Фармкомпании в 2004 г.: успех в разных измерениях

 

Принято считать, что фармацевтическая промышленность по прибыльности и скорости обращения капитала превосходит многие другие. Однако результаты прошлого года позволяют аналитикам говорить о том, что привлекательность отрасли начинает терять свой блеск, по крайней мере, это происходит с большой фармой [1]. По данным IMS Health, темпы роста мирового объема продаж лекарственных препаратов замедляются: в 2004 г. прирост составил 7% по сравнению с 2003 г., а с 2000 г. по 2003 г., соответственно, 9, 8, 12 и 10%. Подобная динамика роста характерна и для США, и стран — членов ЕС. Полагают, что 2004 был годом разочарований для фармацевтической отрасли. Отзыв с рынков препарата Vioxx, проблемы с безопасностью других НПВП, новые препараты, не оправдавшие возложенных на них надежд, злоключения компании «Chiron», производителя вакцин, — неотъемлемые атрибуты ушедшего года. Возникшая в связи с этим обеспокоенность не могла не сказаться на репутации и рыночной стоимости многих компаний. Эти процессы нашли отражение в исследованиях, выдержки из которых мы представляем в этой публикации.

 

ДОСТИЖЕНИЯ ЗАПАДА И ПОТЕНЦИАЛ ВОСТОКА

Для рынка США, наибольшего в мире, чей объем продаж составляет около 45% мирового, 2004 г. был вторым за десятилетие с показателем роста, исчисляющимся единицами процента. Медленно растет рынок Японии (2% в 2004 г.), стран — членов ЕС (6%). В остальных странах Европы этот показатель выше (12%). Следует отметить, что объем продаж безрецептурных препаратов (Consumer Acalth Care — СНС) в Европе с 2002 по 2004 гг. стабильно увеличивается примерно на 17%, причем как в 25 странах — нынешних членах-ЕС, так и в остальных [6]. Очень быстро растет фармацевтический рынок Китая (28%). Некоторые развивающиеся страны догоняют этого азиатского гиганта, но для них всех, по сравнению с развитыми, характерны более низкие цены и слабая патентная защита препаратов. Бизнес в экономически развитых странах характеризуется большей стабильностью и предсказуемостью, но финансовых ресурсов для роста недостаточно. Поэтому инвестиции, рассчитанные на долговременную перспективу, предпочтительно должны быть географически рассеяны [2].

НАСТУПЛЕНИЕ ГЕНЕРИКОВ

Другая важная тенденция, с которой необходимо считаться представителям отрасли, — рост доли генерических препаратов. По некоторым прогнозам, объем их продаж с 10,9 млрд дол. США в 2003 г. увеличится до 21,2 млрд дол. к 2010 г. [5]. Подобные темпы роста частично обусловлены большим количеством препаратов-блокбастеров, теряющих патентную защиту, а также стремлением к экономии средств в системе здравоохранения путем применения более дешевых препаратов. Так, правительства многих стран, несмотря на сопротивление, предпринимают меры для обуздания роста цен. Именно по этой причине рост фармрынка Германии в 2004 г. составил менее 2%. И если развитые страны будут «открывать двери» все большему количеству генерических компаний, в частности из небогатых стран, объемы продаж в денежном эквиваленте будут сокращаться и далее [2, 4].

Благодаря поддержке регуляторных органов, страховых компаний, врачей и пациентов генерики получают все большее распространение во всем мире, за исключением Японии, где продолжает обсуждаться вопрос о взаимозаменяемости генерических и брэндированных препаратов. Доля генерических ЛС в общемировом объеме продаж сравнительно небольшая и в США, Германии, Канаде и Великобритании составляет около 30%, но по темпам роста продаж эти ЛС в два раза опережают оригинальные [3]. В основном рост объема продаж генериков сфокусирован на ЛС, сравнительно недавно потерявших патентную защиту, (например симвастатин). На мировом уровне конкуренция с генериками стала причиной резкого уменьшения объема продаж ниже 1 млрд дол. бывших блокбастеров — антидепрессанта Celexa (циталопрама гидробромид) и противогрибкового препарата Diflucan (флуконазол). В Европе за «поеданием» оригинального препарата симвастатина его генерическими копиями последовали аналогичные процессы относительно препаратов амлодипина и габапентина. Рассмотрение Управлением по контролю за пищевыми продуктами и лекарственными препаратами США (FDA) и Европейским агентством по оценке лекарственных препаратов (EMEA) вопроса о процедуре одобрения генерических версий биотехнологических препаратов продолжается, и из-за существующего консерватизма чиновников, возможно, ясность будет внесена только к 2008 г.

В 2005 г., после приобретения «Novartis» компаний «Hexal» и «Eon Labs», распределение сил на рынке генерических препаратов изменилось. Тогда аналитики считали, что «Novartis» займет место «Teva» в качестве крупнейшего производителя генериков. Но присоединение к израильской компании корпорации «Ivax» закрепило за «Teva» статус лидера. Отмечается, что этот шаг «Novartis» идет вразрез со стратегией важнейших конкурентов этой компании. Другие крупные фармацевтические предприятия, наоборот, стремятся продать генерический бизнес, чтобы сконцентрироваться на инновационном направлении. Только французская «Sanofi-Aventis» уверенно и эффективно распоряжается обоими подразделениями, а компания «Bayer» увеличивает портфель СНС за счет сделки с «Roche» [5].

Нередко генерический бизнес исследовательских компаний характеризуют как «дренажную трубу», отводящую значительные ресурсы, которые эффективнее можно было бы использовать для развития более прибыльного инновационного сегмента. И хотя рентабельность последнего выше, с ним связана более высокая степень риска. Кроме того, разработка и выведение на рынок генерика гораздо дешевле [5].

НОВОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СИЛ В СНС-СЕГМЕНТЕ

Объему продаж безрецептурных препаратов также пророчат быстрое увеличение: с 16 млрд дол. США в 2003 г. до 20 млрд к 2008 г. [6]. Предполагается, что к этому же году около 15 препаратов приобретут статус безрецептурных, причем вопрос в отношении пероральных контрацептивов и статинов находится на рассмотрении FDA.

Предметом сделки «Roche» и «Bayer» стали 50% совместного бизнеса двух компаний в США, начатого в 1997 г., и 5 производственных участков. Объявив в августе 2004 г. о диверсификации (передаче) СНС-бизнеса ее дочернего предприятия «Chugai» компании «Lion Corporation», «Roche» потеряла заинтересованость в этом сегменте. До объединения по объему продаж безрецептурных препаратов «Roche» занимала 8-е место, а «Bayer» — 9-е, а заключение сделки обеспечило «Bayer–Roche» 4-е место. При этом к моменту подписания соглашения от третьей в рейтинге компании «GlaxoSmithKline» объединенную «Bayer–Roche» отделяло 50 млн дол., а от мирового лидера «Pfizer» — 200 млн. [6].

ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ

В 2004 г. на рынок было выведено едва ли не наименьшее количество новых молекулярных субстанций (Novel chemical entity) за прошедшие 10 лет. 2005 г. по прогнозам будет несколько более «урожайным» и потенциал прибыльности недавно выведенных препаратов увеличится. Спад 2004 г. связан с замедлением процесса получения разрешения на маркетинг препаратов. По-прежнему актуальными в отношении разработки новых ЛС для удовлетворения существующих потребностей остаются такие сферы, как лечение пациентов с ревматоидным артритом, хроническими обструктивными болезнями легких, онкологическими, вирусными заболеваниями, диабетом, болезнью Альцгеймера [2].

Инвестиции фармацевтических компаний в научные исследования и разработку в 2004 г. выросли на 12,6 % и составили 38,8 млрд дол. Действующие вещества 31 нового препарата — продукты химического синтеза, а 5 — биологических технологий. В 2004 г. у 82 препаратов был статус блокбастеров (объем продаж свыше 1 млрд дол.) — на 17 больше, чем в 2003 г. Количество блокбастеров увеличивалось среди ЛС, применяемых в онкологии; значительный всплеск наблюдался в области биотехнологий. Так, в 2004 г. 11 блокбастеров были представлены биотехнологическими компаниями [3].

Вообще, мировая биотехнологическая отрасль переживает бурное развитие. Так, более 25% препаратов, находящихся на разных стадиях испытаний в настоящее время составляют биотехнологические ЛС. Однако игроков на этом пространстве еще немного, и продажи биотехнологических препаратов почти полностью сосредоточены у 10 компаний, из которых самыми быстрорастущими являются «Roche/Genentech», «Amgen» и «Wyeth». При этом многие крупнейшие корпорации, к примеру «Pfizer», «GSK», «AZ» и «Novartis», располагают весьма небольшими портфелями биотехнологических препаратов, и пока остается неясным, нужно ли им усиливать работу в этом секторе для поддержания быстрых темпов роста.

В настоящее время усилия разработчиков в сфере биотехнологий сосредоточены на ЛС, предназначенных для терапии трудноизлечимой патологии, в частности в онкологии. Действительно, почти все компании этого сектора в ближайшее время будут выпускать препараты этого ряда. «Живучесть» большинства этих ЛС, находящихся на ранних стадиях разработки, очень трудно прогнозировать. Они очень дороги, и с расширением их применения будет появляться все новая информация, связанная с риском развития побочных реакций. В 2005 г. ожидается появление публикаций результатов исследований об эффективности и безопасности этих препаратов [2].

В последнее время к оценке соотношения эффективности и безопасности ЛС регуляторные органы относятся все более скрупулезно, и примером тому является рассмотрение вопросов безопасности НПВП, антидепрессантов и некоторых других препаратов. Недавний отказ «Eli Lilly» от продолжения рассмотрения FDA вопроса о выдаче разрешения на маркетинг препарата Yentreve (duloxetene), внесение изменений в инструкции других антидепрессантов, лишение компанией «AstraZeneca» маркетинговой поддержки препарата Iressa (gefitinib) свидетельствуют о продолжении и интенсификации этих процессов [2].

РЫНОК И ЛИДЕРЫ

Итак, в мае 2005 г. в шестой раз журнал «Pharmaceutical Executive» представил ежегодный рейтинг фармацевтических производителей. В нем представлены данные об объемах продаж рецептурных препаратов в долларовом эквиваленте, согласно данным из отчетов самих компаний и IMS Health. В сентябрьском номере журнала «Pharmaceutical Executive» была опубликована откорректированная версия рейтинга «Pharmexec TOP 50» (табл. 1). Одна из неточностей предыдущей версии была связана с тем, что объем продаж компании «Roche» был суммирован с аналогичным показателем ее двух крупных дочерних компаний — «Genentech» и «Chugai». В обновленной версии показатели всех трех компаний учтены отдельно. Другое упущение касалось невключения в рейтинг компании «Purdue Pharma», хотя объем ее продаж составлял приблизительно 1,4 млрд дол. США. Составители рейтинга, несмотря на все усилия, не смогли получить точные сведения об объемах продаж рецептурных препаратов некоторых компаний, большинство из которых находятся в частной собственности. Среди них — «Servier», «Procter&Gamble», «Mundi InterN/Ation», «Merckle», «MeN/Arini» и «Hexal Group». Возможно, что все или некоторые из них заслуживают размещения в топ-50 лучших компаний мира.

Таблица 1

Рейтинг Top-50 ведущих фармацевтических компаний по объемам продаж рецептурных препаратов

 

Место
в рейтинге 2004/03
Компания Общий объем продаж, млрд дол. США Инвестиции в R&D
(дол. США)
Препараты-бестселлеры и объемы их продаж в мире (дол. США)
1 (1) Pfizer 46,133 (+16%) 7,52 млрд Lipitor (10,86 млрд)
Norvasc (4,46 млрд)
Zoloft (3,36 млрд)
2 (2) GlaxoSmithKline 31,377 (+5%) 5,195 млрд Advair (4,503 млрд) Avandia (2,042 млрд)
Paxil (1,945 млрд)
3 (17/5) Sanofi-Aventis 30,919 (+12%) 9,31 млрд Lovenox (2,38 млрд)
Plavix (2,17 млрд)
Allegra (1,87 млрд)
4 (4) Johnson&Johnson 22,128 (+13%) 5,203 млрд Procrit (3,589 млрд)
Risperdal (3,05 млрд)
Remicade (2,145 млрд)
5 (3) Merck 21,493 (–4%) 4,01 млрд Zocor (5,2 млрд)
Fosamax (3,2 млрд)
Cozaar (2,8 млрд)
6 (6) AstraZeneca 21,426 (+13,5%) 3,803 млрд Nexium (3,8 млрд)
Seroquel (2,02 млрд)
Prilosec (1,94 млрд)
7 (7) Novartis 18,497 (+2,5%) 3,48 млрд Diovan (3,09 млрд)
Gleevec (1,63 млрд)
Zometa (1,07 млрд)
8 (8) Bristol-Myers Squibb 15,482 (+4%) 2,5 млрд Plavix (3,3 млрд)
Pravachol (2,6 млрд)
Taxol (991 млн)
9 (9) Wyeth 13,964 (+10,5%) 2,46 млрд Effexor (3,34 млрд )
Protonix (1,59 млрд)
PrevN/Ar (1,05 млрд)
10 (11) Abbott Labs 13,756 (+11,6%) 1,69 млрд Prevacid (1,3 млрд)
Biaxin (1,18 млрд)
11 (10) Eli Lilly 13,059 (+4%) 2,69 млрд Zyprexa (4,4 млрд)
12 (12) Roche 17,322 (+41,5%) 5,4 млрд Mabthera/Rituxan (4,18 млрд)
13 (15) Amgen 10,6 (+35%) 1,996 млрд Epogen (2,6 млрд)
14 (14) Boehringer Ingelheim 8,698 (+8%) 1,527 млрд Flomax (912,6 млн)
15 (16) Takeda 8,274 (+12%) 1,223 млрд Actos (1,676 млрд)
16 (17) Schering-Plough 6,417 (+4%) 1,607 млрд Remicade (746 млн)
17 (18) Schering AG 6,085 (+11%) 745 млн Betaferon (969 млн)
18 (19) Bayer 5,44 (+1%) 1,527 млрд Cipro (1,04 млрд)
19 (21) Eisai 5,006 (+32%) 724 млн Aricept (1,335 млрд)
20 (25) Teva 4,276 (+30,5%) 338 млн Copaxone (936 млн)
21 (24) Merck KGaA 3,845 (+14%) 597 млн Glucophage (339 млн)
22 (N/A) Genentech 3,749 (+43%) 948 млн Rituxan (1,7 млрд)
23 (22) Yamanouchi 3,73 (+5%) 661 млн HarN/Al (1,15 млрд)
24 (40) Otsuka 3,719 (+20%) 500 млн Abilify (895 млн)
25 (23) Novo-Nordisk 3,51 (+2%) 664 млн Антидиабетические средства (3,076 млрд)
26 (26) Baxter InterN/AtioN/Al 3,504 (+7%) 517 млн R/антигемофильный фактор (1,329 млрд)
27 (28) Fujisawa 3,201 (+9%) 695 млн Progral (985 млн)
28 (20) Sankyo 2,908 (–24%) 661 млн Pravastatin (1,817 млрд)
29 (32) Forest Labs 2,65 (+20%) 246 млн Lexapro (1,089 млрд)
30 (N/A) Chugai 2,62 (+28%) 454 млн Epogin (651 млн)
31 (27) AkzoNobel 2,37 (–23%) 642 млн Remeron (450 млн)
32 (36) AltaN/A 2,23 (+14%) 504 млн Pantoprаzole (1,488 млрд)
33 (35) Serono 2,177 (+7%) 595 млн Rebif (1,1 млрд)
34 (34) Solvay 2,163 (+4%) 358 млн Androgel (286 млн)
35 (N/A) UCB 2,08 (+15%) N/A Keppra (517 млн)
36 (41) Genzyme 1,976 (+34%) 391 млн ReN/Agel (364 млн)
37 (37) Allergan 1,842 (+5%) 350 млн Botox (705 млн)
38 (N/A) Mitsubishi Pharmaceuticals 1,812 (N/A) 476 млн Radicut (258 млн)
39 (31) Shionogi Seiyaku 1,641 (–29%) 281 млн Flomox (325 млн)
40 (42) Watson 1,6405 (+12%) 134,2 млн Buproprion hydrochloride (162 млн)
41 (N/A) Ivax Corporation 1,557 (+29%) 162 млн Препараты для лечения заболеваний дыхательной системы (371,5 млн)
42 (45) Alcon Labs 1,542 (+18%) 400 млн Pantanol (307 млн)
43 (N/A) Lundbeck 1,518 (–8%) 295 млн Cipramil (485 млн)
44 (44) Biogen Idec 1,486 (+9,5%) 686 млн Avonex (1,42 млрд)
45 (46) Mylan Labs 1,374 (+8%) 101 млн Omeprazole (212 млн)
46 (47) Shire 1,363 (+8%) 196 млн Adderall (607 млн)
47 (33) Purdue Pharma 1,34 (–39%) 294 млн Oxycontin (1,29 млрд)
48 (50) Ono 1,31 (+13%) 250 млн Opalmon (220 млн)
49 (39) King Pharmaceuticals 1,304 (–14%) 679 млн Altace (347,3 млн)
50 (43) TaN/Abe Seiyaku 1,296 (–6%) 232 млн Herbeser (158 млн)

 

РЕАЛЬНЫЙ ОБЛИК КОМПАНИИ…

Объем продаж является наиболее очевидным, но далеко не единственным показателем деятельности компании. В сентябрьском номере «Pharmaceutical Executive» представлен 4-й ежегодный аудиторский анализ финансовых результатов 2004 г. 16 компаний, которые публично торгуют на фондовой бирже и подали отчеты в Комиссию по ценным бумагам и биржам США. Каждой компании по 15 показателям начисляли баллы, которые впоследствии суммировались. Одним из наиболее противоречивых показателей является стоимость получения полного контроля над всеми возможными денежными потоками компании (entеrprise value) — отношение суммы капитализации и рыночной стоимости долга к сумме амортизации материальных и нематериальных активов и прибыли до вычета налогов и процентов. Изменение этого показателя в 2004 г. по сравнению с 2003 г. показано в таблице 2.

Таблица 2

Стоимость компаний в 2004 г. (млрд дол. США)
по сравнению с 2003 г.

 

Компания

2004

2003

Изменение (%)

Genentech

84,3

53,9

+56,4

Abbott

80,2

66,4

+20,8

J&J

188,7

156,4

+20,7

Wyeth

60,5

50,8

+19,1

Amgen

77,4

66,4

+16,6

Schering–Plough

28,5

24,5

+16,3

GSK

144,2

124,6

+15,7

Novartis

113,0

104,5

+8,1

BMS

52,2

49,6

+5,2

AstraZeneca

65,8

74,9

–12,1

Lilly

65,0

78,1

–16,8

Pfizer

206,0

261,4

–21,2

Forest

11,8

17,3

–31,8

Merck

69,3

104,5

–33,7

Biogen

13,2

21,0

–37,1

Sanofi-Aventis

137,0

N/A

N/A

 

Другим интересным показателем является отношение расходов на научно-исследовательскую деятельность к объему продаж. Не удивительно, что 3 биотехнологические компании вошли в пятерку лидеров. Больше впечатляет то, что несколько представителей большой фармы приближаются к ним по этому показателю (табл. 3).

Таблица 3

Отношение расходов на научно-исследовательскую дечтельность к объему продаж (%)

 

1

Biogen

31.1

2

Genentech

20.6

3

Schering–Plough

19,4

4

Lilly

19,4

5

Amgen

19,1

6

AstraZeneca

17,6

7

Merck

17,5

8

Novartis

14,9

9

Pfizer

14,6

10

Wyeth

14,1

11

GSK

13,9

12

BMS

12,9

13

Sanofi–Aventis

11,3

14

J&J

11,0

15

Forest

9,2

16

Abbott

8,6

 

По суммарному показателю финансовых результатов первое место разделили компании «Amgen» и «Genentech», за ними следуют «Forest» и «J&J». Хотя у обоих лидеров одинаковое количество баллов, они очень разные (табл. 4). Действительно, по многим показателям, включая объем продаж, «Amgen» превосходит «Genentech», но рыночная стоимость последней существенно выше. То есть настоящее положение компании на рынке сулит ей большое будущее. По мнению авторов статей, подобные феномены встречаются довольно часто: объем продаж «Microsoft» составляет 20 млрд дол. США, а «IBM» — 80 млрд, но рыночная стоимость «Microsoft» в 10 раз выше.

Таблица 4

Рейтинг 16 фармацевтических компаний по финансовым показателям их деятельности

 

?

Компания

Количество
баллов

1

Amgen

902

2

Genentech

902

3

Forest

808

4

J&J

765

5

Novartis

708

6

Pfizer

703

7

Abbott

699

8

Merck

649

9

Lilly

623

10

GSK

589

11

AstraZeneca

566

12

Biogen

555

13

Wyeth

549

14

BMS

537

15

Schering-Plough

391

16

Sanofi-Aventis

315

 

«J&J», как отмечают авторы, занимала определенные места и в трех предыдущих рейтингах. В настоящее время наиболее сильной стороной компании представляется многогранность ее деятельности в течение почти 100 лет, охватывающая производство и продвижение ЛС, средств для диагностики, медицинского оборудования.

«Forest» представляет собой небольшую компанию с прекрасным менеджментом. Она, как подчеркивают авторы, не тратит много денег на рекламу, направленную на потребителя, и научно-исследовательскую деятельность, но очень уверенно и решительно претворяет свои планы в жизнь.

Итак, рейтинг напоминает о том, что существует много путей достижения успеха в фармацевтической отрасли, но эффективный менеджмент и качественное исполнение являются его непременным условием [1].

И ЧТО О НЕЙ ДУМАЮТ ДРУГИЕ…

Для представителей отрасли, в которой основой деятельности служат партнерство и лицензионные отношения, репутация играет определяющую роль в успешной работе компаний. Согласно третьему ежегодному обзору «Pharmaceutical Executive», в 2004 г. наиболее яркие звезды прошлых лет несколько поблекли в этом отношении. Другие — «Eli Lilly», «Genentech» и «Amgen» — улучшили свои показатели. Рейтинг составлен по результатам опроса 214 экспертов, которым было предложено 40 вопросов о деятельности каждой из 19 ведущих компаний. Экспертами выступили президенты, финансовые директора и другие топ-менеджеры фармацевтических компаний. Параметры, по которым проводилась оценка, в порядке убывания важности, следующие: этичность деятельности, отношение к сотрудникам (привлечение высококвалифицированных и опытных работников, хорошее обращение с ними, конкурентоспособная оплата труда и обучение), финансовая стабильность, эффективное управление, взаимоотношения с третьими сторонами, маркетинговая эффективность, участие в социальных программах, четкая стратегия, присутствие на рынках разных стран, благотворительная деятельность. По итогам 2004 г. и двух прошлых лет компании в рейтинге распределились следующим образом (табл. 5). Исследователи полагают, что на репутацию «Eli Lilly» в равной степени повлияли рост прибыли, связанной с новыми препаратами, увеличение научно-исследовательской деятельности, повышение квалификации ее сотрудников и прозрачности финансовых результатов. Рейтинг компании «Genentech» существенно повысился по сравнению с предыдущими годами, что, по мнению исследователей, обусловлено успешным выведением на рынок препарата Avastin (бевацизумаб — bevacizumab) и многообещающими перспективами роста в области фармакогеномики (персонализированной медицины). «Genentech» — высоко инновационная и креативная организация с четкими ориентирами на будущее», — отметили эксперты [8].

Таблица 5

Места в рейтинге репутации компаний
за 2002–2004 гг.

2004 г.

?

2003 г.

2002 г.

1

Eli Lilly

6

6

2

Genentech

7

5

3

Amgen

4

N/A

4

Johnson&Johnson

3

1

5

Novartis

7

9

6

Pfizer

1

3

7

Roche

11

15

8

GlaxoSmithKline

4

4

9

Merck

1

2

10

AstraZeneca

9

11

11

Allergan

15

N/A

12

Alcon

13

N/A

13

Sanofi–Aventis

N/A

N/A

14

Abbott Labs

11

12

15

Bristol–Myers Squibb

17

8

16

Wyeth

15

15

17

Bayer

9

6

18

Forest Labs

19

N/A

19

Schering–Plough

18

14

 

Таким образом, в построении эффективного бизнеса в фармации нет мелочей. Успеха в нем добиваются и числом, и умением, а доброе имя при этом совершенно необходимо. n

ЛИТЕРАТУРА

1. Trombetta B. 2005 Industry Audit. Pharmaceutical Executive, Sep. 1, 2005., www.pharmexec.com

2. Lewis G. Global pharma: A mid-year health check. Pharmaceutical Executive, Jul. 1, 2005, www.pharmexec.com

3. IMS Reports 2004. Global pharmaceutical sales grew 7 percent to $550 billion. Mar. 8, 2005, www.imshealth.com

4. Breitstein J. Pharmaceutical Executive’s Ad Stars. Special report. Pharmaceutical Executive, May. 1, 2005., www.pharmexec.com

5. Houlton S. Global report: generics’ new powerhouse. Pharmaceutical Executive, Apr. 1, 2005., www.pharmexec.com

6. AESGP Facts&Figures, www.aesgp.be

7. Jungbeck K. OTC consolidation continues — Bayer enters top four — 26 Jul 2004., www.euromonitor.com

8. Gasorek D.W., Resnick D.T. The Rise and Fall of Pharma Reputations. Pharmaceutical Executive, Feb. 1, 2005., www.pharmexec.com

Дарья Полякова,
Татьяна Власюк
по материалам журнала «Pharmaceutical Executive»

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті