Защита отечественного производителя лекарств. Борьба с “ветряными мельницами”

 

 

 

В № 40 (211) «Еженедельника АПТЕКА» был опубликован список лекарственных препаратов, наиболее часто выпускаемых фармацевтическими предприятиями Украины. Анализ номенклатуры препаратов, дублируемых отечественными фармацевтическими предприятиями, свидетельствует, что лидирующие позиции в рейтинге «дублеров» занимают спирт этиловый, раствор бриллиантового зеленого спирта, раствор йода спиртовой, настойки боярышника и валерианы. препараты.

В числе 25 лекарственных препаратов, наиболее часто выпускаемых фармацевтическими предприятиями Украины (в список были включены монокомпонентные лекарственные средства с действительной по состоянию на 01.10.1999 г. регистрацией), оказалось всего несколько препаратов в форме таблеток — метамизол натрий (анальгин; 16-е место) ), кислота аскорбиновая (витамин С; 21-е место), ампициллин (22-е место), кислота ацетилсалициловая (24-е место). Основу списка составили препараты, выпускаемые в таких традиционных лекарственных формах, как настойки, растворы и мази.

 

Количество не переходит в объем

 

Интересно, что наиболее продаваемыми среди отечественных препаратов являются не наиболее часто дублируемые лекарственные средства. По данным Фармацевтической маркетинговой группы компании «Бизнес Кредит», объем реализации препарата зависит от количества производящих его отечественных предприятий (таблица).

 

Таблица

 

Объем продажи некоторых отечественных препаратов в розничном сегменте рынка
по данным первого полугодия 1999 года

 

Название*

 

Форма выпуска препарата

 

Число предприятий, выпускающих препарат

 

Объем продаж, долл. США

Ампициллин табл. 9 1 346 000
Метамизол натрия табл. 10 1 142 000
Прокаин Р-р д/ин. 11 636 000
Декстран (реополиглюкин) Р-р инф. 13 619 000
Натрия хлорид Р-р инф. 10 374 000
Йод Р-р спирт. 18 306 000
Валериана настойка 17 287 000
Пертуссин Сироп 12 274 000
Поливидон низкомолекулярный (гемодез) Р-р инф. 12 263 000
Перекись водорода Р-р 19 247 000
Бриллиантовый зеленый Р-р спирт. 19 238 000
Линимент бальзамический по Вишневскому Линимент 10 208 000
Пустырник настойка 19 178 000
Календула настойка 15 178 000
Меновазин жидкость 15 173 000
Боярышник настойка 18 141 000
Кислота борная Р-р спирт. 17 122 000
Сера осажденная Мазь 13 110 000
Кислота салициловая Р-р спирт. 13 104 000
Сульфаниламид (стрептоцид) Мазь 10 92 000
Вазелин Мазь 10 85 000
Раствор Люголя с глицерином Р-р 10 82 000
Эвкалипт настойка 12 75 000
Камфора жидкость 14 74 000
Глицерол жидкость 11 72 000
Аммониевая соль сульфокислот сланцевого масла (ихтиол) Мазь 10 69 000
Аммиак Р-р 10 57 000
Кислота муравьиная жидкость 12 51 000
Кислота борная Мазь 12 38 000

 

* Для монокомпонентных препаратов приведены
международные непатентованные названия, для комбинированных –
наиболее часто используемые торговые названия.

Согласно же обобщенному анализу маркетинговых данных в десятку наиболее продаваемых в Украине лекарственных средств (во всех лекарственных формах) входят 8 препаратов, которые наряду с зарубежными предприятиями производят и отечественные заводы. США); метамизол натрий (анальгин, 2-е место, 4,37 млн. долларов США); дротаверин (5-е место, 3,81 млн. долларов США); ко-тримоксазол (6-е место, 3,78 млн долларов США); ампициллин (7-е место, 3,70 млн. долларов США); гентамицин (9-е место, 3,54 млн. долларов США); инозий (рыбоксин, 9-е место, 3,29 млн. долларов США); прокаин (новокаин, 10-е место, 3,02 млн. долларов США).

 

Конкуренция есть или не существует?

 

Исходя из того, что наиболее продаваемые лекарственные средства в Украине предлагает множество отечественных и зарубежных фармацевтических предприятий, можно предположить, что уровень конкуренции крайне высок и это значительно затрудняет сбыт продукции украинских заводов.

До настоящего времени цена является решающим фактором при закупке лекарственного средства оптовыми фирмами или аптеками, а также при выборе необходимого препарата конечными потребителями. Стоимость отечественных препаратов значительно ниже. Зарубежные конкуренты не могут продавать свои препараты на отечественном рынке по аналогичным ценам.

Последние «воюют» за второй сегмент рынка – за тех потребителей, которые согласны приобрести импортный препарат за более высокую цену (в сравнении с отечественным) – из-за уверенности в лучшем его качестве.

“География” представленных на нашем рынке генериков широка – Западная и Восточная Европа, США, Южная Азия, СНГ. Различно и их качество. Одни препараты производят согласно международно признанным стандартам, другие – нет. Соответственно, в первом случае потребители реально получают препараты более высокого качества.

Покупатели импортных лекарств даже при дальнейшем повышении цены на них только в редких ситуациях могут «переключиться» на лекарственные средства отечественного производства.

Таким образом, можно заключить, что наиболее жесткая конкуренция наблюдается между украинскими производителями — они «сражаются» за одних потребителей, в одном ценовом сегменте рынка. Дальнейшее обострение конкуренции может затруднить развитие отрасли, так как, соревнуясь в предоставлении льгот (выгодных условий, скидок), предприятия тем самым уменьшают размер своей прибыли, которая может быть направлена ​​на развитие, реконструкцию производства.

Для дальнейшего развития отечественной фарминдустрии необходимо достичь соответствия производства европейским стандартам GMP. Это позволит и сохранить приверженность потребителя лекарственным средствам отечественного производства, и восстановить прежние каналы экспорта и проникнуть на новые рынки, например восточноевропейских стран. Создание же «тепличных» условий на внутреннем рынке скорее будет мешать, чем способствовать решению этих задач.

Кроме того, средств, вырученных от реализации продукции отечественных фармзаводов на внутреннем рынке, будет недостаточно для реконструкции производства, приведения его в соответствие с международными нормами и тем самым обеспечить дальнейшее развитие предприятий отрасли. По прогнозам Фармацевтической маркетинговой группы компании «Бизнес Кредит» объем розничных продаж медикаментов в Украине в 1999 г. составит около 400 млн долларов США, из которых на долю отечественных производителей придется только 40–45%. Необходим экспорт, а следовательно, техническое усовершенствование производства.

 

Необходим стратегический маркетинг

 

 

Медицинский советник Людмила Сасина (из выступления на международной конференции «Доноры для здравоохранения»):

– В последнее время происходит перераспределение украинского фармацевтического рынка в пользу отечественных лекарственных средств (ОЛС). Только за период с IV квартала 1998 г. по I кварталу 1999 г. импортные лекарственные средства (ИЛС) уступили им дополнительные 5%.

ОЛС и ИЛС занимаются долей рынка.

 

Период

 

ИЛС, %

 

ОЛС, %

IV квартал 1998 г. 69 31
I квартал 1999 г. 64 36
II квартал 1999 г. 63 37

Необходимо отметить, что сокращение доходов большинства населения приводит к тому, что часто в ущерб своему здоровью пациенты вынуждены покупать дешевые, но малоэффективные лекарственные средства.

Людмила Сасина:
— Перераспределение рынка для отечественных производителей было достигнуто в основном за счет снижения цен. Однако этот процесс не может продолжаться бесконечно. Выигрывая сейчас в «войне» цен, компании лишают себя способности развиваться, так как в итоге демпинга теряют прибыль.

Перераспределение рынка для отечественных производителей было достигнуто в основном за счет снижения цен. Однако этот процесс не может продолжаться бесконечно. Выигрывая сейчас в «войне» цен, компании лишают себя способности развиваться, так как в итоге демпинга теряют прибыль.

Чтобы избежать негативных последствий этого процесса, отечественным заводам необходимо больше внимания уделять стратегическому маркетинговому планированию. Ведь сегодня сотрудники отделов маркетинга многих предприятий занимаются только рекламой, продвижением, сбытом лекарственных препаратов, а не прогнозированием объемов производства и продаж, закупок сырья.

Отсутствие стратегического маркетинга приводит к дублированию отечественными заводами значительного количества лекарственных средств (около 320 наименований), а следовательно, к потере прибыли и к необоснованно жесткой конкуренции, которая усиливается еще и за счет того, что аналогичные препараты на украинском рынке предлагает множество фармацевтических фирм из ближнего. зарубежья.

Производство «вслепую» ведет к «сбросу» лекарственных препаратов по цене, которая ниже их себестоимости. Если фармацевтические фабрики по-прежнему будут оценивать свою работу не по размеру потребления, а по размеру производства, это может привести к невозвращению «живых» средств.

 

 

Михаил Моргунский
Фото Евгения Кривша

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті