|
Как известно, обеспечение населения лекарственными средствами в рамках программы ДЛО осуществляется на основе разрешительных перечней препаратов, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития РФ. В начале реализации программы такой перечень включал 759 торговых наименований, в 4 квартале — 1015, а в 2006 г. количество наименований лекарственных средств увеличилось до 1277. Если говорить о фармакотерапевтических группах, то в десятку лидеров вошли инсулины и их аналоги, ингибиторы АПФ (простые), ноотропные препараты, цитостатики, препараты для коронарной терапии, периферические вазодилататоры, блокаторы кальциевых каналов (простые), цитостатические гормональные антагонисты, препараты, способствующие пищеварению, в том числе ферментные, а также противодиабетические пероральные лекарственные средства.
Количество производителей, участвующих в реализации программы, в 2006 г. возросло до 225. Расширение списка участников свидетельствует о несомненном интересе производителей к сектору ДЛО несмотря на то, что условия, диктуемые государством, можно назвать достаточно жесткими. В первую очередь, это касается регистрации цен в соответствии с пожеланиями государственных органов, которые проводят политику экономии бюджетных средств и стремятся установить на участвующие в программе ДЛО препараты цену ниже среднерыночной. Другим негативным фактором является значительная задержка оплаты за поставленные лекарственные средства. Минимальная отсрочка платежа в секторе ДЛО составляет 180 дней, а на практике она еще больше. Получается, что за препараты, поставленные и реализованные сегодня, производитель получает деньги более чем через полгода, а иногда и спустя год. Кроме того, существует значительный риск как отсутствия финансирования программы, так и девальвации средств вследствие инфляционных процессов. Участие в программе является добровольным, однако компаниям, уже вовлеченным в процесс, не так-то просто выйти из него, в особенности тем, для кого российский фармацевтический рынок является приоритетным.
|
Директор по исследованиям компании «CET-INTERMatrix» Вениамин Мунблит обратил внимание на то, что для конструктивного диалога с государственными органами фармацевтическому сообществу прежде всего следует объединиться и сформировать единую точку зрения на возможные пути решение проблем, возникающих в ходе реализации программы ДЛО. В своем остроумном выступлении он отметил, что успехи программы ДЛО очень напоминают принятое во времена СССР сравнение достижений социализма с экономическими показателями 1913 г., особенно в части производства телевизоров и холодильников. В настоящее время отсутствует четкое представление о тенденциях развития программы, принципах включения и исключения препаратов в разрешительные списки, выборе партнеров из числа дистрибьюторов, об объемах и сроках финансирования. Результатом стал временный скачкообразный рост объемов фармацевтического рынка с изменением его инфраструктуры. Сроки регистрации лекарственных средств в РФ, несмотря на законодательный лимит 6 мес. фактически могут достигать полутора лет. В таких условиях производителям практически невозможно строить какие-либо планы, в том числе по включению препаратов в разрешительные списки и установлению на них реальной цены.
Комментируя ситуацию со значительными отсрочками платежей, исполнительный директор холдинга «Отечественные лекарства» Александр Итин отметил, что компании не обязаны участвовать в программе со всем спектром выпускаемой продукции, соответственно, производители с большим прайс-листом могут справляться с ситуацией, включая в ДЛО препараты со значительным запасом рентабельности, задержка оплаты которых не станет критичной в общем обороте компании. Что касается ценовой политики, то «Отечественные лекарства» регистрируют в государственных органах такую цену, по которой препарат реализуется в коммерческом сегменте. Такой подход гарантирует, что дистрибьютор не будет поставки по программе ДЛО реализовывать по коммерческим ценам исключительно для получения дополнительной прибыли.
Генеральный директор Центра внедрения «Протек» Виталий Смердов поделился опытом участия в программе ДЛО в качестве дистрибьютора. В частности, он сообщил, что первые 3 мес. текущего года производилась оплата за продукцию, поставленную в 2005 г., и только с апреля стало поступать финансирование за 2006 г., однако объемы финансирования не покрывают стоимости уже поставленных препаратов. Он выразил надежду, что финансовое обеспечение программы станет более стабильным и адекватным, а количество граждан, получающих медикаментозную помощь в рамках ДЛО, увеличится за счет включения в программу таких категорий, как дети до 3 лет, беременные и др. В качестве позитивного момента В. Смердов отметил тот факт, что, как показал опыт, включение того или иного препарата в разрешительные списки становится стимулирующим фактором и для продаж этого препарата в коммерческом сегменте. Кроме того, он высказал мнение о влиянии ДЛО на повышение инвестиционной привлекательности фармацевтической отрасли. Еще одним позитивным фактом стало повышение уровня профессионализма сотрудников, участвующих в обслуживании программы, в частности в сфере информационных технологий.
Генеральный директор компании «РОСТА» Давид Паникашвили обратил внимание на то, что ограничение участников программы ДЛО из числа дистрибьюторов обусловлено тем, что государство выбрало оптимальное количество компаний для того, чтобы не терять возможности их контроля. Однако, как показала практика, эффективность управления оказалась недостаточно высокой. Компания «РОСТА» обеспечивала реализацию программы на 60% территории России, причем значительная часть этой территории является достаточно сложной с точки зрения логистических схем. За 2005 г. обеспечение лекарственными средствами при помощи «РОСТА» получили свыше 2 млн граждан. Средняя стоимость одной упаковки препаратов по ДЛО в 2005 г. составила 170 руб. В 2006 г. она уже достигла 300 руб. По данным компании, наиболее назначаемыми были препараты зарубежного производства, преимущественно известные брэнды. Позитивным является смещение акцентов в сторону инновационных дорогостоящих лекарственных средств. Однако финансирование программы было и остается неудовлетворительным. По итогам 4 мес. работы в 2006 г. из более чем 4 млрд руб. компании оплачено только около 1 млрд. Докладчик назвал минувший год периодом построения системы практически с нуля, справиться с этим могли только очень крупные дистрибьюторские компании — и в целом им это удалось. Существенным недостатком построенной системы является отсутствие в ней страховых компаний, которые могли бы взять на себя ответственность за финансовые риски участников программы. Прогнозируя дальнейшее развитие ситуации, докладчик высказал предположение о том, что такие компании вскоре будут включены в схему, а федеральные и местные фонды будут участвовать в формировании заявок для производителей и дистрибьюторов. Одним из путей интеграции дистрибьюторов в рамках программы выступающий назвал открытие собственных точек по реализации лекарственных средств.
Генеральный директор компании «Интерлизинг» Антонина Талипова в своем информативном докладе остановилась на характеристике всех участников ДЛО, их целях и особенностях взаимодействия друг с другом. Ключевыми факторами успеха программы она назвала заинтересованность участников проекта, баланс зон ответственности и наличие эффективной коммуникации участников. К сожалению, не все указанные факторы в настоящее время учитываются. Так, врачи никоим образом не заинтересованы в дополнительных трудовых затратах по обслуживанию программы, им сложно вести персонифицированный учет, они ограничены в выписывании препаратов разрешительными списками, а также вынуждены считать расход денежных средств. Незаинтересованность такой ключевой фигуры, как врач, в эффективной реализации программы становится очевидной после анализа выписываемых рецептов.
А. Талипова привела несколько вопиющих примеров, когда пациентам выписывают лекарственные средства фармакотерапевтических групп, не соответствующих диагнозу (так, при глаукоме были выписаны препараты для улучшения пищеварения), выписывают одновременно несколько аналогичных препаратов или назначают их неоправданно много (так, одному 78-летнему пациенту в один месяц было выписано 18 наименований!). Значительное влияние на выписывание тех или иных лекарственных средств оказывает их реклама, в частности на телевидении. Существуют и объективные сложности с назначением, поскольку разрешительные списки меняются в среднем один раз в квартал и врачам сложно отслеживать все изменения и соответственно менять схему лечения. Спорным моментом является требование выписывания рецептов по международным непатентованным наименованиям. Получается, что выбор конкретного торгового названия из разрешительного списка остается в компетенции провизора, что не лучшим образом влияет на качество лечебного процесса. Получается, что пациенты с одним и тем же диагнозом могут получить совершенно разные препараты с разной стоимостью. Противоречия в интересах участников программы существенно затрудняет ее реализацию, поэтому необходимо прежде всего разрешить этот конфликт интересов.
Подводя итог обсуждения ДЛО, можно сказать, что на данный момент производители и дистрибьюторы озабочены создавшейся ситуацией и убеждены, что механизм реализации программы необходимо изменить. В противном случае отсутствие должного финансирования, пренебрежение принципами рациональной фармакотерапии и противоречия между участниками ДЛО могут поставить под угрозу выполнение этого проекта и оказать негативное влияние на рынок в целом. Затоваривание, непредсказуемость и отсутствие финансовой дисциплины — из этих трех зол нельзя будет выбрать меньшее, поскольку есть серьезный риск столкнуться со всеми тремя сразу. n
РЕЗЮМЕ ИЗ ПЕРВЫХ УСТ |
|
|
Виктория Матвеева, фото автора
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим