|
МЕЖГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНИЦИАТИВА ПО СОТРУДНИЧЕСТВУ
Выступая с докладом «Гармонизация рынков СНГ», В. Дмитриев отметил, что после распада СССР в каждом из государств, образовавших СНГ, были предприняты определенные шаги в области регулирования обращения лекарственных препаратов, причем в каждой из этих стран выбрали собственную стратегию. К примеру, в России был взят курс на реконструирование, воссоздание нормативной базы и регуляторных органов, действовавших в советское время, а в Украине в качестве образца была взята европейская модель, и в основу собственного законодательства положены директивы и нормативные акты стран — членов ЕС. В результате преобразований между странами — членами СНГ возникли различия в системах регистрации лекарственных препаратов, критериях отнесения препаратов к рецептурному ряду, требованиях к маркировке, в том числе относительно ее выполнения на национальном языке, организации клинических и доклинических исследований и оценке их результатов. Поэтому у компаний появились определенные трудности в осуществлении деятельности одновременно на территории нескольких стран — членов СНГ. Многие компании не стали осваивать или «ушли» с небольших рынков таких стран, как Киргизия.
С целью гармонизировать нормативно-правовые базы и координировать действия государств — участников СНГ в сфере обращения лекарственных средств, изделий медицинского назначения в 1995 г. при Совете по сотрудничеству в области здравоохранения СНГ была создана Межгосударственная комиссия по стандартизации, регистрации и контролю качества лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники государств — участников СНГ. В ее состав вошли министры здравоохранения стран — членов СНГ и главные санитарные врачи. В настоящее время приоритетными задачами работы Межгосударственной комиссии являются разработка единых требований к регистрации, принципов отнесения препаратов к рецептурным или безрецептурным, борьба с обращением фальсифицированных лекарственных средств, организация GMP-инспекций (национальный инспекторат GMP в настоящее время работает только в Украине). Процесс развивается в двух направлениях — «внутренней» гармонизации — между государствами, входящими в СНГ, и «внешней» — со странами — членами ЕС. Дополнительные возможности для развития сотрудничества между странами — членами СНГ открывает создание зоны свободной торговли в рамках Европейского экономического пространства. Значительное внимание в последнее время Межгосударственная комиссия уделяет вопросам регулирования обращения медицинской техники и изделий медицинского назначения.
|
СОВРЕМЕННЫЕ РЕАЛИИ
По словам М. Денисовой, общий объем рынка стран СНГ в ценах производителя в 2004 г. составил около 5,3 млрд дол. США, то есть около 1,5% объема мирового фармацевтического рынка (в 2003 г. — 4, 2 млрд дол. США и 1%). При этом, как и в 2003 г., доля России составила около 70%, Украины — 19%, Белоруссии — 4%, Казахстана — 5%, Узбекистана — 2%.
Сведения об объеме и динамике роста фармацевтических рынков стран СНГ были представлены В. Дмитриевым. Основываясь на данных IMS и RMBC, он отметил, что объем рынка России в 2004 г. составил 6,5 млрд дол. США и таким образом увеличился на 14% по сравнению с 2003 г. По Беларуси эти показатели составили 248 млн и 19%, по Казахстану — 290 млн и 13%, по Украине — 1,04 млрд и 13%. По данным RMBS и «Розничного аудита ГЛС», удельный вес в денежном выражении лекарственных средств производства стран постсоветского пространства на рынке России составляет 26%, Украины — 35%, Беларуси — 31%, Казахстана — 29%.
Как сообщила М. Денисова, по потреблению лекарственных средств на душу населения, согласно данным «Розничного аудита готовых лекарственных средств», RMBC, национальных банков и статистических ведомств, по-прежнему с большим отрывом лидирует Россия, чей показатель составляет 30,7 дол. США (43,8 — по данным «Фармэксперт»). В Беларуси потребление лекарств на душу населения (26,5) больше, чем в Украине (22,8) и Казахстане (22,2 дол. США). Средняя стоимость одной упаковки лекарственных средств в розничных ценах составила в России 1,19, в Украине — 0,82, в Беларуси — 0,8, в Казахстане — 1,04 дол. США. По данным RMBC, на одну аптеку в Украине приходится в среднем 2,8 тыс. человек, в Казахстане — 2,5 тыс., России — 2,2 тыс., Беларуси — 1,8 тыс.
Рассказывая о развитии фармацевтической отрасли в Республике Казахстан, Лариса Пак отметила, что в 2003 г. в стране функционировало порядка 120 предприятий, около 70 из которых выпускали лекарственные средства, биологически активные добавки, сыворотки и вакцины, около 50 — медицинское оборудование и изделия медицинского назначения. Общий объем выпуска продукции этих предприятий составил 27,8 млн дол. США. По словам Л. Пак, емкость фармацевтического рынка Казахстана оценивается в 300 млн дол. США. Продукция зарубежных производителей занимает значительную долю рынка Казахстана и составляет 93–94%. При этом отмечают устойчивую тенденцию увеличения удельного веса лекарственных средств в общем объеме импорта страны. К крупнейшим предприятиям отрасли относятся ОАО «Химфарм», где разрабатываются и производятся такие новые лекарственные средства, как Аллапинин и Глицирам; АО «Алматинская фармацевтическая фабрика», производящая лекарственные средства в форме настоек, эликсиров, капель, экстрактов, мазей и др.; АО «Береке», производящее стерильные растворы, и АООТ «Актоберентген». На территории Казахстана действуют 4 совместных фармацевтических предприятия, среди которых 2 — казахстанско-корейских, 1 — казахстанско-индийское и 1 — казахстанско-бельгийское. В сфере реализации лекарственных средств в Казахстане наиболее весома роль частного сектора — 97%. В стране ликвидирована государственная монополия на внешнюю торговлю, внутренний фармацевтический рынок регулируется рыночными механизмами. Как сообщила Л. Пак, в последние 3 года в Казахстане наблюдается снижение оптовых цен, а также розничных наценок (в среднем — на 24–26%).
ОТ АНАЛИЗА СИТУАЦИИ – К ПРОГНОЗАМ
Участники конгресса с интересом слушали доклад А. Мартыненко о развитии законодательной базы Украины и доклад Л. Сасиной, в котором были представлены основные тенденции в деятельности на украинском фармацевтическом рынке производителей из России и некоторых других стран.
В. Страшный представил обзор общеполитической и социоэкономической ситуации в Украине, а также рассказал о положении дел на украинском фармацевтическом рынке и ознакомил слушателей с прогнозами развития Украины на ближайшие годы. Опираясь, в частности, на данные «Business Monitor International», В. Страшный представил прогноз, согласно которому к 2009 г. объем фармацевтического рынка в денежном выражении будет продолжать расти. Тенденция к снижению темпов роста цен в фармацевтическом секторе усилится, а покупательская способность населения увеличится (располагаемый доход к 2009 г. вырастет на 100%). Все же покупательская способность останется сравнительно низкой, поэтому цена останется ключевым фактором успешности продуктов и компаний. Активное развитие будут переживать секторы генерических и безрецептурных препаратов. Существенно сократится количество оптовых операторов, при этом уже через несколько лет займут доминирующее положение несколько крупных компаний, которые, кроме того, будут расширять свое присутствие в розничном секторе.
В настоящее время вследствие постепенной модернизации системы здравоохранения складываются благоприятные возможности для расширения объемов импорта лекарственных средств. Кроме того, портфели украинских производителей заполнены в основном генериками, что обусловливает зависимость здравоохранения от импорта инновационных и высокотехнологичных лекарственных средств. Поэтому на ближайшие годы прогнозируется рост активности зарубежных компаний, вследствие чего увеличится объем инвестиций в отрасль, однако осуществление крупными зарубежными компаниями значительных инвестиций в развитие местных производственных мощностей маловероятно. Скорее всего, эти процессы приведут к доминированию восточно-европейских генерических компаний относительно объема продаж препаратов низкостоимостной ниши. Предполагается, что большинство международных компаний по-прежнему будут воздерживаться от инвестирования значительного количества средств, поскольку широкому освоению рынка препятствуют регуляторные барьеры. Поэтому полноценное развитие фармацевтического рынка в Украине невозможно без совершенствования регуляторной системы.
Таким образом, рынки стран — членов СНГ не только растут, но и становятся более цивилизованными. Во всех странах все больше уделяют внимание решению вопросов обеспечения населения лекарственными средствами, сохранения и развития фармацевтической промышленности, борьбы с обращением фальсифицированных лекарственных средств. Все это отражает тенденции к улучшению и стабилизации ситуации на фармацевтическом рынке. n
Дарья Полякова,
фото автора
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим