Защита отечественного производителя лекарств. Борьба с “ветряными мельницами”


В № 40 (211) «Еженедельника АПТЕКА» был опубликован перечень лекарственных препаратов, наиболее часто выпускаемых фармацевтическими предприятиями Украины. Анализ номенклатуры препаратов, дублируемых отечественными фармацевтическими предприятиями, свидетельствует, что лидирующие позиции в рейтинге «дублеров» занимают спирт этиловый медицинский, раствор бриллиантового зеленого спиртовой, раствор йода спиртовой, настойки боярышника и валерианы, раствор перекиси водорода, а также другие не сложные в технологическом отношении препараты.

В числе 25 лекарственных препаратов, наиболее часто выпускаемых фармацевтическими предприятиями Украины (в список были включены монокомпонентные лекарственные средства с действительной по состоянию на 01.10.1999 г. регистрацией), оказалось лишь несколько препаратов в форме таблеток — метамизол натрий (анальгин; 16-е место), кислота аскорбиновая (витамин С; 21-е место), ампициллин (22-е место), кислота ацетилсалициловая (24-е место). Основу списка составили препараты, выпускаемые в таких традиционных лекарственных формах, как настойки, растворы и мази.

Количество не переходит в объем

Интересно, что наиболее продаваемыми среди отечественных препаратов являются вовсе не наиболее часто дублируемые лекарственные средства. По данным Фармацевтической маркетинговой группы компании «Бизнес Кредит», объем реализации препарата не зависит от количества производящих его отечественных предприятий (таблица).

Таблица

Объем продаж некоторых отечественных препаратов в розничном сегменте рынка
по данным первого полугодия 1999 года

Наименование*

Форма выпуска препарата

Число предприятий, выпускающих препарат

Объем продаж, долл. США

Ампициллин

Табл.

9

1 346 000

Метамизол натрия

Табл.

10

1 142 000

Прокаин

Р-р д/ин.

11

636 000

Декстран (реополиглюкин)

Р-р инф.

13

619 000

Натрия хлорид

Р-р инф.

10

374 000

Йод

Р-р спирт.

18

306 000

Валериана

Настойка

17

287 000

Пертуссин

Сироп

12

274 000

Поливидон низкомолекулярный (гемодез)

Р-р инф.

12

263 000

Перекись водорода

Р-р

19

247 000

Бриллиантовый зеленый

Р-р спирт.

19

238 000

Линимент бальзамический по  Вишневскому

Линимент

10

208 000

Пустырник

Настойка

19

178 000

Календула

Настойка

15

178 000

Меновазин

Жидкость

15

173 000

Боярышник

Настойка

18

141 000

Кислота борная

Р-р спирт.

17

122 000

Сера осажденная

Мазь

13

110 000

Кислота салициловая

Р-р спирт.

13

104 000

Сульфаниламид (стрептоцид)

Мазь

10

92 000

Вазелин

Мазь

10

85 000

Раствор Люголя с глицерином

Р-р

10

82 000

Эвкалипт

Настойка

12

75 000

Камфора

Жидкость

14

74 000

Глицерол

Жидкость

11

72 000

Аммониевая соль сульфокислот сланцевого масла (ихтиол)

Мазь

10

69 000

Аммиак

Р-р

10

57 000

Кислота муравьиная

Жидкость

12

51 000

Кислота борная

Мазь

12

38 000

* Для монокомпонентных препаратов приведены
международные непатентованные названия, для комбинированных —
наиболее часто используемые торговые названия.

Согласно же обобщенному анализу маркетинговых данных в десятку наиболее продаваемых в Украине лекарственных средств (во всех лекарственных формах) входят 8 препаратов, которые наряду с зарубежными предприятиями производят и отечественные заводы: цефазолин (1-е место, суммарный объем продаж — 5,38 млн долларов США); метамизол натрий (анальгин, 2-е место, 4,37 млн долларов США); дротаверин (5-е место, 3,81 млн долларов США); ко-тримоксазол (6-е место, 3,78 млн долларов США); ампициллин (7-е место, 3,70 млн долларов США); гентамицин (9-е место, 3,54 млн долларов США); инозий (рибоксин, 9-е место, 3,29 млн долларов США); прокаин (новокаин, 10-е место, 3,02 млн долларов США).

Конкуренция есть или ее нет?

Исходя из того, что наиболее продаваемые лекарственные средства в Украине предлагает множество отечественных и зарубежных фармацевтических предприятий, можно предположить, что уровень конкуренции крайне высок и это значительно затрудняет сбыт продукции украинских заводов.

До настоящего времени цена является решающим фактором при закупке лекарственного средства оптовыми фирмами или аптеками, а также при выборе необходимого препарата конечными потребителями. Стоимость отечественных препаратов значительно ниже. Зарубежные конкуренты не могут продавать свои препараты на отечественном рынке по аналогичным ценам.

Последние «воюют» за другой сегмент рынка — за тех потребителей, которые согласны приобрести импортный препарат за более высокую цену (по сравнению с отечественным) — из-за уверенности в лучшем его качестве.

«География» представленных на нашем рынке генериков широка — Западная и Восточная Европа, США, Южная Азия, СНГ. Различно и их качество. Одни препараты производят согласно международно признанным стандартам, другие — нет. Соответственно в первом случае потребители реально получают препараты более высокого качества.

Покупатели импортных лекарств даже при дальнейшем повышении цены на них лишь в редких ситуациях могут «переключиться» на лекарственные средства отечественного производства.

Таким образом, можно сделать вывод, что наиболее жесткая конкуренция наблюдается между украинскими производителями — они «сражаются» за одних потребителей, в одном ценовом сегменте рынка. Дальнейшее обострение конкуренции может затруднить развитие отрасли, так как, соревнуясь в предоставлении льгот (выгодных условий, скидок), предприятия тем самым уменьшают размер своей прибыли, которая может быть направлена на развитие, реконструкцию производства.

Для дальнейшего развития отечественной фарминдустрии необходимо достичь соответствия производства европейским стандартам GMP. Это позволит и сохранить приверженность потребителя лекарственным средствам отечественного производства, и восстановить прежние каналы экспорта, и проникнуть на новые рынки, например восточноевропейских стран. Создание же «тепличных» условий на внутреннем рынке скорее будет мешать, чем способствовать решению этих задач.

Кроме того, средств, вырученных от реализации продукции отечественных фармзаводов на внутреннем рынке, будет недостаточно для реконструкции производства, приведения его в соответствие с международными нормами и тем самым обеспечить дальнейшее развитие предприятий отрасли. По прогнозам Фармацевтической маркетинговой группы компании «Бизнес Кредит» объем розничных продаж медикаментов в Украине в 1999 г. составит около 400 млн долларов США, из которых на долю отечественных производителей придется только 40–45%. Нужен экспорт, а следовательно, техническое усовершенствование производства.

Необходим стратегический маркетинг

Медицинский советник Фармацевтической маркетинговой группы компании «Бизнес Кредит» Людмила Сасина (из выступления на международной конференции «Доноры для здравоохранения»):

— В последнее время происходит перераспределение украинского фармацевтического рынка в пользу отечественных лекарственных средств (ОЛС). Только за период с IV квартала 1998 г. по I квартал 1999 г. импортные лекарственные средства (ИЛС) уступили им дополнительные 5%.

Вот как выглядит динамика соотношения долей рынка, занимаемых ОЛС и ИЛС:

Период

ИЛС, %

ОЛС, %

IV квартал 1998 г.

69

31

I квартал 1999 г.

64

36

II квартал 1999 г.

63

37

Необходимо отметить, что cокращение доходов большинства населения приводит к тому, что часто в ущерб своему здоровью пациенты вынуждены покупать дешевые, но малоэффективные лекарственные средства.

Людмила Сасина:
— Перераспределение рынка в пользу отечественных производителей было достигнуто в  основном за счет снижения цен. Однако этот процесс не может длиться бесконечно. Выигрывая сейчас в «войне» цен, предприятия лишают себя возможности развиваться, поскольку в результате демпинга теряют прибыль.

Перераспределение рынка в пользу отечественных производителей было достигнуто в основном за счет снижения цен. Однако этот процесс не может длиться бесконечно. Выигрывая сейчас в «войне» цен, предприятия лишают себя возможности развиваться, поскольку в результате демпинга теряют прибыль.

Чтобы избежать негативных последствий этого процесса, отечественным заводам необходимо больше внимания уделять стратегическому маркетинговому планированию. Ведь сегодня сотрудники отделов маркетинга многих предприятий занимаются лишь рекламой, продвижением, сбытом лекарственных препаратов, а не прогнозированием объемов производства и продаж, закупок сырья.

Отсутствие стратегического маркетинга приводит к дублированию отечественными заводами значительного количества лекарственных средств (около 320 наименований), а следовательно, к потере прибыли и к необоснованно жесткой конкуренции, которая усиливается еще и за счет того, что аналогичные препараты на украинском рынке предлагает множество фармацевтических фирм из ближнего зарубежья.

Производство «вслепую» ведет к «сбросу» лекарственных препаратов по цене, которая ниже их себестоимости. Если фармацевтические заводы по-прежнему будут оценивать свою работу не по объему потребления, а по объему производства, это может привести к невозврату «живых» средств.


Михаил Моргунский
Фото Евгения Кривши

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Цікава інформація для Вас:

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті