Оценка населением России медицинских услуг

В России предыдущий год ознаменовался многочисленными инициативами относительно реформирования системы здравоохранения, направленного на повышение уровня доступности медицинских услуг для населения. Прежде всего, это введение единых стандартов медицинской помощи, которые должны повысить общий по стране уровень лекарственной терапии. О том, как воспринимает население России происходящие изменения, пойдет речь далее. Материал подготовлен на основании данных проекта по изучению конечных потребителей лекарственных средств HealthIndex компании Synovate Comcon.

Synovate ComconМЕТОДОЛОГИЯ

Исследовательский проект по изучению конечных потребителей лекарственных средств HealthIndex компании Synovate Comcon реализуется на базе общенационального исследования потребителей товаров и услуг «Российский индекс целевых групп». Выборка исследования охватывает городское население России: около 28 тыс. респондентов в год (около 14,8 тыс. домохозяйств) в 50 городах (с населением от 100 тыс. человек). Генеральная совокупность — 62,5 млн человек.

ОМС И ДМС

Обращаемость в лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ) по программам обязательного (ОМС) и дополнительного медицинского страхования (ДМС) является важным показателем востребованности профессионального медицинского сервиса. В рамках проекта была динамически оценена обращаемость населения в ЛПУ по программам ОМС и ДМС в I кв. 2012 г. по сравнению с I кв. 2010 г. Так, доля населения, обращающегося в поликлиники по месту жительства (ОМС), сократилась на 10% (рис. 1). При этом незначительно увеличилась доля тех, кто обращается в поликлиники по полису ДМС (до 2,8%). Также повысился удельный вес тех, кто посещает знакомого врача. Однако эти показатели остаются очень низкими по стране в целом.

Рис. 1
 Обращаемость населения в ЛПУ по программам ОМС и ДМС
Обращаемость населения в ЛПУ по программам ОМС и ДМС

В большей степени увеличение доступности сервиса ДМС отмечают среди населения городов-миллионников (до 4,4%). Доля россиян, пользующихся услугами ДМС среди работающих в трудоспособном возрасте, также несколько возросла. При этом зафиксировано увеличение пенетрации сервиса среди неработающих (до 1,3%), связанное с расширением корпоративных программ медицинского страхования для членов семей.

Население России по-прежнему достаточно критично относится к уровню сервиса ЛПУ. На графике наглядно представлено различие в уровне удовлетворенности сервисом среди посещающих поликлиники по программам ОМС и ДМС (рис. 2). Респонденты чаще всего удовлетворены уровнем сервиса ЛПУ по программе ДМС. По данным опроса, по сравнению с 2010 г. существенных изменений в оценке сервиса ЛПУ по программам ОМС не произошло.

Рис. 2
 Оценка уровня удовлетворенности сервисом ЛПУ среди посещающих поликлиники по программам ОМС и ДМС
Оценка уровня удовлетворенности сервисом ЛПУ среди посещающих поликлиники по программам ОМС и ДМС

Целью модернизации системы ОМС является гарантированное обеспечение бесплатной медицинской помощи надлежащего качества. В I кв. 2012 г. были получены данные об оценке россиянами изменений по основным направлениям модернизации. Наибольшая доля респондентов отмечают положительные сдвиги в оснащенности поликлиник диагностическим оборудованием (19% в России в целом, 21% — в Москве). Примечательно, что в Москве позитивная оценка модернизации выше общероссийской. В то же время подавляющее большинство опрошенных (75%) вообще не замечают каких-либо изменений (рис. 3).

Рис. 3
 Оценка изменения различных сервисов в рамках программы ОМС (среди посещавших врачей в течение последнего года)
Оценка изменения различных сервисов в рамках программы ОМС (среди посещавших врачей в течение последнего года)

Готовность населения России платить за медицинские услуги оценивалась по субъективной возможности оплачивать высококлассный сервис, и по фактическим расходам в течение 2011 г. 22% респондентов готовы платить за рекомендации врачей-специалистов (рис. 4), по факту 11% населения России в возрасте старше 16 лет пользовались платными консультациями врачей, в среднем расходы обратившихся составили почти 2500 руб. (около 630 грн.). 26% респондентов готовы оплачивать диагностические услуги, по факту также 11% делали платные анализы, средние расходы составили 2553 руб. (около 640 грн.). 30% респондентов отметили готовность лично оплачивать операции, при этом в течение 2011 г. фактически платили за оперативные услуги 7% опрошенных, потратив в среднем 9170 руб. (около 2300 грн.).

Рис. 4
 Готовность лично платить за высококлассные медицинские услуги
Готовность лично платить за высококлассные медицинские услуги

Таким образом, преимущественное количество россиян посещают ЛПУ по программе ОМС по месту жительства (67,5%). Чаще, чем по программе ДМС (2,8%), жители РФ посещают знакомого врача (5,2%). В I кв. текущего года отмечено повышение доступности сервиса ДМС среди населения городов-миллионников.

Около 80% населения России оценивают уровень сервиса и оказания медицинских услуг по программе ОМС в поликлиниках полностью или частично удовлетворительно. В большинстве случаев они больше удовлетворены работой ЛПУ по программе ДМС.

При этом каждый четвертый россиянин заявляет о готовности платить за высококлассные медицинские услуги и улучшенный сервис. Каждый десятый житель России в 2011 г. уже платил за оперативную медицинскую помощь, анализы или консультации врачей-специалистов.

Почти 7 тыс. респондентов в 50 городах России больше всего не нравится отсутствие в поликлиниках нужных врачей-специалистов — 27% респондентов отметили, что не удовлетворены наличием требуемых медицинских работников. Еще 19% опрошенных выразили недовольство работой регистратуры и диагностических кабинетов.

Больше всего россиян устраивает качество и скорость работы лабораторий — это отметили наибольшее число респондентов (84%, из которых 34% — удовлетворены и 50% — частично удовлетворены). По данным опроса, по сравнению с I кв. 2010 г. существенных изменений в оценке сервиса ЛПУ по программам ОМС не выявлено.

P.S.

В текущем году в России продолжается программа модернизации здравоохранения, рассчитанная на 2 года. Общий объем финансирования составляет 620 млрд руб., в том числе из бюджета Фонда обязательного медицинского страхования в размере 460 млрд руб. В 2011 г. на реализацию региональных программ модернизации здравоохранения РФ в бюджете фонда было предусмотрено 190,4 млрд руб.

Модернизация здравоохранения предусмат­ривает укрепление материально-технической базы ЛПУ, развитие информатизации системы здравоохранения, внедрение современных технологий и стандартов оказания медицинской помощи.

Однако, как показали результаты исследования, несмотря на реформу модернизации здравоохранения Российской Федерации большинство опрошенных россиян в I кв. 2012 г. не заметили каких-либо изменений в сервисе программы ОМС в лучшую сторону.

Как сообщается на сайте ria.ru, в июле 2012 г. Вероника Скворцова, министр здравоохранения России, сообщила, что министерство здравоохранения не планирует сокращать число бесплатных медицинских услуг. До 2015 г. планируется сохранить весь их спектр по новым стандартам оказания медицинской помощи и создать к 2015 г. бездефицитную финансовую систему федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Кроме того, министерство здравоохранения РФ планирует разрабатывать параллельную с ОМС систему здравоохранения, которая давала бы возможность получения медицинских услуг экстракачества, не включенного в стандарты для широких слоев населения. По словам министра, сегодня 10–11% населения России имеют возможность оплачивать услуги экстракачества через систему ДМС, либо самостоятельно доплачивая за различные медицинские услуги.

Министерство здравоохранения РФ планирует разработать финансовый механизм оплаты медицинских услуг экстракачества. Как сообщила министр, сейчас на рассмотрении находится несколько механизмов, которые в сентябре будут представлены главе правительства в рамках обсуждения финансово-экономического модели здравоохранения. Так, рассматриваются различные варианты, в том числе и семейные накопительные счета в здравоохранении с возможностью кредитовать у государства и далее погашать задолженность.

По словам В. Скворцовой, каждый механизм имеет свои плюсы и минусы, поэтому с 2014 г. министерство намерено в отдельных регионах внедрить несколько пилотных проектов, которые позволили бы выбрать самую «жизнеспособную» модель. Глава минздрава РФ признала, что внедрить такую систему будет непросто, учитывая «неверие населения в справедливость накопительных платежей». Кроме того, для того чтобы механизм работал, необходим достаточно высокий уровень доходов россиян. Поэтому реализацию этой системы решено начать не ранее 2015 г., когда, согласно прогнозам экспертов, уровень заработной платы в России должен повыситься.

Таким образом, не исключено, что россиянам будет предоставлена возможность на законных основаниях заплатить за медицинские услуги более высокого качества.

По материалам пресс-релиза
компании Synovate Comcon;
ria.ru; www.ria-ami.ru;
www.remedium.ru
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Цікава інформація для Вас:

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті