Какой вектор развития фармрынка выберет Украина?

Какой вектор развития фармрынка выберет украина?

ФРЕЙМЫ 2 и 3. 6–7 февраля в Киеве в отеле «Русь» состоялся IX Ежегодный аналитический форум «Фармрынок Украины—2014. В рамках эффективных понятий», организаторами которого выступили компании «МОРИОН», «Proxima Research», «КОМКОН Фарма—Украина» и «Укр­КомЭкспо», а генеральным спонсором — компания «STADA CIS». В ходе первого фрейма участники форума подвели итоги развития фармрынка в 2013 г. и поделились прогнозами развития украинского и мирового фармрынка на 2014 г. Во время второго и третьего фреймов обсуждались особенности рынков стран Таможенного союза (ТС) и ЕС.

2-й фрейм форума
«чем можем успокоиться — деньги любят тишину:
тс-фрейм»

СТРУКТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ НА РЫНКАХ РОССИИ И УКРАИНЫ: МАРКЕТИНГ И УДАЧА. РЕГУЛЯТОРНОЕ ДАВЛЕНИЕ И «ВЫЖИВАЕМОСТЬ» И «СОПРОТИВЛЯЕМОСТЬ» РЫНКА: У КОГО БОЛЬШЕ РЕСУРСОВ И НА ЧЬЕ БЛАГО ОНИ ПОЙДУТ?

Олег ФельдманВторой фрейм, посвященный рынкам стран ТС и СНГ, открыл Олег Фельдман, директор подразделения здравоохранения «Синовейт Комкон». В своем докладе он рассказал о структурных изменениях на фармрынках России и Украины, а также об изменениях, связанных с регуляторным вмешательством со стороны государственных органов.

В начале выступления докладчик напомнил участникам форума о текущих характеристиках локальных рынков, отметив, что все внутренние трансформации на них оказывают большее влияние, чем глобальные тренды. При этом глобальные тренды запаздывают в своем проявлении на локальных рынках. В основном тренды на локальных рынках определяются регуляторными инициативами, которые, как правило, опережают необходимые системные реформы и не имеют дорожных карт дальнейшего их развития. И это не дает возможности операторам рынка ставить перед собой долгосрочные стратегические цели.

Что же относится к структурным изменениям рынка? Во-первых, это изменения, вызванные регуляторной практикой государственных органов — изменения в системе цено­образования, стимулирование кластерных преимуществ (преференции отечественным производителям, ориентация на дешевые генерики и т.д.), а также фактическое принуждение к локализации производства, которое практикуется в России. Во-вторых, изменения в структуре соотношения сил лидеров рынка. В-третьих, изменения в соотношении сегментов рынка и их подсегментов (соотношение отечественных/импортных, Rx-/ОТС, инновационных/генерических препаратов и т.д.). В-четвертых, изменения в цепочке производитель — дистрибьютор — розница, а также изменения в структуре потребительских предпочтений.

Изменения структуры рынка в Украине докладчик продемонстрировал в виде динамики доли компаний-производителей в назначениях врачей, отражающей совокупность их маркетинговых усилий, отметив значительное укрепление своих позиций в этом сегменте компаний «Фармак», «Такеда» и «Кусум». При этом, если рассматривать динамические показатели изменения доли назначений, то средневзвешенные темпы роста (CAGR) за период 2008–2013 гг. на уровне 30–40% фиксируются лишь для небольшой группы компаний, доля которых в выписке невелика. При этом максимальный CAGR для крупных компаний составляет около 10–15%. То есть, небольшие компании при правильном маркетинге демонстрируют темпы роста, существенно опережающие среднерыночные.

Переходя к фармрынку России, О. Фельд­ман выделил компании, CAGR которых за период 2004–2012 гг. по объему продаж превышает среднерыночный показатель в 17,8%. При этом структурно перечень компаний существенно отличается от такового для украинского рынка. Рассматривая темпы роста продаж препаратов этих же компаний в сегментах Rx- и ОТС, в большинстве случаев безрецептурные препараты демонстрируют опережающие темпы роста относительно Rx-сегмента.

При этом общая тенденция преимущественного роста показателя CAGR для относительно небольших компаний фактически такая же, как и в Украине, за исключением того, что абсолютные показатели такого роста выше.

Как правило, такой рост достигается за счет правильно сбалансированного портфеля продуктов и эффективной стратегии их продвижения на рынок, а также понимания трендов рынка и умения реализовывать их в своей стратегии развития.

Вторая часть доклада была посвящена оценке реализации пилотного проекта в Украине и его текущему и перспективному влиянию на рынок, а также выписке рецептов по международным непатентованным наименованиям (МНН). Докладчик представил один из вариантов дорожной карты по внедрению программ возмещения с указанием мероприятий, которые необходимо осуществить, чтобы система возмещения работала эффективно. По его мнению, проблемы при внедрении пилотного проекта главным образом возникают из-за того, что регуляторными органами при реализации выхватывались отдельные звенья этой цепочки.

В России с конца 2012 г., за полгода до введения обязательного выписывания рецептов по МНН, отмечено существенное увеличение назначений по МНН, в частности в сегменте кардиологических препаратов. При этом такая тенденция характерна и для льготного, и для коммерческого сегментов и связана была главным образом с внедрением стандартов лечения и административным давлением на врачей осуществлять лечение в рамках этих стандартов.

По результатам опроса среди российских врачей относительно практики выписывания рецептов, 38% респондентов назначают одно торговое наименование, 31% — несколько препаратов-синонимов, 24% — МНН, указывая несколько торговых наименований, и лишь порядка 7% врачей назначают исключительно МНН.

В целом наблюдается положительная динамика роста назначений по МНН, но драйвером этого процесса является не закон о выписке по МНН, а внедрение стандартов лечения.

При опросе фармацевтов также зафиксировано увеличение обращений пациентов с рецептами по МНН, при этом 55% из них не знают, какой конкретно препарат они хотят или могут приобрести в рамках выписанного МНН. Это создает серьезную почву для повышения роли первостольника в рекомендациях при выборе препарата для пациента.

В заключительной части доклада О. Фельд­ман рассказал об отношении украинских врачей к пилотному проекту по артериальной гипертензии, отметив четко выраженную положительную динамику в их общей оценке проекта. При этом последствия Пилотного проекта непосредственно сказываются на структуре назначений.

Какой вектор развития фармрынка выберет украина?

Анализ показал, что в общем потоке пациентов зафиксировано увеличение количества пациентов с диагнозом «артериальная гипертензия» и уменьшается доля с диагнозом «ишемическая болезнь сердца». Это свидетельствует о стимулировании врачей фиксировать именно такой диагноз, что в целом привело к росту потока пациентов с артериальной гипертензией на 19%. При этом суммарный объем назначений по молекулам, охваченным Пилотным проектом, увеличился на 16%.

В сегменте кардиологических препаратов в разрезе АТС-классификации 3-го уровня наряду с заметным приростом назначений в подгруппах C09A «Ингибиторы ангиотензинпревращающего фермента», C07A «Блокаторы бета-адренорецепторов» и C08C «Селективные антагонисты кальция с преимущественным действием на сосуды» сокращается доля назначений препаратов групп C09C «Простые препараты антагонистов ангиотензина II» и C09D «Комбинированные препараты ингибиторов ангиотензина II» (то есть простых и комбинированных сартанов). Хотя именно они относятся к новым поколениям лекарственных средств для лечения артериальной гипертензии.

Что могут противопоставить этому производители? Например:

  • препятствовать упрощенным подходам регуляторов к выбору терапевтических схем, то есть не включать препараты в протоколы лечения лишь по данным объема потребления;
  • разрабатывать перспективные портфельные стратегии;
  • критически относится к качеству собственного бизнеса, тестируя его прежде всего на устойчивость в изменяющихся условиях;
  • по возможности разрабатывать мульти­сценарные стратегии развития собственного бизнеса.

ПОТЕНЦИАЛ РЫНКОВ ТС И СНГ

Николай Демидов, директор компании «IMS Health»О развитии фармрынков стран СНГ и Грузии в 2013 г. рассказал Николай Демидов, директор компании «IMS Health» в России и странах СНГ.

В 2013 г. суммарный объем фармрынков стран СНГ и Грузии, за исключением России, достиг 8 млрд дол. США в ценах дистрибьюторов. При этом опережающие темпы прироста фиксируются для локальных производителей, которым во многих странах предоставляются преференции со стороны государства.

Все страны СНГ заявили о движении в сторону реимбурсации, но далеко не все предприняли практические шаги к их реализации, такие как подготовка и внедрение пилотных проектов. Еще одной проблемой для участников рынков в некоторых странах является параллельная торговля, которая в последнее время активно развивается и заставляет фармкомпании задуматься над защитой от нее.

Относительно темпов роста рынка. Все рынки стран СНГ в 2013 г. демонстрируют прирост в долларовом эквиваленте, причем некоторые из них на уровне 20%. Но основным фактором роста является не потребительская активность, так как в натуральном выражении темпы роста значительно ниже, а в некоторых странах фиксируется их убыль.

Темпы роста российского фармрынка замедляются и в 2013 г. составили около 7,5%. При этом рост обеспечивается преимущественно за счет розничного сегмента. Основными причинами замедления являются ухудшение макроэкономической и социальной ситуации, а также усиление негативного влияния регуляторной политики в сфере ценообразования.

Рынок Казахстана является одним из самых быстрорастущих на просторах СНГ, средневзвешенный годовой прирост за период 2008–2013 гг. составляет около 15%. При этом сегмент льготного лекарственного обеспечения развивается активнее, чем розничный сегмент. Хотя в большинстве стран основным плательщиком является население, поэтому развитие рынка напрямую зависит от его платежеспособности.

Средневзвешенная стоимость упаковки, которая характеризует покупательную способность, структуру потребления и особенности построения взаимоотношений между участниками товаропроводящей цепочки в различных странах, существенно отличается и не зависит от уровня ВВП на душу населения. Таким образом, она в большей степени зависит от особенностей организации торговли. Разница в цене на отдельные препараты в разных странах может достигать 30–40%, хотя несколько лет назад цена могла отличаться в разы.

Рынки стран СНГ состоят в основном из рецептурных препаратов, в денежном выражении этот показатель составляет около 65%, но доля ОТС-препаратов по-прежнему находится на очень высоком уровне по сравнению со многими рынками развитых стран. Это связано с отсутствием линеек препаратов, представленных на развитых рынках. Поэтому в сфере развития сегмента рецептурных препаратов сохраняется большой потенциал. Но, с другой стороны, развитие Rx-сегмента происходит преимущественно за счет внедрения систем возмещения.

Для большинства крупных фармкомпаний, имеющих значительный объем продаж на рынках стран СНГ, характерно замедление темпов прироста продаж. Рассматривая топ-10 компаний, которые демонстрировали наибольшие темпы роста в 2012 г., лишь 4 сохранили свои места в аналогичном рейтинге 2013 г. При этом динамика их продаж замедлилась.

Относительно прогнозов развития украинского фармрынка компания IMS дает достаточно оптимистичный прогноз. Средневзвешенный годовой прирост на период 2013–2017 гг. предполагается на уровне 8–9%.

Ключевыми факторами, влияющими на развитие рынков стран СНГ в 2013 г., были неудовлетворенный спрос, высокая заболеваемость, замещение (изменение структуры потребления в сторону более дорогих препаратов), развитие каналов продаж, активное продвижение продукции и инвестиции. К факторам, предопределяющим их развитие в 2014 г., относятся валютные риски и защитные механизмы от них, факторы внедрения систем возмещения, регуляция в сфере ценообразования, защита локальных производителей, устойчивость товаропроводящей цепочки, параллельная торговля, снижение маржи. Действия, которые необходимо предпринять операторам рынка в 2014 г., — это упрощение допуска препаратов на рынок, конкурентное повышение цен, оптимизация затрат, обеспечение доступности лекарственных средств, оперативная интеграция, консолидация и перестройка бизнес-модели.

ФАРМПРОИЗВОДИТЕЛЬ НА ПРОСТРАНСТВЕ ТС

Иван Глушков, заместитель генерального директора холдинга «STADA CIS»Иван Глушков, заместитель генерального директора холдинга «STADA CIS», в своем докладе очертил ключевые полномочия Евразийской экономической комиссии в рамках ТС и озвучил нововведения, которые ожидаются для фармкомпаний на рынках стран ТС.

Изначально в ТС входило 3 государства (Россия, Беларусь и Казахстан). За последние 2 года заявки на вступление подали еще 7 государств, 3 из которых — не признаны (Киргизия, Таджикистан, Армения, Сирия, Республика Абхазия, Республика Южная Осетия, Приднестровская Молдавская Республика).

Руководит ТС Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК). ТС создал структуру, способную очень быстро принимать решения: высший евразийский совет — 3 главы государств, которые собираются 3 раза в год. Решения для них готовит комиссия из 3 человек — премьер-министры России и Казахстана и председатель правления банка развития Беларуси. Поэтому вопросы, попадающие на рассмотрение комиссии, принимаются достаточно быстро.

ЕЭК имеет широкую сферу полномочий, охватывающую макроэкономическую политику, таможенное регулирование, энергетическую политику, трудовую миграцию, валютную политику, внешнюю торговлю и другие. Также ЕЭК имеет полномочия в сфере технического регулирования, включающего более 60 видов деятельности, в том числе регулирование оборота лекарственных средств и изделий медицинского назначения (ИМН).

В конце 2012 г. при ЕЭК создана рабочая группа, занимающаяся подготовкой проекта соглашения о единых принципах и правилах обращения лекарственных средств и ИМН на территории ТС.

По информации, опубликованной ЕЭК, для реализации соглашения необходимо принять ряд решений, таких как:

  • Единые правила надлежащих практик (GxP);
  • Единые требования к инструкции по медицинскому применению, маркировке и др.;
  • Единые правила регистрации лекарственных средств, производимых в условиях надлежащей производственной практики; единые требования к регистрационному досье;
  • Единая форма регистрационного удостоверения лекарственного средства;
  • Порядок ведения Единого реестра лекарственных средств Таможенного союза и Единого экономического пространства;
  • Порядок создания информационной системы Таможенного союза и Единого экономического пространства в сфере обращения лекарственных средств.

Согласно опубликованному ЕЭК плану большинство этих решений должны были быть подготовлены на протяжении 2011–2012 гг. Но на данный момент решения подготовлены лишь по единым правилам надлежащей лабораторной практики (GLP), надлежащей клинической практики (GCP) и надлежащей производственной практики (GMP).

Основными пунктами соглашения являются:

  • запрет с 2017 г. оборота лекарственных средств, произведенных на площадках, не соответствующих требованиям GMP;
  • единые правила допуска на рынок лекарственных средств и ИМН локального производства, при этом допуск импортных препаратов каждая страна определят самостоятельно;
  • около 30 нормативно-правовых актов, регулирующих обращение лекарственных средств;
  • гармонизация законодательства с международными нормами, преимущественно европейскими.

ЕЭК планирует до сентября 2014 г. подписать соглашение по обороту лекарственных средств и ИМН, а также ратифицировать его до апреля 2015 г. До мая 2014 г. планируется подписать, а до января 2015 г. ратифицировать Евразийский экономический договор как альтернативу гражданскому кодексу. И только после подписания и ратификации данных документов будут приниматься решения по единым правилам обращения лекарственных средств и ИМН.

ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЫНКОВ СНГ ДЛЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ

Александр Партышев, коммерческий директор Корпорации «Артериум»О привлекательности рынков стран СНГ для украинского производителя рассказал Александр Партышев, коммерческий директор Корпорации «Артериум». Корпорация «Артериум» является лидером среди украинских компаний — экспортеров готовых лекарственных средств в страны СНГ. Она имеет представительства в Узбекистане, России, Беларуси, Казахстане и Азербайджане.

Объем экспортируемой продукции увеличивается с каждым годом и в 2013 г. достиг порядка 35 млн дол.

Компания также постоянно расширяет гео­графию экспорта. Так, на сегодня завершена регистрация и начата продажа некоторых препаратов на рынке Вьетнама, также начата регистрация лекарственных средств на других рынках Юго-Восточной Азии. Привлекательность рынков стран СНГ и Юго-Восточной Азии определяется прежде всего высокими темпами их роста.

В последние годы при экспорте лекарственных средств в страны СНГ компания сталкивается с заметно усилившейся кампанией по поддержке национального производителя локальными регуляторами, поэтому для развития экспортного потенциала отечественных производителей в долгосрочной перспективе необходимо искать эффективные производственные проекты в странах СНГ, в первую очередь в странах ТС.

3-Й ФРЕЙМ ФОРУМА
«КАКОЙ БУДЕТ СТРУКТУРА РЫНКА:
ЕС-ФРЕЙМ»

БУДУЩАЯ МОДЕЛЬ ФАРМРЫНКА: ЕС ПРОТИВ ТС

Михаил Пилькевич, директор подразделения обеспечения сервиса в Восточной Европе компании «IMS»С перспективами развития рынков стран ЕС и СНГ аудиторию ознакомил Михаил Пилькевич, директор подразделения обеспечения сервиса в Восточной Европе компании «IMS».

Свою презентацию докладчик начал с обзора расходов на здравоохранение и фармацевтическую продукцию в странах Еврозоны. В среднем расходы на здравоохранение в этом регионе составляют около 6%, а расходы на реимбурсацию — 1,3% ВВП.

В странах, где темпы роста ВВП снижаются, правительство вынуждено искать пути экономии средств. И если посмотреть на европейские рынки, то путей довольно много. Например, регулирование оптово-отпускных цен и наценок, использование генериков, стоимость которых ниже, как альтернативу оригинальным препаратам и др.

Влияние инновационных препаратов на развитие рынков стран ЕС постепенно снижается. В период 2003–2007 гг. средний показатель выведенных на рынок новых молекул составлял 48, а их удельный вес в рынке лекарственных средств — 3,3%. В период 2008–2012 гг. эти показатели составляли 46 молекул и 2,3% соответственно.

Касаясь прогнозов развития мирового фармрынка, докладчик отметил, что несмотря на замедление темпов роста в 2013 г., в последующие годы прирост будет составлять 4–7%. И к 2017 г. объем мирового фармрынка достигнет 1,2 трлн дол. Прирост будет отмечаться за счет выведения новых брэндов и инновационных продуктов, защищенных патентами, но в то же время сократится объем продаж препаратов, утративших патентную защиту, и будет приблизительно равен таковому новых продуктов. Поэтому ключевую роль в развитии мирового рынка будут играть генерические препараты, а также рост развивающихся фармрынков, к которым относится и Украина.

К основным трендам генерических рынков М. Пилькевич отнес перманентное уменьшение объема брэндированных генериков, повышение производителями производственных стандартов, а также консолидацию рынка.

На рынках стран СНГ довольно широко представлены генерические генерики, при этом в странах ЕС подобная ситуация отмечается только в Великобритании, где система реимбурсации изначально базировалась на основе МНН. Доля генериков в странах ЕС увеличивается, что особенно ярко выражено на рынках Испании, Франции и Ирландии. Это связано со стратегией этих государств, направленной на экономию средств. На развивающихся рынках доля генериков также будет увеличиваться.

В заключение М. Пилькевич выделил основные изменения, с которыми столкнутся все участники фармрынка в будущем:

  • снизится финансовая нагрузка на пациентов за счет внедрения системы реимбурсации;
  • фармкомпании будут сокращать расходы на рекламу, а также консолидироваться;
  • дистрибьюторы и розничная сеть поддадутся давлению как со стороны регуляторных органов, так и производителей;
  • лечебные учреждения будут изменять практику назначения, увеличивая долю генериков.

ТРЕНДЫ РАЗВИТИЯ НА ОСНОВНЫХ ФАРМРЫНКАХ ЕВРОПЫ

Дональд Макартур, независимый аналитик по вопросам международного фармацевтического опытаДональд Макартур, независимый аналитик по вопросам международного фармацевтического опыта, в своем докладе раскрыл 5 основных трендов развития европейских рынков.

Первый тренд — это отсутствие единого европейского фармацевтического рынка как такового. Есть только некоторые общие тенденции. В качестве примера отсутствия единого рынка докладчик рассказал о закупках препаратов в г. Слёйс (Нидерланды). Город расположен недалеко от Бельгийской границы и отделен от остальной части Нидерландов морем. Логичнее было бы закупать лекарственные средства в Бельгии, но аптеки закупают продукцию в Роттердаме.

Второй тренд — снижение цен в связи с референтным ценообразованием и параллельной торговлей. В качестве референтных стран выбираются страны со сходной экономической ситуацией и системой здравоохранения. Но при этом многие из них зачастую просто заимствуют цены на препараты в других государствах, не проводя собственных расчетов. Подходы к референтному ценообразованию также отличаются: одни для расчета берут среднее значение цены в референтных странах, другие — минимальное значение, а некоторые используют систему двойной референтной цены, пересчитывая цены каждые полгода.

Третий тренд — этика производителей, направленная на прозрачность механизмов работы компаний. В частности, был принят закон «Sun shine act», согласно которому следует публиковать результаты не только позитивных клинических исследований, но и все данные. Для этого создан специальный сайт, на котором компания обязана опубликовать все результаты клинических исследований.

Четвертый тренд — отношение к препаратам для лечения редких заболеваний. То есть, к пациентам с редкими заболеваниями должно быть такое же отношение, как и к пациентам с распространенными нозологиями. И препараты для лечения редких заболеваний должны быть включены в систему реимбурсации. При этом подходы к цено­образованию на препараты от редких болезней существенно отличаются от стандартных. Во многих странах производители сами определяют цену на них. На сегодня не все государства используют полную систему возмещения стоимости препаратов-сирот. Также есть препарат Glybera компании «UniQure», показанный для лечения генов от редких заболеваний, который не продают в Европе, так как производитель установил цену порядка 1,5 млн евро за 1 дозу.

Пятый тренд — глобализация дистрибьюторов. В последнее время многие европейские дистрибьюторы сталкиваются с такими проблемами, как сокращение объема продаж, снижение маржи, отсутствие поставок в лечебные учреждения и др. Так, 3 крупнейшие европейские дистрибьюторские компании, оборот каждой из которых превышает 20 млрд евро, вынуждены продать свой бизнес американским и британским дистрибьюторским компаниям. То есть, оборот в 20 млрд евро не дает гарантии сохранения бизнеса.

Какой вектор развития фармрынка выберет Украина?

ВОЗМОЖНОСТИ ЭФФЕКТИВНОГО ИНТЕГРИРОВАНИЯ ЦЕПОЧКИ «ПРОИЗВОДИТЕЛЬ — ОПТОВИК — АПТЕКА»

Гжегож Орновски, директор компании «Мибе Украина»Гжегож Орновски, директор компании «Мибе Украина», рассказал об интеграции товаропроводящей цепочки.

На сегодня игроки фармрынка подвергаются значительному давлению со стороны регуляторных органов относительно цено­образования и наценок. При этом сегмент дистрибуции все больше теряет свою значимость в товаропроводящей цепочке. В таких условиях участникам рынка необходимо горизонтально интегрироваться, открывать новые каналы дистрибуции, оптимизировать управление бизнесом и расходами, использовать ІТ-технологии для управления ассортиментом и другие маркетинговые мероприятия. Также компаниям необходимо выводить новые брэнды и задуматься о вертикальной консолидации.

На сегодня консолидация аптек в странах ЕС носит неоднородный характер. Например, в Италии, Испании, Франции и Германии консолидация запрещена законом. А в Швеции розничный сегмент до 2009 г. был в монополии государства, но затем был продан тремя частями, поэтому аптечные сети охватывают 100% рынка.

Среди компаний, владеющих крупнейшими европейскими аптечными сетями, отмечены компании Alliance Boots, включающая более 2700 торговых точек, Celesio — 2100 точек, Pelion — 2100, Phoenix — 1247, Galenica — 467 и OPG — 398. При этом компании Alliance Boots, Pelion и Galenica — это и производитель, и оптовик, и аптечная сеть, и компания, предоставляющая другие услуги участникам фармрынка. Но компания Pelion как производитель только начинает развиваться. Такой консолидации предшествовала многолетняя история развития.

Уникальным примером консолидации являются польские компании Pelion и Neuca. После консолидации внутри компании происходит диверсификация и реализуются различные услуги под разными брэндами. При этом компания Neuca планирует консолидировать еще и сеть клиник в Польше для продвижения своих Rx-препаратов.

Для продвижения ОТС-препаратов польские производители увеличивают инвестиции в аптечный маркетинг за счет снижения инвестиций в рекламу на телевидении.

Подводя итоги, докладчик отметил следующее:

  • в Европе есть только два примера успешной консолидации — это Alliance Boots и Galenica, процесс консолидации которых занял многие годы;
  • компании, производящие «свои» препараты, осторожно выбирают ассортимент, обычно генерические, нишевые или массовые препараты;
  • вертикальная консолидация в Польше все еще находится на начальной стадии;
  • рецептурные препараты прежде всего требуют продвижения среди врачей;
  • структура внешней службы для продвижения ОТС-препаратов в аптеках изменяется вместе с рынком;
  • даже имея большую долю на рынке стран, где существует система реимбурсации, регуляции могут привести к потере занимаемых позиций в рынке;
  • сегодня основным источником прибыли розницы и опта в Польше являются дополнительные доходы от производителей.

ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ ВЫПИСЫВАНИЯ РЕЦЕПТОВ ПО МНН

Николай Орлов, партнер юридической компании «ОМР»Николай Орлов, партнер юридической компании «ОМР», отметил, что изменения в законодательстве Украины относительно выписывания рецептов по МНН никак не изменят ситуацию, против которой они были направлены. В частности, возможность продвижения врачами отдельных брэндов за вознаграждение.

В Великобритании фармацевт обязан отпускать препарат конкретной торговой марки, если в рецепте указан производитель, или генерический препарат, если рецепт выписан по МНН. При этом отмечается очень высокий уровень назначения генериков.

В Ирландии выписывание рецептов по МНН разрешается, но не является обязательным. При этом доля генериков на рынке в период 2010–2012 гг. удвоилась и составляет 50%.

В Германии рецепты выписываются как с использованием МНН, так и без него. Уровень реализации генериков — высокий и стимулируется несколькими факторами, такими как обязательная генерическая замена фармацевтом, доплата пациента за оригинальный препарат в случае его отказа от генерика, а также финансовые санкции для врачей.

Испания, равно как Италия и Франция, является страной с низким уровнем потребления генериков. При этом обязательства назначения по МНН не установлены, но фармацевты обязаны выбирать самую дешевую альтернативу.

В Португалии с 2011 г. врачи обязаны выписывать рецепты по МНН. Но существуют некоторые особенности, в частности, назначения врачами осуществляются в электронной форме, фармацевты выбирают один их трех самых дешевых препаратов по указанному МНН, принят ряд мер по финансовому стимулированию фармацевтов.

С недавних пор выписывание рецептов по МНН стало обязательным в Греции. При этом есть исключения для групп препаратов, где назначение по МНН нецелесообразно в медицинских целях, а также врач имеет право назначать патентованные препараты по торговому наименованию в 15% случаев.

В Финляндии право выписывать рецепты на основании МНН или нет остается на усмотрение врача. В то же время с 2003 г. генерическая замена в пределах «ценового коридора» является обязательной. А государственная служба по лекарственным средствам регулярно публикует перечень взаимозаменяемых препаратов.

В Эстонии и Литве выписывание рецептов по МНН является обязательным за некоторыми исключениями.

Таким образом, в большинстве стран выписывание рецептов по МНН остается на усмотрение врача и лишь в нескольких странах стало обязательным. В то же время как у пациентов, так и у врачей возникают сомнения относительно эффективности, качества и безопасности генериков. Но, несмотря на это, выявляют увеличение объема продаж генериков на европейских рынках и снижение цен на них.

Продолжение следует…

С докладами форума можно ознакомиться на сайтах http://www.apteka.ua и  http://www.morion.ua .

Денис Кирсанов,
фото Сергея Бека

ДИСКУССИЯ.
И КУДА? МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ФАРМРЫНКА УКРАИНЫ

Кшиштоф Седлецки, глава представительства «Астеллас Фарма»Кшиштоф Седлецки, глава представительства «Астеллас Фарма» в Украине, отметил, что несмотря на экономический кризис, украинский фармрынок продолжает развиваться. Однако модель его развития сложно прогнозировать, как и модель развития государства. Одними из путей оптимизации рынка будут его интеграция и взаимодействие звеньев товаропроводящей цепочки. Также эксперт выразил свои опасения относительно внедрения системы реимбурсации в Украине, так как на сегодня не учитываются последствия внедрения пилотных проектов. Но позитивным моментом остается то, что в Украине пока не ввели НДС на препараты.

Ирина Каракай, заместитель директора представительства «Ядран-Галенская Лаборатория д.д.»Ирина Каракай, заместитель директора представительства «Ядран-Галенская Лаборатория д.д.» в Украине, считает, что в текущем году на игроков фармрынка и его развитие продолжает оказывать сильное влияние регуляторный вектор. Поэтому процесс сохранения темпов роста будет зависеть от гибкости и динамичной адаптации операторов к постоянным изменениям, что проявляется в слаженности работы различных уровней, профессионализме функциональных команд внутри организаций, структуре полномочий, ответственности, скорости принятия решений, партнерства с контрагентами.

Нолан Таунсенд, глава представительства «Файзер»Нолан Таунсенд, глава представительства «Файзер» в Украине, председатель Совета директоров ассоциации «АПРаД», подчеркнул, что прогноз развития зависит от периода, на который рассматривается прогноз. Так, в крат­косрочной перспективе могут быть пессимистичные взгляды, но в долгосрочной перспективе стоит оставаться оптимистом. На сегодня расходы на здравоохранение на душу населения в Украине находятся на низком уровне и в короткие сроки это не исправить, но в долгосрочной перспективе они будут увеличиваться. Эксперт также отметил, что прежде чем внедрять систему ценообразования и реимбурсации, необходимо задуматься о качестве медицины, которое отображается в продолжительности жизни, снижении заболеваемости, увеличении рождаемости и др.

Владимир Телявский, генеральный директор ЗАО «Киевский витаминный завод»Говоря о модели развития украинского фармрынка, Владимир Телявский, генеральный директор ЗАО «Киевский витаминный завод», назвал ее искривленной. В. Телявский отметил отсутствие интереса правительства к здоровью и продолжительности жизни населения. Это проявляется в отсутствии системы реимбурсации как таковой и реальном внедрении протоколов лечения. Потребитель по прежнему лечится преимущественно «симптоматикой». Фармкомпании, безусловно, готовы работать с новыми, прогрессивными молекулами, но структура потребления говорит об обратном. А реализующиеся сегодня проекты по возмещению стоимости препаратов направлены скорее на поддержку электората на выборах 2015 г. Основной вектор маркетинговой политики производителей при продвижении препаратов на рынок будет смещен с врачей на фармацевтов в связи с обязательством врачей выписывать рецепты по МНН.

Роберт Трновшек, генеральный директор компании «Сандоз Украина»Роберт Трновшек, генеральный директор компании «Сандоз Украина», отметил, что компания «Сандоз» рассматривает рынок Украины, как один из наиболее перспективных в Восточной Европе. В Украине в ближайшие годы не ожидается существенных структурных изменений фармацевтического рынка. Возможные изменения будут направлены на усиление его регулирования. Отечественные компании на данный момент проявляют большую гибкость и скорость в реагировании на изменения рынка. Поэтому зарубежным компаниям, которые хотят быть более успешными на украинском рынке, необходимо ускорить динамику ведения бизнеса и быть готовыми смелее принимать риски инвестирования.

Раджив Гупта, генеральный директор «Кусум фарм»Раджив Гупта, генеральный директор «Кусум фарм», осветил украинский фармрынок с точки зрения индийских производителей. Прогнозировать развитие фармрынка на будущий год довольно сложно, поскольку в прошлом году многие индийские компании столкнулись с очень сложной процедурой бэкрелиза в Украине. В результате они столкнулись с отсутствием товара. «Кусум фарм» избежала этого благодаря локализации производства. При этом она не получила никаких преференций от государства, а также платит НДС на вспомогательные вещества и упаковочный материал. Несмотря на это Р. Гупта дал оптимистичный прогноз развития украинского фармрынка.

IX Ежегодный аналитический форум «Фармрынок Украины—2014

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті