История регулирования цен

ЧТО БЫЛО

Современная история регулирования цен в Украине начинается с закона Украины «О ценах и ценообразовании» (1990). Согласно ст. 4 Кабинет Министров (КМ) Украины определяет перечни продукции, товаров и услуг, государственные фиксированные и регулируемые цены и тарифы на которые утверждаются соответствующими органами государственного управления; определяет полномочия органов государственного управления в области установления и применения цен (тарифов), а также в области контроля за ценами.

В соответствии со ст. 8 данного Закона государственное регулирование цен осуществляется путем установления государственных фиксированных цен (тарифов), предельных уровней цен (тарифов). Кроме того, Правительство Украины имеет право использовать «другие» методы государственного регулирования цен и тарифов, включая регулирование уровня общей торговой наценки.

1 августа 1997 г. на основании постановления КМ № 747 от 15.07.97 г. совместным приказом Министерства здравоохранения и Министерства экономики Украины № 265/101 был введен в действие перечень отечественных и импортных лекарственных средств и изделий медицинского назначения, цены на которые подлежали государственному регулированию. Перечень был действителен до недавнего времени («Еженедельник АПТЕКА», № 46 (317) от 26.11.2001 г.).

На этом новая история регулирования цен на лекарственные препараты заканчивается, и начинается новейшая история этого вопроса.

ЧТО ЕСТЬ

В 2001 г. постановлением КМ № 1499 от 16.11.2001 г. были введены «предельные торговые надбавки (наценки) на лекарственные средства (ЛС) и изделия медицинского назначения (ИМН), указанные в перечне отечественных и импортных ЛС и ИМН, цены на которые подлежат государственному регулированию и которые реализуются через аптечную сеть, — на уровне не выше 35% оптовой цены производителя (таможенной стоимости), а на закупаемые государственными и коммунальными учреждениями здравоохранения — на уровне не выше 10% оптовой цены производителя (таможенной цены)». Напомним, что в то время действовал перечень, утвержденный совместным приказом Министерства здравоохранения и Министерства экономики Украины № 265/101 от 01.08.97 г.

В перечень отечественных и импортных ЛС и ИМН, цены на которые подлежат государственному регулированию, были внесены изменения в соответствии с совместным приказом Министерства здравоохранения (МЗ) и Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции (МЭ) Украины № 480/294 от 03.12.2001 г. («Еженедельник АПТЕКА», № 50 (321) от 24.12.2001 г.).

Кстати, МЭ и Министерство финансов (МФ) Украины как раз издали в тот же день совместный приказ № 298/519 от 03.12.2001 г. «Об утверждении инструкции о порядке применения экономических и финансовых (штрафных) санкций органами государственного контроля за ценами» , в котором определен порядок применения экономических и финансовых (штрафных) санкций в связи с необоснованно полученной предприятием, организацией суммой выручки в результате нарушения государственной дисциплины цен.

Однако в процессе воплощения в жизнь вышеназванных приказа и постановления возникли некоторые проблемы.

Оставим для отдельного анализа принцип формирования вышеназванного перечня, его фармакотерапевтическое обоснование.

Требуют исследования последствия внедрения этого перечня. Прежде всего это связано с тем, что во всех указанных выше документах нет точного определения понятия «оптовая цена производителя», руководствуясь которым аптеки знали бы, от какой цены производителя насчитывать указанные 35%.

В перечне указаны международные непатентованные названия и коды АТС, что обеспечивает его относительную стабильность. Однако в повседневной работе как операторам рынка, так и регулирующим (контролирующим) органам удобнее иметь дело с перечнем торговых названий, составленным на основе официального перечня.

В помощь читателям «Еженедельник АПТЕКА» подготовил перечень торговых названий.

ЧТО БУДЕТ

По просьбе корреспондента «Еженедельника АПТЕКА» ответственные работники МЗ и МЭ Украины, во-первых, разъяснили, какие документы должны будут предоставить аптеки представителям Государственной инспекции по контролю за ценами, государственных инспекций по контролю за ценами в АР Крым, областях, городах Киеве и Севастополе для проверки, а во-вторых, посоветовали обратиться с официальным запросом в Кабинет Министров Украины относительно трактовки понятия «оптовая цена производителя» и в МЭ и МФ Украины относительно трактовки понятия «необоснованно полученная предприятием, организацией сумма выручки в результате нарушения государственной дисциплины цен».

«Еженедельник АПТЕКА» направил такие запросы в КМ, МЗ, МЭ и МФ. Ответы на них будут опубликованы на страницах газеты.

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті