ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ И ТРЕНДЫ В ПРОИЗВОДСТВЕ БЕЛОРУССКОЙ ПРОДУКЦИИ
Работа конференции началась с доклада Геннадия Годовальникова, заместителя министра здравоохранения Республики Беларусь, директора Департамента фармацевтической промышленности. Он рассказал о реалиях и перспективах развития фармацевтической промышленности Беларуси.
По словам докладчика, сегодня фармацевтическая промышленность Беларуси представлена 27 предприятиями. Львиную долю в структуре производства лекарственных средств в Беларуси занимают государственные предприятия (которые подчинены Департаменту фармацевтической промышленности Министерства здравоохранения Республики Беларусь). Далее докладчик представил данные о развитии этих предприятий, охватывающие 2008–2012 гг. и I полугодие 2013 г.
Спикер отметил, что рентабельность продаж продукции предприятий фармацевтической промышленности Беларуси по сравнению с этим показателем в других отраслях экономики является самой высокой. Кроме того, за 2008–2012 гг. значительно увеличился объем промышленного производства в фактических ценах (почти на 100 млн дол. США). Существенно повысилась добавленная стоимость в расчете на одного работника — с 14,7 тыс. дол. в 2008 г. до 20,2 тыс. дол. в 2012 г.
По итогам 2012 г. объем фармацевтического рынка Беларуси составил 618 млн дол. (в ценах производителя). В 2012 г. объем производства лекарственных средств в Беларуси достиг 305,7 млн дол. Из них 116,6 млн дол. аккумулирует продукция, предназначенная для экспорта.
Доля лекарственных средств локального производства в структуре белорусского фармрынка в денежном выражении составила 30,6% (189 млн дол.), а зарубежных — 69,4% (429 млн дол.). В натуральном выражении в структуре белорусского фармрынка превалируют лекарственные средства локального производства. В 2012 г. их удельный вес составил 60% (335 млн упаковок), в то время как доля препаратов зарубежного производства — 40% (223,3 млн упаковок). По словам докладчика, причиной этому является разница в цене между лекарственными средствами локального и зарубежного производства. Стоимость большинства отечественных препаратов (71,1%) не превышает 1 дол.
По итогам 2012 г. в Беларуси зарегистрировано более 5000 наименований лекарственных средств, в том числе более 1216 — локального производства. Ежегодно в Беларуси регистрируют около 100 лекарственных средств.
Касательно сертификации фармкомпаний Беларуси на соответствие требованиям Надлежащей производственной практики (GMP), докладчик отметил, что на сегодня более 20 производственных участков уже получили соответствующие сертификаты, и добавил, что с 2014 г. планируется переход на европейские требования GMP.
Сергей Ищенко, директор компании «Proxima Research» в Украине, в своем выступлении затронул 3 темы. Во-первых, спикер представил макроэкономические показатели развития фармрынка Беларуси. Во второй части доклада он поделился опытом внедрения пилотного проекта по возмещению стоимости препаратов в Украине. В заключительной части презентации С. Ищенко рассказал о возможностях инструментов business intelligence (BI) в работе аптечных сетей и производителей.
Докладчик остановился на данных розничного аудита Sale In компании «IMS Health» и розничной реализации Sale Out компании «Proxima Research». В течение последних 6 лет (за исключением 2013 г.) объем упаковок, ежегодно поставляемых в аптеки Беларуси, существенно не изменялся. Темпы прироста объема розничного рынка лекарственных средств в натуральном выражении за январь–сентябрь 2013 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года составили 9%. В долларовом выражении отмечается активный прирост розничного рынка в течение 2007–2012 гг. Показатели 2013 г. также вселяют оптимизм: темпы прироста за 9 мес 2013 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года составили 30,7%. Структура распределения составляющих этого прироста выглядит следующим образом: увеличение объема рынка на 16% было обеспечено за счет перераспределения потребления с дешевых на дорогие препараты, увеличение количества упаковок обеспечило прирост 9%, вклад инфляционного фактора (повышение цены) составил 3%, выведение новых продуктов — 3,5%.
В структуре потребления лекарственных средств превалирует государственный сегмент, удельный вес которого в натуральном выражении составляет 54%, а в денежном — 52%. Доля коммерческого сегмента — 46 и 48% соответственно.
Удельный вес продукции локального производства в структуре розничной реализации лекарственных средств по итогам 9 мес 2013 г. составил 52% в натуральном и 24% в денежном выражении (белорусский рубль).
Докладчик отметил, что для сегментов отечественной и импортной продукции в Беларуси характерна разная структура составляющих прироста объема розничной реализации. Если прирост объема реализации отечественной продукции обеспечивается преимущественно за счет перераспределения потребления с дешевых на дорогие препараты, то основной драйвер увеличения рынка розничной реализации импортной продукции — прирост объема потребления в натуральном выражении.
В коммерческом сегменте по показателю Sale Out доля отечественной продукции в течение 9 мес 2013 г. существенно не изменялась, оставаясь на уровне 16%. В целом доля отечественной продукции на рынке составляет порядка 24%, вследствие чего можно предположить, что в государственном сегменте удельный вес отечественной продукции еще выше.
Далее докладчик рассказал о пилотном проекте по возмещению стоимости препаратов для лечения артериальной гипертензии (Пилотный проект по внедрению государственного регулирования цен на лекарственные средства для лечения лиц с гипертонической болезнью), который стартовал в Украине осенью 2012 г. Было выбрано 7 молекул, которые попали под программу возмещения. На первом этапе реализации проекта была разработана методика возмещения средств населению, которая учитывала небольшую долю возмещения — около 10% стоимости препарата, вследствие чего объем потребления антигипертензивных препаратов (в DDD) увеличился на 15–20%. С осени текущего года произошли изменения: уменьшилось количество препаратов, попадающих под действие Пилотного проекта, но вместе с тем увеличился размер компенсации (для некоторых препаратов уровень возмещения достигает 90%), что способствовало удвоению объема потребления лекарственных средств для лечения артериальной гипертензии.
Каким образом был разработан механизм возмещения? Все препараты для лечения данной нозологии были разделены на 3 группы по ценовому фактору (стоимость DDD): низко-, средне- и высокостоимостные. Для I группы определили уровень компенсации около 90%, для II — около 50%, III группа компенсации не подлежит. Таким образом, осуществлялось стимулирование производителей снижать стоимость своей продукции и переходить в сегмент среднестоимостных препаратов, чтобы попасть под возмещение. Вследствие этого произошло перераспределение потребления с дорогих препаратов на более дешевые, стоимость которых компенсируется государством.
Касательно применения в бизнесе инструментов BI, спикер отметил, что их внедрение в виде программного обеспечения позволяет интегрировать данные из различных источников на его платформу, быстро обрабатывать информацию, в понятной и удобной форме доносить ее до конечного потребителя (лиц, принимающих решения), что способствует повышению эффективности процесса принятия решений. Среди преимуществ использования BI-решений производителями: интеграция данных внешнего аудита с данными CRM-систем, а также плановыми показателями, что позволяет сократить операционные расходы; возможность мониторинга конкурентных групп; интеграция данных в единую программную оболочку; оптимизация работы внешней службы. Для аптечной сети применение BI-решений позволяет осуществлять систематизацию разрозненных данных; контроль маржи и рентабельности; внедрение инструментов категорийного менеджмента, интеграцию данных розничного аудита Sale Out и внутренних данных сети, что дает понимание о ее положении на рынке.
путь отечественного производителя к стандартам gmp. опыт украины
Сегодня актуальным для многих стран СНГ (в том числе Украины, России, Казахстана) является переход фармацевтической промышленности на стандарты GMP. Сергей Сур, директор по взаимодействию с регуляторными органами корпорации «Артериум», рассказал о внедрении стандартов GMP в Украине.
GMP является основным элементом системы обеспечения качества лекарственных средств и обязательным условием при лицензировании производства лекарственных средств в Украине. Также наличие производства в соответствии с GMP в большинстве стран мира считается обязательным требованием при регистрации препаратов, а также получении разрешения на клинические исследования лекарственных средств.
Спикер рассказал об истории внедрения GMP в Украине (1994–2013 гг.) и эволюции взглядов украинских производителей на этот процесс.
В 1996–2010 гг. основными достижениями системы регулирования лекарственных средств в Украине являются принятие Закона Украины «О лекарственных средствах» (1996); гармонизация законодательства с требованиями ЕС и рекомендациями Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ); создание национальной системы фармаконадзора (1997); внедрение Государственной Фармакопеи Украины (2001); рекомендаций ВОЗ о регистрации генерических препаратов (2007); имплементация требований GMP в лицензионные условия производства лекарственных средств (2010).
В 2011 г. произошло присоединение Государственной службы Украины по лекарственным средствам к Системе сотрудничества фармацевтических инспекций (Pharmaceutical Inspection Cooperation Scheme — PIC/S); внедрение обязательных требований надлежащих практик — лабораторной (GLP), клинической (GCP) и дистрибьюторской (GDP); утверждение связанных с GMP требований ICH Q8 (фармацевтическая разработка), Q9 (управление рисками для качества) и Q10 (фармацевтическая система качества).
С 2012 г. государственная регистрация и лицензирование импорта лекарственных средств осуществляется только при условии подтверждения соответствия стандартам GMP Гослекслужбой. С марта 2013 г. Государственная Фармакопея Украины стала членом Европейской Фармакопеи. С февраля 2013 г. обязательным требованием при импортировании лекарственных средств в Украину является наличие сертификата GMP.
Далее докладчик рассказал о том, как переход на стандарты GMP в Украине повлиял на отечественных производителей. Во-первых, количество лицензиатов за последние годы существенно уменьшилось, при этом отмечено увеличение объема производства в денежном выражении. Во-вторых, доля отечественных производителей в структуре рынка розничной реализации лекарственных средств увеличилась с 26% в 2009 г. до 31% в 2012 г. В-третьих, увеличился объем экспорта (на 25% в 2012 г. по сравнению с предыдущим годом).
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ — ВЫЗОВ ИЛИ ВОЗМОЖНОСТЬ?
Импортозамещение представляет собой процесс сокращения или прекращения импорта определенных товаров путем их замещения на внутреннем рынке страны аналогичными отечественными.
Позицию международного производителя, принявшего участие в реализации проекта по импортозамещению в Беларуси, представил Александр Холодов, глава представительства компании «Ново Нордиск» в Беларуси. Он описал основные этапы сотрудничества транснациональной фармацевтической компании «Ново Нордиск» (Дания), одного из мировых лидеров в области производства препаратов для лечения сахарного диабета, и одной из ведущих государственных фармкомпаний Беларуси «Белмедпрепараты».
Переговоры о сотрудничестве начались в 1995 г., а через год стартовала их совместная работа. На завод «Белмедпрепарты» осуществлялись поставки высокоочищенных и монокомпонентных кристаллов животного инсулина. В 1997–2003 гг. было обеспечено контрактное производство (тендерные поставки) человеческого инсулина компании «Ново Нордиск». Продолжением сотрудничества в 2004–2005 гг. стало налаживание производства отечественного генно-инженерного инсулина человека (ГИИЧ). С 2006 г. по сегодняшний день осуществляются промышленные поставки кристаллов ГИИЧ для локального производства препаратов инсулина. На протяжении всего периода сотрудничества осуществлялись инвестиции в интеллектуальный капитал (обмен опытом и знаниями).
По словам докладчика, за период с 2005 г. до сегодняшнего дня доля отечественных лекарственных средств в структуре объема белорусского рынка ГИИЧ в натуральном выражении увеличилась с 0до 86–87%.
Докладчик выделил 3 основных компонента, которые позволили этому проекту стать успешным: высокая социально-экономическая значимость продукции, организация стратегического партнерства, эффективное взаимодействие всех заинтересованных сторон.
Татьяна Трухачева, заместитель директора по инновациям компании «Белмедпрепараты», рассказала о проекте по импортозамещению в Беларуси с позиции принимавшего активное участие в его реализации локального предприятия.
Докладчик отметила, что компания «Белмедпрепараты» осуществляет постоянный мониторинг действия патентов на территории страны и предпринимает усилия для того, чтобы сразу после истечения срока действия патентной защиты вывести на фармрынок Беларуси импортозамещающие лекарственные средства.
В разработке импортозамещающих лекарственных средств компания отдает приоритет тем направлениям, в которых лидировала традиционно: производство антибиотиков, инсулинов, гепаринов, анальгетиков, противоопухолевых лекарственных средств.
Далее спикер рассказала о вариантах, которые рассматривались как способы реализации проекта по импортозамещению. Первый предполагает сотрудничество с компанией, которая воспроизводит технологию получения субстанции и состав препарата. Второй — привлечение к сотрудничеству компании-разработчика оригинального лекарственного средства (примером тому — сотрудничество с компанией «Ново Нордиск»). Благодаря сотрудничеству с компанией «Ново Нордиск» в течение 2 лет было выполнено поручение президента Беларуси по разработке, регистрации и освоению производства ГИИЧ: с 2006 г. компания «Белмедпрепарты» производит ГИИЧ с использованием качественной субстанции компании «Ново Нордиск», практически полностью обеспечивая потребности здравоохранения Беларуси. Это позволило поставлять для эндокринологической службы инсулины стабильно одинакового качества, выпускаемые одним и тем же производителем в достаточно короткий период. Замещено практически 90% инсулинов (в натуральном выражении), поступающих на белорусский фармрынок, препаратами локального производства. В настоящее время сотрудничество продолжается: совместно с международной группой компаний «Итера» начата реализация инвестиционного проекта по созданию экспорториентированного производства ГИИЧ в форме картриджей.
ОБЗОР ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РЫНКОВ СНГ
Николай Демидов, директор компании «IMS Health», рассказал о текущих тенденциях развития фармрынка в мире, а также в странах СНГ.
Согласно данным компании «IMS Health» в течение последних лет отмечалась тенденция к снижению темпов прироста глобального рынка лекарственных средств, что обусловлено истечением сроков патентной защиты многих блокбастеров и усилением конкуренции со стороны генерических препаратов. Тем не менее в течение следующих 5 лет компания «IMS Health» прогнозирует увеличение темпов прироста мирового фармрынка. Основными драйверами этого процесса будут:
- выведение на рынок инновационных препаратов, которые имеют значительный потенциал стать блокбастерами;
- рост развивающихся фармрынков: прогнозируется, что в 2013–1017 гг. их среднегодовые темпы прироста составят 10–13%.
По показателю среднегодовых темпов прироста объема фармрынка среди стран Центральной и Восточной Европы лидируют Россия и Украина. Ожидается, что этот показатель для России в 2013–2017 гг. составит 8–11%, а для Украины — 7–10%.
Далее докладчик представил аналитические данные об объеме продаж лекарственных средств в странах Центральной и Восточной Европы в денежном и натуральном выражении по итогам трех кварталов текущего года и показатели их прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, которые в целом позитивны. Увеличению объема продаж лекарственных средств в I полугодии 2013 г. в странах Центральной и Восточной Европы, по словам докладчика, способствовали такие факторы, как эпидемия гриппа, либеральное отношение государственных органов некоторых стран к повышению цен на препараты, перераспределение структуры потребления с дешевых на более дорогостоящие препараты, развитие во многих странах системы реимбурсации. Во II полугодии основными факторами для роста рынка станут проникновение новых препаратов на рынки стран СНГ и перераспределение потребления с дешевых на дорогие препараты. Влияние ценового фактора (как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе), вероятно, будет уменьшаться ввиду введения более строгих мер по ограничению возможностей повышения цен на лекарственные средства в большинстве стран СНГ.
ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ПРОДВИЖЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ
Евгений Кунда, директор по развитию компании «МОРИОН», предложил аудитории сравнить подходы к работе медицинских представителей в странах ЕС и СНГ.
По словам докладчика, европейский медреп максимально сконцентрирован на промоции продукции. Эта работа занимает около 95% его времени. В СНГ ситуация несколько иная: медреп похож на шестирукого Шиву, который, помимо осуществления личного контакта со специалистами, выполняет множество функций. Он все еще самостоятельно определяет профиль целевой аудитории, занимается созданием и поддержкой визитной базы клиентов, завоевывает лояльность целевой аудитории. В Европе выполнение приведенных рутинных функций отводится в основном специализированным аутсорсинговым компаниям.
Далее Е. Кунда более подробно рассмотрел, какие проблемы могут возникать вследствие того, что выполнение этих задач ложится на плечи медрепа. Например, зачастую сегментация целевой аудитории осуществляется не с точки зрения потенциала и потребностей компании, а доступности врача и удобства для медрепа. Некоторые компании-производители в СНГ при помощи медрепов пытаются поддерживать собственные базы данных потенциальных клиентов. Тем не менее в таких случаях существует ощутимая доля недостоверной (или неактуальной) информации, которая составляет около 30–40%. По словам докладчика, выведение функции таргетинга, сегментации и поддержки клиентской базы в актуальном состоянии на аутсорсинг может обеспечить видение компанией реальной генеральной совокупности таргет-группы, отсутствие «нецелевых» или «холостых» визитов и, главное, позволит медрепу сосредоточиться на своей непосредственной задаче – промоции препаратов.
Завоевание лояльности клиентов может осуществляется не только посредством работы медрепов с врачами. Есть огромное количество других вариантов, например e-learning, социальные сети. Сейчас это довольно распространенные в странах ЕС методы промоции по завоеванию лояльности клиентов к компании.
Поскольку существует тенденция к тому, что медреп становится скорее помощником врача, чем напористым продавцом, в ЕС все более популярным становится подход, включающий 4 основных тренда: anytime, anywhere, any device, any data. Подразумевается, что в любое время, в любом месте, с помощью любого устройства медреп может обладать информацией в максимальном объеме и предоставлять ее целевой аудитории.
Об эффективных инструментах для работы внешней службы фармпроизводителя рассказал Василий Васильев, директор компании «Тимсофт».
В СНГ, как и в ЕС, медрепы оснащены технической базой — планшетными ПК, смартфонами и прочими мобильными устройствами, которые призваны не столько контролировать их деятельность, сколько выступать неплохими помощниками в работе. Докладчик отметил, что в последнее время информационные системы сильно эволюционировали. Сейчас это единый инструмент, который позволяет полностью перекрыть все аспекты деятельности медрепа. Он представлен в виде программного комплекса, включающего системы управления взаимоотношениями с клиентами (CRM) и эффективного ввода и вывода данных, программных и технических решений, которые расширяют функционал всей системы, например, механизмы таргетинга и сегментации, Rep-check, GPS-контроль визитов и др.
Спикер предложил аудитории представить себе рабочий день медрепа. Он начинается с утренних хлопот по дому, продолжается выполнением рабочих обязанностей (визитами в больницы и аптеки), вечерними домашними заботами, но на этом его рабочий день не заканчивается. Находясь дома, одновременно с бытовыми задачами медреп продолжает выполнять рабочие функции в системе. Согласно исследованию компании «Тимсофт», которое охватило более 70 фармкомпаний, в среднем один медреп в год тратит около 20 дней своего личного времени на выполнение рабочих задач. Это может привести к потере его лояльности к компании. Решением указанной проблемы может быть использование современных устройств (планшетных, карманных компьютеров) для выполнения привычных задач медрепа, что позволит более эффективно взаимодействовать со специалистами, экономить время на составление отчетности и промоматериалы, увеличивать время визита, делать его более интерактивным.
Докладчик рассказал о популярной в США и ЕС методике, которая используется для качественного контроля работы медрепов, — маркетинге закрытого цикла (Closed Loop Marketing — CLM). Применение данной методики позволяет, во-первых, донести информацию до врача, во-вторых — получить обратную связь в формализированном виде (feedback), в-третьих — осуществлять анализ полученной информации в режиме on-line. CLM призван контролировать медрепов по качеству работы с профессиональной аудиторией, индивидуально категоризировать врачей до максимально подробных единиц.
Практически все компании сталкиваются с необходимостью функции контроля работы медрепов. Для компаний, использующих технологичное CRM-решение, это сводится к регулярной автоматической выгрузке визитных данных на проверку, к сопоставлению плановых и фактических маршрутных листов. Другими инструментами, использующимися для контроля работы внешней службы, являются Rep-check (аутсорсинговые следовые визиты за медрепами) и GPS-tracking (контроль маршрута по карте).
ПРОИЗВОДИТЕЛЬ И АПТЕКА. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Опытом сотрудничества государственного и коммерческого сектора поделилась Екатерина Бобрик, начальник отдела маркетинга компании «Минскинтеркапс».
«Минскинтеркапс» — государственное предприятие Республики Беларусь, которое занимается производством лекарственных средств в твердых и мягких желатиновых капсулах. В структуре покупателей продукции компании на рынке Республики Беларусь превалируют оптовые покупатели государственной формы собственности (более 70%). Порядка 30% своей продукции «Минскинтеркапс» экспортирует в страны СНГ и ЕС.
Компания предоставляет услуги по контрактному производству лекарственных средств и биологически активных добавок в мягких желатиновых капсулах. Так, «Минскинтеркапс» работает с аптечными сетями, предоставляя услуги по производству лекарственных средств и биологически активных добавок под собственной торговой маркой аптек (private label). Ведется активное сотрудничество с некоторыми аптечными сетями Российской Федерации. Кроме того, компания взаимодействует с зарубежными фармацевтическими производителями: совместное производство твердых форм лекарственных средств, закупки лекарственных средств в форме инбалк для производства и регистрации на территории Беларуси с последующим переходом на полный производственный цикл. В перспективе планируется расширение подобного сотрудничества.
О возможностях контроля движения товара в аптечной сети рассказал Дмитрий Петрович, директор ООО «Аптека групп». В качестве примера взаимодействия производителя и аптеки докладчик представил задачу: в бочку (аптека) через одну трубу вливается вода (Sale In) и выливается через другую (Sale Out). Задача производителя и аптеки — не допустить, чтобы «бочка» перелилась. В случае с холдингом ситуация сложнее, поскольку в его состав входит несколько розничных предприятий. Кроме того, достаточно сложно спрогнозировать, какова будет скорость Sale Out и как поведут себя поставщики.
Докладчик поделился опытом, как «Аптека групп» справляется с данной задачей. Было разработано программное обеспечение, которое в ежедневном режиме собирает из всех аптек холдинга информацию по 3 направлениям: расход товара за предыдущие сутки, приход товара и остаток на конец рабочего дня. К данной информации (в рамках своего товара) имеют доступ производители — поставщики аптек холдинга. Таким образом, производители могут получать информацию о движении собственного товара по каждому SKU в каждой аптеке холдинга, о наличии товара в аптеках.
Доклад Юлии Клименюк, директора по маркетингу аптечной сети «9-1-1», был посвящен категорийному менеджменту.
Концепция категорийного менеджмента впервые начала применяться в розничных сетях, специализирующихся на продаже продуктов повседневного спроса (FMCG). Возникновение данной технологии, согласно которой товары объединяют в категории по принципу общих свойств, связывают с компанией «Procter & Gamble». По словам докладчика, развитие данной технологии на рынке FMCG связано с возникновением сложностей в управлении товарными группами в розничных сетях с большим количеством торговых точек.
По мнению спикера, необходимость внедрения категорийного менеджмента в аптечном бизнесе обусловлена такими факторами: увеличение количества розничных сетей и их глобализация; сегментирование фармацевтического рынка; увеличение количества поставщиков (и как следствие — увеличение количества предложений для сетей); наличие большого количества товарных позиций, которыми сложно управлять; увеличение расходов на содержание аптечных сетей; уменьшение рентабельности операторов фармрынка; развитие технологий продаж.
Ю. Клименюк определила категорийный менеджмент как процесс совместного управления товарными категориями между сетью и производителем. Основным принципом данной концепции является ориентация на потребителя. То есть, категорийный менеджмент — инструмент эффективного реагирования на запросы потребителя. Также внедрение категорийного менеджмента предполагает тесное сотрудничество аптечных сетей с производителями в контексте взаимного обмена информацией и совместного построения бизнеса. Внедрение данной технологии позволяет контролировать динамику Sale In и Sale Out, удельный вес каждого производителя в товарообороте сети по разным категориям товаров (в денежном и натуральном выражении) и т.п.
Внедрение системы категорийного менеджмента в работу аптечной сети способствует улучшению ее имиджа, привлечению новых покупателей, позволяет осуществлять оптимизацию товарных остатков на складе (сокращение товарных запасов), минимизировать затраты на работу с полочным пространством, повысить коэффициент оборачиваемости товара, снизить загруженность сотрудников аптек. Также категорийный менеджмент способствует тому, что извечные противоречия между отделом закупок и торговыми точками попросту исчезают, поскольку ответственный за категорию контролирует весь цикл движения товара в аптеке: от момента закупки (как, у кого, когда и сколько закупить) до момента его реализации.
О тенденциях развития аптечного рынка России рассказала Нелли Игнатьева, исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей.
Докладчик отметила, что в России долгое время сохраняется тренд, согласно которому многие аптеки позиционируются как дискаунтер. По мнению спикера, этот термин неприменим по отношению к аптеке, так как дискаунтер подразумевает магазин низких цен с узким ассортиментом и минимальным набором услуг для покупателей. Применение маркетинговых инструментов, ориентированных на низкие цены, создает иллюзию стабилизации цен, а в реальности увеличение количества аптек-дискаунтеров ведет к снижению качества лекарственного обеспечения и отсутствию действенных механизмов контроля за рынком обращения лекарственных препаратов со стороны государства.
С 2007 г. Таможенный союз объединил Российскую Федерацию, Республику Беларусь, Республику Казахстан. Одним из направлений взаимодействия государств, вошедших с состав Таможенного союза, является гармонизация нормативно-правовых актов и стандартов в сфере обращения лекарственных средств на основе международных норм, рекомендаций ВОЗ и опыта стран ЕС.
Предполагается, что результатом станет, в том числе, разработка единых правил надлежащей аптечной практики (Good Pharmacy Practice — GPP). В этом году решением от 21 мая Евразийская экономическая комиссия одобрила проект Соглашения о единых принципах и правилах регулирования обращения лекарственных средств в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства.
В качестве примера Н. Игнатьева привела некоторые статьи документа. Так, статья 5 описывает полномочия Евразийской экономической комиссии, среди которых: утверждение правил GLP, GCP, GMP, GDP и т.п. Но в этом документе ничего не говорится о GPP. По всей видимости, вопрос о разработке стандартов GPP в ближайшей перспективе снят. Согласно статье 6 предстоит постепенная гармонизация государственных фармакопей Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.
В конце выступления спикер обратилась к фармацевтическому сообществу стран Таможенного союза с предложением консолидироваться для решения стоящих перед ними общих задач и подготовить проект стандарта GPP от профессиональных сообществ розничного фармацевтического рынка Таможенного союза.
Доклады, представленные на конференции, вызвали множество вопросов и дискуссий среди участников мероприятия. Вероятно, поиск ответов на возникшие новые вопросы, связанные с реформированием системы здравоохранения в сторону гармонизации с европейскими стандартами, современными подходами к продвижению фармпродукции, необходимостью внедрения BI-решений и инструментов категорийного менеджмента, продолжится в рамках будущих специализированных конференций.
Ознакомиться с презентациями участников можно на сайтах
фото предоставлены
организаторами мероприятия
Коментарі