Возможные изменения в порядке проведения государственных закупок

08 Жовтня 2012 12:29 Поділитися
2 октября 2012 г. Верховной Радой Украины в первом чтении был принят законопроект «О внесении изменений в Закон Украины «Об осуществлении государственных закупок» (регистрационный № 11100) (далее — законопроект), инициатором которого является КМУ. Документ разработан во исполнение поручения Президента Украины от 03.05.2012 г. № 18620/0/1-12.

Согласно законопроекту абзац 2 части 2 ст. 16 Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок» предлагается дополнить словами «в том числе собственных производственных мощностей и/или центров обслуживания на территории Украины». Данное положение будет выглядеть так:

Действующая редакция части 2 ст. 16 Закона Украины«Об осуществлении государственных закупок» Предлагаемая редакция части 2 ст. 16 Закона Украины«Об осуществлении государственных закупок»
Заказчик может устанавливать такие квалификационные критерии: наличие оборудования и материально-технической базы; Заказчик может устанавливать такие квалификационные критерии: наличие оборудования и материально-технической базы, в том числе собственных производственных мощностей и/или центров обслуживания на территории Украины;

Возможные изменения в порядке проведения государственных закупокВ законопроекте предлагается внедрить такой квалификационный критерий на срок до 3 лет (до 31.12.2015 г.). Таким образом, его использование будет соответствовать общему курсу государства на развитие концепции импортозамещения, несмотря на то, что сама концепция как отдельный документ так и не была утверждена.

Следует отметить, что введение такого квалификационного критерия в существующей редакции несет риск относительно невозможности участия в конкурсных торгах зарубежных производителей продукции, в частности лекарственных средств, которые не имеют собственных производственных мощностей и/или центров обслуживания в Украине. Также к торгам могут быть не допущены компании, которые заказывают производство лекарственных средств на условиях контрактного производства. Схемы контрактного производства зачастую предполагают, что производитель, предоставляющий свои мощности для выпуска определенной продукции, может не иметь права распоряжаться готовой продукцией в связи с ограниченными правами, предоставляемыми заказчиком. В то же время заказчик контрактного производства не имеет собственных мощностей, что, согласно данному критерию, ограничивает его в возможности относительно участия в государственных тендерах.

Часть 1 ст. 5 Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок» предусматривает, что отечественные и зарубежные производители принимают участие в конкурсных торгах на равных условиях. Использование анализируемого квалификационного критерия фактически может быть направлено на нарушение данного принципа.

Кроме того, принятие предложенных изменений порядка проведения государственных закупок способно привести к нарушению обязательств Украины в рамках ее присоединения ко Всемирной торговой организации (ВТО), а именно — положений Генерального соглашения по тарифам и торговле от 30.10.1947 г., которое является неотъемлемой частью соглашения об основании ВТО и обязательным для всех ее членов. В частности, такие изменения могут ограничить свободную конкуренцию. Согласно п. 1 ст. III Генерального соглашения по тарифам и торговле стороны признают, что внутренние налоги, другие сборы и законы, правила и требования, которые касаются внутренней продажи, покупки, транспортировки, распределения и использования товаров, а также правила внутреннего количественного регулирования, устанавливающие требования относительно смешивания, переработки и использования товаров в определенном количестве и пропорциях, не должны применятся к импортированным или отечественным товарам таким образом, чтобы защищать отечественного производителя.

В свою очередь, п. 4 данной статьи предусмотрено, что товарам, происходящим с территории какой-либо страны — участницы ВТО, импортированным на территорию какой-либо другой страны — участницы ВТО, должен предоставляться режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставляется аналогичным товарам отечественного производства, относительно всех законов, правил и требований, которые касаются внутренней продажи, предложения относительно продажи, покупки, транспортировки, распределения или использования товаров.

Интересно, что при подписании в 2008 г. протокола о вступлении в ВТО Украина автоматически не взяла на себя обязательств, предусмотренных соглашением о государственных закупках (указаны в приложении 4 к соглашению об основании ВТО). Однако согласно распоряжению КМУ № 1570-р, которым утвержден план первоочередных мер по выполнению обязательств Украины в рамках членства в ВТО, предусмотрено начало переговоров относительно присоединения Украины к соглашению о государственных закупках. Таким образом, можно сделать вывод, что несмотря на то, что само соглашение о государственных закупках на сегодня формально не принято Украиной, в связи со вступлением в ВТО и разработкой последующих мер по выполнению обязательств, взятых в рамках такого членства, КМУ все-таки взял курс на приведение национальных процедур и нормативно-правовых актов в соответствие с принципами, заложенными в соглашении о государственных закупках ВТО. Логично предположить, что такой курс подразумевает, что государство при разработке новых внутренних законодательных актов будет принимать во внимание нормы и подходы, предусмотренные указанным соглашением. Обращаем внимание на то, что этот документ содержит ст. 3, согласно части 1 которой относительно всех законов, нормативных актов, процедур и практики, касающихся государственных закупок, каждая из сторон должна без колебаний и безусловно относительно товаров, услуг и их поставщиков обеспечить режим, не менее благоприятный, чем:

  • тот, который предоставляется национальным товарам, услугам и поставщикам;
  • тот, который предоставляется товарам, услугам и поставщикам любого другого государства.

При этом часть 2 этой же статьи предусматривает, что относительно всех законов, нормативных актов, процедур и практик, которые касаются государственных закупок, каждая сторона должна гарантировать, что:

  • ее закупочные организации не будут создавать поставщику, учрежденному в стране, являющейся стороной — участницей соглашения о государственных закупках ВТО, режим менее благоприятный, чем тот, который предоставляется другому поставщику, учрежденному в этой же стране, на основании степени иностранной принадлежности или собственности;
  • ее закупочные организации не будут создавать дискриминационного режима поставщикам, учрежденным в этой стороне — участнице соглашения о государственных закупках ВТО, на основании страны производства товара или услуги, которая предоставляется, при условии, что страна производства продукции является стороной этого соглашения в соответствии с положениями ст. 4 этого документа.

Однако использование квалификационного критерия, заложенного в анализируемом законопроекте, может поставить зарубежных участников государственных закупок в неравные условия с отечественными, что фактически противоречит принципам, предусмотренным в соглашении о государственных закупках ВТО, а также положениям Генерального соглашения по тарифам и торговле.

Не менее настораживающим фактором является использование в законопроекте такого понятия, как «центры обслуживания», которое в данный момент не урегулировано законодательством и может толковаться по-разному. Если речь идет о сервисном обслуживании, то этот критерий имеет особое значение для производителей медицинской техники и изделий медицинского назначения, поскольку именно в отношении их продукции возможно сервисное обслуживание. Однако, принимая во внимание специфику поставок при государственных закупках, этот критерий может быть воспринят в значении «необходимости иметь специальные логистические центры обслуживания», что в случае централизованных закупок позволит осуществлять логистические операции во всех регионах. Наличие такого критерия способно существенно ограничить возможность участия некоторых игроков рынка в государственных закупках.

В целом необходимо отметить, что указанные ограничения, на наш взгляд, не способствуют развитию конкурентной среды в этом сегменте, а значит — и снижению цен на указанные продукты в рамках государственных закупок. Учитывая вышеизложенное, мы считаем, что данный законопроект требует доработки с учетом требований действующего законодательства Украины и международных норм, предусмотренных соглашением об основании ВТО.

Лана Синичкина,
советник Адвокатского объединения «Arzinger»

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті