Проблема удовлетворения спроса — довольно серьезная для многих оптовых фармацевтических компаний. С одной стороны, хочется в любое время иметь на складе достаточное количество лекарственных препаратов и товаров медицинского назначения и предлагать весь ассортимент зарегистрированных в Украине лекарственных средств. Такие пожелания уже не раз высказывались и их продолжают высказывать некоторые руководители. В связи с этим специалисты отдела поставок расширяют ассортимент, часто не увязывая это с политикой продаж и не рассчитывая стоимость затрат. Как правило, спустя некоторое время у предприятия возникает проблема затоваривания на фоне уменьшения или даже дефицита оборотных средств и, конечно же, виновным в этой ситуации становится отдел поставок, «не угадывающий», что нужно покупать.
С другой стороны, многие хорошо понимают, что расширение ассортимента — дорогое удовольствие. Имеются в виду средства, «замороженные» в складских остатках, увеличение складских площадей и количества сотрудников, затраты на обслуживание больших остатков товара.
Допустим, предприятие рассчитало затраты и определилось с выбором ассортимента. Последний задекларирован в прайс-листе, с ним ознакомлены клиенты, привыкшие заказывать определенную группу товара именно у вас. Но всегда ли можно обеспечить наличие лекарственных средств в пределах выбранного ассортимента? А ведь одним из критериев выбора поставщиков на фармацевтическом рынке является именно постоянное наличие декларируемого в прайс-листе товара. Но немало факторов станут преградой в обеспечении наличия определенного лекарственного средства у вас на складе. Это и неожиданная покупка новым клиентом крупной партии товара в сочетании с необязательностью вашего поставщика, повышение спроса на данный товар, нерасторопность специалиста по закупкам в сочетании с неотработанной системой контроля остатков на складе и т. д. и т. п. Как оценить потери предприятия, возникшие вследствие отсутствия товара на складе? В этом случае возникает необходимость контроля за удовлетворением спроса, что позволит руководителю предприятия регулярно получать информацию об удовлетворении спроса, другими словами, о «недозарабатывании» или упущенной выгоде, возникшей в связи с неправильным управлением запасами.
Расчет степени удовлетворения спроса следует включить в компьютерную программу с тем, чтобы руководитель мог ежедневно контролировать этот показатель за интересующий его период — день, неделю, месяц, квартал. Кроме того, нужна информация о тенденции изменений степени удовлетворения спроса по месяцам, кварталам, годам. Это — один из важнейших показателей эффективности деятельности склада.
В условиях современного фармрынка 90% заявок, поступающих к дистрибьюторам, должны быть выполнены в течение 24 ч.
Методика определения степени удовлетворения спроса для оценки деятельности дистрибьюторов основана на расчете соотношения выполненных в течение 24 ч заказов к общему количеству позиций в заказах:
удовлетворение спроса = (А–В) : А,
где А — общее число заказанных позиций; В — количество невыполненных заказов по позициям.
Причем можно взять любой период — месяц, квартал, год.
Частичная поставка товара по заказанной позиции считается как невыполненная. Заказы, выполненные позже указанного времени, не засчитываются, так как искажают истинные показатели удовлетворения спроса. Сбор данных для расчета этого показателя сопряжен с определенными техническими трудностями, но использование показателя для контроля и планирования деятельности предприятия дает неоспоримые преимущества в повышении его конкурентоспособности на рынке.
Виктория Кидонь
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим