Горячая точка: 5-я Ежегодная международная конференция Института Адама Смита «Украинский фармацевтический форум»

15–17 октября 2012 г. в отеле «Интерконтиненталь» состоялась 5-я Ежегодная международная конференция Института Адама Смита «Украинский фармацевтический форум», которая уже не первый год является платформой для общения топ-менеджмента ведущих фармацевтических компаний, дистрибьюторов лекарственных средств и аптечных сетей, работающих на рынке Украины. Кроме того, в конференции приняли участие представители регуляторных органов, профильных общественных организаций, а также юристы и специалисты в сфере аналитики. В рамках мероприя­тия участники обсудили актуальные вопросы, обменялись мнениями с коллегами, получили возможность наладить деловые коммуникации, а оживленные дискуссии позволили хотя бы на йоту приблизиться к решению некоторых проблем украинской системы здравоохранения.

В прошлом году организаторами конференции «Украинский фармацевтический форум» была учреждена традиция начинать мероприя­тие с фокус-дня, темой которого в этом году стало широко обсуждаемое в последнее время регулирование цен на фармацевтическом рынке Украины.

Так, о польском опыте внедрения реимбурсации и референтного ценообразования на лекарственные средства рассказал Кристоф Ланда, парт­нер «HTA Audit» Nowicki. Докладчик уделил внимание как базовым аспектам применения подходов внешнего и внутреннего референтного ценообразования, так и указал на нюансы, о которых важно помнить при создании корректной системы. В частности, он акцентировал внимание присутствующих на том, что в Польше ценовое регулирование затрагивает только реимбурсируемые препараты, а объем возмещения их стоимости определяется на основе многоуровневого анализа с привлечением метода оценки медицинских технологий (Health technology assessment — HTA). Для проведения такого анализа созданы специальные учреждения при министерстве здравоохранения Польши, на базе отчетов которых и принимаются решения о включении препарата в список реимбурсируемых лекарственных средств, а также об объеме возмещения. Польская система реимбурсации предполагает возмещение стоимости препаратов на уровне 100, 70 и 50%. Для остальных препаратов процесс цено­образования является свободным. Следует отметить, что система референтного ценообразования в Польше включает подходы как внешнего, так и внутреннего референтного ценообразования. В отношении системы внешнего референтного ценообразования К. Ланда указал на ряд особенностей, которые необходимо учитывать при ее создании, а также преимущества, которые она дает для государственной системы здравоохранения. Так, данный подход может приводить к отсрочке выведения на рынок лекарственных средств. Кроме того, могут возникать сложности в процессе сравнения цен в референтных странах, если эта оценка проводится на базе розничной стоимости препаратов. К. Ланда также отметил, что при разработке референтного цено­образования целесообразно использовать рекомендации ВОЗ в этом отношении.

О системе ценообразования на лекарственные средства в Латвии и позиции властей в отношении системы реимбурсации рассказала Дайга Бехмане, консультант по вопросам систем управления в фармации, член правления Латвийской ассоциации фармако­экономики. Д. Бехмане отметила, что разработка системы ценообразования и реимбурсации в Латвии проводилась в рамках общегосударственной стратегии. В Латвии цена препарата, который впервые выходит на рынок, устанавливается производителем с учетом своих затрат и ситуации на рынке. При этом уровень оптово-розничной наценки находится в пределах 7–10%, а розничной — 24–30%. Список реимбурсируемых препаратов, который насчитывает более 1400 позиций, в Латвии пересматривается каждые 180 дней, а уровень их возмещения определяется на базе фармакоэкономической оценки с учетом стоимости препарата в референтных странах. В зависимости от группы, к которой отнесен препарат в рамках этого списка, его стоимость может возмещаться на уровне 100; 75; 50%. Сегодня Латвия активно гармонизирует свое законодательство в этой сфере с нормативно-правовой базой ЕС. В своем докладе Д. Бехмане сделала акцент на необходимости учитывать финансовые возможности государственного бюджета в разрезе реимбурсации стоимости лекарственных средств. Это обусловлено ограниченными средствами государственного бюджета Латвии. Именно поэтому подходы, применяемые в этой стране, могут быть полезными и для Украины. Д. Бехмане отметила, что важно учитывать соотношение таких показателей, как фармацевтическая и экономическая эффективность препарата, особенно в разрезе влияния расходов на возмещение данного лекарственного средства на государственный бюджет. Кроме того, при выборе референтных стран следует отдавать предпочтение государствам со сходными системами реимбурсации и цено­образования.

Доротея Новак-Госарич, секретарь министерства здравоохранения Словении, рассказала о сложном пути, который пришлось преодолеть Словении на пути создания системы реимбурсации лекарственных средств. В частности, реформы в сфере ценообразования на лекарственные средства стартовали в Словении еще в 2001 г., однако вопреки ожиданиям это привело к повышению цен. Одной из причин этой неудачи, по мнению Д. Новак-Госарич, было отсутствие взаимодействия между государственными органами, играющими ключевую роль в этом процессе. Однако уже к 2007 г. эту проблему удалось решить и создать интегрированную стратегию, которая позволила достичь желаемых результатов.

Сегодня в Словении создана система обязательного медицинского страхования, а также достаточно развита система дополнительного частного страхования. Референтные цены устанавливаются на рецептурные препараты и лекарственные средства, применяющиеся в медицинских учреждениях. При этом устанавливается предельная цена, превышать которую запрещено. До 90% в списке реимбурсируемых препаратов составляют генерики. В отношении цены каждого патентованного препарата проводятся переговоры. Список реимбурсируемых препаратов пересматривается с периодичностью 1 раз в полгода, а цены на них — 1 раз в 2 мес. При этом около 2/3 препаратов, приобретенных в рамках системы реимбурсации, являются генерическими. Сегодня взвешенный подход к созданию системы референтного ценообразования и реимбурсации позволил Словении несколько сократить свои расходы на здравоохранение.

В качестве референтных стран в Словении выбраны Германия, Франция и Австрия. При этом для генериков стоимость определяется на уровне 72% средней стоимости препарата в референтных странах. Среди прочего Д. Новак-Госарич отметила, что для разработки корректной системы внешнего референтного ценообразования большое значение приобретает сотрудничество с регуляторными органами референтных стран, что позволяет оперативно отслеживать изменения цен, а также учитывать при расчетах структуру их формирования.

Таким образом, как отметил, подводя итоги, модератор сессии Юрий Савко, исполнительный директор Ассоциации производителей инновационных лекарственных средств «АПРАД», референтное ценообразование не может служить инструментом регулирования цен на лекарственные средства, тем более — при отсутствии системы реимбурсации. В то же время при выборе референтных стран необходимо учитывать их схожесть — доход на душу населения, структуру и приоритеты системы здравоохранения и др. Огромное значение в реализации реформ системы здравоохранения имеет партнерство государства и бизнеса. Постоян­ный диалог между регуляторными органами и профессиональными ассоциациями позволит избежать непростительных ошибок при разработке и внедрении новых регуляторных инициатив, поскольку главной целью такого диалога является обеспечение благополучия и интересов пациента. Говоря о создании эффективных систем референтного ценообразования и реимбурсации, следует понимать важность внедрения современных методов HTA-анализа.

Логичным продолжением темы ценового регулирования стал доклад представителя украинских регуляторных органов Владимира Бортницкого, начальника информационно-аналитического управления Государственной службы Украины по лекарственным средствам (Гослекслужба). Докладчик отметил, что в большинстве стран — членов ЕС цены на лекарственные средства подлежат жесткому регулированию со стороны государства. При этом в большинстве из них стоимость генерических препаратов привязывается к цене оригинальных и определяется на уровне 20–80% их стоимости. При этом переговоры с производителями о стоимости генериков не ведутся. Также В. Борт­ницкий сообщил об общепринятых международных практиках, которые послужили основой для запуска в Украин­е пилотного проекта по внедрению государственного регулирования цен на лекарственные средства для лечения лиц с гипертонической болезнью (далее — Пилотный проект). Докладчик отметил, что в процессе формирования подхода к ценовому регулированию представители Гослекслужбы постарались комп­лексно подойти к решению задачи. Кроме того, В. Бортницкий акцентировал внимание на том, что внедряемые подходы в отношении ценового регулирования в будущем должны стать основой для формирования системы реимбурсации.

Тему с точки зрения профильного министерства продолжил Дмитрий Подтуркин, советник министра здраво­охранения Украины. Он рассказал об особенностях украинского фармацевтического рынка, которые осложняют внедрение системы регулирования цен на лекарственные средства. Также Д. Подтуркин выразил сомнение в отношении эффективности реализации Пилотного проекта и предложил рассмотреть возможность применения микроэкономических подходов в аспекте ценового регулирования взамен применяемых сегодня макроэкономических, таких как предельные цены и ограничение наценки.

Так, среди возможных инструментов ограничения цен на лекарственные средства Д. Подтуркин назвал оптимизацию себестоимости продукта путем, например, минимизации стоимости входа препарата на рынок и снижения затрат на его обращение. Также большое значение в этом аспекте имеет доработка законодательства в сфере патентной защиты. Он отметил, что затраты на обращение лекарственного средства можно снизить, отказавшись от вложений в его рекламу, переориентировав эти средства на социальные проекты.

Точку зрения общественных организаций в контексте государственного регулирования цен на лекарственные средства представила Татьяна Котляр, глава Общественного совета при Государственной службе Украины по лекарственным средствам, обратив внимание присутствующих на необходимость унификации и упрощения законодательной базы с целью снижения вероятности возникновения в ходе деятельности субъектов рынка противоречий и путаницы, как это наблюдается сегодня. Так, она отметила целесообразность замены 4 перечней лекарственных средств, подлежащих ценовому регулированию, на единый — оптимальный и уменьшенный.

Сессия завершилась активной дискуссией. Среди прочего вопросы вызвали значительно отличающиеся позиции Гослекслужбы и МЗ Украины в отношении подходов по внедрению системы ценового регулирования на лекарственные средства. В ходе дискуссии Д. Подтуркин отметил поспешность внедряемых регуляций в данной сфере и предупредил, что излишнее регуляторное давление может привести к тому, что оценка результатов Пилотного проекта значительно усложнится из-за большого количества неконтролируемых факторов, влияющих на итог. Также он подчеркнул, что согласно его собственной позиции необходимо было еще до внедрения проекта создать модель Пилотного проекта. В. Бортницкий отметил, что дальнейшие действия в отношении пилотного проекта будут зависеть от результатов анализа, который запланирован на период с 1 января по 1 апреля 2013 г., и уже затем будет приниматься решение о расширении (или нет) действия проекта.

Субъекты рынка получили возможность поделиться своими мнениями о проблемах ценового регулирования в рамках сессии «Взгляд со стороны бизнеса», модератором которой выступил Виктор Пушкарев, региональный директор в России, Украине и СНГ компании «Орион Корпорейшн» (Финляндия).

Виталий Гордиенко, глава представительства «Абботт Лабораторис С.А.» в Украине, рассмотрел возможные последствия внедрения ценового регулирования для всех заинтересованных сторон — государства, бизнеса, врачей и, конечно же, пациентов. В этом контексте он отметил, что суть проблемы в этом вопросе состоит в том, чтобы найти оптимальное решение, которое удовлетворило бы всех.

Одним из путей удешевления лекарственных средств в России, а с недавнего времени — и в Украине, рассматривают локализацию их производства. Неожиданные данные представил Иван Глушков, заместитель генерального директора «STADA CIS», который рассказал о финансовых последствиях локализации производства лекарственных средств на примере России и поделился своими расчетами в отношении этого вопроса для Украины. В частности, он акцентировал внимание на том, что локализация не дает ожидаемого снижения себестоимости лекарственных средств. Это связано с тем, что экономия фонда заработной платы, отмечаемая в Украине по сравнению со странами Восточной Европы, не покрывает увеличения расходов на закупку сырья и организацию производства. В этих условиях сложно выйти даже на те показатели себестоимости, которые имели место в странах Восточной Европы. Достижение таких результатов И. Глушков связал с увеличением объем­а производства, однако это ставит перед фармацевтическими компаниями другие проблемы.

Елена Попова, директор по регуляторным вопросам и политике в области здравоохранения Aссоциации международных фармацевтических производителей (AIPM), поделилась российским опытом ценового регулирования в отношении лекарственных средств, входящих в список жизненно важных и необходимых лекарственных препаратов (ЖНВЛП), который объединяет порядка 600 международных непатентованных наименований.

Александр Суходольский, директор по стратегическому развитию «БаДМ», отметил, что большое количество нововведений в сфере ценообразования на лекарственные средства привело к ситуации, когда большинство субъектов рынка не понимают, как их внедрять, и не успевают сделать это в срок, что может закончиться нарушением законодательства и, соответственно, жесткими санкциями.

В целом все участники дискуссии сошлись во мнении, что сейчас возникла острая необходимость наладить эффективный диалог между представителями бизнеса и регуляторными органами, и в этом свете знаковым является данное мероприятие, которое позволило собрать вместе не только субъектов фармацевтического рынка, но и представителей регуляторных органов.

Виталий Омельяновский, председатель Экспертного совета по здравоохранению Комитета Совета Федерации по социальной политике, член аналитического центра при правительстве РФ, отметил значимость процесса стандартизации в ходе формирования системы референтного ценообразования. Он подчеркнул, что ценовое сравнение возможно только для препаратов, произведенных по одним и тем же стандартам качества.

О регуляторной политике государства в фарминдустрии рассказал председатель Государственной службы Украины по лекарственным средствам Алексей Соловьев. Он отметил, что большое внимание уделяется таким вопросам, как изменение таможенной классификации лекарственных средств, внедрение надлежащей производственной и дистрибьюторской практики, лицензирование импорта лекарственных средств. С ноября 2011 г. введена уголовная ответственность за производство и распространение фальсифицированных лекарственных средств. На законодательном уровне закреплены стандарты надлежащей производственной практики (GMP) для всех оте­чественных и зарубежных производителей лекарственных средств, что позволяет обеспечить более жесткий контроль за соблюдением требований GMP. С 1 января 2013 г. на украинский фармацевтический рынок будут допускаться только те лекарственные средства, которые произведены в соответствии со стандартами GMP, а с 1 марта 2013 г. вводится обязательное лицензирование импортеров лекарственных средств.

Имплементация европейских норм в отечественное законодательство позволила Гослекслужбе Украины с 1 января 2011 г. стать членом Международной системы взаимодействия фармацевтических инспекций — PIC/S (Pharmaceutical Inspection Cooperation Scheme), которая объединяет 39 стран. Розничный рынок лекарственных средств Украины сейчас представлен 117 национальными производителями, которые в 2011 г. реализовали 775 млн упаковок лекарств на сумму 6 млрд грн., и 850 зарубежными компаниями, реализовавшими 426 млн упаковок лекарственных средств на сумму 17 млрд грн.

Система реализации представлена 300 оптовыми компаниями, из них 5 обеспечивают 90% поставок в аптечные учреждения. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки препарата отечественного производства — 8 грн., зарубежного — 39 грн. В Украине допущено к обращению свыше 13 тыс. лекарственных средств, большинство из которых представлены генерическими и традиционными препаратами.

А. Соловьев подчеркнул, что сегодня доля украинских производителей на фармрынке составляет около 65% объема аптечных продаж лекарственных средств в натуральном выражении. По данным государственного реестра, в обороте находится около 8,5 тыс. наименований зарубежных лекарственных средств, из них на территории стран с жесткой регуляторной политикой производится лишь 3,6 тыс. наименований. С 1 января 2013 г. ожидается запрет ввоза на территорию Украины около 1,3 тыс. торговых наименований лекарств. Их импорт станет возможным только после проведения инспектирования производственных площадок Гослекслужбой либо инспекторами стран — членов PIC/S.

Изменения коснутся и рынка изделий медицинского назначения. С 1 января 2013 г. на каждое из них должен быть нанесен знак национального соответствия. Производители должны обеспечить внедрение на предприятиях системы управления качеством в соответствии с системой ISO 131485. Есть вероятность, что не все производители и импортеры смогут пройти вовремя процедуру соответствия, а это, в свою очередь, может привести к дефициту изделий медицинского назначения. Чтобы избежать такого поворота событий, Гослекслужбой разработаны изменения в технические регламенты, что позволит производителям и дистрибьюторам при наличии действующего регистрационного свидетельства оформить декларацию соответствия, срок действия которой составляет 3 года, но не больше срока действия свидетельства о государственной регистрации.

Среди наиболее актуальных проблем фармацевтического сектора остается система рыночного надзора, одной из составляющих которой является мониторинг производителями информации об инцидентах в процессе применения изделий медицинского назначения. Система оперативного взаимодействия между участниками фармацевтического сектора сейчас находится в процессе усовершенствования. С введением технических регламентов с 1 января 2013 г. производители будут заинтересованы в проведении мониторинга и оперативном сообщении о выявленных инцидентах в соответствующие контролирующие органы во избежание санкций со стороны Гослекслужбы.

О регистрации лекарственных средств рассказал Михаил Нестерчук, генеральный директор Государственного экспертного центра Министерства здравоохранения Украины. К основным задачам центра необходимо отнести, в первую очередь, проведение экспертизы регистрационных материалов с целью определения эффективности и безопасности лекарственных средств, которые поступают на украинский рынок. Еще одна важная функция центра — участие в формировании государственной политики в сфере регулирования оборота лекарственных средств в Украине, в частности, в аспекте гармонизации существующих нормативно-правовых актов с европейской законодательной базой, что позволит усовершенствовать процедуры, в соответствии с которыми осуществляется оборот лекарственных средств.

По словам Михаила Нестерчука, особое внимание следует уделять таким вопросам, как усовершенствование системы контроля качества, начиная с разработки и заканчивая этапом регистрации лекарственных средств, дальнейшее развитие системы фармаконадзора в Украине, стандартизированное использование лекарственных средств в фармакотерапии, реализация современных требований к зарегистрированным ранее лекарственным средствам на этапе перерегистрации.

Виктор Чумак, советник министра здравоохранения и вице-президент Объединения организаций работодателей медицинской и микробиологической промышленности Украины, поднял такую актуальную тему, как эффективность лекарственных средств. По данным холдинга «STADA CIS» (см. «Еженедельник АПТЕКА» № 14 (785) от 11.04.2011 г.), 26 нозологий аккумулируют львиную долю среди таких показателей, как смертность, инвалидность и распространенность заболеваний в Украине. На лечение этих 26 заболеваний приходится лишь 21% общего объема аптечных продаж в год. Структура потребления препаратов слабо коррелирует с таковой заболеваемости. Кроме того, препараты часто не оказывают максимального терапевтического эффекта. Так, по данным исследований, большинство лекарственных средств оказываются эффективными лишь у 25–60% пациентов (Speer B.B., Hearth-Chiozzi M., Huff J., 2002). Например, согласно данным ВОЗ за 2003 г. современные препараты не обеспечивают лечение у 75% больных артериальной гипертензией. Это является следствием фармакогенетических особенностей человека, в частности, полиморфизма цитохрома Р450, отвечающего за биотрансформацию лекарств в организме человека, приводящего к двум крайностям — либо к быстрому выведению лекарства из организма и его неэффективности, или, наоборот, к неадекватному его накоплению и развитию побочных реакций. Однако на это не влияет ни качество препаратов, ни наличие/отсутствие сертификатов GMP. По данным кардиологов, в Украине систематически лечатся только 30% пациентов с артериальной гипертензией, и лишь для половины из них лечение оказывается эффективным. Потому, по мнению В. Чумака, идти следует по пути увеличения разнообразия действующих веществ, а не производителей. В Украине при видимости большого количества зарегистрированных препаратов, по сути, нечем эффективно лечить пациентов. Сказанное было проиллюстрировано сравнением количества молекул, используемых в ЕС согласно протоколам лечения, и в Украине, где назначают активно рекламируемые препараты, часто не учитывая характер заболевания и индивидуальные особенности организма конкретного пациента. Разработка инновационных лекарственных средств сопряжена со значительными финансовыми расходами, при этом продуктивность R&D продолжает снижаться. Также существуют сложности в регистрации препарата, связанные с необходимостью апробации новых методов исследования токсичности. Например, лекарственное средство, созданное с использованием микросфер или липосом, доставляющих его непосредственно к опухоли, то есть таргетное средство, не попадает в другие органы и ткани, из-за чего очень сложно доказать его безопасность. Сегодня в Украине ведутся разработки таких препаратов, но пока не видно механизмов, с помощью которых смогли бы вывести их на рынок. В свете этого, как отметил В. Чумак, в украинских реалиях более целесообразно сконцентрироваться на усовершенствовании существующих генерических препаратов.

О вкладе фармацевтического сектора в экономику страны рассказал Алексей Стельмах, начальник отдела экономики гуманитарной сферы Министерства экономического развития и торговли Украины. Объемы реализации фармацевтической продукции с каждым годом увеличиваются. Так, экспорт фармацевтической продукции в долларовом эквиваленте в 2011 г. составил более 195 млн дол. США, что на 1,8% меньше, чем в 2010 г. Для дальнейшего развития украинского фармацевтического производства следует провести оценку наличия разработанных научными институтами технологий производства, изучить необходимость развития и внедрения в производство новых современных технологий. А увеличение производственных мощностей, в свою очередь, является одним из главных инструментов для повышения доступности лекарственных средств.

О перспективах развития государственно-частного партнерства на фармрынке Украины и реформировании системы здравоохранения страны рассказал Жан-Поль Шоер, генеральный директор компании Санофи в Украине и Беларуси. В частности, он отметил, что на фоне повышения распространенности неинфекционных хронических заболеваний и сравнительно низкого уровня продолжительности жизни, в Украине остро стоит вопрос об увеличении финансирования системы здравоохранения. По данным ВОЗ за 2011 г., уровень смертности от сердечно-сосудистых заболеваний и сахарного диабета в Украине в 10 раз выше, чем в странах Западной Европы. Несмотря на такой высокий показатель, Украина выделяет в год всего 4% ВВП на нужды, связанные со здравоохранением, в то время как большинство стран Западной Европы — более 10%.

По словам Ж-П. Шоера, в последние годы в Украине звучали заявления о необходимости проведения множества реформ в сфере здравоохранения, некоторые из них были начаты, однако в этом направлении необходимо сделать еще много работы. На 2013 г. запланировано обязательное внедрение соответствия препаратов стандартам GMP, дальнейшее расширение практики применения референтных цен на лекарственные средства, введение национального лицензирования импорта.

Согласно мнению Ж-П. Шоера, для достижения надлежащего уровня здравоохранения необходимо инвестировать в инновации, повышать информированность населения о заболеваниях и способах предупреждения их развития, повышать доступность лечения, профилактики и диагностики. Но получить желаемый результат можно только при взаимодействии государства, частного сектора и пациентов. По словам докладчика, такое партнерство позволит оптимизировать регуляцию отрасли и эффективно реформировать систему здравоохранения, что, в конечном счете, благоприятно отразится на здоровье населения.

Государственно-частное партнерство возможно только при прозрачной и справедливой законодательной базе, равном доступе всех участников рынка к государственному финансированию, разработке объективного метода фармакоэкономической оценки препаратов, устранении барьеров, вызывающих повышение стоимости препаратов. Помимо этого, необходимо вовлечение в дискуссию всех операторов фармацевтического сектора, чтобы каждый мог сделать свой вклад в общее дело.

В докладе Всемирного банка 2012 г. о причинах высокого уровня смертности в Украине приведены следующие данные: 50% пациентов не прислушиваются к указаниям врача в вопросе приема прописанных препаратов, а 25% — не принимают прописанные лекарственные средства вообще (опрос проведен среди пациентов с артериальной гипертензией и сахарным диабетом). Такое поведение свидетельствует о непонимании необходимости лечения и реальных рисках, которые несут в себе заболевания. В этом контексте важную роль играют средства массовой информации, поскольку являются хорошим инструментом в повышении образованности населения относительно здоровья.

Продолжая тему развития фармацевтического рынка, была проведена дискуссия, в которой приняли участие представители фармацевтической индустрии, а именно Филя Жебровская, генеральный директор «Фармак», и Виктор Шафранский, директор представительства «Новартис Фарма Сервисез АГ» в Украине.

По словам Ф. Жебровской, основная задача компании «Фармак» на сегодня заключается в увеличении объема экспорта фармпродукции. Внутренняя политика компании ориентирована на подготовку профессиональных кадров. Наиболее важно сегодня научить людей работать по высоким стандартам, и пока это не будет реализовано, никакая модернизация не окажется эффективной. Особые надежды Ф. Жебровская возлагает на внедрение страховой медицины. В этом непростом деле фармацевтические компании, по ее мнению, должны объединиться и общими усилиями содействовать государству, чтобы совершить такой переход.

О приоритетности развития того или иного сектора Ф. Жебровская заявила, что она не считает целесообразным выделять одно направление и инвестировать исключительно в него. Вкладывать нужно и в R&D, и в приобретение новых технологических линий, и в маркетинг.

В. Шафранский во многих вопросах был солидарен с Ф. Жебровской. Так, «Новартис Фарма Сервисез АГ» также уделяет много внимания подготовке персонала. Среди необходимых реформ В. Шафранский назвал изменения в системе здравоохранения и в сфере регуляции фармацевтического рынка. По его словам, производителям крайне важно поддерживать связь с регуляторными органами и располагать возможностью доносить до их ведома свою точку зрения. В этом направлении есть позитивные сдвиги, сегодня представители регуляторных органов идут на контакт с производителями. По вопросу инвестиций В. Шафранский отметил, что он также предпочитает сбалансированное развитие различных направлений. В планах на будущее у компании — выведение на рынок новых препаратов, в частности, в 2013 г. ожидается выход 5–6 препаратов.

Таким образом, старт конференции ознаменовался лейтмотивом сотрудничества и налаживания эффективного диалога между представителями бизнеса и регуляторных органов. И именно это, по мнению большинства участников мероприятия, должно стать залогом успешного развития украинского фармацевтического рынка в ближайшем будущем.

В следующем номере «Еженедельника АПТЕКА» вниманию читателя будет представлен обзор других актуальных тем, обсуждавшихся в ходе 5-й Ежегодной международной конференции Института Адама Смита «Украинский фармацевтический форум».

 

Пресс-служба «Еженедельника АПТЕКА», фото Сергея Бека

Комментарии

Я 05.11.2012 7:14
(древне греч.) если правильно питаться -то лекарства будут не нужными если путаться не правильно - лекарства не помогут. Правительство. Когда научитесь думать о народе? И перестанете пиарится

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи