Формирование цен на генерические препараты

?

«Еженедельник АПТЕКА» продолжает серию материалов, посвященных анализу динамики оптовых цен на фармацевтическом рынке Украины. В настоящей публикации мы анализируем динамику цен на ампициллин по 0,25 г для перорального приема.

МЕТОДОЛОГИЯ

Для анализа оптового рынка лекарственных препаратов в Украине и представленных на нем предложений ампициллина в 2000 г. была использована база данных «Лекарственные средства». Для определения расчетной оптовой цены ампициллина различных производителей вычисляли медианы цен оптовых предложений. В случае, когда на рынке представлены лекарственные препараты, цены на которые заведомо завышены либо занижены по разным причинам, метод определения медианы позволяет получить более достоверные результаты, чем вычисление среднего арифметического значения. После определения расчетных цен на препарат каждого производителя среднерыночную цену устанавливали методом вычисления среднего арифметического.

ОБЩИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В настоящее время на рынке представлены около 40 препаратов ампициллина в различных лекарственных формах производства 23 отечественных и иностранных компаний. Характерной особенностью украинского рынка является то, что покупателям предлагаются 3 препарата под названием АМПИЦИЛЛИН и 7 препаратов под названием АМПИЦИЛЛИНА ТРИГИДРАТ различных украинских производителей, что не позволяет использовать понятие «бренд» (торговая марка) при анализе данной торговой группы. В течение 2000 г. количество предложений препаратов ампициллина в различных формах на оптовом рынке колебалось от 2415 до 2848 за квартал, то есть в пределах 15%; количество дистрибьюторов — от 330 до 356 за квартал, то есть в пределах 7%, что свидетельствует о насыщенности и сравнительной устойчивости рынка в пределах этой товарной группы.

Анализ оптовых предложений ампициллина по 0,25 г для перорального приема иллюстрирует основные закономерности рынка генерических препаратов в условиях, когда многие отечественные фармацевтические предприятия освоили производство данного лекарственного средства. Так, в настоящее время большинство компаний-дистрибьюторов предлагают на рынок таблетки ампициллина по 0,25 г производства украинских компаний. Из аналогичной продукции иностранных компаний-производителей на отечественном рынке постоянно присутствовал АМПИЦИЛ производства компании «SmithKline Beecham Pharmaceuticals» («SKB Pharmaceuticals»), цены на который включены в анализ, и только спорадически — СТАНДАЦИЛЛИН производства компании «Biochemie». Необходимо отметить, что компания «SКВ Pharmaceuticals» производит АМПИЦИЛ в форме капсул в отличие от украинских компаний, которые производят ампициллин только в форме таблеток.

В 2000 г. на фармацевтическом рынке Украины было представлено 14 препаратов ампициллина по 0,25 г для перорального приема 9 производителей (таблица). Анализ предложений выявил, что ценовой коридор между минимальной и максимальной ценой на ампициллин по 0,25 г разных производителей сузился с 0,0186 доллара США до 0,0019 доллара США, или с 67% от средней цены предложения до 7%. Средняя цена предложений ампициллина для перорального приема за 2000 г. снизилась с 0,0278 доллара США за 0,25 г до 0,0259 доллара США, или почти на 7% (рис. 1). Следует, однако, отметить, что сужение ценового коридора обусловлено, в основном снижением рыночной цены на АМПИЦИЛ в форме капсул по 0,25 г производства компании «SKB Pharmaceuticals». Цена за 1 капсулу этого препарата снизилась с 0,0423 до 0,0281 доллара США и влилась в ценовой коридор, сформированный украинскими компаниями. В течение года количество дистрибьюторов, которые предлагали АМПИЦИЛ, увеличилось с 3 до 9 (рис. 2).

Рис. 1. Формирование ценового коридора на препараты ампициллина 0,25 г для перорального приема в 2000 г.

Рис. 2. Поквартальная динамика количества дистрибьюторов, предлагающих АМПИЦИЛ в 2000 г.

Таблица

Поквартальная динамика цен на ампициллин по 0,25 г в 2000 г. на фармацевтическом рынке Украины (в долларах США за 1 таблетку или капсулу)

Наименование

Производитель

Лекарственная форма

К-во в  упаковке, шт

I квартал

II квартал

III квартал

IV квартал

АМПИЦИЛ “SmithKline Beecham Pharmaceuticals”

капс. 0,25 г

1000

0,0423

0,0341

0,0305

0,0281

АМПИЦИЛЛИНА ТРИГИДРАТ “Борщаговский ХФЗ”

табл. 0,25 г

20

0,0274

0,0285

0,0277

0,0285

? “Киевмедпрепарат”

табл. 0,25 г; контурн. ячейк. уп.

20

0,0297

0,0292

0,0262

0,0254

? “Киевмедпрепарат”

табл. 0,25 г; контурн. ячейк. уп.

24

0,0284

0,0278

0,0245

0,0228

? “Лубныфарм”

табл. 0,25 г; контурн. ячейк. уп.

20

0,0281

0,0259

0,0254

0,0262

? “Фармак”

табл. 0,25 г; фл.

24

0,0248

0,0293

0,0233

0,0237

АМПИЦИЛЛИНА ТРИГИДРАТ-ДАРНИЦА “Фармацевтическая фирма “Дарница”

табл. 0,25 г; контурн. ячейк. уп.

20

0,0271

0,0285

0,0274

0,0260

АМПИЦИЛЛИН-КМП “Киевмедпрепарат”

табл. 0,25 г; контурн. ячейк. уп.

10

0,0282

0,0276

0,0274

0,0274

ТАБЛЕТКИ АМПИЦИЛЛИНА ТРИГИДРАТА 0,25 г “Здоровье”

табл. 0,25 г; банка

24

0,0227

0,0246

0,0246

0,0249

? “Здоровье”

табл. 0,25 г; контурн. ячейк. уп.

24

0,0232

0,0245

0,0239

0,0237

? “Киевский витаминный завод”

табл. 0,25 г; контурн. ячейк. уп.

10

0,0263

0,0286

0,0285

0,0285

? “Киевский витаминный завод”

табл. 0,25 г; контурн. ячейк. уп.

20

0,0297

? ? ?
? “Монфарм”

табл. 0,25 г; банка

24

0,0246

0,0267

0,0272

?
? “Монфарм”

табл. 0,25 г; контурн. ячейк. уп.

24

0,0272

0,0268

0,0270

0,0260

ПРОДВИЖЕНИЕ ТОВАРА: СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА

Украинские компании — производители ампициллина в форме таблеток ведут жесткую конкурентную борьбу, и именно предложения украинских товаропроизводителей формируют рыночную цену на ампициллин. В связи с этим интересным является анализ их стратегии в сфере ценообразования. С этой целью была проанализирована динамика рыночных цен на ампициллин по 0,25 г в форме таблеток двух отечественных производителей: завода «Киевмедпрепарат» и «Киевского витаминного завода», которые придерживаются противоположных стратегий формирования цены на ампициллин.

В начале 2000 г. ампициллин в форме таблеток по 0,25 г производства завода «Киевмедпрепарат» был представлен на рынке в контурных ячейковых упаковках по 10, 20 и 24 таблетки (рис. 3). Стоимость ампициллина, производимого заводом «Киевмедпрепарат», была выше среднерыночной цены на аналогичную продукцию. Кроме того, возникла парадоксальная ситуация, когда цена 1 таблетки из упаковки по 20 шт. была выше, чем цена 1 таблетки из упаковки по 10 шт. Как известно, чем крупнее упаковка лекарственного препарата, тем дешевле обходится потребителю одна таблетка или капсула. На протяжении 2000 г. последовательно снижалась цена 1 таблетки из упаковок по 20 и 24 шт. и к концу года 1 таблетка производства завода «Киевмедпрепарат» из упаковки по 24 шт. стоила дешевле, чем из упаковки по 20 шт., которая в свою очередь стоила дешевле, чем 1 таблетка из упаковки по 10 шт. При этом цена 1 таблетки ампициллина в упаковке по 10 шт. оказалась несколько выше среднерыночной, а в упаковках по 20 и 24 шт. — соответственно ниже. Вполне рыночная ситуация. В конце 2000 г. завод «Киевмедпрепарат» представил самые дешевые на рынке таблетки ампициллина по 0,25 г в упаковке по 24 шт. — 0,0228 доллара США. Однако несмотря на это, компании-дистрибьюторы предпочитали ампициллин производства завода «Киевмедпрепарат» в упаковке по 10 таблеток (рис. 4).

Рис. 3. Поквартальная динамика цен на ампициллин в форме таблеток по 0,25 г производства завода «Киевмедпрепарат» в 2000 г. (в долларах США за 1 таблетку)

Рис. 4. Поквартальная динамика количества дистрибьюторов, предлагающих ампициллин производства завода «Киевмедпрепарат» в 2000 г.

В пределах исследуемой товарной группы в начале 2000 г. продукция «Киевского витаминного завода» была представлена на рынке двумя формами: таблетками по 0,25 г в контурных ячейковых упаковках по 10 и по 20 шт. в упаковке (рис. 5). В данном случае нерыночное соотношение цен за 1 таблетку ампициллина в разных упаковках в І квартале 2000 г. проявилось еще более ярко. Таблетки в упаковке по 20 шт. оказались дороже таблеток в упаковке по 10 шт. на 18% (для завода «Киевмедпрепарат» аналогичное соотношение составило около 5%). В следующих кварталах упаковка по 20 шт. более не присутствовала на рынке, зато цена 1 таблетки ампициллина по 0,25 г в упаковке по 10 шт. повысилась до 0,0285 доллара США (выше среднерыночной более чем на 9%). Количество дистрибьюторов этой продукции также увеличивалось в течение года, несмотря на повышение стоимости одной таблетки реализуемого препарата (рис. 6).

Рис. 5. Поквартальная динамика цен на ампициллин в форме таблеток по 0,25 г производства «Киевского витаминного завода» в 2000 г. (в долларах США за 1 таблетку)

Рис. 6. Поквартальная динамика количества дистрибьюторов, предлагающих ампициллин производства «Киевского витаминного завода» в 2000 г.

РЕЗЮМЕ

Результаты проведенного анализа свидетельствуют о том, что предпочтения дистрибьюторов определяются ценой одной упаковки препарата. То есть, чем дешевле упаковка, тем более высокий спрос на нее дистрибьюторов, которые в свою очередь учитывают предпочтения потребителей. В то же время потребитель препарата (пациент) не всегда может адекватно оценить свои потребности в лекарственном препарате. Так, например, рекомендованная разовая доза ампициллина составляет 0,5 г, суточная — 2–3 г («Компендиум — лекарственные препараты 2000/2001»). Это означает, что одной упаковки ампициллина, в которой содержится 10 таблеток, хватит пациенту только на 1–2 дня лечения. Тем не менее, именно эта упаковка пользуется наибольшим спросом среди дистрибьюторов, которые, повторимся, видимо, всего лишь следуют предпочтениям потребителей.

Развитие фармацевтической отрасли в Украине возможно только при условии применения современных технологий и производства, соответствующих требованиям GMP. Несоблюдение этих условий сделает невозможным не только выход отечественных предприятий на внешний рынок, но и в перспективе может представлять угрозу их выживанию. Основной задачей в такой ситуации является поиск инвестиций для расширения и модернизации производства. Очевидно, что существует всего два источника таких инвестиций: внутренние ресурсы предприятия и внешние инвестиции, и отечественные предприятия должны будут либо искать внешних инвесторов, либо накапливать собственные ресурсы, например, за счет повышения цен на препараты. В ситуации, когда отечественные предприятия жестко конкурируют между собой в пределах одной товарной группы, трудно предугадать, какая стратегия принесет успех. Еще сложнее прогнозировать будущее предприятий, которые вообще не придерживаются какой-либо стратегии формирования цен на свои препараты, а используют возможность «фоновых» продаж, когда производимый препарат можно продать, не вкладывая денег в маркетинг и продвижение препарата.

Несомненно, на фармацевтическом рынке, в том числе и в пределах рассмотренной нами товарной группы, со временем произойдут существенные изменения. «Еженедельник АПТЕКА» будет и далее проводить анализ фармацевтического рынка Украины и знакомить с его результатами своих читателей.

Аналитическая служба
«Еженедельника АПТЕКА»

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Інші статті розділу


Останні новини та статті