
1 |
5 |
Novartis |
7 |
9 |
6 |
Pfizer |
1 |
3 |
7 |
Roche |
11 |
15 |
8 |
GlaxoSmithKline |
4 |
4 |
9 |
Merck |
1 |
2 |
10 |
AstraZeneca |
9 |
11 |
11 |
Allergan |
15 |
N/A |
12 |
Alcon |
13 |
N/A |
13 |
Sanofi–Aventis |
N/A |
N/A |
14 |
Abbott Labs |
11 |
12 |
15 |
Bristol–Myers Squibb |
17 |
8 |
16 |
Wyeth |
15 |
15 |
17 |
Bayer |
9 |
6 |
18 |
Forest Labs |
19 |
N/A |
19 |
Schering–Plough |
18 |
14 |
Таким образом, в построении эффективного бизнеса в фармации нет мелочей. Успеха в нем добиваются и числом, и умением, а доброе имя при этом совершенно необходимо. n
ЛИТЕРАТУРА |
|
|
Дарья Полякова,
Татьяна Власюк
по материалам журнала «Pharmaceutical Executive»
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим