Надлежащая аптечная практика в новых независимых государствах (часть 2)

«Еженедельник АПТЕКА» предлагает вниманию читателей очередной материал о Надлежащей аптечной практике (НАП) в Новых независимых государствах (ННГ). Сегодня мы публикуем главу «Разработка и применение национальных стандартов НАП» и Приложения А и В к руководству, которые могут быть использованы как при разработке национальной модели НАП, так и руководителями аптек и аптечных сетей в их работе.

РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НАП

Роль аптеки на протяжении ХХ в. менялась. По мере того как развивалось промышленное производство лекарственных препаратов, а выбор лекарств стал прерогативой врачей, профессиональная роль фармацевта утрачивала свое значение. Фармацевту даже было запрещено обсуждать с пациентом лечебное воздействие или состав прописанных препаратов.

Оказавшись в таком положении, фармацевты сосредоточились на информации о препаратах. C.D. Hepler называет это переходным периодом в процессе движения к повышению профессиональной ответственности фармацевта перед пациентом за конечный результат медикаментозного лечения [7]. Идея заключается в том, чтобы возродить в аптечной практике то, что с годами было утрачено: фокус на благополучие пациента.

Когда исчезла необходимость в аптекарях (изготовителях лекарств), многим фармацевтам пришлось выполнять новые общественно необходимые функции, подтверждая свою компетентность. Это оказалось нелегким делом, и сегодня профессия фармацевта — это «профессия в поисках своей роли». Более того, наличие сетей аптек, выполнение аптеками заказов по почте, создание новых информационных технологий позволяют людям самостоятельно находить информацию о препаратах в Интернете, что ставит представителей данной профессии в еще более трудное положение.

Профессия в опасности — необходимо что-то менять. Руководство по НАП может внести определенный вклад в этот процесс.

Стандарты — это важный элемент совершенствования качества обслуживания в аптечных учреждениях. Необходимо вести соответствующую документацию и учет с тем, чтобы проанализировать и поднять на более высокий уровень качество обслуживания, повысить персональную ответственность работников аптек.

Повышение качества обслуживания обеспечивает:

  • Улучшение конечных результатов лечения и более полное удовлетворение потребностей клиентов.

  • Снижение расходов — в итоге высокое качество обслуживания способствует сокращению издержек. Затраты на повышение качества обслуживания выражаются в достижении конечного результата — для пациентов и в росте профессионализма — для работников аптек.

  • Совершенствование организации труда — улучшение условий труда позволяют уменьшить неудовлетворенность и стресс работников, облегчая при этом работу.

РАМКИ ДЛЯ ВЫРАБОТКИ СТАНДАРТОВ НАП

Процесс выработки и внедрения национальных стандартов аптечной практики можно представить как цикл совершенствования качества.

Цикл совершенствования качества (Цикл Деминга или цикл ПДПД [8]) — это основа совершенствования, развития и внедрения системы. Самый простой цикл состоит из четырех этапов: Планировать, Делать, Проверять, Действовать (ПДПД) (рис. 1)1.

p_352_31_120802_img1.gif (2613 bytes)

Рис. 1. Цикл совершенствования качества

Планировать

Планируйте улучшения, используя имеющиеся ресурсы. Вначале подумайте, какие изменения могут оказать воздействие на достижение желаемого результата. На этом этапе необходимо составить список возможных улучшений. После того как будут определены меры по улучшению, необходимо установить очередность проведения мероприятий. Опишите желаемое качество и определите процесс и структуру.

Делать

Данный этап предусматривает внедрение мероприятий, направленных на усовершенствование в соответствии с планом.

Проверять

Продолжительное наблюдение, позволяющее выявить количественные изменения после проведения усовершенствований.

Действовать

Проанализируйте данные, обеспечьте обратную связь и внесите соответствующие коррективы в процесс.

Цикл ПДПД продолжается до тех пор, пока не будет достигнут желаемый или требуемый уровень качества (табл. 1).


Таблица 1

Пример возможного использования цикла ПДПД

Намерение аптеки — повысить качество информации, предоставляемой пациентам, которые лечатся самостоятельно. Необходимыми считаются оценка и совершенствование следующих элементов:

  • способность работников аптеки оценивать симптомы заболевания;

  • способность работников аптеки рекомендовать подходящие безрецептурные ЛС, сопровождая советы соответствующей информацией;

  • наличие у работников аптеки необходимых знаний в этой области;

  • наличие в аптеке печатных информационных материалов для пациентов — брошюр и листовок.

Поскольку аптека не может обеспечить наличие одновременно всех элементов, нужно определить, что делать в первую очередь. Первоочередной задачей может стать обеспечение возможности получения сотрудниками необходимых знаний о симптомах, при которых можно применять безрецептурные препараты. Следовательно, цель повышения качества обслуживания такова: работники аптеки должны обладать достаточными знаниями о наиболее распространенных симптомах и безрецептурных препаратах, применяемых для устранения этих симптомов.

Планировать

Необходимо разработать учебный план, а также способ проверки результатов обучения.

Делать

Обучение проводится в соответствии с  учебным планом.

Проверять

Знания сотрудников проверяются с  использованием вопросов для самопроверки. Также можно проверить степень удовлетворенности сотрудников обучением, если это необходимо.

Действовать

В зависимости от результатов проверки знаний может возникнуть необходимость повысить интенсивность или продлить время обучения по  конкретным дисциплинам. Если сотрудники не удовлетворены полученными знаниями, то может потребоваться корректировка плана.

Планировать

Планируется проводить более интенсивное обучение по конкретным дисциплинам, и на это отводится больше времени.

Цикл продолжается по этапам Делать, Проверять и Действовать, и повторяется до тех пор, пока не будет достигнут желаемый результат.

ПЛАНИРОВАТЬ — РАЗРАБОТКА НАЦИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НАП

При разработке национальных стандартов для аптечной практики необходимо учитывать, на каком уровне будет происходить их внедрение. Принимая во внимание, что ННГ являются странами с переходной экономикой, следует выбрать тот уровень, на котором может быть оказано максимальное влияние на аптечную практику. В ННГ законодательство и нормативные акты выполняются не в полном объеме, а фармацевтические ассоциации не имеют надлежащего статуса. В Приложении А содержится руководство, которое может быть использовано для ситуационного анализа практики общедоступной аптеки и выявления проблем, существующих в отдельных ННГ. Результаты ситуационного анализа послужат отправной точкой для разработки национальной модели стандартов НАП.

Национальные стандарты в большинстве стран будут иметь более прочную основу, если они гармонизированы с признанными на международном уровне стандартами или рекомендациями. Таким образом, национальный стандарт получит более широкую профессиональную основу. НАП представляет собой руководство для разработки национальных стандартов. Она включает все аспекты профессиональной деятельности, что позволяет обеспечить и поддерживать качество услуг.

Приложения В, С, D и Е содержат перечни (примеры) видов деятельности в рамках четырех основных направлений НАП. Эти перечни могут способствовать проведению классификации в соответствии с рамками НАП. Классификация послужит основой для разработки национальной модели НАП.

В первую очередь необходимо сформулировать стандарты с точки зрения задач по достижению качества, не навязывая конкретных путей решения. Для того чтобы облегчить толкование стандартов, можно разработать руководства к ним.

Стандарты следует устанавливать на высоком уровне, но не выше того, который позволит внедрить стандарты в аптечную практику в течение определенного времени. Важно, чтобы стандарты были реалистичными. Окончательный документ по стандартам аптечной практики не обязательно должен быть исчерпывающим. Там, где это уместно, он может содержать ссылки на другие стандарты, документы или нормативные акты.

В большинстве стран уже имеются национальные стандарты:

А. Законодательство и нормативные акты

В законодательство может быть включен ряд национальных стандартов, регламентирующих профессиональную деятельность, например:

  • Закон об аптечных учреждениях и  соответствующие нормативные акты.

  • Закон о ЛС и соответствующие нормативные акты.

Законодательные рамки обычно бывают неполными и необходимо их дополнять другими типами стандартов.

В. Профессиональные стандарты, составленные работниками той или иной отрасли для ее представителей, например стандарты НАП.

  • Минимальные требования к  самоконтролю или ведению документации в  аптечном секторе.

ВОЗ, МФФ и ФГЕС подчеркивают важность участия национальных фармацевтических ассоциаций в разработке и внедрении национальных стандартов аптечной практики. После создания в ННГ национальных фармацевтических ассоциаций они должны принимать участие в работе по внедрению стандартов в аптечную практику и контролировать их соблюдение.

Потенциальные улучшения и  постановка первоочередных задач

Следующий шаг — определить, где больше всего необходимы улучшения, и выбрать, что именно необходимо документировать прежде всего.

Документирование деятельности, осуществляемой аптеками, важно для общественного здравоохранения. Стратегической задачей является возможность мониторинга конечного результата аптечной деятельности. Для этого необходимо разработать показатели, которые можно было бы использовать в аптечной практике.

Идеальной можно считать ситуацию, когда аптечной практикой предусмотрена возможность оценивать результаты лечения с применением ЛС с точки зрения пользы для здоровья каждого пациента или группы пациентов. Однако возможности аптечной практики на сегодняшний день ограничены. В большинстве случаев есть возможность оценить промежуточный результат (например, удовлетворенность пациента результатами лечения). Однако это не всегда приводит к улучшению конечных результатов. Например, если больному даны рекомендации по правильному применению лекарств, то это вовсе не означает, что он будет неукоснительно придерживаться схемы лечения или что состояние здоровья больного улучшится.

Существуют различные системы и подходы к оценке эффективности проведенных мероприятий. А. Donabedian предлагает использовать для этого следующие показатели (индикаторы) [9]:

  • Структуры — в отношении учреждений, оборудования и персонала.

  • Процесса — в отношении производственной деятельности и микроклимата внутри коллектива.

  • Отдачи — для оценки достижений.

  • Результативности (итогов) — для оценки воздействия проведенных мероприятий на  потребителя (например, на пациента, общество).

Примеры использования индикаторов по четырем основным направлениям НАП приведены в Приложениях В, С, D и Е с тем, чтобы помочь в определении первоочередных задач.

ДЕЛАТЬ — РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

Основная задача — обеспечить документирование аптечной практики и соблюдение всеми аптеками стандартов на протяжении ряда лет. Для этого необходимо повышать профессиональный уровень персонала и разрабатывать операционные системы для отдельно взятых аптек. Рекомендуется начинать внедрение стандартов с пробной работы и выбрать/установить первоочередность их внедрения, а затем начать с самого необходимого или самого выполнимого в зависимости от того, какова или где имеется самая сильная мотивация.

ПРОВЕРЯТЬ — МИНИМАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И ИЗМЕРЕНИЯ

Определение количественных параметров необходимо для того, чтобы документально определить, соблюдаются ли в аптечном секторе в целом или в отдельной коммунальной аптеке национальные стандарты аптечной практики. Независимо от того, на каком уровне ведется документирование качества, для соблюдения стандартов необходимо определить минимальные требования к каждому отдельному стандарту2. Необходимы также соответствующие индикаторы (показатели) качества, которые можно измерить.

Минимальные измеряемые требования должны быть определены в тех же рамках, что и стандарты. Примеры показателей качества и минимальных требований для четырех основных направлений НАП приведены в Приложениях В, С, D и Е соответственно.

Количественные показатели качества должны определяться в аптеке регулярно. Их также можно использовать как ориентиры для сравнения и выбора наиболее приоритетных факторов качества.

С помощью количественных показателей можно определить необходимость улучшений:

  • обозначить приоритеты улучшений;

  • определить, осуществляются ли запланированные процессы;

  • выяснить, соответствуют ли результаты ожиданиям.

ДЕЙСТВОВАТЬ — ПОСЛЕДУЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ РЕЗУЛЬТАТОВ

Информацию, полученную с помощью измерений, следует проанализировать и оценить, чтобы выяснить, какие действия необходимо предпринять. Затем руководящие органы должны рассмотреть вопрос об обеспечении обратной связи, включая рекомендации в отношении изменений. Примерами таких действий могут быть профессиональная переподготовка сотрудников, внедрение новых инструментов для улучшения качества обслуживания.

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА И УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

Традиционный подход к проблемам качества можно продемонстрировать на следующем примере (рис. 2).

p_352_31_120802_img2.gif (3767 bytes)

Рис. 2. Традиционный подход к проблемам качества

Аптека обеспечивает определенный уровень качества при консультировании пациентов по поводу применения лекарств. Качество консультирования зависит от требований, предъявляемых в данной аптеке. Отвечающий за это фармацевт переходит на другую работу и как следствие — резко ухудшается качество консультирования. Аптека подвергается критике или получает жалобы. Чтобы устранить эту проблему, проводится обучение сотрудников (кампания). Они добиваются успехов и качество консультирования повышается.

Обычно через несколько месяцев проблема и способ ее разрешения оказываются неактуальными. Возникают новые проблемы или же кампания заканчивается и качество консультирования вновь снижается.

В данном примере в аптеке отсутствует системный подход к внедрению в повседневную практику новых знаний, которые были получены во время проведения кампании. На рис. 3 изображен процесс непрерывного улучшения качества. В этом случае новые знания внедрены и качество непрерывно повышается.

p_352_31_120802_img2.gif (3767 bytes)

Рис. 3. Непрерывное совершенствование качества

На рис.4 представлена система управления качеством, которая включает элементы развития и совершенствования. Эта система управления качеством предполагает выполнение работы с соблюдением стандартов, минимальных требований, показателей качества и других инструментов.

p_352_31_120802_img4.gif (3690 bytes)

Рис. 4. Система управления качеством


ПРИЛОЖЕНИЕ А. АНАЛИЗ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕЛ С  АПТЕЧНОЙ ПРАКТИКОЙ В ОБЩЕДОСТУПНЫХ АПТЕКАХ — РУКОВОДСТВО

Настоящее руководство было разработано с целью оказать помощь при выполнении анализа положения дел в общедоступных аптеках с тем, чтобы затем сформулировать эти проблемы для каждой из стран ННГ. Анализ ситуации поможет отыскать отправную точку для разработки национальной модели стандартов НАП.

Для каждой из последующих тем определен ряд вопросов. Цель вопросов — облегчить описание. Предложенные вопросы не являются исчерпывающими, поэтому другие вопросы могут быть столь же существенными.

Темы

Здравоохранение — текущее положение

Примерные вопросы:

  • Каковы основные достижения в области здравоохранения в вашей стране?

  • Каковы тенденции в состоянии здоровья населения и в здравоохранении?

  • Какие проблемы, связанные с  лекарственным обеспечением, наиболее актуальны?

  • Каково положение дел с  заболеваемостью, обусловленной использованием лекарств?

Законодательство и регулирование — текущее положение

Примерные вопросы:

  • Каково состояние законодательной базы, регулирующей фармацевтический сектор?

  • Каково состояние законодательной базы, регулирующей аптечную практику?

  • Каковы основные проблемы в области регулирования?

Экономика

Опишите экономическую структуру общедоступной аптеки.

Примерные вопросы:

  • Какова экономическая ситуация в  общедоступных аптеках?

  • В чем заключаются проблемы?

  • Каковы тенденции на будущее?

  • Каковы условия найма на работу сотрудников?

  • Есть ли средства для дальнейшего развития в отдельных аптеках?

  • Какое воздействие это оказывает на  аптечную практику?

Аптечная практика — профессиональное качество

Опишите, что было характерным для аптечной практики до приватизации/переходного периода.

Опишите текущую практику в общественной (коммунальной, розничной) аптеке.

Используйте в качестве примерной схемы четыре основных направления НАП:

  • Снабжение рецептурными препаратами и  их применение.

  • Просвещение по вопросам здоровья и  профилактика ухудшения состояния здоровья.

  • Самолечение.

  • Влияние на выписывание ЛС и их применение.

Аптечная практика — организация работы общественной (коммунальной, розничной) аптеки

Опишите текущее положение дел в общественной (коммунальной, розничной) аптеке. Каковы проблемы в отношении:

  • Помещений (внешний вид, доступность, зоны для выполнения конкретных функций, возможности для конфиденциальных бесед с  пациентами и пр.).

  • Документирования аптечной практики.

  • Управления работой аптеки.

  • Организации работы сотрудников.

  • Наличия времени и места (помещения) для разработки стандартов аптечной практики.

  • Людских ресурсов:

– Каковы требования к квалификации персонала с точки зрения:

=> управления аптекой, повышения компетентности;

=> повышения качества работы, процедуры ревизии, оценки аптечной практики, использования информационных технологий;

=> консультирования пациентов, методов консультирования и просветительской работы среди пациентов?

Отношение к аптечной практике

Примерный вопрос:

  • Каково на сегодняшний день отношение пациентов, регулирующих органов, врачей общей практики и фармацевтов к общедоступным аптекам?

ПРИЛОЖЕНИЕ В. УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ, ПРОСВЕЩЕНИЕ ПО ВОПРОСАМ ЗДОРОВЬЯ, ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ УХУДШЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ

В данном Приложении дано представление о стандартах в области укрепления здоровья и предотвращения заболеваний. Приведены примеры индикаторов для ведения документации по НАП, деятельности аптек по данному направлению, примерные требования, необходимые для осуществления данной деятельности.

Надлежащая аптечная практика

Укрепление здоровья и предотвращение заболеваний — первоочередная задача ВОЗ. Неудивительно, что один из основных элементов НАП — деятельность, связанная с санитарным просвещением, профилактикой заболеваний, предотвращением ухудшения здоровья и достижения здоровья. НАП также предусматривает сотрудничество с общественными организациями, другими работниками здравоохранения для проведения работы по укреплению здоровья населения, включая сведение к минимуму случаев злоупотребления лекарствами и их неправильного использования.

Необходимо разработать национальные стандарты [6]:

1) возможности конфиденциальной беседы пациента с работниками аптеки;

2) предоставления пациенту информации по вопросам, связанным со здоровьем;

3) привлечения персонала к участию в специальных программах по обеспечению адекватности и полноты советов;

4) обеспечения качества используемого оборудования и надлежащего проведения диагностических тестов.

Требования ВОЗ к НАП [6] конкретизированы в Европейской НАП [4]:

2.7.1. Предоставление рекомендаций общего характера по вопросам здоровья:

  • Необходимо, чтобы фармацевт предоставлял пациенту информацию в соответствии с общими рекомендациями по информированию пациентов.

  • Нужно, чтобы эта информация носила популярный характер, предоставлялась в устной или письменной форме либо с использованием аудио-визуальных методов.

  • Предоставляемая информация должна носить персональный характер в соответствии с  культурными и социальными особенностями пациентов, а также с состоянием пациента в момент получения информации.

2.7.2. Участие совместно с другими работниками здравоохранения в кампаниях по обеспечению координации усилий и последовательности рекомендаций:

  • Следует поощрять аптечных работников к проведению просветительской работы и к  активному участию в деятельности и кампаниях по  укреплению здоровья в сотрудничестве с другими заинтересованными сторонами.

  • В данном контексте общество использует фармацевта в качестве эксперта для того, чтобы оценить, какая информация имеется в  распоряжении, какая работа проводится с этой информацией и как различные образ жизни, ценности и стремления определяют поведение.

  • Фармацевты совместно с другими работниками здравоохранения должны участвовать на национальном уровне в деятельности по  укреплению здоровья. Эта деятельность, в  частности, должна включать кампании по сведению к минимуму злоупотребления лекарствами и их неправильного использования.

2.7.3. Проведение в аптеке экспресс-анализа и скрининга ряда биохимических и физиологических параметров.

Фармацевты с надлежащей профессиональной подготовкой, имеющие на это право, могут предлагать услуги по анализу ряда биохимических и физиологических показателей и их скринингу. В этом случае:

  • Следует разработать протоколы проведения тестов, позволяющие проводить объективную поверку качества как методов, так и  оборудования, используемых для скрининга. Поверку оборудования и процедур следует выполнять с регулярными интервалами.

  • Следует поддерживать связь с врачом пациента в случаях, требующих длительного лечения.

Подготовка фармацевта должна включать умение давать надлежащие и разумные советы, включая направление пациента к врачу в случаях, когда это необходимо по результатам теста.

Документы, в которых отражена роль фармацевта

ЕвроФармФорум3 в последние годы активно работает над созданием практического руководства для аптек с тем, чтобы повысить их роль в укреплении здоровья и профилактике заболеваний. Предлагаемые варианты руководства включают новаторские подходы к консультированию по поводу образа жизни (например, в отношении отказа от курения [10] и помощи при сахарном диабете [11]).

В 1997 г. ВОЗ и МФФ подписали совместную декларацию о роли фармацевта в борьбе с пандемией ВИЧ/СПИДа. Декларация содержит ряд основополагающих принципов [12].

Указания для документирования аптечной практики

Существуют различные системы и подходы к оценке эффективности проведенных мероприятий. А. Donabedian предлагает использовать для этого следующие показатели (индикаторы) [9]:

  • Структуры — в отношении учреждений, оборудования и персонала.

  • Процесса — в отношении производственной деятельности и микроклимата внутри коллектива.

  • Отдачи — для оценки достижений.

  • Результативности (итогов) — для оценки воздействия проведенных мероприятий на  потребителя (например, на пациента, общество).

Индикаторы структуры — примеры

  • Предоставление в распоряжение посетителей аптеки листовок с информацией по  вопросам здоровья

  • Наличие подходящего места/помещения для проведения тестов

  • Использование только надежных, проверенных материалов

  • Компетентность сотрудников в  вопросах проведения тестов

  • Наличие письменных инструкций по  использованию и обслуживанию оборудования для выполнения тестов

Индикаторы процесса — примеры

  • Выполнение рекомендаций и  инструкций

  • Соблюдение порядка направления к  специалистам

  • Количество жалоб на предоставляемые аптекой услуги по сравнению с количеством услуг

  • Количество жалоб на несовпадения в  консультировании врачом и фармацевтом.

Индикаторы отдачи — примеры

  • Количество мероприятий по  укреплению здоровья с участием аптеки на местном уровне

  • Количество мероприятий по укреплению здоровья с участием аптеки на государственном уровне

  • Количество распространенных листовок

  • Количество участников индивидуальных программ, целью которых является отвыкание от курения

  • Количество выполненных в аптеке тестов

  • Количество клиентов, которым предлагается тестирование

  • Количество отзывов пациентов, участвовавших в деятельности по укреплению здоровья и предупреждению заболеваний

Приложение I содержит несколько примеров форм для ведения такой документации.

Индикаторы исхода (результативности) — примеры

  • Процент участников кампаний по  отвыканию от курения, бросивших курить

  • Количество пациентов, направленных к  врачам общей практики по результатам тестов, проведенных в аптеке.

Деятельность

Ниже приведены примеры видов деятельности по данному направлению НАП, которые могут осуществляться в аптеке. Виды деятельности сгруппированы таким образом, чтобы дать наглядное представление о данном направлении НАП.

Некоторые из вышеупомянутых видов деятельности, возможно, неактуальны для ННГ в настоящее время, но они могут стать стимулом к разработке новой или совершенствованию сложившейся практики.

В табл. В1 также приведены примеры минимальных требований к этим видам деятельности. Каждая страна должна определить свои собственные минимальные требования с учетом местных условий.

Таблица В1

Примеры минимальных требований


Примеры видов деятельности


Примеры минимальных требований

Информация о здоровье:

• Участие в деятельности по укреплению здоровья на местном уровне.

• Участие в деятельности по укреплению здоровья на национальном уровне.

• Аптека должна участвовать за год как минимум в одном мероприятии по укреплению здоровья на местном уровне [13].

• Аптека должна участвовать за год как минимум в одном мероприятии по укреплению здоровья на национальном уровне [13].

Консультирование (медико-санитарное просвещение):

• Индивидуальные консультации.

• Программы отказа от курения (на  индивидуальном уровне или в группе).

• Обучение школьников.

• Аптека должна консультировать отдельных посетителей/больных по их просьбе [13].

Сотрудничество и координация на  местах:

• Консультативные задачи аптеки.

• Обмен информацией и сотрудничество с  местными организациями пациентов.

• Участие в борьбе со СПИДом, например сбор и обмен шприцов и игл.

• Аптека должна по мере надобности участвовать на местном уровне в  деятельности по укреплению здоровья и  предотвращению заболеваний [13].

Скрининг и тесты (вторичная профилактика)*:

• Измерение артериального давления.

• Определение уровня глюкозы в крови.

• Тест на беременность.

• Измерение уровня холестерина.

• Измерение уровня оксида углерода.

• Проведением скрининга и тестов должны заниматься сотрудники, прошедшие соответствующую подготовку [13].

*Скрининг и тесты могут не соответствовать современной аптечной практике. Приведенные ниже примеры можно использовать в качестве образцов.

Требования

В табл. В2 приведены примеры используемых методов и необходимых инструментов для осуществления деятельности по укреплению здоровья и профилактике заболеваний.

Таблица В2

Методы, которые могут быть использованы в работе аптек


Примеры используемых методов


Примеры минимальных требований

• Распространение просветительных листовок медико-санитарного содержания.

• Участие в местных и  общегосударственных кампаниях.

• Передачи по радио и телевидению.

• Продажа книг, видео- и аудиокассет.

• Выставки в помещении аптеки (например, вывешивание плакатов).

• Газетные статьи и пр.

• Лекции (в школах, организациях пациентов и пр.).

• Контроль качества тестов и скрининга.

• Аптека должна использовать как минимум один из методов, упоминаемых в связи с  деятельностью по укреплению здоровья [13].

• В аптеке должны быть рекламные материалы с рекомендациями о том, как бросить курить [14].

• Аптека должна документировать качество инструментов, которые используются [13].

• Письменный информационный материал.

• Проверенный и одобренный образовательный материал.

• Оборудование для выполнения анализов и скрининга.

• Руководство, содержащее протоколы для выполнения тестов.

• Скрининг и тестирование должны проводиться персоналом, прошедшим специальную подготовку [13].


* Продолжение. Начало см. «Еженедельник АПТЕКА», № 30 (351) от 5 августа 2002 г. Список литературы см. там же.

1Табл. 1 и рис. 1–3 относятся к теории качества в целом и могут применяться к любой сфере человеческой деятельности.

Представлен классический цикл, а вернее, классическая спираль повышения качества. Качество любой деятельности можно повысить, используя данный подход. Ставится задача и планируются действия, которые необходимо совершить, чтобы выполнить поставленную задачу (Планировать); деятельность осуществляется по намеченному плану (Делать); производится проверка достигнутых результатов (Проверять); осуществляется оценка достигнутых результатов (Действовать). Затем, если поставлена задача систематического улучшения качества, начинается следующий виток спирали: на основании оценки предыдущих результатов составляется новый план (Планировать) и весь цикл повторяется и т.д..

На рис. 2 изображен традиционный подход к решению проблем качества. Такой подход не обеспечивает систематического совершенствования качества, так как предусматривает лишь одноразовое вмешательство. Поясним это на примере: в безрецептурном отделе аптеки работал фармацевт, который хорошо справлялся со своими обязанностями и к нему не было никаких претензий (т.е. удовлетворял требованиям, которые к нему предъявляли пациенты и руководство аптеки). Качество его работы варьировало в пределах интервала безопасности (ни один человек не может работать одинаково хорошо утром и вечером, когда его что-то беспокоит или он совершенно здоров, т.е. субъективные отклонения всегда есть, но они не должны выходить за определенные рамки). Этот человек был переведен на другую работу, и на его место взяли нового работника. Новый работник не знаком с теми стандартами качества, которые нужны для выполнения данной работы, и работает хуже, чем его предшественник. Относительное качество работы нового сотрудника снижается. К заведующему аптекой поступают жалобы на плохую работу нового сотрудника и он понимает, что нужно что-то предпринять. Нового сотрудника отправляют на курсы повышения квалификации, и после этого качество работы существенно возрастает. Далее события могут развиваться по-разному: либо этот сотрудник переходит на другую работу, на его место приходит другой и история повторяется, либо (нас больше интересует именно такое развитие событий) со временем требования к качеству работы повышаются, и наш сотрудник перестает им соответствовать. Например, пациентов больше не устраивает, что им просто выдают лекарство, не сопровождая это квалифицированной консультацией. Фармацевт не стал работать хуже, он работает так же, как и раньше, но относительное качество его работы постепенно снижается. Чтобы избежать таких ситуаций, используют подход, приведенный на рис. 2. Качество работы постоянно контролируют, разрабатывают план его совершенствования и осуществляют его. Затем план пересматривают и вновь совершенствуют в соответствии с требованиями времени. Фактически на рис. 3 продемонстрировано, как совершенствуется качество работы, если применяется классический цикл совершенствования качества, представленный в табл. 1 на рис. 1.

2 В данном руководстве используется термин «минимальные требования». В других случаях можно применять термин «стандарт». Это зависит от выбранной терминологии.

3 ЕвроФармФорум — орган пан-европейского сотрудничества между национальными фармацевтическими ассоциациями и Европейским региональным бюро Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті