Грипп всему голова! Аптечные продажи в регионах Украины по итогам I кв. 2013 г.

Совсем недавно вниманию читателей была представлена аналитическая статья об аптечных продажах в Украине по итогам IΙ кв. 2013 г., в рамках которой была отмечена рекордная динамика продаж товаров «аптечной корзины» в упаковках за последние 5 лет. Интересно узнать, каким был вклад каждого из регионов страны. О том, какие результаты продемонстрировали операторы фармрынка в регионах Украины в I кв. 2013 г., читатели узнают из настоящей пуб­ликации. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «Фармстандарт»/«PharmXplorer» компании «Proxima Research», данные Государственного комитета статистики Украины.

При проведении исследования использовались сведения об объеме аптечных продаж в ценах конечного потребителя. Для отображения данных в рисунках нами была выбрана сортировка областей по убыванию объема продаж лекарственных средств в денежном выражении.

Для определения точного развития мы распределили 26 областей по   крупным регионам: Восточный — Днепропетровская, Донецкая, Луганская, Харьковская области; Западный — Волынская, Закарпатская, Ивано-Франковская, Львовская, Ровенская, Тернопольская, Хмельницкая, Черновицкая области; Центральный — Винницкая, Житомирская, Киевская, Кировоградская, Полтавская, Сумская, Черкасская, Черниговская области; Южный — АР Крым, Запорожская, Николаевская, Одесская, Херсонская области, а также Киев.

«АПТЕЧНАЯ КОРЗИНА»

Общий объем аптечных продаж таких категорий товаров, как лекарственные средства, изделия медицинского назначения (ИМН*), косметика и диетические добавки, по итогам Ι кв. 2013 г. достиг 9,2 млрд грн., превысив показатель за аналогичный период предыдущего года на 22%. В натуральном выражении в анализируемый период объем розничного рынка всех категорий товаров «аптечной корзины» увеличился на 10,7% по сравнению с Ι кв. 2012 г., составив 515 млн упаковок.

Распределение доли регионов в общем объем­е аптечных продаж в денежном выражении по итогам I кв. 2013 г. имеет достаточно неоднородный характер, что обусловлено как экономическими, так и социально-демографическими факторами. Традиционно наибольший вклад в аптечную выручку в стране делают такие регионы, как Киев, Донецкая, Днепропетровская, Харьковская области, АР Крым, Одесская и Запорожская области, аккумулируя более 50% аптечной выручки (рис. 1).

Рис. 1
 Удельный вес регионов в общем объеме аптечных продаж всех категорий товаров «аптечной корзины» в денежном выражении по итогам I кв. 2013 г.
Удельный вес регионов в общем объеме аптечных продаж всех категорий товаров «аптечной корзины» в денежном выражении по итогам I кв. 2013 г.

В разрезе категорий товаров «аптечной корзины» для различных регионов Украины характерна схожая структура розничного сегмента фармрынка в денежном выражении (табл. 1). Сегмент лекарственных средств по итогам I кв. 2013 г. стабильно удерживает свой удельный вес на уровне 82–90% во всех регионах. Вклад в аптечную выручку ИМН* в денежном эквиваленте в среднем по рынку составляет 5–9%. Объем реализации парафармацевтической продукции (косметики и диетических добавок) в целом по стране формирует минимальную долю в структуре розничных продаж в денежном выражении.

Таблица 1 Объем аптечных продаж в регионах Украины и удельный вес категорий товаров «аптечной корзины» в денежном выражении по итогам I кв. 2013 г.
Регион Всего, млн грн. Доля, %
Лекарственные средства ИМН* Косметика Диетические добавки
Киев 1 053 381 83 7 6 3
Донецкая обл. 944 281 86 7 3 3
Днепропетровская обл. 831 483 88 7 3 3
Харьковская обл. 583 966 85 9 4 3
АР Крым 516 177 87 7 4 2
Одесская обл. 532 342 82 7 7 4
Запорожская обл. 424 522 89 7 2 2
Львовская обл. 446 116 84 8 5 3
Луганская обл. 392 583 88 7 2 2
Киевская обл. 326 109 83 8 5 4
Полтавская обл. 290 462 87 8 2 2
Винницкая обл. 278 944 87 7 3 3
Черкасская обл. 240 543 86 8 3 3
Ивано-Франковская обл. 228 669 88 7 3 2
Херсонская обл. 215 923 86 7 4 4
Житомирская обл. 205 383 89 7 2 2
Хмельницкая обл. 205 716 88 6 3 3
Николаевская обл. 183 250 90 5 2 3
Черниговская обл. 182 542 88 8 2 2
Сумская обл. 182 240 88 7 3 3
Черновицкая обл. 165 984 89 6 3 3
Ровенская обл. 170 313 85 8 4 3
Волынская обл. 159 784 84 9 4 3
Закарпатская обл. 153 118 86 7 3 3
Кировоградская обл. 141 838 87 8 2 3
Тернопольская обл. 130 042 87 7 3 3

Несмотря на это, сегменты косметики и диетических добавок продолжают постепенно укреплять свои позиции в большинстве регионов Украины, о чем свидетельствуют двузначные темпы их реализации в анализируемый период. Наивысшие темпы прироста продаж косметики и диетических добавок демонстрируют Центральный и Западный регионы.

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА

В целом на фармрынке Украины объем аптечных продаж лекарственных средств в I кв. 2013 г. составил 7,9 млрд грн. за 337 млн упаковок, что на 23,3% больше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года в денежном и на 10,3% в натуральном выражении.

В анализируемый период во всех регионах Украины отмечается положительная динамика розничных продаж лекарственных средств как в денежном, так и в натуральном выражении (рис. 2). Двузначные темпы прироста в денежном эквиваленте в I кв. 2013 г. продемонстрировали все области, в натуральном — 13 из 26 регионов.

Рис. 2
 Объем продаж лекарственных средств в денежном и натуральном выражении в регионах Украины с указанием темпов прироста по итогам I кв. 2013 г. по сравнению с предыдущим годом
Объем продаж лекарственных средств в денежном и натуральном выражении в регионах Украины с указанием темпов прироста по итогам I кв. 2013 г. по сравнению с предыдущим годом

В большинстве регионов темпы продаж препаратов в денежном выражении колеблются в диапазоне 12–30%, однако есть и такие области, где динамика развития розничного сегмента превышает данный показатель. Так, опережающие темпы прироста объема аптечных продаж лекарственных средств в анализируемый период в денежном выражении продемонстрировали представители Центральной Украины — Винницкая (38,9%), Полтавская (33,9%), Черкасская (33,8%), Черниговская (32,3%) области, а также Западный регион, в частности Закарпатская (46,0%),Черновицкая (34,5%) и Ивано-Франковская (32,2%) области.

Практически в том же составе сформировался перечень регионов — лидеров по динамике продаж лекарственных средств в натуральном выражении: Винницкая (30,7%), Закарпатская (24,8%), Запорожская (23,6%), Ивано-Франковская (22,4%), Волынская (20,8%), Черниговская (19,6%) области. Таким образом, менее крупные регионы, что стало уже тенденцией, демонстрируют опережающую динамику реализации лекарственных средств, являясь движущей силой, драйверами развития отечественного фармрынка.

Аптечный рынок Украины, как и прежде, в основном «питается» за счет личных средств потребителей лекарственных средств. И то, какой вклад в аптечную выручку делает каждый из регионов страны, напрямую зависит от материального благополучия его жителей. Отмечается прямая взаимо­связь межу уровнем среднемесячной заработной платы и уровнем потребления лекарственных средств на душу населения в анализируемый период (рис. 3).

Рис. 3
 Объем аптечных продаж лекарственных средств на душу населения по итогам I кв. 2013 г. и средний месячный уровень заработной платы в регионах Украины по состоянию на февраль 2013 г.
Объем аптечных продаж лекарственных средств на душу населения по итогам I кв. 2013 г. и средний месячный уровень заработной платы в регионах Украины по состоянию на февраль 2013 г.
Источник: www.ukrstat.gov.ua

Среди регионов по итогам I кв. 2013 г. по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. максимальные темпы прироста потребления лекарственных средств на душу населения отмечены в Черниговской, Закарпатской, Ровенской, Одесской, а также в Николаевской и Херсонской областях, где в анализируемый период было зафиксировано превышение эпидемического порога заболеваемости населения гриппом и острыми респираторными вирусными инфекциями.

Максимальные темпы прироста фармрынка как в деньгах, так и в упаковках были отмечены в Западном и частично в Центральном регионах Украины. Лидерами по этому показателю стали Закарпатская и Винницкая области

По итогам I кв. 2013 г. в натуральном выражении вклад большинства областей, преимущественно малонаселенных, превалирует над таковым в денежном эквиваленте (рис. 4). Однако в наиболее густонаселенных регионах эти показатели имеют противоположное соотношение, что обусловленно более высокой средневзвешенной стоимостью 1 упаковки лекарственных средств на их территории по сравнению с другими областями (рис. 5). Так, средневзвешенная стоимость 1 упаковки препаратов в этих регионах составляет 25,6 грн., что на 9,5% больше, чем среднерыночный показатель в целом по Украине (23,4 грн.).

Рис. 4
 Удельный вес регионов Украины в общем объеме аптечных продаж лекарственных средств в денежном и натуральном выражении по итогам I кв. 2013 г.
Удельный вес регионов Украины в общем объеме аптечных продаж лекарственных средств в денежном и натуральном выражении по итогам I кв. 2013 г.
Рис. 5
 Средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств в регионах Украины по итогам I кв. 2012–2013 гг., а также темпы ее прироста по сравнению с предыдущим годом
Средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств в регионах Украины по итогам I кв. 2012–2013 гг., а также темпы ее прироста по сравнению с предыдущим годом

В I кв. 2013 г. во всех регионах Украины средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств повысилась, что обусловлено опережающей динамикой реализации препаратов высокостоимостной ниши как в денежном, так и в натуральном выражении (рис. 6). В частности, сегмент высокостоимостных препаратов внес существенный вклад в развитие областей Западного и Центрального регионов (Закарпатская, Полтавская, Винницкая, Черкасская, Черниговская,Черновицкая, Ивано-Франковская), продемонстрировавших маскимальные темпы прироста объема продаж лекарственных средств.

Рис. 6
 Темпы прироста/убыли объема аптечных продаж лекарственных средств в денежном и натуральном выражении в разрезе ценовых ниш в регионах Украины по итогам I кв. 2013 г. по сравнению с аналогичным периодом 2012 г.
Темпы прироста/убыли объема аптечных продаж лекарственных средств в денежном и натуральном выражении в разрезе ценовых ниш в регионах Украины по итогам I кв. 2013 г. по сравнению с аналогичным периодом 2012 г.

Судя по активному развитию высокостоимостного сегмента в анализируемый период, тенденция к смещению структуры потребления с дешевых на более дорогостоящие лекарственные средства в Украине продолжается, и довольно быстрыми темпами.

Следует отметить, что в некоторых областях отмечено незначительное замедление темпов прироста объема продаж препаратов в натуральном выражении: в Херсонской обл. — низкостоимостной ниши, в Ровенской и Кировоградской областях — среднестоимостной.

На отечественном фармрынке в анализируе­мый период во всех регионах была отмечена положительная динамика объема продаж лекарственных средств в денежном выражении как украинского (23,4%), так и зарубежного (23,3%) производства (рис. 7). На большей части территории страны — в Западном, Восточном и частично в Южном регионах (16 из 26 областей) опережающие темпы прироста в денежном эквиваленте продемонстрировали препараты отечественного производства, в остальных 8 регионах более высоких значений достигли темпы реализации зарубежных препаратов, таким образом сравняв динамику обоих сегментов в целом по стране.

Рис. 7
 Темпы прироста объема аптечных продаж лекарственных средств украинского и зарубежного производства в регионах Украины в денежном и в натуральном выражении по итогам I кв. 2013 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Темпы прироста объема аптечных продаж лекарственных средств украинского и зарубежного производства в регионах Украины в денежном и в натуральном выражении по итогам I кв. 2013 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Динамика продаж препаратов украинского и зарубежного производства в упаковках демонстрирует иное распределение сил. Опережающие темпы реализации по итогам I кв. 2013 г. в натуральном выражении на 70% территории страны (в 18 из 26 регионов) были отмечены для зарубежных препаратов. Максимальные показатели (прирост более 20%) зафиксированы в Винницкой, Закарпатской, Волынской, Черкасской, Запорожской и Полтавской областях.

Опережающую темпы прироста аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении в разрезе АТС- классификации в регионах Украины в I кв. 2013 г. продемонстрировали препараты групп J «Противомикробные средства для системного применения», R «Средства, действующие на респираторную систему», N «Средства, действующие на нервную систему» и L «Антинеопластические и иммуномодулирующие средства» .

Эта динамика, безусловно, нашла свое отображение в рейтинге брэндов лекарственных средств в регионах в денежном выражении, который в анализируемый период видоизменился более чем в 90% областей по сравнению с I кв. 2012 г.

«Новички» в составе топ-5 брэндов лекарственных средств в большинстве зарубежного производства, средне- и/или высокостоимостной категории, по АТС-классификации относятся к лидирующим по темпам прироста группам — R, N, J и L. Такими брэндами стали ГРОПРИНОЗИН — представлен в 10 регионах, АРБИДОЛ — в Киеве, АМИКСИН — в 4 регионах, ФАРМАЦИТРОН — в 3 регионах, ТЕРАФЛЮ — во Львской обл., ЭМСЕФ — в Полтавской и Сумской областях, КОЛДРЕКС — в Закарпатской обл., ЛОРАКСОН — в Тернопольской обл. (табл. 2).

Таблица 2 Топ-5 брэндов лекарственных средств в регионах Украины по объему аптечных продаж в денежном выражении по итогам I кв. 2013 г.
Брэнд 1-е место 2-е место 3-е место 4-е место 5-е место
Киев КОДТЕРПИН АМИКСИН АКТОВЕГИН ГРОПРИНОЗИН АРБИДОЛ
Донецкая обл. АКТОВЕГИН КАРДИОМАГНИЛ ЭССЕНЦИАЛЕ ПРЕДУКТАЛ НО-ШПА
Днепропетровская обл. АКТОВЕГИН ЭССЕНЦИАЛЕ КАРДИОМАГНИЛ НО-ШПА АМИКСИН
Харьковская обл. КОДТЕРПИН АКТОВЕГИН НАЛБУФИН КОФЕКС КАРДИОМАГНИЛ
АР Крым АКТОВЕГИН ГРОПРИНОЗИН ЭССЕНЦИАЛЕ НО-ШПА КАРДИОМАГНИЛ
Одесская обл. КОДТЕРПИН АКТОВЕГИН ЭССЕНЦИАЛЕ АМИКСИН ГРОПРИНОЗИН
Запорожская обл. КОДТЕРПИН АКТОВЕГИН ГРОПРИНОЗИН ЭССЕНЦИАЛЕ НО-ШПА
Львовская обл. КАРДИОМАГНИЛ ФАРМАЦИТРОН ТИОТРИАЗОЛИН ТЕРАФЛЮ ГРОПРИНОЗИН
Луганская обл. АКТОВЕГИН НАТРИЯ ХЛОРИД НО-ШПА ЦЕРАКСОН КАРДИОМАГНИЛ
Киевская обл. АКТОВЕГИН НО-ШПА ЭССЕНЦИАЛЕ ГРОПРИНОЗИН АМИКСИН
Полтавская обл. НАТРИЯ ХЛОРИД АКТОВЕГИН ЦИТРАМОН ЭМСЕФ НО-ШПА
Винницкая обл. ГРОПРИНОЗИН АКТОВЕГИН КАРДИОМАГНИЛ КОРВИТИН НАТРИЯ ХЛОРИД
Черкасская обл. АКТОВЕГИН СЕРЕТИД НАТРИЯ ХЛОРИД ЭССЕНЦИАЛЕ ЦИТРАМОН
Ивано-Франковская обл. ФАРМАЦИТРОН НО-ШПА КАРДИОМАГНИЛ ТИОТРИАЗОЛИН ФЕРВЕКС
Херсонская обл. АКТОВЕГИН ЭССЕНЦИАЛЕ МЕТАМАКС НАТРИЯ ХЛОРИД ЦИТРАМОН
Житомирская обл. СЕРЕТИД АКТОВЕГИН НАТРИЯ ХЛОРИД ЦИТРАМОН КАРДИОМАГНИЛ
Хмельницкая обл. ФАРМАЦИТРОН АКТОВЕГИН ЭССЕНЦИАЛЕ ГРОПРИНОЗИН КАРДИОМАГНИЛ
Николаевская обл. АКТОВЕГИН ЭССЕНЦИАЛЕ ГРОПРИНОЗИН ТИВОРТИН КАРДИОМАГНИЛ
Черниговская обл. АКТОВЕГИН МЕТАМАКС КОРВИТИН РЕОСОРБИЛАКТ ЭССЕНЦИАЛЕ
Сумская обл. АКТОВЕГИН ЭССЕНЦИАЛЕ ФАРМАЦИТРОН ЭМСЕФ КАРДИОМАГНИЛ
Черновицкая обл. АКТОВЕГИН НАТРИЯ ХЛОРИД КОРВИТИН МЕТАМАКС ТИВОРТИН
Ровенская обл. АКТОВЕГИН КОДТЕРПИН ТИОТРИАЗОЛИН КАРДИОМАГНИЛ АУГМЕНТИН
Волынская обл. АКТОВЕГИН КАРДИОМАГНИЛ МЕТАМАКС НАТРИЯ ХЛОРИД ГРОПРИНОЗИН
Закарпатская обл. КАРДИОМАГНИЛ ЦЕФТРИАКСОН НО-ШПА КОЛДРЕКС ЛИПРАЗИД
Кировоградская обл. АКТОВЕГИН КОДТЕРПИН НАТРИЯ ХЛОРИД РЕОСОРБИЛАКТ ЭССЕНЦИАЛЕ
Тернопольская обл. АКТОВЕГИН ЛОРАКСОН ФАРМАЦИТРОН КАРДИОМАГНИЛ НО-ШПА

В разрезе рецептурного статуса в регионах Украины в денежном выражении по итогам I кв. 2013 г. темпы прироста продаж рецептурных препаратов незначительно превысили аналогичный показатель для ОТС-группы, составив 24,5 и 22,1% соответственно. В целом по рынку в анализируемый период было реализовано 116,2 млн упаковок рецептурных препаратов за 4,2 млрд грн. и 221,2 млн упаковок безрецептурных за 3,7 млрд грн.

ИТОГИ

Фармацевтический рынок Украины в I кв. 2013 г. успешно стартовал. Во всех регионах отмечаются дву­значные темпы прироста объема продаж лекарственных средств в денежном выражении. Реализация препаратов в натуральном выражении достигла аналогичной динамики на 50% территории страны.

Драйверами развития по-прежнему остаются менее крупные области. Максимальные темпы прироста рынка как в деньгах, так и в упаковках, были отмечены в Западном и частично в Центральном регионах. Лидерами по этому показателю стали Закарпатская и Винницкая области.

Наименее активными по реализации лекарственных средств в упаковках по итогам I кв. 2013 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года стали Кировоградская, Ровенская и Донецкая области.

Учитывая тот факт, что лекарственное обеспечение населения происходит в основном за счет его личных доходов, то и уровень потребления будет находиться в прямой зависимости от материального благополучия граждан. В регионах, где среднемесячная заработная плата более высокая, – Киев, Киевская обл., весь Восточный регион, уровень потребления характеризуется более высокими показателями, что вполне закономерно.

Тенденция к смещению потребления с дешевых на более дорогостоящие препараты активно продолжается, о чем свидетельствуют повышение средневзвешенной стоимости 1 упаковки лекарственных средств, а также опережающие темпы развития высокостоимостного сегмента препаратов во всех регионах Украины. Максимальные темпы прироста в I кв. 2013 г. по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. демонстрируют лекарственные средства высокостоимостой ниши в Западном и Центральном регионах.

Продажи лекарственных средств украинского и зарубежного производства в регионах Украины в денежном выражении по итогам I кв. 2013 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года демонстрируют схожую положительную динамику.

В разрезе АТС-классификации весомый вклад в аптечную выручку сделали препараты групп R, J и N, что обусловлено повышением уровня заболеваемости населения гриппом и острыми респираторными вирусными инфекциями в этот период. Это нашло свое отображение в рейтинге брэндов лекарственных средств в регионах, а именно появление ранее не представленных в топ-5 брэндов препаратов группы «cought&cold», относящихся к средне- и/или высокостоимостной нишам.

Фармрынок в Украине остается региональным, но, как и прежде, его объединяют сезонные заболевания и потребление соответствующих препаратов.

Юлия Гицман
*В общий объем аптечных продаж ИМН включен объем реализации дезинфицирующих средств, которые прошли процедуру регистрации.
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті