Последипломное обучение: традиции и инновации

В ноябре 2002 г. ректором Киевской медицинской академии последипломного образования им. П.Л. Шупика (КМАПО) назначен доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники, лауреат Государственной премии Украины Юрий Вороненко, победивший в  конкурсе на эту должность. Корреспондент «Еженедельника АПТЕКА» попросил Юрия Васильевича поделиться своими мыслями о сегодняшнем дне академии и о планах ее дальнейшего развития.

p_372_1_130103_Voronenko.jpg (11690 bytes)

Юрий Вороненко, ректор Киевской медицинской академии последипломного образования им. П.Л. Шупика, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники, лауреат Государственной премии Украины

— Расскажите об основных направлениях деятельности КМАПО.

— Это прежде всего подготовка молодых научных кадров. Например, в настоящее время в аспирантуре КМАПО обучаются 112 специалистов. Научный потенциал сотрудников учебного заведения сложно переоценить, достаточно отметить, что в его стенах трудятся 142 доктора и 342 кандидата наук. Многие кафедры расположены в ведущих научных медицинских учреждениях столицы, в том числе на базе 9 институтов АМН Украины. Только в 2002 г. подготовлено и выпущено 9 учебников, 26 учебных пособий, 126 монографий, получено 250 актов внедрения нововведений в различных лечебных учреждениях нашей страны и 38 патентов на изобретения. Сотрудники академии принимают активное участие в выполнении таких известных научных программ, как «Здоровье пожилых людей», «Программа профилактики и лечения артериальной гипертензии в Украине», «Целевая комплексная программа генетического мониторинга в Украине». Кроме того, разрабатываются научные темы по заказу Киевской городской госадминистрации. В академии работает 6 специализированных советов по защите диссертаций, в их обязанности также входит аттестация научных кадров, присуждение научных степеней кандидатов и докторов наук.

Не менее значимое направление — учебная работа. Главной при этом является подготовка врача-специалиста в интернатуре. У нас постоянно учатся несколько сотен интернов по всем специальностям в течение от года до 2 лет. Наивысшая форма повышения квалификации — клиническая ординатура. В настоящее время в ней обучается 124 специалиста. Каждые 5 лет врачи проходят тестирование на подтверждение или повышение категории, а также получают новые знания на предаттестационных циклах обучения. Ежегодно около 10 тыс. специалистов проходят такое обучение в КМАПО. Проводится и так называемое тематическое усовершенствование по отдельным программам: «УЗИ в акушерстве и гинекологии» или «Компьютерная томография». Другой формой учебной работы является специализация. Это когда врач после окончания интернатуры желает приобрести более узкую специальность или его направляют с этой целью с другого места работы. Обучение организовано и проводится не только в столице, но и в регионах. Разрабатывается дистанционная форма обучения и тестирования, цель которой — помочь специалисту самостоятельно оценить недостатки в работе, которые необходимо устранить.

Что касается лечебной работы, проводимой сотрудниками КМАПО. Кафедры академии функционируют в 49 лечебных учреждениях Киева и области, в том числе на базе 12 научно-исследовательских институтов, 8 стоматологических поликлиник, 4 родильных домов. Общее число коек в стационарах, где имеются кафедры КМАПО, превышает 7 тыс. На протяжении года в этих лечебных учреждениях осуществляются консультации более 220 тыс. пациентов, проводится примерно 30 тыс. оперативных вмешательств. Это существенная помощь практическому здравоохранению, тем более если учесть, что консультации и операции выполняют специалисты высокого класса.

Финансово-экономическая деятельность академии обеспечивает материальную базу для научного, учебного и лечебного направлений работы, чтобы в существующих экономических условиях не только выживать, но и развиваться. Ежегодно из государственного бюджета получаем около 8 млн грн., но для нормального функционирования академии требуется как минимум 12 млн грн. Поэтому сотрудникам КМАПО приходится зарабатывать. Так, в 2002 г. было привлечено внебюджетных средств на сумму около 5 млн грн.

— Какие услуги и виды деятельности, предоставляемые сотрудниками академии, являются источником внебюджетных средств или, иными словами, платные?

— КМАПО имеет лицензию на предоставление всех учебных услуг на платной основе, если они являются сверхплановыми. Это, в частности, специализация, клиническая ординатура, аспирантура, обучение иностранных студентов. Например, в настоящее время у нас обучаются 150 специалистов из стран дальнего зарубежья.

— Сейчас достаточное количество врачей и в особенности фармацевтов заняты в  негосударственном секторе. Каков механизм направления их в КМАПО для подтверждения или присвоения категории, повышения квалификации, переквалификации или получения дополнительной специализации?

— Для специалистов государственного сектора здравоохранения механизм отработан в течение долгих лет существования последипломного обучения, и он практически не изменился. Что касается специалистов, работающих в частных и ведомственных структурах, то они обучаются на договорной основе. Руководители таких структур оплачивают обучение сотрудников, изъявивших желание повысить свою квалификацию.

— Существующая процедура аттестации предусматривает обучение специалистов в КМАПО, а затем аттестацию по месту работы. На  ваш взгляд, оправдана ли подобная практика?

— Такой порядок нельзя назвать положительным. По окончании обучения специалисты академии принимают устный экзамен, проверяют практические навыки и проводят тестирование слушателей на компьютере. Специалист, прошедший обучение, получает документ, отражающий результаты экзаменов и тестов. В регионах работают аттестационные комиссии, членами которых могут быть не соответствующие профилю специалисты. Прошедший обучение специалист вновь вынужден подтверждать свои знания и навыки. Это неправильно, надеемся, что ситуацию можно будет изменить.

В последнее время все увереннее заявляют о себе различные профессиональные ассоциации, в том числе ассоциации врачей различных специальностей и фармацевтов. Они принимают участие в определении стандартов качества лечения и медикаментозного обеспечения лечебного процесса. И, наверное, правильным было бы приглашать представителей ассоциаций для участия в аттестационных комиссиях. На наш взгляд (и мы в этом направлении будем работать), рациональнее всего процесс аттестации сделать одноступенчатым с привлечением представителей региональных управлений здравоохранения. Такой подход позволил бы сэкономить время и средства.

— Планируются ли кадровые изменения в академии?

— Изучается деятельность каждого подразделения и отдела, после чего будут приняты определенные решения.

— Сейчас много говорят о кризисе системы образования в странах СНГ, в том числе высшей школы. Как сказалась эта проблема на  медицинском и фармацевтическом образовании в  нашей стране?

— В силу своей инертности и даже некоторой консервативности медицинское образование в Украине осталось на высоком уровне. Даже в наиболее сложные для высшей школы годы (например, середина 90-х), когда экономическая ситуация в стране была очень нестабильной, не отмечено снижения качества медицинского образования. Об этом свидетельствуют многие факты. В частности, не уменьшилось количество иностранных студентов, аспирантов и интернов, что говорит о престиже медицинского образования в нашей стране. Заключены новые договора на прохождение клинической ординатуры, повышение квалификации специалистов из стран бывшего СССР и из других государств. Наших ученых приглашают читать лекции в зарубежные вузы. Ожидалось возможное снижение уровня медицинского образования и были предприняты некоторые превентивные меры. Так, в 2000 г. были введены так называемые лицензионные экзамены для студентов медицинских вузов. Это особый вид экзаменов, практика проведения которых существует в медицинских вузах Европы и США. Всего предусмотрено 3 экзамена, которые сдаются одновременно во всех вузах медицинского профиля, в том числе негосударственных. В ходе этих экзаменов студенты проходят тестирование, с помощью которого определяется уровень знаний в фундаментальных отраслях медицины. Особенно важно то, что оценка результатов не зависит от преподавателей или администрации вуза, поскольку это происходит в Центре тестирования МЗ Украины, что позволяет избежать субъективного подхода к оценке уровня знаний. Завершается внедрение третьего тура таких экзаменов, которые будут проводиться среди врачей-интернов и направлены на оценку их знаний и навыков в оказании неотложной помощи.

Коллектив КМАПО работает над внедрением еще одной новой формы последипломного обучения — резидентуры, которая повысит его качество и сменит привычную интернатуру. Практика учебы в интернатуре предполагает, что выпускник вуза получает распределение в то или иное лечебное учреждение, где работает под руководством опытного врача. Чтобы улучшить свои знания по выбранной специализации, врач-интерн некоторое время проходит обучение на кафедре в медицинском вузе. Получается, что вуз отвечает за качество подготовки специалиста, но на самом деле он бывает в вузе небольшое количество учебного времени. В лечебных учреждениях не всегда создаются должные условия для повышения профессиональных знаний и навыков. Резидентура предусматривает, что специализацию проходят непосредственно на кафедре, клинической базе вуза под руководством преподавателя, отвечающего за качество обучения. Различие в экономическом плане заключается в том, что вместо зарплаты врача-интерна лечебного учреждения обучающийся получает стипендию в вузе.

Только в 2002 г. в КМАПО разработано около 100 учебных программ, соответствующих мировым требованиям в области медицинского и фармацевтического последипломного образования.

— Как решается вопрос финансового обеспечения и, в частности, заработной платы преподавателей КМАПО?

— Вопрос финансового обеспечения был особенно болезненным в 1995–1997 гг., когда выплату заработной платы преподавателям задерживали, да и уровень оплаты столь квалифицированного труда был очень низким. Тогда для спасения вузов было принято решение привлечь для их финансирования внебюджетные средства. Были проведены маркетинговые исследования, результаты которых подтвердили, что без ущерба для отечественной медицины можно практически вдвое сократить государственный заказ на подготовку специалистов, поскольку средства на его обеспечение выделялись в размере примерно 30% от потребности, и принять на освободившиеся места студентов по контракту, которые оплачивали бы свое обучение. Эта мера на определенном этапе помогла сохранить медицинские вузы. В настоящее время мы стремимся к восстановлению количества студентов, обучаемых в рамках государственного заказа.

— Существует мнение, что уровень знаний «контрактников» уступает таковому студентов, обучаемых бесплатно…

— Такое мнение имело под собой основания в те годы, когда система платного обучения только начинала внедряться. Тогда «контрактников» было немного, и вузы были заинтересованы в них, поскольку от их количества зависело финансовое благополучие вуза. В настоящее время ситуация изменилась. Примерно 50% студентов учится по контракту, и руководство вуза может отчислять неуспевающих не опасаясь, что это повлияет на финансовую стабильность учебного заведения. Сами «контрактники» заметили изменение отношения к себе и стали более ответственно относиться к учебе. Об этом свидетельствуют, например, результаты лицензионных экзаменов, о которых говорилось выше: качество знаний «контрактников» и студентов, обучающихся бесплатно, уже не отличается.

— Какие проблемы предстоит решить академии в ближайшее время?

— Прежде всего необходимо активизировать международные связи. В настоящее время создается веб-сайт КМАПО, с помощью которого можно будет представлять вуз за пределами нашей страны. Для нас важен доступ в Интернет, поскольку это позволяет научным работникам, преподавателям и студентам пользоваться различными источниками информации, быть в курсе последних достижений науки.

Важно также развитие материальной базы. Необходимо постоянно обновлять учебное, лечебное и диагностическое оборудование, улучшить условия жизни в общежитии, оснащение научно-исследовательской лаборатории, потенциал которой недостаточно используется из-за недостатка современного оборудования.

— Расскажите, пожалуйста, о себе.

— Родился я на Черниговщине в семье сельских учителей, в 1967 г. окончил школу с золотой медалью и поступил в Киевский медицинский институт (сейчас — Национальный медицинский университет им. А.А. Богомольца), который с отличием окончил в 1973 г. Поступил в аспирантуру при кафедре социальной гигиены организации здравоохранения. Именно с этой кафедрой долгие годы неразрывно была связана моя жизнь — здесь я прошел путь от лаборанта до профессора, заведующего кафедрой. Работал в Министерстве здравоохранения, совмещая заведование кафедрой с должностью начальника главка, занимавшегося наукой и медицинским образованием.

— Какие качества вы считаете главными в человеке, выбравшем профессию врача или фармацевта?

— Порядочность и профессионализм — от этого зависит все.

— Чем вы любите заниматься в  свободное время?

— Свободного времени у меня очень мало. Люблю путешествовать, собирать грибы, водить автомобиль и осваивать что-то новое на компьютере.

Виктория Матвеева
Фото Евгения Кривши

СПРАВКА «ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА АПТЕКА»

Киевская медицинская академия последипломного образования им. П.Л. Шупика — одно из первых учебных и научных учреждений нашей страны, основанное в недолгий период провозглашения украинской государственности во главе с гетманом П. Скоропадским. Клинический институт для усовершенствования врачей (первоначальное название КМАПО) был основан в ноябре 1918 г., а у его истоков стоял Союз киевских врачей. 14 мая 1919 г. институт был национализирован как «высшее учебно-научное и лечебное учреждение, показательное для всей Украины». В это время были созданы первые кафедры института: офтальмологии, акушерства и гинекологии, педиатрии. Уже в первые 10 лет своего существования институт превратился в крупное научное и учебное учреждение, в котором прошел обучение каждый четвертый врач Украины.

Специализированные кафедры — технологии лекарств, а также фармацевтической химии и фармакогнозии — были созданы в 1938–1939 гг. и первоначально входили в состав Киевского института подготовки и переподготовки фармацевтических кадров, а впоследствии стали основой фармацевтического факультета Киевского института усовершенствования врачей. При этих кафедрах организованы аспирантура и  докторантура, сотрудниками кафедр ведутся научные исследования и практические разработки лекарственных средств.

Согласно постановлению Кабинета Министров Украины № 498 от 13.05.1996 г. на базе Киевского государственного института усовершенствования врачей создана Киевская медицинская академия последипломного образования, которой в 1998 г. присвоено имя выдающегося украинского ученого П.Л. Шупика.

В настоящее время в состав КМАПО входит 66 кафедр. По результатам государственного рейтинга деятельности медицинских вузов академия заняла второе место после Национального медицинского университета им. А.А. Богомольца.

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Інші статті розділу


Останні новини та статті