Фармацевтический рынок Беларуси. Партнерство во имя развития

22 ноября 2013 г. в Минске (Республика Беларусь) состоялась специализированная конференция «Фармацевтический рынок Беларуси. Парт­нерство во имя развития». Организатором мероприятия выступила компания «Proxima Research». Партнерскую поддержку оказали компании «УкрКомЭкспо» и «Аптека групп». Среди основных тем, вынесенных на обсуждение участниками мероприятия, — тенденции развития фарм­индустрии в странах СНГ, в частности в Беларуси, взаимодействие производителей и аптечных сетей, основные различия в подходах к работе внешней службы фармкомпаний в странах СНГ и ЕС.

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ И ТРЕНДЫ В ПРОИЗВОДСТВЕ БЕЛОРУССКОЙ ПРОДУКЦИИ

Работа конференции началась с доклада Геннадия Годовальникова, заместителя министра здравоохранения Республики Беларусь, директора Департамента фармацевтической промышленности. Он рассказал о реалиях и перспективах развития фармацевтической промышленности Беларуси.

По словам докладчика, сегодня фармацевтическая промышленность Беларуси представлена 27 предприятиями. Львиную долю в структуре производства лекарственных средств в Беларуси занимают государственные предприятия (которые подчинены Департаменту фармацевтической промышленности Министерства здравоохранения Республики Беларусь). Далее докладчик представил данные о развитии этих предприятий, охватывающие 2008–2012 гг. и I полугодие 2013 г.

Спикер отметил, что рентабельность продаж продукции предприятий фармацевтической промышленности Беларуси по сравнению с этим показателем в других отраслях экономики является самой высокой. Кроме того, за 2008–2012 гг. значительно увеличился объем промышленного производства в фактических ценах (почти на 100 млн дол. США). Существенно повысилась добавленная стоимость в расчете на одного работника — с 14,7 тыс. дол. в 2008 г. до 20,2 тыс. дол. в 2012 г.

По итогам 2012 г. объем фармацевтического рынка Беларуси составил 618 млн дол. (в ценах производителя). В 2012 г. объем производства лекарственных средств в Беларуси достиг 305,7 млн дол. Из них 116,6 млн дол. аккумулирует продукция, предназначенная для экспорта.

Фармацевтический рынок Беларуси. Партнерство во имя развития

Доля лекарственных средств локального производства в структуре белорусского фармрынка в денежном выражении составила 30,6% (189 млн дол.), а зарубежных — 69,4% (429 млн дол.). В натуральном выражении в структуре белорусского фармрынка превалируют лекарственные средства локального производства. В 2012 г. их удельный вес составил 60% (335 млн упаковок), в то время как доля препаратов зарубежного производства — 40% (223,3 млн упаковок). По словам докладчика, причиной этому является разница в цене между лекарственными средствами локального и зарубежного производства. Стоимость большинства отечественных препаратов (71,1%) не превышает 1 дол.

По итогам 2012 г. в Беларуси зарегистрировано более 5000 наименований лекарственных средств, в том числе более 1216 — локального производства. Ежегодно в Беларуси регистрируют около 100 лекарственных средств.

Касательно сертификации фармкомпаний Беларуси на соответствие требованиям Надлежащей производственной практики (GMP), докладчик отметил, что на сегодня более 20 производственных участков уже получили соответствующие сертификаты, и добавил, что с 2014 г. планируется переход на европейские требования GMP.

Сергей Ищенко, директор компании «Proxima Research» в Украине, в своем выступлении затронул 3 темы. Во-первых, спикер представил макроэкономические показатели развития фармрынка Беларуси. Во второй части доклада он поделился опытом внедрения пилотного проекта по возмещению стоимости препаратов в Украине. В заключительной части презентации С. Ищенко рассказал о возможностях инструментов business intelligence (BI) в работе аптечных сетей и производителей.

Докладчик остановился на данных розничного аудита Sale In компании «IMS Health» и розничной реализации Sale Out компании «Proxima Research». В течение последних 6 лет (за исключением 2013 г.) объем упаковок, ежегодно поставляемых в аптеки Беларуси, существенно не изменялся. Темпы прироста объема розничного рынка лекарственных средств в натуральном выражении за январь–сентябрь 2013 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года составили 9%. В долларовом выражении отмечается активный прирост розничного рынка в течение 2007–2012 гг. Показатели 2013 г. также вселяют оптимизм: темпы прироста за 9 мес 2013 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года составили 30,7%. Структура распределения составляющих этого прироста выглядит следующим образом: увеличение объе­ма рынка на 16% было обеспечено за счет перераспределения потребления с дешевых на дорогие препараты, увеличение количества упаковок обеспечило прирост 9%, вклад инфляционного фактора (повышение цены) составил 3%, выведение новых продуктов — 3,5%.

В структуре потребления лекарственных средств превалирует государственный сегмент, удельный вес которого в натуральном выражении составляет 54%, а в денежном — 52%. Доля коммерческого сегмента — 46 и 48% соответственно.

Удельный вес продукции локального производства в структуре розничной реализации лекарственных средств по итогам 9 мес 2013 г. составил 52% в натуральном и 24% в денежном выражении (белорусский рубль).

Докладчик отметил, что для сегментов отечественной и импортной продукции в Беларуси характерна разная структура составляющих прироста объема розничной реализации. Если прирост объема реализации отечественной продукции обеспечивается преимущественно за счет перераспределения потребления с дешевых на дорогие препараты, то основной драйвер увеличения рынка розничной реализации импортной продукции — прирост объема потребления в натуральном выражении.

В коммерческом сегменте по показателю Sale Out доля отечественной продукции в течение 9 мес 2013 г. существенно не изменялась, оставаясь на уровне 16%. В целом доля отечественной продукции на рынке составляет порядка 24%, вследствие чего можно предположить, что в государственном сегменте удельный вес отечественной продукции еще выше.

Далее докладчик рассказал о пилотном проекте по возмещению стоимости препаратов для лечения артериальной гипертензии (Пилотный проект по внедрению государственного регулирования цен на лекарственные средства для лечения лиц с гипертонической болезнью), который стартовал в Украине осенью 2012 г. Было выбрано 7 молекул, которые попали под программу возмещения. На первом этапе реализации проекта была разработана методика возмещения средств населению, которая учитывала небольшую долю возмещения — около 10% стоимости препарата, вследствие чего объем потребления антигипертензивных препаратов (в DDD) увеличился на 15–20%. С осени текущего года произошли изменения: уменьшилось количество препаратов, попадающих под действие Пилотного проекта, но вместе с тем увеличился размер компенсации (для некоторых препаратов уровень возмещения достигает 90%), что способствовало удвоению объема потребления лекарственных средств для лечения артериальной гипертензии.

Каким образом был разработан механизм возмещения? Все препараты для лечения данной нозологии были разделены на 3 группы по ценовому фактору (стоимость DDD): низко-, средне- и высокостоимостные. Для I группы определили уровень компенсации около 90%, для II — около 50%, III группа компенсации не подлежит. Таким образом, осуществлялось стимулирование производителей снижать стоимость своей продукции и переходить в сегмент среднестоимостных препаратов, чтобы попасть под возмещение. Вследствие этого произошло перераспределение потребления с дорогих препаратов на более дешевые, стоимость которых компенсируется государством.

Касательно применения в бизнесе инструментов BI, спикер отметил, что их внедрение в виде программного обеспечения позволяет интегрировать данные из различных источников на его платформу, быстро обрабатывать информацию, в понятной и удобной форме доносить ее до конечного потребителя (лиц, принимающих решения), что способствует повышению эффективности процесса принятия решений. Среди преимуществ использования BI-решений производителями: интеграция данных внешнего аудита с данными CRM-систем, а также плановыми показателями, что позволяет сократить операционные расходы; возможность мониторинга конкурентных групп; интеграция данных в единую программную оболочку; оптимизация работы внешней службы. Для аптечной сети применение BI-решений позволяет осуществлять систематизацию разрозненных данных; контроль маржи и рентабельности; внедрение инструментов категорийного менеджмента, интеграцию данных розничного аудита Sale Out и внутренних данных сети, что дает понимание о ее положении на рынке.

путь отечественного производителя к стандартам gmp. опыт украины

Сегодня актуальным для многих стран СНГ (в том числе Украины, России, Казахстана) является переход фармацевтической промышленности на стандарты GMP. Сергей Сур, директор по взаимодействию с регуляторными органами корпорации «Артериум», рассказал о внедрении стандартов GMP в Украине.

GMP является основным элементом системы обеспечения качества лекарственных средств и обязательным условием при лицензировании производства лекарственных средств в Украине. Также наличие производства в соответствии с GMP в большинстве стран мира считается обязательным требованием при регистрации препаратов, а также получении разрешения на клинические исследования лекарственных средств.

Спикер рассказал об истории внедрения GMP в Украине (1994–2013 гг.) и эволюции взглядов украинских производителей на этот процесс.

В 1996–2010 гг. основными достижениями системы регулирования лекарственных средств в Украине являются принятие Закона Украины «О лекарственных средствах» (1996); гармонизация законодательства с требованиями ЕС и рекомендациями Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ); создание национальной системы фармаконадзора (1997); внедрение Государственной Фармакопеи Украины (2001); рекомендаций ВОЗ о регистрации генерических препаратов (2007); имплементация требований GMP в лицензионные условия производства лекарственных средств (2010).

В 2011 г. произошло присоединение Государственной службы Украины по лекарственным средствам к Системе сотрудничества фармацевтических инс­пекций (Pharmaceutical Inspection Cooperation Scheme — PIC/S); внедрение обязательных требований надлежащих практик — лабораторной (GLP), клинической (GCP) и дистрибьюторской (GDP); утверждение связанных с GMP требований ICH Q8 (фармацевтическая разработка), Q9 (управление рисками для качества) и Q10 (фармацевтическая система качества).

С 2012 г. государственная регистрация и лицензирование импорта лекарственных средств осуществляется только при условии подтверждения соответствия стандартам GMP Гослекслужбой. С марта 2013 г. Государственная Фармакопея Украины стала членом Европейской Фармакопеи. С февраля 2013 г. обязательным требованием при импортировании лекарственных средств в Украину является наличие сертификата GMP.

Далее докладчик рассказал о том, как переход на стандарты GMP в Украине повлиял на отечественных производителей. Во-первых, количество лицензиатов за последние годы существенно уменьшилось, при этом отмечено увеличение объема производства в денежном выражении. Во-вторых, доля отечественных производителей в структуре рынка розничной реализации лекарственных средств увеличилась с 26% в 2009 г. до 31% в 2012 г. В-третьих, увеличился объем экспорта (на 25% в 2012 г. по сравнению с предыдущим годом).

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ — ВЫЗОВ ИЛИ ВОЗМОЖНОСТЬ?

Импортозамещение представляет собой процесс сокращения или прекращения импорта определенных товаров путем их замещения на внутреннем рынке страны аналогичными оте­чественными.

Позицию международного производителя, принявшего участие в реализации проекта по импортозамещению в Беларуси, представил Александр Холодов, глава представительства компании «Ново Нордиск» в Беларуси. Он описал основные этапы сотрудничества транснацио­нальной фармацевтической компании «Ново Нордиск» (Дания), одного из мировых лидеров в области производства препаратов для лечения сахарного диабета, и одной из ведущих государственных фармкомпаний Беларуси «Белмедпрепараты».

Переговоры о сотрудничестве начались в 1995 г., а через год стартовала их совместная работа. На завод «Белмедпрепарты» осуществлялись поставки высокоочищенных и монокомпонентных кристаллов животного инсулина. В 1997–2003 гг. было обеспечено контрактное производство (тендерные поставки) человеческого инсулина компании «Ново Нордиск». Продолжением сотрудничества в 2004–2005 гг. стало налаживание производства отечественного генно-инженерного инсулина человека (ГИИЧ). С 2006 г. по сегодняшний день осуществляются промышленные поставки кристаллов ГИИЧ для локального производства препаратов инсулина. На протяжении всего периода сотрудничества осуществлялись инвестиции в интеллектуальный капитал (обмен опытом и знаниями).

По словам докладчика, за период с 2005 г. до сегодняшнего дня доля оте­чественных лекарственных средств в структуре объема белорусского рынка ГИИЧ в натуральном выражении увеличилась с 0до 86–87%.

Докладчик выделил 3 основных компонента, которые позволили этому проекту стать успешным: высокая социально-экономическая значимость продукции, организация стратегического партнерства, эффективное взаимодействие всех заинтересованных сторон.

Татьяна Трухачева, заместитель директора по инновациям компании «Белмедпрепараты», рассказала о проекте по импортозамещению в Беларуси с позиции принимавшего активное участие в его реализации локального предприятия.

Докладчик отметила, что компания «Белмедпрепараты» осуществляет постоянный мониторинг действия патентов на территории страны и предпринимает усилия для того, чтобы сразу после истечения срока действия патентной защиты вывести на фармрынок Беларуси импортозамещающие лекарственные средства.

В разработке импортозамещающих лекарственных средств компания отдает приоритет тем направлениям, в которых лидировала традиционно: производство антибиотиков, инсулинов, гепаринов, анальгетиков, противоопухолевых лекарственных средств.

Далее спикер рассказала о вариантах, которые рассматривались как способы реализации проекта по импортозамещению. Первый предполагает сотрудничество с компанией, которая воспроизводит технологию получения субстанции и состав препарата. Второй — привлечение к сотрудничеству компании-разработчика оригинального лекарственного средства (примером тому — сотрудничество с компанией «Ново Нордиск»). Благодаря сотрудничеству с компанией «Ново Нордиск» в течение 2 лет было выполнено поручение президента Беларуси по разработке, регистрации и освоению производства ГИИЧ: с 2006 г. компания «Белмедпрепарты» производит ГИИЧ с использованием качественной субстанции компании «Ново Нордиск», практически полностью обеспечивая потребности здравоохранения Беларуси. Это позволило поставлять для эндокринологической службы инсулины стабильно одинакового качества, выпускаемые одним и тем же производителем в достаточно короткий период. Замещено практически 90% инсулинов (в натуральном выражении), поступающих на белорусский фармрынок, препаратами локального производства. В настоящее время сотрудничество продолжается: совместно с международной группой компаний «Итера» начата реализация инвестиционного проекта по созданию экспорториентированного производства ГИИЧ в форме картриджей.

ОБЗОР ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РЫНКОВ СНГ

Николай Демидов, директор компании «IMS Health», рассказал о текущих тенденциях развития фармрынка в мире, а также в странах СНГ.

Согласно данным компании «IMS Health» в течение последних лет отмечалась тенденция к снижению темпов прироста глобального рынка лекарственных средств, что обусловлено истечением сроков патентной защиты многих блокбастеров и усилением конкуренции со стороны генерических препаратов. Тем не менее в течение следующих 5 лет компания «IMS Health» прогнозирует увеличение темпов прироста мирового фармрынка. Основными драйверами этого процесса будут:

  • выведение на рынок инновационных препаратов, которые имеют значительный потенциал стать блокбастерами;
  • рост развивающихся фармрынков: прогнозируется, что в 2013–1017 гг. их среднегодовые темпы прироста составят 10–13%.

По показателю среднегодовых темпов прироста объема фармрынка среди стран Центральной и Восточной Европы лидируют Россия и Украина. Ожидается, что этот показатель для России в 2013–2017 гг. составит 8–11%, а для Украины — 7–10%.

Далее докладчик представил аналитические данные об объеме продаж лекарственных средств в странах Центральной и Восточной Европы в денежном и натуральном выражении по итогам трех кварталов текущего года и показатели их прироста по сравнению с аналогичным перио­дом предыдущего года, которые в целом позитивны. Увеличению объема продаж лекарственных средств в I полугодии 2013 г. в странах Центральной и Восточной Европы, по словам докладчика, способствовали такие факторы, как эпидемия гриппа, либеральное отношение государственных органов некоторых стран к повышению цен на препараты, перераспределение структуры потребления с дешевых на более дорогостоящие препараты, развитие во многих странах системы реимбурсации. Во II полугодии основными факторами для роста рынка станут проникновение новых препаратов на рынки стран СНГ и перераспределение потребления с дешевых на дорогие препараты. Влияние ценового фактора (как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе), вероятно, будет уменьшаться ввиду введения более строгих мер по ограничению возможностей повышения цен на лекарственные средства в большинстве стран СНГ.

ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ПРОДВИЖЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

Евгений Кунда, директор по развитию компании «МОРИОН», предложил аудитории сравнить подходы к работе медицинских представителей в странах ЕС и СНГ.

По словам докладчика, европейский медреп максимально сконцентрирован на промоции продукции. Эта работа занимает около 95% его времени. В СНГ ситуация несколько иная: мед­реп похож на шестирукого Шиву, который, помимо осуществления личного контакта со специалистами, выполняет множество функций. Он все еще самостоятельно определяет профиль целевой аудитории, занимается созданием и поддержкой визитной базы клиентов, завоевывает лояльность целевой аудитории. В Европе выполнение приведенных рутинных функций отводится в основном специализированным аутсорсинговым компаниям.

Далее Е. Кунда более подробно рассмотрел, какие проблемы могут возникать вследствие того, что выполнение этих задач ложится на плечи мед­репа. Например, зачастую сегментация целевой аудитории осуществляется не с точки зрения потенциала и потребностей компании, а доступности врача и удобства для медрепа. Некоторые компании-производители в СНГ при помощи медрепов пытаются поддерживать собственные базы данных потенциальных клиентов. Тем не менее в таких случаях существует ощутимая доля недостоверной (или неактуальной) информации, которая составляет около 30–40%. По словам докладчика, выведение функции таргетинга, сегментации и поддержки клиентской базы в актуальном состоянии на аутсорсинг может обеспечить видение компанией реальной генеральной совокупности таргет-группы, отсутствие «нецелевых» или «холостых» визитов и, главное, позволит медрепу сосредоточиться на своей непосредственной задаче – промоции препаратов.

Завоевание лояльности клиентов может осуществляется не только посредством работы мед­репов с врачами. Есть огромное количество других вариантов, например e-learning, социальные сети. Сейчас это довольно распространенные в странах ЕС методы промоции по завоеванию лояльности клиентов к компании.

Поскольку существует тенденция к тому, что медреп становится скорее помощником врача, чем напористым продавцом, в ЕС все более популярным становится подход, включающий 4 основных тренда: anytime, anywhere, any device, any data. Подразумевается, что в любое время, в любом месте, с помощью любого устройства медреп может обладать информацией в максимальном объеме и предоставлять ее целевой аудитории.

Об эффективных инструментах для работы внешней службы фармпроизводителя рассказал Василий Васильев, директор компании «Тимсофт».

В СНГ, как и в ЕС, медрепы оснащены технической базой — планшетными ПК, смартфонами и прочими мобильными устройствами, которые призваны не столько контролировать их деятельность, сколько выступать неплохими помощниками в работе. Докладчик отметил, что в последнее время информационные системы сильно эволюционировали. Сейчас это единый инструмент, который позволяет полностью перекрыть все аспекты деятельности медрепа. Он представлен в виде программного комплекса, включающего системы управления взаимоотношениями с клиентами (CRM) и эффективного ввода и вывода данных, программных и технических решений, которые расширяют функционал всей системы, например, механизмы таргетинга и сегментации, Rep-check, GPS-контроль визитов и др.

Спикер предложил аудитории представить себе рабочий день медрепа. Он начинается с утренних хлопот по дому, продолжается выполнением рабочих обязанностей (визитами в больницы и аптеки), вечерними домашними заботами, но на этом его рабочий день не заканчивается. Находясь дома, одновременно с бытовыми задачами медреп продолжает выполнять рабочие функции в системе. Согласно исследованию компании «Тимсофт», которое охватило более 70 фармкомпаний, в среднем один медреп в год тратит около 20 дней своего личного времени на выполнение рабочих задач. Это может привести к потере его лояльности к компании. Решением указанной проблемы может быть использование современных устройств (планшетных, карманных компьютеров) для выполнения привычных задач медрепа, что позволит более эффективно взаимодействовать со специалистами, экономить время на составление отчетности и промоматериалы, увеличивать время визита, делать его более интерактивным.

Докладчик рассказал о популярной в США и ЕС методике, которая используется для качественного контроля работы медрепов, — маркетинге закрытого цикла (Closed Loop Marketing — CLM). Применение данной методики позволяет, во-первых, донести информацию до врача, во-вторых — получить обратную связь в формализированном виде (feedback), в-третьих — осуществлять анализ полученной информации в режиме on-line. CLM призван контролировать медрепов по качеству работы с профессиональной аудиторией, индивидуально категоризировать врачей до максимально подроб­ных единиц.

Практически все компании сталкиваются с необходимостью функции контроля работы мед­репов. Для компаний, использующих технологичное CRM-решение, это сводится к регулярной автоматической выгрузке визитных данных на проверку, к сопоставлению плановых и фактических маршрутных листов. Другими инструментами, использующимися для контроля работы внешней службы, являются Rep-check (аутсорсинговые следовые визиты за медрепами) и GPS-tracking (контроль маршрута по карте).

ПРОИЗВОДИТЕЛЬ И АПТЕКА. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Опытом сотрудничества государственного и коммерческого сектора поделилась Екатерина Бобрик, начальник отдела маркетинга компании «Минскинтеркапс».

«Минскинтеркапс» — государственное предприятие Республики Беларусь, которое занимается производством лекарственных средств в твердых и мягких желатиновых капсулах. В структуре покупателей продукции компании на рынке Республики Беларусь превалируют оптовые покупатели государственной формы собственности (более 70%). Порядка 30% своей продукции «Минскинтеркапс» экспортирует в страны СНГ и ЕС.

Компания предоставляет услуги по контрактному производству лекарственных средств и биологически активных добавок в мягких желатиновых капсулах. Так, «Минскинтеркапс» работает с аптечными сетями, предоставляя услуги по производству лекарственных средств и биологически активных добавок под собственной торговой маркой аптек (private label). Ведется активное сотрудничество с некоторыми аптечными сетями Российской Федерации. Кроме того, компания взаимодействует с зарубежными фармацевтическими производителями: совместное производство твердых форм лекарственных средств, закупки лекарственных средств в форме инбалк для производства и регистрации на территории Беларуси с последующим переходом на полный производственный цикл. В перспективе планируется расширение подобного сотрудничества.

О возможностях контроля движения товара в аптечной сети рассказал Дмитрий Петрович, директор ООО «Аптека групп». В качестве примера взаимодействия производителя и аптеки докладчик представил задачу: в бочку (аптека) через одну трубу вливается вода (Sale In) и выливается через другую (Sale Out). Задача производителя и аптеки — не допустить, чтобы «бочка» перелилась. В случае с холдингом ситуация сложнее, поскольку в его состав входит несколько розничных предприятий. Кроме того, достаточно сложно спрогнозировать, какова будет скорость Sale Out и как поведут себя поставщики.

Докладчик поделился опытом, как «Аптека групп» справляется с данной задачей. Было разработано программное обеспечение, которое в ежедневном режиме собирает из всех аптек холдинга информацию по 3 направлениям: расход товара за предыдущие сутки, приход товара и остаток на конец рабочего дня. К данной информации (в рамках своего товара) имеют доступ производители — поставщики аптек холдинга. Таким образом, производители могут получать информацию о движении собственного товара по каждому SKU в каждой аптеке холдинга, о наличии товара в аптеках.

Доклад Юлии Клименюк, директора по маркетингу аптечной сети «9-1-1», был посвящен категорийному менеджменту.

Концепция категорийного менеджмента впервые начала применяться в розничных сетях, специализирующихся на продаже продуктов повседневного спроса (FMCG). Возникновение данной технологии, согласно которой товары объединяют в категории по принципу общих свойств, связывают с компанией «Procter & Gamble». По словам докладчика, развитие данной технологии на рынке FMCG связано с возникновением сложностей в управлении товарными группами в розничных сетях с большим количеством торговых точек.

По мнению спикера, необходимость внедрения категорийного менеджмента в аптечном бизнесе обусловлена такими факторами: увеличение количества розничных сетей и их глобализация; сегментирование фармацевтического рынка; увеличение количества поставщиков (и как следствие — увеличение количества предложений для сетей); наличие большого количества товарных позиций, которыми сложно управлять; увеличение расходов на содержание аптечных сетей; уменьшение рентабельности операторов фармрынка; развитие технологий продаж.

Ю. Клименюк определила категорийный менеджмент как процесс совместного управления товарными категориями между сетью и производителем. Основным принципом данной концепции является ориентация на потребителя. То есть, категорийный менеджмент — инструмент эффективного реагирования на запросы потребителя. Также внедрение категорийного менеджмента предполагает тесное сотрудничество аптечных сетей с производителями в контексте взаимного обмена информацией и совместного построения бизнеса. Внедрение данной технологии позволяет контролировать динамику Sale In и Sale Out, удельный вес каждого производителя в товаро­обороте сети по разным категориям товаров (в денежном и натуральном выражении) и т.п.

Внедрение системы категорийного менеджмента в работу аптечной сети способствует улучшению ее имиджа, привлечению новых покупателей, позволяет осуществлять оптимизацию товарных остатков на складе (сокращение товарных запасов), минимизировать затраты на работу с полочным пространством, повысить коэффициент оборачиваемости товара, снизить загруженность сотрудников аптек. Также категорийный менеджмент способствует тому, что извечные противоречия между отделом закупок и торговыми точками попросту исчезают, поскольку ответственный за категорию контролирует весь цикл движения товара в аптеке: от момента закупки (как, у кого, когда и сколько закупить) до момента его реализации.

О тенденциях развития аптечного рынка России рассказала Нелли Игнатьева, исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей.

Докладчик отметила, что в России долгое время сохраняется тренд, согласно которому многие аптеки позиционируются как дискаунтер. По мнению спикера, этот термин неприменим по отношению к аптеке, так как дискаунтер подразумевает магазин низких цен с узким ассортиментом и минимальным набором услуг для покупателей. Применение маркетинговых инструментов, ориентированных на низкие цены, создает иллюзию стабилизации цен, а в реальности увеличение количества аптек-дискаунтеров ведет к снижению качества лекарственного обеспечения и отсутствию действенных механизмов контроля за рынком обращения лекарственных препаратов со стороны государства.

С 2007 г. Таможенный союз объединил Российскую Федерацию, Республику Беларусь, Республику Казахстан. Одним из направлений взаимодействия государств, вошедших с состав Таможенного союза, является гармонизация нормативно-правовых актов и стандартов в сфере обращения лекарственных средств на основе международных норм, рекомендаций ВОЗ и опыта стран ЕС.

Предполагается, что результатом станет, в том числе, разработка единых правил надлежащей аптечной практики (Good Pharmacy Practice — GPP). В этом году решением от 21 мая Евразийская экономическая комиссия одобрила проект Соглашения о единых принципах и правилах регулирования обращения лекарственных средств в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства.

В качестве примера Н. Игнатьева привела некоторые статьи документа. Так, статья 5 описывает полномочия Евразийской экономической комиссии, среди которых: утверждение правил GLP, GCP, GMP, GDP и т.п. Но в этом документе ничего не говорится о GPP. По всей видимости, вопрос о разработке стандартов GPP в ближайшей перспективе снят. Согласно статье 6 предстоит постепенная гармонизация государственных фармакопей Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

В конце выступления спикер обратилась к фармацевтическому сообществу стран Таможенного союза с предложением консолидироваться для решения стоящих перед ними общих задач и подготовить проект стандарта GPP от профессиональных сообществ розничного фармацевтического рынка Таможенного союза.

Доклады, представленные на конференции, вызвали множество вопросов и дискуссий среди участников мероприятия. Вероятно, поиск ответов на возникшие новые вопросы, связанные с реформированием системы здравоохранения в сторону гармонизации с европейскими стандартами, современными подходами к продвижению фармпродукции, необходимостью внедрения BI-решений и инструментов категорийного менеджмента, продолжится в рамках будущих специализированных конференций. 

Ознакомиться с презентациями участников можно на сайтах www.morion.ua, www.apteka.ua.

Екатерина Дмитрик,
фото предоставлены
организаторами мероприятия
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Неля 16.12.2013 7:21
2 місяці тому з українських аптек зник ряд популярних білоруських препаратів, зокрема мукосат і нейротропін. Не знаємо, що пояснювати невдоволеним пацієнтам. Що трапилось?
лікар 17.12.2013 8:48
Хонропротектор мукосат и ноотроп нейротропин являются препаратами с недоказанной эффективностью. На западе препараты из этих групп продаются как БАДы. В Украине достаточно отечественных производителей выпускающих подобную продукцию. А что касается популярности этих лекарств, то скажите, Неля, вы располагаете данными об объемах их потребления например в 2012 г.? Вместо того, чтобы объясняться с недовольными пациентами, предложите им отечественную замену
Пробощ 17.12.2013 12:29
Неля, все очень просто. Украина начала требовать от белорусских заводов международного GMP, которого на многих участках у них нет.
Неля 17.12.2013 6:09
Дуже рада, дорогі колеги (лікар і Пробощ), що ви звернули увагу на мій комент. Пане лікарю, на жаль повні аналоги нейротропіну (ін'єкційні мексидол і мексиприм) вже кілька тижнів як відсутні у дистриб'юторів. Повних аналогів мукосата-нео теж нема. Що ж до формально недоведеної ефективності, то пацієнтів мало цікавлять формальності – для них важливо те що, ці препарати конкретно їм реально допомагають краще від інших.
Неля 17.12.2013 6:11
продовження - Так само пацієнтів мало цікавить і невідповідність ДжіЕмПі, про яке згадав пан Пробощ. При умові відсутності в Україні повних аналогів з GMP краще миритись з наявністю в аптеках якісних препаратів навіть без GMP, ніж відмовляти пацієнтам у допомозі.

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті